Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

(учитывая значительный вес фехтовального оружия при взаимодействии оружием с тренером, партнером, противником) необходимо создавать условия, приближенные к условиям соревновательной деятельности. Главной целью начального этапа занятий является быстрое овладение средствами нападения и защиты, которые позволяют вести бой и отражают современные особенности единоборства в избранном виде оружия.

Например, поединок саблистов высокого класса характерен дальней и сверхдальней дистанцией, глубоким маневрированием, атаками значительной длины за счет сочетания приемов нападения (выпада, скачка и выпада, «стрелы») в комбинациях, преимущественным использованием двух разновидностей атак (обусловленных простых атак ударом по маске и атак с серией финтов с выбором сектора ударом по правому или левому боку). При противодействии атакам наиболее типично применение трех верхних защит с выбором и контратак ударом кнаружи по руке с отступлением шагами или бегом.

Следовательно, при ознакомлении юных спортсменов с обусловленными атаками ударом по маске в выпаде, шаге и выпаде, «стреле» следует иметь в виду, что широкое использование получат лишь атаки в шаге (скачке) и выпаде.

Изолированное выполнение «стрелы» в беговой технике и выпада, используемое в разминке, послужит затем технической основой для освоения подготавливающих действий. Основной же объем обусловленных атак ударом по маске и атак с серией финтов и выбором с ударами по правому или левому боку должен совершенствоваться в комбинациях нападений (выпад + «стрела», шаг и выпад + «стрела»).

Обусловленным атакам ударом по правому и левому боку начинающих саблистов учить не следует, так как на первых порах поводов для их применения в боях практически нет. Такие атаки целесообразно заменять атаками ударом по бокам в открывающийся сектор (в «противоход» защитному движению противника) или ударом с переключением на маску.

При овладении защитами целесообразно ставить первоначально 3-ю и 4-ю защиты с ответами ударом по маске. Выбор из этих

 

двух защит можно сочетать с обусловленными попытками взять 5-ю защиту от предугаданных атак ударом в маску.

При изучении преднамеренных атак определенной длины с учетом предполагаемого отступления противника необходимо чередовать простые атаки ударом по маске и атаки с серией финтов и выбором удара по правому или левому боку. При изучении противодействий атакам — чередовать верхние защиты с выбором, преднамеренную 5-ю защиту и контратаки ударом по руке кнаружи и все это с быстрым и глубоким отступлением. Так начинают создаваться сабельные поединки, напоминающие в главном современные соревнования квалифицированных фехтовальщиков.

К перечисленному арсеналу остается добавить освоение 4-й обусловленной защиты (в ударной технике) с ответом по маске и атак с батманом в 4-е соединение с ударом по маске, умение переключаться от удара по маске и левому боку к удару по правому боку; от удара по правому боку к удару по левому боку, переключение от контратак и атак к защите и ответу.

При освоении приемов и действий не следует предъявлять требования лишь к быстроте простой двигательной реакции (что наиболее часто можно встретить у юных фехтовальщиков). Упражнения направлены и на выполнение действий с выбором и переключением, и на предвосхищение дистанционных и моментных особенностей схваток. Необходимо развивать также психические процессы представления, тактического мышления, а также боевую бдительность.

Параллельно с освоением перечисленных средств, которых вполне достаточно, чтобы вести сабельный бой (а овладеть ими целесообразно всем занимающимся в группе начального обучения), начинается новый этап подготовки. На основе выявленных характеристик ведения боев на этом этапе будет осуществляться затем процесс индивидуализации боевого арсенала занимающихся. В ходе совершенствования оснащенности средствами единоборства будут созданы предпосылки оптимального проявления качеств и навыков, их специализированности, заложены основы манеры ведения боев, выражающие в наибольшей мере особенности физического и психического развития юных спортсменов.

 

 

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ К XVI ВСЕСОЮЗНОЙ СПАРТАКИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ

   
В. Б. Артемчук, Москва
 

Мне хочется рассказать о том, как мы с моей дочерью и ученицей Е. Артемчук сумели подготовиться к XVI Всесоюзной спартакиа-

 

де школьников (1981 г.) и добиться высокого результата: две золотые медали в личном и командном турнирах.

Library   29   Up


Contents

 

Home
 

Никаких особенностей в системе подготовки не было: просто добросовестно, планомерно и заблаговременно готовились. А главное, поставили задачу: на соревнованиях показать высокий результат. Вот эта нацеленность и выполнение запланированного объема тренировочной работы в период подготовки помогли успешно выступить на соревнованиях.

