Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

вразрез с работой, проводимой тренером. Он превращается в отрицательного лидера. От таких спортсменов иногда нужно избавляться (на более или менее длительный промежуток времени), в ряде случаев проводить с ними индивидуальную работу.

В заключение следует отметить, что все воздействия на спортсменов, включая отбор и формирование потребностей, создание нужной мотивации, отношений и установок, во многом усиливаются или тормозятся особенностями коллектива, в

 

котором он состоит. Наблюдается взаимоусиливающее влияние: работа по созданию мотивации, отношений ведет к изменению взглядов отдельных спортсменов, совпадению взглядов членов коллектива, что, в свою очередь, ведет к его сплочению, созданию традиций и усилению воздействия на каждого из его членов. Все описанные в данной статье мероприятия направлены на поддержание максимальной активности спортсмена, создание условий, приводящих к высоким и стабильным результатам.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА БОКСЕРОВ

   
Ю. Б. Никифоров, кандидат
педагогических наук, Москва
 

На соревнованиях по боксу очень часто можно услышать от тренеров и спортсменов такие выражения, как «плохо настроился», «не смог настроиться», «перегорел», «отлично настроился», «настроен был как никогда», и т. п. Причем плохая настройка обычно связывается с неудачным выступлением боксера, а хорошая — с удачным.

Действительно ли настройка имеет такое важное значение и даже определяет спортивный результат? Что представляет собой настройка и как ею пользоваться? Попробуем разобраться в этих вопросах. Конечно, никакая, пусть даже самая отличная, настройка не может заменить спортивное мастерство боксера, при­ обретаемое длительным и упорным трудом. Спортивное мастерство было, есть и будет решающим фактором, определяющим достижения спортсменов. Тем не менее беру на себя смелость утверждать, что настройка также может повлиять на успешность выступления боксеров, и иногда в довольно сильной степени. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи неудач и даже срывов на соревнованиях у боксеров с высоким уровнем мастерства и хорошей спортивной формой, подтверждаемой как тренерами и самими спортсменами, так и результатами научных исследований. Иногда это проявлялось в поражении от спортсмена более низкого класса. Причем такие случаи характерны в основном для боксеров с неустойчивой психикой, излишне эмоциональных и неуравновешенных. Именно про таких боксеров часто приходится слышать, что они «сгорели» еще до выхода на ринг.

Можно привести и немало других

 

примеров, когда боксерам удавалось отлично настроиться и проводить бои на высоком уровне, с вдохновением и даже выигрывать у более сильных противников.

В чем же здесь дело? Почему настройка оказывает такое сильное влияние на поведение боксера на соревнованиях?

Дело в том, что успешность выполнения любой деятельности, а тем более очень напряженной, к какой смело можно отнести соревновательный бой боксера, во многом зависит от психического состояния человека. Если у него хорошее настроение, великолепное самочувствие, твердая уверенность, состояние спортивной злости, азарта или вдохновения, то все, что бы он ни делал, будет получаться легко и на самом высоком уровне. И наоборот, когда он чем-нибудь расстроен, подавлен, в чем-то неуверен, то все дается с большим трудом и плохо получается.

Отсюда ясно, как важно для боксера уметь регулировать свое психическое состояние с тем, чтобы наилучшим образом выполнять тренировочную и соревновательную деятельность. Поэтому психологическая настройка боксера в будет заключаться в формировании оптимального психического состояния, способствующего наиболее полной реализации психофизических возможностей в процессе тренировки и соревнований.

Особо важное значение имеет настройка на выполнение самой напряженной деятельности — соревновательного поединка. Именно он вызывает наиболее сильное психическое напряжение у боксера, регулировать которое не так-то просто.

Library   21   Up


Contents

 

Home
 

Наиболее эффективным способом настройки в данном случае является формирование так называемого оптимального боевого состояния (ОБС). Поскольку методика формирования данного состояния в общем виде описана А. В. Алексеевым (1978, 1982, 1985), а применительно к боксу — в ежегоднике «Бокс», (1985), остановимся только на простых, но достаточно эффективных способах на­ стройки.

Известно, что с приближением времени соревнований уровень эмоционального возбуждения нарастает. Эмоциональное напряжение может появиться уже за несколько дней до старта. Невротичные, эмоционально неустойчивые боксеры испытывают напряжение за неделю и более, эмоционально устойчивые обычно только за 1 — 2 дня до выхода на ринг.

В день боя (и особенно первого боя) напряжение заметно повышается. Его пик приходится обычно на время взвешивания участников соревнований и на последние 30 — 40 мин до боя, а также в момент выхода на ринг и представления участников. Регуляция психического состояния должна осуществляться таким образом, чтобы оптимальный уровень эмоционального возбуждения пришелся на время выхода на ринг и начало боя. Причем следует учесть, что у каждого боксера этот уровень свой. Один предпочитает испытывать значительное возбуждение с переживанием чувства азарта или спортивной злости. Другой стремится войти в состояние спокойной боевой уверенности и легкого волнения.

Очень важно, чтобы каждый боксер знал свой оптимальный уровень эмоционального возбуждения и присущие ему состояния, а также умел входить в него с помощью настройки.

За несколько дней до соревнований, как только боксер начинает чувствовать волнение и у него появляются мысли о предстоящих соревнованиях, полезно воспользоваться такими простыми приемами психорегуляции, как отключение (попеременное сосредоточение внимания на различных предметах) и переключение (удержание направленности сознания на каком-либо интересном деле или любимом занятии — чтении, рассматривании карикатур, разгадывании ребусов, кроссвордов, просмотре фильмов, прослушивании музыки и др.).

Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» рекомендует интересное упражнение, которое можно использовать и с целью отключения психики от травмирующих раздражителей, и для тренировки внимания: находясь в удобной,

 

расслабленной позе, пристально разглядывать какой-нибудь не слишком сложный предмет (коробок спичек, карандаш, стакан) в течение 3 — 5 мин, стремясь не отводить взгляд от предмета (моргать можно). Разглядывать предмет снова и снова, стремясь найти в нем как можно больше деталей.

Можно применять также ритмичное созерцание — вглядываться в выбранный вами предмет на спокойном вдохе, а на выдохе закрывать глаза, как бы «стирая» впечатление. Так повторить 30 — 50 раз.

Весьма эффективен прием «отвлечение», выполняемый с помощью сюжетных представлений и воображений. Умение воссоздать и удержать в своем сознании приятные картины прошлого является эффективным способом саморегуляции эмоциональных состояний. Находясь в спокойной, расслабленной позе с закрытыми глазами, боксер с максимально возможной точностью воссоздает в сознании необходимую ситуацию. Например, можно представить себе местность, полную идиллии и покоя, теплое, ласковое солнце. Вы лежите на траве и забыли все тяготы повседневной жизни. Смотрите на плывущие над вами облака, и ничто вас не отвлекает от созерцания голубого неба и медленного движения облаков. Можно представить себе также берег моря, пустынный пляж, теплый песок и монотонный шум морского прибоя.

В том случае, если вас одолевают навязчивые мысли (о предстоящих соревнованиях, противниках и т. п.), представьте себе, что они не касаются вас, а проходят перед вами, словно в кино, и вы являетесь лишь их невольным свидетелем. Не нужно насильственно их преодолевать; рекомендуется примерно следующая вспомогательная формула: «Мысли приходят, поднимаются вверх и уплывают от меня, как облака по голубому небу».

Когда психическое напряжение заметно возрастает (например, в день соревнований) и с ним становится трудно справляться, следует пользоваться некоторыми более действенными приемами. Повышение напряжения нередко возникает при постановке весьма высоких целей на соревнованиях (занять 1-е место, выиграть у очень известного и авторитетного спортсмена, попасть в сборную команду и др.). Особенно часто это наблюдается, когда боксер чувствует себя очень подготовленным. В этом случае следует прежде всего снизить значимость данных соревнований для него, суметь отключиться от мыслей о возможных ре-

 
Library   22   Up


Contents

 

Home
 

зультатах и последствиях состязаний, уметь представить себе послесоревновательную обстановку благоприятной независимо от результата выступления.

Здесь следует использовать самоубеждение в форме разговора с самим собой, направленного на смещение целевых установок с ориентацией на выступление в силу своих возможностей, а не на результат. При этом внимание следует концентрировать на средствах достижения цели, т. е. на технико-тактических особенностях ведения боя.

Надо сказать, что умение концентрировать внимание на определенных предметах и ситуациях является действенным способом регуляции эмоционального состояния. Когда необходимо снизить уровень волнения (например, в состоянии предстартовой лихорадки), целесообразно воспользоваться упражнением на расширение и сужение кругов внимания. Из большого круга нужно переходить в малый или внутренний круг внимания и обратно. Большой круг — это все обозримое, окружающее нас, например Дворец спорта или спортивный зал, в котором вы выступаете, вместе со зрителями, судьями и др. Малый, или внутренний, круг — это мир ваших переживаний и ощущений.

Выполняя это упражнение, внимательно осмотрите зал, его особенности, оборудование, присутствующих людей, затем закройте глаза и мысленно представьте все это. После чего откройте глаза и осмотрите пальцы, скажем, правой руки, предельно концентрируя внимание на каждом из них. Старайтесь не только разглядеть, например, мизинец, но и ощутить его. При этом кровеносные сосуды пальца начинают расширяться и можно даже почувствовать пульс в его кончике. Закрыв глаза, следует вновь увидеть и ощутить этот палец и пульс в нем. Затем нужно вновь вернуться в большой круг внимания и повторить все сначала.

Это упражнение нужно превращать в увлекательную игру. Когда вы начнете чувствовать пульс в пальцах, то можно затем научиться ощущать его в самых разных участках тела. Такая игра позволяет очень хорошо отключаться от окружающего, успокоиться и привести себя в уравновешенное состояние.

Для этих же целей можно применять и концентрацию внимания на дыхании. Очень подходящим является так называемый «вечерний» тип дыхания, при котором выдох длиннее вдоха. При этом нужно пользоваться брюшным, или диафрагмальным, дыханием, когда во время вдоха живот несколько выпячивается,

 

а при выдохе — втягивается, как бы вытесняя воздух из легких.

Известно, что фаза вдоха является мобилизующей, а фаза выдоха — успокаивающей. Следовательно, если вам надо успокоить себя, прибегните к «вечернему» типу дыхания: после короткого энергичного вдоха следует несколько удлиненный выдох, а за ним короткая пауза — задержка дыхания. Лучше дыхание делать под счет, например вдох — на 4 счета, выдох — на 6, паузу — на 2.

Если вы хотите мобилизовать, возбудить себя, вы строите дыхание по «утреннему» типу: растягиваете вдох (например, до счета 6), делаете паузу (до счета 2) и резкий короткий выдох (до счета 4).

Еще больший эффект для снятия повышенного возбуждения получается, когда дыхание сочетается с напряжением и расслаблением мышц. При вдохе следует вполсилы напрячь мышцы (рук или ног), а при выдохе — расслабить их и вслушаться в возникшие ощущения.

С целью мобилизации, улучшения настроения, вхождения в состояние воодушевления, азарта и др. можно воспользоваться специальными физическими упражнениями в сочетании с воспроизведением различных звуков. Последние могут в значительной степени усиливать воздействие упражнений. Это вызвано тем, что голос человека очень тесно связан с его эмоциональным состоянием. В жизни давно подмечено: положительные эмоции, как правило, повышают звонкость голоса, а отрицательные — уменьшают. Существует и обратная связь: воспроизведение высоких, звонких звуков может вызывать положительные эмоциональные состояния (радость, воодушевление, азарт), а низких, глухих звуков — отрицательные (печаль, горе, страх).

Примерно такой же эффект вызывают и определенные позы и мимика. Стоит только расправить плечи, подтянуться и улыбнуться, как появляется хорошее настроение, чувство уверенности.

На основе указанных закономерностей и построены некоторые упражнения, направленные на регуляцию психических состояний (например, физвокализная тренировка А. И. Попова или актерская гимнастика гармонического совершенства А. В. Бояршинова).

Предлагаем вашему вниманию некоторые из этих упражнений, модифицированных нами применительно к перечисленным задачам. Одно из них состоит в том, чтобы быстро сформировать приподнятое, радостное настроение и вызвать

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

состояние приятного возбуждения и воодушевления.

Исходное положение: ноги на ширине плеч или чуть шире, руки свободно опущены. Нужно постараться вспомнить какое-нибудь радостное, счастливое мгновение своей жизни и ситуацию, в которой оно проявлялось (например, восторг при первой встрече с морем, ликование после важной победы на ринге, радость встречи с любимым человеком и др.). Затем нужно вскинуть руки вверх, высоко поднимая голову, и громко выкрикнуть звук «о-о!» на высокой ноте. Принятая поза напоминает человека в момент восторга, ликования, счастья.

Как правило, после этого упражнения спортсмены быстро приходят в радостное настроение и проводят разминку или выходят на ринг с высоким эмоциональным подъемом. Если нет возможности громко кричать, то звук можно воспроизводить мысленно.

Чтобы вызвать у себя ощущение азарта, спортивной злости, боевого воодушевления, рекомендуем проделать упражнение «прыжок орла». Для этого нужно расставить ноги на ширине плеч, полуприсесть, расправить руки назад-в стороны, растопырить пальцы — когти, прогнуться и запрокинуть голову, исказить лицо (маска злости, агрессии) и напрячь все мышцы. Сформировать у себя состояние готовности к прыжку, которое увеличивается с каждым счетом. Под каждый счет делать амортизирующие движения на ногах, представляя в ногах сильную стальную пружину, готовую распрямиться. При счете «десять» можно выпрыгнуть вверх с выпрямлением рук и с боевым кличем «а-а!».

Это упражнение позволяет мгновенно входить в боевое состояние, которое нужно стремиться сохранить до выхода на ринг.

Боксерам, испытывающим вялость, апатию перед выходом на ринг, можно использовать игру «Защита боксера», предложенную Г. Д. Горбуновым. Боксер надевает перчатки, а тренер — лапы. Игра идет в 3 этапа со следующими рекомендациями.

 

1-й этап — «Разминка». «Я буду стараться очень легко бить тебя по голове и обозначать удары по туловищу. Твоя задача — защищаться и не пропускать эти удары».

2-й этап — «Бью». «Если раньше я обозначал удары, то сейчас будут бить сильнее. Будь внимателен и реагируй на каждое мое движение. Не пропускай ни одного удара». Задачей этого этапа является повышение ориентировочной реакции и сосредоточенности.

3-й этап — «Бью очень сильно». «Несмотря на то что ты хорошо защищаешься, я сейчас наверняка «достану» тебя. Если получишь удар, злись, но не отвечай. Направляй эту злость на своего противника».

На этом этапе обостряется оборонительный рефлекс и возрастает агрессивность, что позволяет вскрыть резервные возможности боксера и настроить его на активные действия.

Все перечисленные упражнения, направленные на мобилизацию боксеров, следует применять только тем, кто предпочитает боксировать в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, спортивной злости и азарта. Они подойдут также спортсменам, слабо возбуждающимся и испытывающим трудности по вхождению в необходимое боевое состояние перед выходом на ринг.

Следует обязательно учитывать, что эти упражнения могут перевозбудите боксеров, и поэтому чрезвычайно внимательно контролировать состояние спортсменов после их выполнения. В любом случае необходимо после них немного успокоить боксеров, сосредоточив их внимание на способах начала боя с мысленным воспроизведением его. Это дает возможность сберечь энергию и направить ее в нужное русло в процессе поединка.

Таким образом, спортсмены должны знать свой оптимальный уровень эмоционального возбуждения и пользоваться только теми приемами настройки, которые способствуют его достижению и соответствуют индивидуальным особенностям боксеров.

 
Library   24   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало