Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

подготовки. Важным компонентом тактики фехтования является умение переиграть, перехитрить противника вначале в сфере мышления, а затем и в практической реализации задуманных действий. Видные специалисты фехтования В. А. Аркадьев, Д. Л. Тышлер и др. называют тактику фехтования «острой конфликтной игрой ума». Способность к такой игре, умение находить в условиях напряженного взаимодействия с противником наиболее короткие и верные ходы и контрходы, быстро разгадывать намерения противника, вводить его в заблуждение, внезапно изменять тактические ситуации, создавать для противника неожиданные ловушки — все эти способности должны воспитываться с первых шагов у юных фехтовальщиков на первых занятиях и совершенствоваться в дальнейшем. Основным средством развития этих способностей является прежде всего само фехтование, т. е. тренировка в выполнении и применении фехтовальных приемов: индивидуальные уроки, упражнения с партнером, бои по заданиям, тренировочные бои и систематическое участие в соревнованиях.

Однако воспитание специальных способностей только средствами фехтования недостаточно. На этапах предварительной подготовки и ранней специализации необходимо целенаправленно использовать подвижные и спортивные игры, эстафеты.

Формы и методы проведения игровых упражнений на занятиях с юными фехтовальщиками весьма разнообразны. В подготовительных группах — это прежде всего подвижные игры, особенно предпочтительны те, в которых есть элементы быстрого бега, непосредственной борьбы с соперником, броски и ведение теннисных, волейбольных или баскетбольных мячей.

В более старших возрастных группах наряду с подвижными играми все большее место должны занимать спортивные игры с мячом по упрошенным, а затем и по полным правилам, особенно баскетбол, ручной мяч,

 

футбол, бадминтон, большой и малый теннис, хоккей.

Эффективным средством воспитания скоростных качеств, быстроты, ловкости и волевых качеств являются также разнообразные эстафеты с гимнастическими палками, баскетбольными, набивными, теннисными или другими мячами. Действия играющих в этих эстафетах могут усложняться внезапными командами, сигналами, прыжками через определенные препятствия, ведением мяча с обводкой определенных предметов, бросание мячей в баскетбольное кольцо, в квадрат на стене и т. д.

При выполнении фехтовальных приемов и действий также следует использовать игровые формы упражнений, например игровые передвижения в боевой стойке в парах. Один из партнеров, владея инициативой в передвижениях, применяя разнообразные шаги (скачки), меняя их ритм и длину, старается подобрать соответствующую дистанцию и внезапным броском или выпадом «осалить» (достать) партнера рукой. Партнер, соблюдая дистанцию, старается своевременно среагировать и отскочить. Через определенное время партнеры меняются ролями. В игровой форме могут также выполняться разнообразные упражнения с оружием — захваты, батманы, защиты и ответы типа «рипостной игры».

В занятиях с юными фехтовальщиками время от времени следует проводить состязания накоротке в стартовых бросках на 10 — 20 м из различных исходных положений, в том числе из боевой стойки, положения выпада, передвижений в боевой стойке; в беге по фехтовальной дорожке, в прыжках в длину и с места, в тройных прыжках, в выпадах (на максимальную длину) и т. п.

В играх и состязаниях наиболее ярко проявляется индивидуальность детей, раскрываются их двигательные, психофизиологические и волевые качества. Это помогает тренеру отбирать наиболее способных и перспективных юных спортсменов.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ САБЛИСТОВ

   
В. Н. Пучков, заслуженный тренер РСФСР, Москва
 

В процессе занятии фехтованием с юными спортсменами целесообразно направить главные усилия не столько на выявление талантов, сколько на диагностику индивидуальных склонностей, выявление и развитие у занимающихся физических и психических качеств, имеющих наибольший потенциал. Методы тренировки и подбор боевых приемов должны

 

служить освоению типового набора технико-тактических средств, которые в дальнейшем станут основой индивидуальной манеры ведения боя.