Летом 1980 г., когда вся страна готовилась к проведению XXII Олимпийских игр, началась наша подготовка к Спартакиаде. В этот период никто из тренеров не мог сказать, что моя ученица будет в составе команды московских школьников. Это право надо было завоевать. Наша тренировочная программа в основном состояла из систематических учебно-тренировочных занятий по ОФП с целью развития и совершенствования физических качеств, а также большого объема работы над техническим совершенствованием фехтовальных приемов и действий. В недельном цикле это занимало 23 — 24 часа, причем на ОФП выделялось 50% всего времени. Такой объем работы был запланирован и выполнен за 2 месяца летней подготовки (июль — август).

В последующие 1,5 месяца планировалось снизить объем ОФП до 6 — 8 час в неделю, а к специальной фехтовальной работе подключить тренировочные, учебные бои и серию боев на различных соревнованиях (до 80 — 90 боев). В конце октября планировалось участвовать впервые на первенстве СССР среди девушек (1964 г. рождения и моложе). Здесь должна была состояться как бы репетиция школьной спартакиады.

Мы уделили много времени технической подготовке, однако из-за недостаточного количества спарринга нам не удалось выполнить весь объем подготовки к соревнованиям. Поэтому на первенстве СССР моя ученица выступала неровно, неуверенно и сумела преодолеть только одну ступень. Результат очень низкий, но мы знали причину неудачного выступления — это главное. Сразу же после возвращения домой в план тренировочной работы включили участие в нескольких соревнованиях: матчевые встречи, турниры, открытые дорожки. За октябрь — ноябрь моя ученица приняла участие в четырех турнирах, причем турниры были двух-трехдневным и по 12 — 20 боев в день и по своему объему соответствовали соревновательной нагрузке на предстоящей Спартакиаде.

Подводя итоги участия в турнирах, мы убедились в правильности взятого направления подготовки, конечно, с некоторой корректировкой, и я видел, как от турнира к турниру растет и стабилизируется результат ученицы.

В дальнейшем вся подготовка, вплоть до самой Спартакиады, шла на подобном уровне: учебно-тренировочная работа осуществля-

 

лась не ровным темпом, а высокими интенсивными подъемами и затем резкими снижениями интенсивности в тренировочных занятиях. Подъемы достигались участием в большом количестве тренировочных боев на результат и в соревновательных турнирах, а снижение интенсивности специальной подготовки осуществлялось за счет работы над деталями технических действий и общефизической подготовки. Объем тренировочных занятий был почти постоянным — 25 — 28 ч в неделю. Количество тренировочных боев на результат и соревновательных боев по плану составляло 45 — 48 в неделю. Весь недельный цикл тренировочной работы проводился в одном режиме как при тренировочной работе дома (на месте), так и на централизованных сборах (выезд).

Распределение средств подготовки в недельном цикле было следующим:

1.  Техническое совершенствование в индивидуальном уроке — 4 раза в неделю (3,5 — 4 ч).

2.  Работа в парах по заданию над совершенствованием технических приемов и действий, совершенствование чувства дистанции и взаимодействия с партнером — 3 раза в неделю (3,5 — 4 ч).

3.  Самостоятельная работа с оружием и без оружия — 4 раза в неделю (2 — 2,5 ч).

4.  Тренировочные бои по заданию с учебной задачей — 3 раза в неделю, 20 — 21 бой.

5.  Боевые практики — 2 раза в неделю, 24 — 26 боев. Бои проводились на результат до 5 и 8 уколов. Иногда бои носили обусловленный характер: ставилась конкретная задача, несмотря на то что бой все равно проводился на счет. Если же в недельный цикл попадали соревнования, то одна из боевых практик заменялась технической работой в индивидуальном уроке или в парах.

6.  Общефизическая подготовка проводилась в течение всего недельного цикла на всех тренировочных занятиях по 10 — 15 мин и включала выполнение определенных групп общеразвивающих упражнений для совершенствования физических качеств. Кроме того, один день в неделю полностью выделялся для ОФП: плавание, лыжи, спортивные игры, легкоатлетическая подготовка.

Мы с ученицей взяли такое правило: в боях на счет в боевых практиках и в таких соревнованиях, как «открытая дорожка», ставить задачу не просто выигрывать бой, а суметь провести бой по заранее обусловленному рисунку фехтовальных действий. Такая форма заданий дисциплинирует и способствует аналитическому подходу к соревновательному бою, учит умению перестраиваться и находить правильные решения самостоятельно.

