Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ БОКСЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

   
В. И. Локштанов, кандидат
педагогических наук, Москва
 

Для успешной деятельности на ринге спортсмену необходимо научиться предугадывать боевую ситуацию, предвидеть события. Многогранная подготовка спортсменов обеспечивает развитие у них такой способности. Процесс этот длительный. Эффективность его во многом зависит от уровня развития внимательности и наблюдательности. Однако раз-витию этих свойств в учебно-тренировочном процессе отводится незначительное место.

Первым шагом на пути развития внимательности и наблюдательности является развитие сосредоточенности сознания на определенных объектах и явлениях.

Деятельность боксера на ринге — сложный, многоплановый творческий процесс, включающий комплекс различных двигательных действий и движений. Каждое действие, рассматриваемое как целостный двигательный акт, имеет пространственно-временные характеристики: исходное положение, ряд мгновенных промежуточных движений, конечное положение и время существования каждой части. Однако действие в поединке следует воспринимать не изолированно от остальных, а как звено в цепи других действий. Этот факт предполагает наличие действий, предшествующих основному (предупреждающих), и действий, которые следуют за основным. В результате, когда исходное положение основного действия является конечным положением предупреждающего, а конечное положение основного действия — исходным положением действия, следующего за основным (последействия), мы имеем дело с непрерывным слитным процессом, который нами расчленен для облегчения анализа.

Для развития внимания расчленение целостного двигательного акта в боксе имеет крайне важное значение, состоящее из следующих взаимосвязанных фаз:

1.   Исходное положение предупреждающего действия.

2.   Ряд мгновенных промежуточных движений предупреждающего действия.

3.   Конечно-исходное положение основного действия.

4.   Ряд мгновенных промежуточных движений основного действия (атаки,

 

контратаки, маневрирования, защиты или обманных действий).

5.   Конечно-исходное положение основного действия.

6.  Ряд мгновенных промежуточных, следующих за основным действий.

7.  Конечное положение.

Для определения моментов, на которые следует обращать внимание занимающихся при овладении техническими приемами и совершенствовании их, необходимо рассмотреть двигательную деятельность боксера с позиции его уязвимости, т. е. доступности ударам соперника уязвимых точек его тела. Анализ показывает, что во всех двигательных актах этой деятельности наблюдается момент уязвимости боксера. При некачественном выполнении деятельности, а также в момент утомления, эмоционального напряжения, влияния смысловой установки на качество выполнения техники приемов бокса количество моментов уязвимости увеличивается.

Успешное использование моментов уязвимости обусловлено в значительной степени чувством времени и дистанции и подразумевает ряд предварительных действий и окончательное действие. До момента соприкосновения руки с целью боксер извлекает из памяти адекватный боевой обстановке прием защиты, атаки или контратаки. Одновременно он должен выйти на дистанцию достигаемости соперника своим ударом. Сигналом для этого является поступающая от противника информация в виде предупреждающих действий. Далее от него поступает информация о принятии исходного положения или какого-то мгновенного промежуточного движения основного действия (атаки или контратаки и т. п.), что является сигналом для начала боевого действия.

Итак, на начальном этапе технико-тактического обучения боксер все свое внимание должен последовательно концентрировать на трех моментах.

Первый момент — обнаружение и запоминание положений уязвимости соперника. При разучивании различных приемов перед зеркалом боксер может успешно обнаружить эти моменты у себя и в дальнейшем взять их под контроль: упражняясь в парах, он должен

Library   25   Up


Contents

 

Home
 

продолжать контролировать их. Упражнения в парах дают возможность боксеру в дальнейшем развивать свою внимательность путем обнаружения у партнера моментов уязвимости. В этом случае он совершенствует свою внимательность как боксер и в новом качестве наставника, тренера по отношению к своему товарищу. Наблюдение за боксерами, проводящими учебные поединки, также положительно сказывается на развитии внимания, направленного на обнаружение уязвимых моментов.

Второй момент — анализ, изучение деятельности, движений, которые предшествуют моменту уязвимости у соперника. Хорошими упражнениями для подобных наблюдений могут послужить упражнения в парах и поединки боксеров.

Третий момент — определение боксером в предупреждающих действиях соперника моментов для начала своего основного действия (атаки или контратаки, защиты или обманных действий). К этому моменту боксер должен четко знать, что намерен делать. Упражнения в парах с подобной направленностью мышления являются хорошим средством для развития внимательности.

Многообразно использование подобного приема. Следует заметить, что упражнения в парах могут быть использованы для развития всех свойств внимания (избирательности внимания, его объема, устойчивости и переключаемости, а также распределения), но при условии конкретизации задания.

Особо пристальное внимание тренера при его подготовке к занятиям должно уделяться созданию целой системы установок в процессе обучения технике бокса. Такой подход дает возможность систематически и последовательно с постепенным усложнением развивать все характеристики внимания. Это особенно важно при овладении сложными эпизодами поединка.

Под установкой понимается готовность боксера, возникающая при предвосхищении им боевой ситуации и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данной ситуации, готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности.

Систему развития внимания для успешного предугадывания боевой деятельности соперника на этапе начального обучения можно назвать системой «второго звонка».

 

Например, наблюдения показали, что соперник проводит атаку прямым левой в голову после продвижения вперед-влево двумя-тремя приставными шагами. Целевая установка боксера заключается в проведении встречной контратаки прямым левой в туловище в соединении с защитой уклоном вправо. Внимание спортсмена должно быть сконцентрировано на предупреждающих действиях, т. е. изучаются индивидуальная манера и особенности последовательности движений соперника, которые приведут его в исходное положение для начала атаки прямым левой в голову. Следовательно, надо найти различия между приставным шагом обычного передвижения и приставным шагом, приводящим соперника в исходное положение для атаки. Это и есть первый сигнал, «первый звонок», призыв к готовности. Далее внимание концентрируется на исходном положении, с которого будет выполнена атака (основное действие). «Второй звонок» — сигнал к действию.

При овладении сложными тактическими эпизодами поединка определение системы установок и предупреждающих моментов для концентрации внимания на них поможет занимающимся тактически правильно мыслить, что в дальнейшем выработает привычку предугадывания боевой деятельности противника. Система моментов, на которые последователь­ но следует обращать внимание, должна побуждать занимающегося к исследованию, эксперименту и поиску конкретной предупреждающей ситуации, а в дальнейшем и системы предупреждающих ситуаций, закономерно приводящих к готовности и реализации удачных моментов в поединке.

Для выработки установки готовности боксера к проведению конкретного приема в нужный момент необходима определенная направленность мыслительных процессов. Для этого ему следует на первом этапе научиться думать «вслух про себя» по следующей схеме.

1.   Определение уязвимого положения у соперника.

2.     Определение предупреждающих действий о появлении уязвимого положения у соперника.

3. Выбор приема для использования уязвимого положения у соперника.

4а. Определение предупреждающего действия для начала выполнения своего запланированного приема и его реализация. На начальных этапах обучения или при пассивной манере ведения поединка эта методика рациональна.

4б. Планирование и реализация дей-

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

ствий, которые вынудили бы соперника произвести последовательно ряд предупреждающих действий; за этими действиями закономерно должно последовать его уязвимое положение. При активном ведении боя это условие необходимо.

Овладение вышеприведенной схемой требует специальной предварительной подготовки занимающихся, направленной на пробуждение интереса к анализу, поиску. У боксеров должна быть сформирована привычка во всех проявлениях соперника видеть закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов, причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его. Для этого занимающегося следует приучить дисциплинированно мыслить, т. е. направленно организовывать процессы мышления.

До сих пор мы имели дело с предупреждающими действиями, так сказать, в чистом виде. На более высоком уровне спортивного мастерства наблюдается дифференциация этих действий. Чем выше мастерство, тем более значительно проявляется дифференциация. Это происходит по двум причинам. Во-первых, возросший уровень спортивного мастерства сокращает время существования как предупреждающих действий, так и

 

самого положения уязвимости. Во-вторых, изменение предупреждающих действий возникает вследствие намеренного их использования боксером в тактических целях, как средства для обманных действий. В этих случаях предупреждающие положения того или иного боевого действия умышленно выполняются напоказ. Далее действие прерывается не дойдя до момента уязвимости. Такой прием называется вызовом (финтом).

Подобные обманные действия часто применяются в боксерских поединках, и очень успешно. У боксера возникает необходимость в распознавании эффективных действий, несущих ему опасность. Упражнения в парах с заданием концентрировать внимание на моментах перед атакой, которые чередуются соперником с приемом «вызова», успешно формируют эту способность.

В заключение следует подчеркнуть, что формирование внимательности является важным звеном в развитии тактического мышления у боксеров. Успех работы в этом направлении может быть обеспечен путем систематической конкретизации моментов, на которые следует обращать внимание занимающихся в целях повышения качества технико-тактической подготовки.

 

 

ЗАЩИТНЫЕ ШЛЕМЫ — СРЕДСТВО
ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМ

   
В. Г. Черный, кандидат
медицинских наук, Москва
 

Рассматривая дальнейшие пути развития мирового любительского бокса, нельзя не заметить, что с каждым годом все более широкое звучание приобретает вопрос разработки мер по снижению травматизма и обеспечения безопасности боксеров. Несомненно, существенным вкладом в разрешение этого вопроса могло бы стать обязательное применение в соревновательной практике защитных шлемов.

Как известно, Международный олимпийский комитет предложил АИБА разрешить участникам соревнований Олим-пиады-84 по их желанию выступать в защитных шлемах. Исполком АИБА не только учел это пожелание, но и принял решение об обязательном использовании защитных шлемов всеми боксерами-олимпийцами.

Однако после проведения Олимпий-

 

ских игр в медицинской комиссии АИБА мнения по вопросу об эффективности использования защитных шлемов в целях профилактики травм у боксеров разделились. Представители ряда стран высказались против применения защитных шлемов, мотивируя это тем, что защитные шлемы якобы не уменьшают силу удара. Подтверждением тому является довольно большое количество нокаутов и рассечений в области надбровных дуг, отмеченных во время последних соревнований.

Вполне очевидно, что по одному только соревнованию нельзя судить об эффективности того или иного защитного приспособления, и практически трудно сказать, сколько было бы повреждении, если бы оно в данном турнире не применялось.

Вместе с тем боксерские шлемы были

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало