|
продолжать контролировать их. Упражнения в парах дают возможность боксеру в дальнейшем развивать свою внимательность путем обнаружения у партнера моментов уязвимости. В этом случае он совершенствует свою внимательность как боксер и в новом качестве наставника, тренера по отношению к своему товарищу. Наблюдение за боксерами, проводящими учебные поединки, также положительно сказывается на развитии внимания, направленного на обнаружение уязвимых моментов.
Второй момент — анализ, изучение деятельности, движений, которые предшествуют моменту уязвимости у соперника. Хорошими упражнениями для подобных наблюдений могут послужить упражнения в парах и поединки боксеров.
Третий момент — определение боксером в предупреждающих действиях соперника моментов для начала своего основного действия (атаки или контратаки, защиты или обманных действий). К этому моменту боксер должен четко знать, что намерен делать. Упражнения в парах с подобной направленностью мышления являются хорошим средством для развития внимательности.
Многообразно использование подобного приема. Следует заметить, что упражнения в парах могут быть использованы для развития всех свойств внимания (избирательности внимания, его объема, устойчивости и переключаемости, а также распределения), но при условии конкретизации задания.
Особо пристальное внимание тренера при его подготовке к занятиям должно уделяться созданию целой системы установок в процессе обучения технике бокса. Такой подход дает возможность систематически и последовательно с постепенным усложнением развивать все характеристики внимания. Это особенно важно при овладении сложными эпизодами поединка.
Под установкой понимается готовность боксера, возникающая при предвосхищении им боевой ситуации и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данной ситуации, готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности.
Систему развития внимания для успешного предугадывания боевой деятельности соперника на этапе начального обучения можно назвать системой «второго звонка».
|
|
Например, наблюдения показали, что соперник проводит атаку прямым левой в голову после продвижения вперед-влево двумя-тремя приставными шагами. Целевая установка боксера заключается в проведении встречной контратаки прямым левой в туловище в соединении с защитой уклоном вправо. Внимание спортсмена должно быть сконцентрировано на предупреждающих действиях, т. е. изучаются индивидуальная манера и особенности последовательности движений соперника, которые приведут его в исходное положение для начала атаки прямым левой в голову. Следовательно, надо найти различия между приставным шагом обычного передвижения и приставным шагом, приводящим соперника в исходное положение для атаки. Это и есть первый сигнал, «первый звонок», призыв к готовности. Далее внимание концентрируется на исходном положении, с которого будет выполнена атака (основное действие). «Второй звонок» — сигнал к действию.
При овладении сложными тактическими эпизодами поединка определение системы установок и предупреждающих моментов для концентрации внимания на них поможет занимающимся тактически правильно мыслить, что в дальнейшем выработает привычку предугадывания боевой деятельности противника. Система моментов, на которые последователь но следует обращать внимание, должна побуждать занимающегося к исследованию, эксперименту и поиску конкретной предупреждающей ситуации, а в дальнейшем и системы предупреждающих ситуаций, закономерно приводящих к готовности и реализации удачных моментов в поединке.
Для выработки установки готовности боксера к проведению конкретного приема в нужный момент необходима определенная направленность мыслительных процессов. Для этого ему следует на первом этапе научиться думать «вслух про себя» по следующей схеме.
1. Определение уязвимого положения у соперника.
2. Определение предупреждающих действий о появлении уязвимого положения у соперника.
3. Выбор приема для использования уязвимого положения у соперника.
4а. Определение предупреждающего действия для начала выполнения своего запланированного приема и его реализация. На начальных этапах обучения или при пассивной манере ведения поединка эта методика рациональна.
4б. Планирование и реализация дей- |
|