|
ваться пресса, радио, телевидение, реклама и ритуал проведения соревнований. Следует поддерживать и развивать формы работы, направленные на организацию встреч спортсменов с трудовыми и учебными коллективами, создание стендов, посвященных известным спортсменам, лучшим членам спортивного коллектива и т. д.
На мотивацию боксера большое влияние оказывает и чтение соответствующей литературы. Книга обладает великой силой и большим влиянием на психику. Процесс общения с книгой не должен протекать бесконтрольно. Важно направить спортсмена на чтение соответствующей литературы, которая бы стимулировала поиск путей и средств достижения высокого результата. Умело подобранная и вовремя рекомендованная книга способствует проявлению волевых качеств в сложной ситуации. В плане формирования мотивации следует рекомендовать и чтение научных материалов. Книги играют важную роль в деле самообразования спортсмена, обогащают его знаниями, пробуждают интерес к овладению новыми средствами подготовки, делают его сильнее, целеустремленнее; приучают правильно мыслить.
Мощным фактором, влияющим на личность спортсмена, является личность его тренера. Оптимизм, энтузиазм педагога, стойкость в трудных ситуациях, организованность, преданность делу, которому служишь, — все это во многом способствует воспитанию важных социально-значимых качеств спортсмена. Древняя мудрость гласит: «Один человек может дать другому только то, чем владеет сам». В этом отношении, предъявляя к ученику определенные требования, нельзя делать исключения для себя. Поэтому помимо разъяснений, убеждений и других форм работы, личный пример, атмосфера здорового соперничества, поиска, увлеченности — важные факторы воспитания спортсмена, поддержания его максимальной активности.
Выше мы указывали, насколько велико воспитательное влияние коллектива на спортсмена. Это влияние, побуждающее к проявлению необходимой устойчивости, инициативы, решительности и других социально-ценных качеств, во многом зависит от сплоченности коллектива. Для настоящего, боеспособного коллектива характерны отношения сопереживания при успехах и неудачах, эмоциональной теплоты и сочувствия, радости и гордости за достижения каждого из членов коллектива и коллектива в целом. Такой коллектив — одно из важнейших прояв-
|
|
лений мастерства тренера, педагога, высокая оценка его работы. Высокая сплоченность команды возникает на основе совпадений оценок, установок и позиций ее членов. И именно поэтому проведение мероприятий, направленных на воспитание определенных потребностей, создание необходимых отношений к тем или иным сторонам деятельности боксера, является необходимой и важнейшей стороной подготовки. Иногда спортсмен, чувствуя, что ему тяжело, пытается уйти от нагрузок (иногда неосознанно), снижает качество работы. Однако в некоторых случаях высокий уровень напряжения, работа через «не могу», которые сопровождают колоссальную работу спортсмена над собой, обязательно должны быть пройдены им без снижения интенсивности, объемов и качества работы. И лишь в этом случае можно перейти на иной в качественном отношении уровень мастерства, более высокий по сравнению с другими спортсменами. Именно так достигается тот уровень, который характерен для большого спорта, уровень работы на пределе человеческих возможностей. Само собой очевидно, что к таким нагрузкам спортсмена необходимо заранее подготовить психологически, сформировать у него соответствующее к ним отношение, что обеспечит выполнение задуманного.
Формируя коллектив, необходимо учитывать так называемую групповую совместимость его членов. То, насколько совместимы или несовместимы люди, сообща выполняющие определенную работу и живущие рядом, во многом определяет психологический климат в команде, который помогает или, наоборот, тормозит рост достижений. Психологическая несовместимость может возникнуть из-за того, что резко разнятся вкусы, интересы, привычки, темперамент людей, образующих группу. Так, при большом количестве экстравертов, склонных к избыточному эмоциональному контакту, возможно возникновение атмосферы нервозности, перевозбуждения в силу высокого эмоционального взаимовлияния и т. д. Совместимость необходимо учитывать также и при размещении членов команды на сборах.
Вопросы воздействия на спортсменов, регуляции их психических состояний, формирования нужных взглядов, установок, мотивации, потребностей тесно связаны с такой работой, как отбор в команду. Иногда спортсмен, пользующийся высоким авторитетом у товарищей и имеющий высочайшие для данного уровня результаты, может носить в себе ряд «отрицательных» установок, идущих |
|