Много раз в процессе года проигрывалась модель соревнований, которая должна быть на Спартакиаде. Этому помогли турниры школьников, проводимые органами народного

 
Library   30   Up


Contents

 

Home
 

образования Узбекистана, Казани и Ленинграда. Эти турниры оказались хорошей проверкой учебного процесса в периоды подготовки и необходимым дополнением к плановой работе с ученицей. Турниры помогали фехтовальщикам понять характер многодневной борьбы, а нам, тренерам, своевременно выявить сильные и слабые стороны своих учеников. Если ученики в состоянии провести ровно двух-трехдневный турнир, то это говорит о высокой стабильности.

В летний предсоревновательный период перед Спартакиадой (май — июнь) главной нашей задачей в тренировочной работе являлось сохранение запаса навыков, которые были накоплены в предыдущие периоды, а также поддержание эмоционального заряда до соревнований. В этом периоде проводились соревнования и тренировочные бои на результат, но при достаточно плотном объеме тренировочных занятий психическая напряженность была на низком уровне, а вся работа шла на хорошем эмоциональном подъеме. Ес-

 

ли и были в процессе тренировок какие-то ошибки технического или тактического характера, то они были не предметом упрека: обстоятельно разбирались причины, которые заставили ученика совершить ту или иную ошибку — постепенно ошибки исправлялись.

Победы на спартакиаде легко не даются. Были удачные или просто хорошие бои, были плохие и были срывы, кризисные моменты, когда казалось, что трудно найти пути для победы. Борьба есть борьба. И тем более приятно вдвойне, что в самых сложных и тяжелых ситуациях спортсменке удалось найти силы, собрать волю, чтобы переломить ход поединка в свою пользу. Вот где помогли трудности тренировочной работы.

Победа на Всесоюзной спартакиаде школьников для нас не самоцель и не конечный этап подготовки. Это только начало длинного и трудного пути на вершину мастерства. Где эта вершина и когда мы к ней придем, покажет наша работа и время.

 

 

БОЕВОЙ АРСЕНАЛ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
А. Д. Мовшович; В. Г. Войтов, Москва; А. С. Петросян, Ереван
 

В последние годы в теории и методике фехтовального спорта большое внимание уделялось определению характеристик соревновательной деятельности, показателей объемов и результативности разновидностей боевых действий, тактических моделей ведения поединков фехтовальщиками (Д. А. Тышлер, П. А. Ренский, 1977). Исключительно важной является информация о взаимосвязях отдельных факторов соревновательной деятельности (Л. Г. Каптелина, М. П. Мидлер, А. Д. Мовшовича, Д. А. Тышлер, 1979). Однако эти научные данные, являющиеся значимыми для методики тренировки высококвалифицированных спортсменов, в полной мере не могут служить решению задач подготовки юных фехтовальщиков. Сейчас наблюдается омоложение участников соревнований, значительно снизился средний возраст кандидатов в сборные команды республик, ДСО и ведомств. В связи с этим возникает одна очень важная задача — рациональное оснащение юных фехтовальщиков средствами ведения боя с учетом возрастных особенностей.

В боевом арсенале юных и взрослых спортсменов имеются существенные различия. Причины следует искать в закономерностях процесса становления мастерства, взаимосвязанных с возрастной динамикой физических и психических качеств (В. П. Филин, Н. А. Фо-

 

мин), которая определяет избирательность и своеобразие применяемых тактических средств. В результате на практике нередко приходится сталкиваться с появлением у юных фехтовальщиков технического «брака» и невысокой результативности отдельных средств единоборства. Психофизиологические показатели спортсменов, их индивидуальные склонности к применению действий не реализуются в обучении тщательно подобранными средствами и методами.

С целью выявления особенностей ведения поединков юными (14 — 15 лет) фехтовальщиками на саблях проведены наблюдения, в результате которых были определены:

1)   объем и результативность боевых действий, их тактические разновидности с учетом способа выполнения и характеристик, отражающих степень готовности и особенности реагирования спортсменов;

2)   объемы ведения поединков с тактическими характеристиками подготовки отдельной схватки с учетом инициативы начала нападений, времени для подготовки действия, использования поля боя, дистанции и положения оружия;

3)   объемы нападений в различные секторы поражаемой поверхности;

4)   объемы применения разновидностей защит оружием;

Library   31   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало