|
Никаких особенностей в системе подготовки не было: просто добросовестно, планомерно и заблаговременно готовились. А главное, поставили задачу: на соревнованиях показать высокий результат. Вот эта нацеленность и выполнение запланированного объема тренировочной работы в период подготовки помогли успешно выступить на соревнованиях.
Летом 1980 г., когда вся страна готовилась к проведению XXII Олимпийских игр, началась наша подготовка к Спартакиаде. В этот период никто из тренеров не мог сказать, что моя ученица будет в составе команды московских школьников. Это право надо было завоевать. Наша тренировочная программа в основном состояла из систематических учебно-тренировочных занятий по ОФП с целью развития и совершенствования физических качеств, а также большого объема работы над техническим совершенствованием фехтовальных приемов и действий. В недельном цикле это занимало 23 — 24 часа, причем на ОФП выделялось 50% всего времени. Такой объем работы был запланирован и выполнен за 2 месяца летней подготовки (июль — август).
В последующие 1,5 месяца планировалось снизить объем ОФП до 6 — 8 час в неделю, а к специальной фехтовальной работе подключить тренировочные, учебные бои и серию боев на различных соревнованиях (до 80 — 90 боев). В конце октября планировалось участвовать впервые на первенстве СССР среди девушек (1964 г. рождения и моложе). Здесь должна была состояться как бы репетиция школьной спартакиады.
Мы уделили много времени технической подготовке, однако из-за недостаточного количества спарринга нам не удалось выполнить весь объем подготовки к соревнованиям. Поэтому на первенстве СССР моя ученица выступала неровно, неуверенно и сумела преодолеть только одну ступень. Результат очень низкий, но мы знали причину неудачного выступления — это главное. Сразу же после возвращения домой в план тренировочной работы включили участие в нескольких соревнованиях: матчевые встречи, турниры, открытые дорожки. За октябрь — ноябрь моя ученица приняла участие в четырех турнирах, причем турниры были двух-трехдневным и по 12 — 20 боев в день и по своему объему соответствовали соревновательной нагрузке на предстоящей Спартакиаде.
Подводя итоги участия в турнирах, мы убедились в правильности взятого направления подготовки, конечно, с некоторой корректировкой, и я видел, как от турнира к турниру растет и стабилизируется результат ученицы.
В дальнейшем вся подготовка, вплоть до самой Спартакиады, шла на подобном уровне: учебно-тренировочная работа осуществля-
|
|
лась не ровным темпом, а высокими интенсивными подъемами и затем резкими снижениями интенсивности в тренировочных занятиях. Подъемы достигались участием в большом количестве тренировочных боев на результат и в соревновательных турнирах, а снижение интенсивности специальной подготовки осуществлялось за счет работы над деталями технических действий и общефизической подготовки. Объем тренировочных занятий был почти постоянным — 25 — 28 ч в неделю. Количество тренировочных боев на результат и соревновательных боев по плану составляло 45 — 48 в неделю. Весь недельный цикл тренировочной работы проводился в одном режиме как при тренировочной работе дома (на месте), так и на централизованных сборах (выезд).
Распределение средств подготовки в недельном цикле было следующим:
1. Техническое совершенствование в индивидуальном уроке — 4 раза в неделю (3,5 — 4 ч).
2. Работа в парах по заданию над совершенствованием технических приемов и действий, совершенствование чувства дистанции и взаимодействия с партнером — 3 раза в неделю (3,5 — 4 ч).
3. Самостоятельная работа с оружием и без оружия — 4 раза в неделю (2 — 2,5 ч).
4. Тренировочные бои по заданию с учебной задачей — 3 раза в неделю, 20 — 21 бой.
5. Боевые практики — 2 раза в неделю, 24 — 26 боев. Бои проводились на результат до 5 и 8 уколов. Иногда бои носили обусловленный характер: ставилась конкретная задача, несмотря на то что бой все равно проводился на счет. Если же в недельный цикл попадали соревнования, то одна из боевых практик заменялась технической работой в индивидуальном уроке или в парах.
6. Общефизическая подготовка проводилась в течение всего недельного цикла на всех тренировочных занятиях по 10 — 15 мин и включала выполнение определенных групп общеразвивающих упражнений для совершенствования физических качеств. Кроме того, один день в неделю полностью выделялся для ОФП: плавание, лыжи, спортивные игры, легкоатлетическая подготовка.
Мы с ученицей взяли такое правило: в боях на счет в боевых практиках и в таких соревнованиях, как «открытая дорожка», ставить задачу не просто выигрывать бой, а суметь провести бой по заранее обусловленному рисунку фехтовальных действий. Такая форма заданий дисциплинирует и способствует аналитическому подходу к соревновательному бою, учит умению перестраиваться и находить правильные решения самостоятельно.
Много раз в процессе года проигрывалась модель соревнований, которая должна быть на Спартакиаде. Этому помогли турниры школьников, проводимые органами народного
|
|