Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ным образом зависит, во-первых, от задач, решаемых в тренировочном занятии, т. е. от его направленности, и, во-вторых, от объема физической нагрузки. На основании этого нами была разработана и апробирована система использования средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки квалифицированных фехтовальщиков (табл. 2).

Использование в предсоревновательной подготовке фехтовальщиков комплекса тренировочных и восстановительных средств способствовало повышению уровня функционального состояния и специальной подготовленности спортсменов. Прирост амплитуды мышечного тонуса за время подготовки составил в среднем 10,5%. В процессе основных сорев-

 

нований в финальной стадии поединков отмечалось большее количество приемов нападения, меньшее время подготовки одного укола, меньшее количество уколов без тактической правоты и недействительных уколов.

Вариативность использования восстановительных средств позволяет избежать нежелательного привыкания к ним организма, а также создает условия к дифференцированному их применению в зависимости от специфики различных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Наши исследования позволяют рекомендовать для практики указанную систему подготовки фехтовальщиков во взаимосвязи с конкретными восстановительными мероприятиями.

 

 

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
A. П. Варакин, профессор, Москва;
B. А. Бусол, Львов
 

Нередко юные фехтовальщики, сильные в своей возрастной категории, при переходе во взрослую не проявляют необходимых физических и волевых качеств, не выдерживают психических напряжений в ответственных соревнованиях, утрачивают перспективу дальнейшего роста. Происходит это потому, что в учебно-тренировочном процессе юных фехтовальщиков недостаточно уделяется внимания разносторонней физической подготовке, воспитанию специальных физических и волевых качеств. Все выдающиеся спортсмены отличались прежде всего высоким уровнем всесторонней физической подготовленности. К ним можно отнести наших сильнейших фехтовальщиков: В. Вышпольского, К. Туманова, М. Мидлера, В. Станковича, В. Смирнова, А. Романькова, Б. Лукомского и многих других.

Для создания базы разностороннего физического развития на первых этапах занятий с юными фехтовальщиками должен использоваться широкий комплекс общеразвивающих упражнений, отличающихся прежде всего естественностью движений и не требующих специального разучивания: различные виды ходьбы, бега, прыжков, простейшие гимнастические упражнения, броски мячей, упражнения с легкими набивными мячами, скакалками, палками, подвижные и спортивные игры.

При подборе средств физической подготовки и конкретных упражнений необходимо учи-

 

тывать благоприятные периоды в физическом развитии занимающихся для воспитания отдельных двигательных качеств. Так, в возрасте 10 — 13 лет хорошо развивается такое важное для фехтовальщика качество, как быстрота. Для воспитания быстроты используются следующие легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции, стартовые броски из различных исходных положений, эстафеты, прыжки в длину с разбега.

Так как суставы у детей и подростков обладают хорошей подвижностью, а мышцы — эластичностью, в этом возрасте хорошо развивать гибкость. Для этого следует систематически использовать в занятиях разнообразные гимнастические и . легкоатлетические упражнения с маховыми и пружинистыми движениями по широким амплитудам.

Для укрепления мышц плечевого пояса, рук, живота, спины полезны упражнения на гимнастической скамейке, шведской стенке, с набивными мячами. Разнообразные броски и ловля волейбольных, баскетбольных, футбольных и теннисных мячей являются прекрасным средством развития ловкости, быстроты, реакции и координации движений.

Одной из особенностей физического развития подростков является усиленный рост тела и возможное отставание в развитии функций сердечно-сосудистой системы (ССС). Это может привести к неадекватным реакциям ССС на различные нагрузки, особенно при бы-

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

стрых переключениях от одних интенсивных действий к другим.

В функциональной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) также могут проявляться характерные возрастные особенности юных фехтовальщиков. Процессы возбуждения заметно превалируют над процессами торможения, вследствие чего поведение занимающихся бывает часто неровным. Психические процессы, особенно внимание, отличаются неустойчивостью. Многократное повторение однообразных движений и приемов приводит к быстрому утомлению и снижению к ним интереса. Учитывая это, необходимо занятия в подготовительных группах начальной подготовки строить так, чтобы кратковременные скоростные нагрузки чередовались с достаточными паузами отдыха и другими упражнениями. Такой подход помогает создавать у занимающихся устойчивый интерес к занятиям.

В физической подготовке юных фехтовальщиков 14 — 16 лет возрастает объем и интенсивность упражнений. Более широкое использование должны получать упражнения скоростно-силовой направленности: бег на 30, 60, 100 м; прыжково-беговые упражнения, кроссы, а в зимнее время — лыжи, коньки. На смену подвижным играм .приходят спортивные игры. В период спортивно-оздоровительных сборов следует использовать все возможности для проведения занятий по плаванию в открытых водоемах, кроссов в лесу, туристских походов.

Специальная направленность средств и методов физической подготовки юных фехтовальщиков. Необходимо воспитывать скоростно-силовые качества у фехтовальщиков уже на ранних этапах их подготовки.

При подборе упражнений специальной направленности следует руководствоваться следующими принципами:

1) упражнения по возможности должны иметь структурное сходство с основными движениями фехтовальщика и включать в активную работу преимущественно те группы мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении фехтовальных передвижений, шагов, скачков, выпадов, бросков и их разнообразных сочетаний;

2) упражнения должны выполняться преимущественно в тех скоростных режимах и ритмах, которые характерны для фехтовальных действий; большое внимание необходимо уделять различным скоростным, прыжково-беговым упражнениям;

3) специальные упражнения должны предусматривать тренировку в быстрых переключениях от одних скоростных или скоростно-силовых действий к другим по внезапным командам, сигналам и в ответ на соответствующие действия партнера, тренера.

К таким упражнениям могут относиться следующие:

 

Упражнения в беге: бег обычный, с ускорениями, передвижение приставными шагами (то левым, то правым боком вперед), то же с перекрестной постановкой ног; бег с выпрыгиваниями и поворотами с изменением направления движения, с внезапными рывками вперед на 5 — 10 м; скоростной бег по фехтовальной дорожке с поворотами в конце дорожки (в обратном направлении); стартовые разбеги (рывки из различных исходных положений).

Прыжковые упражнения: прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении, с изменением направлений, с поворотами; прыжки на гимнастическую скамейку, через скамейку, со скамейки; продвижение вперед и назад прыжками в стороны с ноги на ногу, со сменой направления; прыжки в длину с места; тройные и пятерные прыжки; переходы от бега к прыжкам и наоборот, прыжки по команде и сигналу и т. п.

Упражнения в боевой стойке: приседания и выпрыгивания из положения боевой стойки; передвижение в боевой стойке вперед и назад семенящим бегом, с высоким подниманием колен; легкие скачки в боевой стойке вперед-назад, передвижение в боевой стойке скачками вперед и назад со сменой ритма по команде или сигналу; «дриблинг» в боевой стойке; передвижение в боевой стойке типа «трещотки»; передвижение вперед и назад фехтовальными ординарными и скрестными шагами, то же со сменой ритма и длины шагов; «броски» из боевой стойки на месте и в процессе передвижений шагами и скачками.

Упражнения в выпадах: пружинистые покачивания в положении легкоатлетического и фехтовального выпада; покачивания и смена ног прыжком в выпаде на счет «четыре», «два» и «один»; пружинистые покачивания и уход с выпада за счет активного отталкивания впереди стоящей ногой; выполнение выпада из боевой стойки, покачивание и возвращение в боевую стойку; выпад и возвращение в боевую стойку, то же в сочетании с передвижениями с постепенным ускорением и удлинением выпада; прыжковые выпады на месте и в сочетании с передвижениями; выпады с плавным началом и активным завершением; упражнения в выпадах максимальной длины; шаг вперед — выпад, скачок вперед — выпад; передвижения в боевой стойке в сочетании с выпадами и бросками по командам, сигналам, самостоятельно и в парах с партнером.

Приведенные выше и многие другие аналогичные упражнения вовлекают в активную работу (нередко «взрывного» характера) те группы мышц, которые обеспечивают скоростное выполнение основных атакующих действий фехтовальщика.

Использование игровых и состязательных форм при выполнении упражнений физической

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

подготовки. Важным компонентом тактики фехтования является умение переиграть, перехитрить противника вначале в сфере мышления, а затем и в практической реализации задуманных действий. Видные специалисты фехтования В. А. Аркадьев, Д. Л. Тышлер и др. называют тактику фехтования «острой конфликтной игрой ума». Способность к такой игре, умение находить в условиях напряженного взаимодействия с противником наиболее короткие и верные ходы и контрходы, быстро разгадывать намерения противника, вводить его в заблуждение, внезапно изменять тактические ситуации, создавать для противника неожиданные ловушки — все эти способности должны воспитываться с первых шагов у юных фехтовальщиков на первых занятиях и совершенствоваться в дальнейшем. Основным средством развития этих способностей является прежде всего само фехтование, т. е. тренировка в выполнении и применении фехтовальных приемов: индивидуальные уроки, упражнения с партнером, бои по заданиям, тренировочные бои и систематическое участие в соревнованиях.

Однако воспитание специальных способностей только средствами фехтования недостаточно. На этапах предварительной подготовки и ранней специализации необходимо целенаправленно использовать подвижные и спортивные игры, эстафеты.

Формы и методы проведения игровых упражнений на занятиях с юными фехтовальщиками весьма разнообразны. В подготовительных группах — это прежде всего подвижные игры, особенно предпочтительны те, в которых есть элементы быстрого бега, непосредственной борьбы с соперником, броски и ведение теннисных, волейбольных или баскетбольных мячей.

В более старших возрастных группах наряду с подвижными играми все большее место должны занимать спортивные игры с мячом по упрошенным, а затем и по полным правилам, особенно баскетбол, ручной мяч,

 

футбол, бадминтон, большой и малый теннис, хоккей.

Эффективным средством воспитания скоростных качеств, быстроты, ловкости и волевых качеств являются также разнообразные эстафеты с гимнастическими палками, баскетбольными, набивными, теннисными или другими мячами. Действия играющих в этих эстафетах могут усложняться внезапными командами, сигналами, прыжками через определенные препятствия, ведением мяча с обводкой определенных предметов, бросание мячей в баскетбольное кольцо, в квадрат на стене и т. д.

При выполнении фехтовальных приемов и действий также следует использовать игровые формы упражнений, например игровые передвижения в боевой стойке в парах. Один из партнеров, владея инициативой в передвижениях, применяя разнообразные шаги (скачки), меняя их ритм и длину, старается подобрать соответствующую дистанцию и внезапным броском или выпадом «осалить» (достать) партнера рукой. Партнер, соблюдая дистанцию, старается своевременно среагировать и отскочить. Через определенное время партнеры меняются ролями. В игровой форме могут также выполняться разнообразные упражнения с оружием — захваты, батманы, защиты и ответы типа «рипостной игры».

В занятиях с юными фехтовальщиками время от времени следует проводить состязания накоротке в стартовых бросках на 10 — 20 м из различных исходных положений, в том числе из боевой стойки, положения выпада, передвижений в боевой стойке; в беге по фехтовальной дорожке, в прыжках в длину и с места, в тройных прыжках, в выпадах (на максимальную длину) и т. п.

В играх и состязаниях наиболее ярко проявляется индивидуальность детей, раскрываются их двигательные, психофизиологические и волевые качества. Это помогает тренеру отбирать наиболее способных и перспективных юных спортсменов.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ САБЛИСТОВ

   
В. Н. Пучков, заслуженный тренер РСФСР, Москва
 

В процессе занятии фехтованием с юными спортсменами целесообразно направить главные усилия не столько на выявление талантов, сколько на диагностику индивидуальных склонностей, выявление и развитие у занимающихся физических и психических качеств, имеющих наибольший потенциал. Методы тренировки и подбор боевых приемов должны

 

служить освоению типового набора технико-тактических средств, которые в дальнейшем станут основой индивидуальной манеры ведения боя.

В настоящее время в секции фехтования принимают детей 10 — 12 лет. Даже в тренировках спортсменов этого возраста, в посильных для их физического развития заданиях

Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало