|
подготовки. Важным компонентом тактики фехтования является умение переиграть, перехитрить противника вначале в сфере мышления, а затем и в практической реализации задуманных действий. Видные специалисты фехтования В. А. Аркадьев, Д. Л. Тышлер и др. называют тактику фехтования «острой конфликтной игрой ума». Способность к такой игре, умение находить в условиях напряженного взаимодействия с противником наиболее короткие и верные ходы и контрходы, быстро разгадывать намерения противника, вводить его в заблуждение, внезапно изменять тактические ситуации, создавать для противника неожиданные ловушки — все эти способности должны воспитываться с первых шагов у юных фехтовальщиков на первых занятиях и совершенствоваться в дальнейшем. Основным средством развития этих способностей является прежде всего само фехтование, т. е. тренировка в выполнении и применении фехтовальных приемов: индивидуальные уроки, упражнения с партнером, бои по заданиям, тренировочные бои и систематическое участие в соревнованиях.
Однако воспитание специальных способностей только средствами фехтования недостаточно. На этапах предварительной подготовки и ранней специализации необходимо целенаправленно использовать подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Формы и методы проведения игровых упражнений на занятиях с юными фехтовальщиками весьма разнообразны. В подготовительных группах — это прежде всего подвижные игры, особенно предпочтительны те, в которых есть элементы быстрого бега, непосредственной борьбы с соперником, броски и ведение теннисных, волейбольных или баскетбольных мячей.
В более старших возрастных группах наряду с подвижными играми все большее место должны занимать спортивные игры с мячом по упрошенным, а затем и по полным правилам, особенно баскетбол, ручной мяч,
|
|
футбол, бадминтон, большой и малый теннис, хоккей.
Эффективным средством воспитания скоростных качеств, быстроты, ловкости и волевых качеств являются также разнообразные эстафеты с гимнастическими палками, баскетбольными, набивными, теннисными или другими мячами. Действия играющих в этих эстафетах могут усложняться внезапными командами, сигналами, прыжками через определенные препятствия, ведением мяча с обводкой определенных предметов, бросание мячей в баскетбольное кольцо, в квадрат на стене и т. д.
При выполнении фехтовальных приемов и действий также следует использовать игровые формы упражнений, например игровые передвижения в боевой стойке в парах. Один из партнеров, владея инициативой в передвижениях, применяя разнообразные шаги (скачки), меняя их ритм и длину, старается подобрать соответствующую дистанцию и внезапным броском или выпадом «осалить» (достать) партнера рукой. Партнер, соблюдая дистанцию, старается своевременно среагировать и отскочить. Через определенное время партнеры меняются ролями. В игровой форме могут также выполняться разнообразные упражнения с оружием — захваты, батманы, защиты и ответы типа «рипостной игры».
В занятиях с юными фехтовальщиками время от времени следует проводить состязания накоротке в стартовых бросках на 10 — 20 м из различных исходных положений, в том числе из боевой стойки, положения выпада, передвижений в боевой стойке; в беге по фехтовальной дорожке, в прыжках в длину и с места, в тройных прыжках, в выпадах (на максимальную длину) и т. п.
В играх и состязаниях наиболее ярко проявляется индивидуальность детей, раскрываются их двигательные, психофизиологические и волевые качества. Это помогает тренеру отбирать наиболее способных и перспективных юных спортсменов. |
|
В процессе занятии фехтованием с юными спортсменами целесообразно направить главные усилия не столько на выявление талантов, сколько на диагностику индивидуальных склонностей, выявление и развитие у занимающихся физических и психических качеств, имеющих наибольший потенциал. Методы тренировки и подбор боевых приемов должны
|
|
служить освоению типового набора технико-тактических средств, которые в дальнейшем станут основой индивидуальной манеры ведения боя.
В настоящее время в секции фехтования принимают детей 10 — 12 лет. Даже в тренировках спортсменов этого возраста, в посильных для их физического развития заданиях |