В настоящее время в секции фехтования принимают детей 10 — 12 лет. Даже в тренировках спортсменов этого возраста, в посильных для их физического развития заданиях

Library   28   Up


Contents

 

Home
 

(учитывая значительный вес фехтовального оружия при взаимодействии оружием с тренером, партнером, противником) необходимо создавать условия, приближенные к условиям соревновательной деятельности. Главной целью начального этапа занятий является быстрое овладение средствами нападения и защиты, которые позволяют вести бой и отражают современные особенности единоборства в избранном виде оружия.

Например, поединок саблистов высокого класса характерен дальней и сверхдальней дистанцией, глубоким маневрированием, атаками значительной длины за счет сочетания приемов нападения (выпада, скачка и выпада, «стрелы») в комбинациях, преимущественным использованием двух разновидностей атак (обусловленных простых атак ударом по маске и атак с серией финтов с выбором сектора ударом по правому или левому боку). При противодействии атакам наиболее типично применение трех верхних защит с выбором и контратак ударом кнаружи по руке с отступлением шагами или бегом.

Следовательно, при ознакомлении юных спортсменов с обусловленными атаками ударом по маске в выпаде, шаге и выпаде, «стреле» следует иметь в виду, что широкое использование получат лишь атаки в шаге (скачке) и выпаде.

Изолированное выполнение «стрелы» в беговой технике и выпада, используемое в разминке, послужит затем технической основой для освоения подготавливающих действий. Основной же объем обусловленных атак ударом по маске и атак с серией финтов и выбором с ударами по правому или левому боку должен совершенствоваться в комбинациях нападений (выпад + «стрела», шаг и выпад + «стрела»).

Обусловленным атакам ударом по правому и левому боку начинающих саблистов учить не следует, так как на первых порах поводов для их применения в боях практически нет. Такие атаки целесообразно заменять атаками ударом по бокам в открывающийся сектор (в «противоход» защитному движению противника) или ударом с переключением на маску.

При овладении защитами целесообразно ставить первоначально 3-ю и 4-ю защиты с ответами ударом по маске. Выбор из этих

 

двух защит можно сочетать с обусловленными попытками взять 5-ю защиту от предугаданных атак ударом в маску.

При изучении преднамеренных атак определенной длины с учетом предполагаемого отступления противника необходимо чередовать простые атаки ударом по маске и атаки с серией финтов и выбором удара по правому или левому боку. При изучении противодействий атакам — чередовать верхние защиты с выбором, преднамеренную 5-ю защиту и контратаки ударом по руке кнаружи и все это с быстрым и глубоким отступлением. Так начинают создаваться сабельные поединки, напоминающие в главном современные соревнования квалифицированных фехтовальщиков.

К перечисленному арсеналу остается добавить освоение 4-й обусловленной защиты (в ударной технике) с ответом по маске и атак с батманом в 4-е соединение с ударом по маске, умение переключаться от удара по маске и левому боку к удару по правому боку; от удара по правому боку к удару по левому боку, переключение от контратак и атак к защите и ответу.

При освоении приемов и действий не следует предъявлять требования лишь к быстроте простой двигательной реакции (что наиболее часто можно встретить у юных фехтовальщиков). Упражнения направлены и на выполнение действий с выбором и переключением, и на предвосхищение дистанционных и моментных особенностей схваток. Необходимо развивать также психические процессы представления, тактического мышления, а также боевую бдительность.

Параллельно с освоением перечисленных средств, которых вполне достаточно, чтобы вести сабельный бой (а овладеть ими целесообразно всем занимающимся в группе начального обучения), начинается новый этап подготовки. На основе выявленных характеристик ведения боев на этом этапе будет осуществляться затем процесс индивидуализации боевого арсенала занимающихся. В ходе совершенствования оснащенности средствами единоборства будут созданы предпосылки оптимального проявления качеств и навыков, их специализированности, заложены основы манеры ведения боев, выражающие в наибольшей мере особенности физического и психического развития юных спортсменов.

 

 

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ К XVI ВСЕСОЮЗНОЙ СПАРТАКИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ

   
В. Б. Артемчук, Москва
 

Мне хочется рассказать о том, как мы с моей дочерью и ученицей Е. Артемчук сумели подготовиться к XVI Всесоюзной спартакиа-

 

де школьников (1981 г.) и добиться высокого результата: две золотые медали в личном и командном турнирах.

Library   29   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало