|
зультатах и последствиях состязаний, уметь представить себе послесоревновательную обстановку благоприятной независимо от результата выступления.
Здесь следует использовать самоубеждение в форме разговора с самим собой, направленного на смещение целевых установок с ориентацией на выступление в силу своих возможностей, а не на результат. При этом внимание следует концентрировать на средствах достижения цели, т. е. на технико-тактических особенностях ведения боя.
Надо сказать, что умение концентрировать внимание на определенных предметах и ситуациях является действенным способом регуляции эмоционального состояния. Когда необходимо снизить уровень волнения (например, в состоянии предстартовой лихорадки), целесообразно воспользоваться упражнением на расширение и сужение кругов внимания. Из большого круга нужно переходить в малый или внутренний круг внимания и обратно. Большой круг — это все обозримое, окружающее нас, например Дворец спорта или спортивный зал, в котором вы выступаете, вместе со зрителями, судьями и др. Малый, или внутренний, круг — это мир ваших переживаний и ощущений.
Выполняя это упражнение, внимательно осмотрите зал, его особенности, оборудование, присутствующих людей, затем закройте глаза и мысленно представьте все это. После чего откройте глаза и осмотрите пальцы, скажем, правой руки, предельно концентрируя внимание на каждом из них. Старайтесь не только разглядеть, например, мизинец, но и ощутить его. При этом кровеносные сосуды пальца начинают расширяться и можно даже почувствовать пульс в его кончике. Закрыв глаза, следует вновь увидеть и ощутить этот палец и пульс в нем. Затем нужно вновь вернуться в большой круг внимания и повторить все сначала.
Это упражнение нужно превращать в увлекательную игру. Когда вы начнете чувствовать пульс в пальцах, то можно затем научиться ощущать его в самых разных участках тела. Такая игра позволяет очень хорошо отключаться от окружающего, успокоиться и привести себя в уравновешенное состояние.
Для этих же целей можно применять и концентрацию внимания на дыхании. Очень подходящим является так называемый «вечерний» тип дыхания, при котором выдох длиннее вдоха. При этом нужно пользоваться брюшным, или диафрагмальным, дыханием, когда во время вдоха живот несколько выпячивается,
|
|
а при выдохе — втягивается, как бы вытесняя воздух из легких.
Известно, что фаза вдоха является мобилизующей, а фаза выдоха — успокаивающей. Следовательно, если вам надо успокоить себя, прибегните к «вечернему» типу дыхания: после короткого энергичного вдоха следует несколько удлиненный выдох, а за ним короткая пауза — задержка дыхания. Лучше дыхание делать под счет, например вдох — на 4 счета, выдох — на 6, паузу — на 2.
Если вы хотите мобилизовать, возбудить себя, вы строите дыхание по «утреннему» типу: растягиваете вдох (например, до счета 6), делаете паузу (до счета 2) и резкий короткий выдох (до счета 4).
Еще больший эффект для снятия повышенного возбуждения получается, когда дыхание сочетается с напряжением и расслаблением мышц. При вдохе следует вполсилы напрячь мышцы (рук или ног), а при выдохе — расслабить их и вслушаться в возникшие ощущения.
С целью мобилизации, улучшения настроения, вхождения в состояние воодушевления, азарта и др. можно воспользоваться специальными физическими упражнениями в сочетании с воспроизведением различных звуков. Последние могут в значительной степени усиливать воздействие упражнений. Это вызвано тем, что голос человека очень тесно связан с его эмоциональным состоянием. В жизни давно подмечено: положительные эмоции, как правило, повышают звонкость голоса, а отрицательные — уменьшают. Существует и обратная связь: воспроизведение высоких, звонких звуков может вызывать положительные эмоциональные состояния (радость, воодушевление, азарт), а низких, глухих звуков — отрицательные (печаль, горе, страх).
Примерно такой же эффект вызывают и определенные позы и мимика. Стоит только расправить плечи, подтянуться и улыбнуться, как появляется хорошее настроение, чувство уверенности.
На основе указанных закономерностей и построены некоторые упражнения, направленные на регуляцию психических состояний (например, физвокализная тренировка А. И. Попова или актерская гимнастика гармонического совершенства А. В. Бояршинова).
Предлагаем вашему вниманию некоторые из этих упражнений, модифицированных нами применительно к перечисленным задачам. Одно из них состоит в том, чтобы быстро сформировать приподнятое, радостное настроение и вызвать |
|