Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

На наш взгляд, соотношение средств ОФП, СФП и СТТМ должно быть рациональным на каждом этапе.

В таком планировании, подкрепленном показателями уровня физической подготовленности боксеров, скрыты большие резервы повышения как общей, так и специальной подготовленности молодых боксеров. Необходимо

 

создавать плавный переход в планировании средств общей и специальной подготовки на стыках этапов предсоревновательного периода. Такое планирование тренировочного процесса дает возможность увеличить объем специальных нагрузок и сочетать их с постоянным контролем за состоянием юных боксеров.

 

 

НОВЫЙ МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ТРЕНИРОВКИ

   
Ю. Г. Коджаспиров, доцент;
С. Е. Блинов, мастер спорта СССР,
Московский авиационный институт
 

Опыт работы авторов и специальные исследования показывают, что использование в тренировке средств функциональной музыки, т. е. специально подобранных произведений различных музыкальных жанров, позволяет стимулировать и регулировать в нужном направлении рабочую активность, физиологические процессы и психическую деятельность боксеров в процессе их подготовки.

Применение данного средства особенно важно потому, что в необходимый момент под влиянием музыки можно повысить выносливость и работоспособность боксеров, стимулировать проявление силы и быстроту выполняемых движений. Можно сказать, что музыка обладает большой силой психофизиологического воздействия на организм слушателя.

Механизмы воздействия функциональной музыки на дееспособность боксера опираются прежде всего на положительную роль благоприятных эмоций и способность музыки стимулировать и регулировать ритмику двигательной деятельности занимающихся. Спортсмен подсознательно, без всяких волевых усилий, стремится в ритме музыки идти, бежать, наносить удары или совершать другие движения.

Экспериментальные исследования применения функциональной музыки в тренировке боксеров проводились в течение года на двух группах боксеров (36 человек) Московского авиационного института.

Первые тренировки проходили в течение всего учебно-тренировочного занятия с музыкальным сопровождением. Однако вскоре мы убедились, что это не совсем верно. В одних случаях музыкальное сопровождение существенно повышало эффективность учебно-тренировочного занятия, помогало спортсменам успешно и с эмоциональным подъемом выполнять предлагаемые тренером задания, в других — музыка отвлекала внимание от решаемой задачи и мешала.

В результате эксперимента установили, что музыку целесообразно использовать только в те периоды учебно-тренировочного занятия,

 

которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений и не требуют от занимающихся сосредоточения внимания на выполняемой работе. К таким заданиям относятся общеразвивающие упражнения, специально-подготовительные упражнения, а также упражнения на боксерских снарядах (набивных мешках, настенных подушках, подвесных грушах), во время боя с тенью и при работе на «лапах».

Учитывая специфические особенности спортивной деятельности боксеров и общие задачи структурных частей учебно-тренировочного занятия, мы экспериментально разработали оптимальную методику музыкальной стимуляции тренировки боксеров с использованием специальных разновидностей функциональной музыки под названием — музыка врабатывания, лидирующая музыка и успокаивающая музыка. Каждая из этих разновидностей имеет свои цели, выполняет присущие ей функции и качественно отличается от остальных.

Музыка врабатывания включается через 5 — 6 мин после начала учебно-тренировочного занятия (т. е. в момент окончания вводной части занятия и начала разминки) и продолжается до конца подготовительной части занятия (около 20 — 25 мин).

Цель — поднять настроение и гармонично настроить психику и двигательный аппарат спортсменов на рабочий ритм учебно-тренировочного процесса. Как известно, в связи с психофизиологическими особенностями деятельности организма начальный период любой работы характеризуется пониженной работоспособностью, а ритмика двигательной деятельности в это время (после предшествующего отдыха, учебы, работы на производстве, ходьбы, поездки на тренировку и т. п.) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. В целях ускорения процесса врабатывания и оптимизации психофизиологической настройки на предстоящую деятельность используется легкая музыка, выполняющая функции эмоционального подъема, повышения мотивации к

Library   18   Up


Contents

 

Home
 

тренировке и возбуждения двигательной активности занимающихся.

Музыка этого периода должна быть бодрой, жизнерадостной, с четким ритмом. Первостепенное значение здесь придается мажорности тона и живому, пульсирующему ритму. Предпочтительные темпы исполнения музыкальных произведений — moderato1, allegro2, vivo (vivace)3, pregto4. Ритмические характеристики предлагаемой музыки должны соответствовать ритму и темпу выполняемых упражнений, диктуемых тренером.

Темп музыки врабатывания может постепенно нарастать, а может быть и переменным (это зависит от задач урока). На фоне маршевой музыки хорошо стимулируются ходьба и всевозможные общеразвивающие и специальные упражнения во время ходьбы, выполняемые в умеренном или энергичном темпе. Более быстрые мелодии предназначаются для стимуляции бега, прыжков, подскоков, темповых акробатических и специально-подготовительных упражнений, которые выполняются в стремительном темпе.

Лидирующая музыка применяется эпизодически в основной части учебно-тренировочного занятия при совершенствовании технического мастерства боксеров на снарядах, а также во время боя с тенью и при работе на «лапах» (или при идеомоторной тренировке).

Цель — использование музыки в качестве ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому спортсмены с удовольствием приспосабливают ритмику и ударные акценты своих движений.

Музыкальные ритмы подбираются в зависимости от запланированного темпа работы и ритмического рисунка выполняемых действий.

Если выполняемая работа требует определенного внимания, то музыкальные произведения лучше передавать только в инструментальном исполнении. В этом случае музыка создает лишь общий звуковой фон, приятный для слуха и легкий для восприятия на уровне непроизвольного внимания. В результате боксер не только не отвлекается от работы, а, наоборот, усиливает, акцентирует ее с помощью музыки.

Во избежание перенасыщения тренировки музыкой и снижения вследствие этого ее полезного воздействия, в ходе основной части учебно-тренировочного занятия целесообразно использовать музыкальную стимуляцию не чаще 2 — 3 раз по 3 — 5 мин. В итоге общая продолжительность лидирующей музыки не должна превышать 10 — 15 мин.

Если в ходе тренировки возникает необходимость оперативно восстановить боксера не-


1 Умеренный, энергичный темп.

2  Умеренно быстрый, веселый темп.

3  Живой, оживленный, быстрый темп.

4 Очень быстрый темп.

 

посредственно во время вольного боя или напряженного спарринга, то можно использовать в перерывах между раундами минутки взбадривающей музыкальной стимуляции.

Большую помощь при закреплении и совершенствовании технико-тактических действий боксера (особенно сложнокоординационных действий) оказывает идеомоторная тренировка под музыку.

При начальном обучении идеомоторной тренировке (к сожалению, пока еще мало используемой в боксе) боксеры под контролем тренера должны научиться проговаривать последовательность выполнения составных элементов, частей и связок заданного технико-тактического действия сначала вслух, а затем про себя. После чего можно мысленно воспроизводить его с сознательной активизацией соответствующих скелетных мышц. Мысленно выполняя движение, надо сосредоточить внимание на его главных элементах и ударных акцентах. Например, при выполнении комбинации «раз-два — в голову» надо сосредоточить внимание на том, чтобы при ударе левой не переносить сразу вес тела на ногу, стоящую впереди (это следует делать только во время нанесения удара правой рукой). Причем последний удар должен быть наиболее сильным, акцентированным.

После образования такого идеомоторного навыка полезно 3 — 5 мин посвятить идеомоторному воспроизведению заданных движений с музыкальным сопровождением на требуемых скоростях в сочетании с музыкальными и двигательными акцентами (постепенно темп должен возрастать).

Успокаивающая музыка включается за 5 — 6 мин до конца учебно-тренировочного занятия (в его заключительной части) и завершается через 5 мин после его окончания.

Цель — снять утомление, разгрузить центры двигательной деятельности от чрезмерного напряжения за счет загрузки центров эмоциональной деятельности и переключения внимания.

Эта музыка должна быть спокойной, мелодичной, хорошо сочетаемой с двигательными и дыхательными упражнениями на расслабление.

Предпочтительные темпы исполнения — largo1, lento2, adagio3 и andante4.

Весьма эффективна также музыка, воспроизводящая звуки природы. Она снимает нервное напряжение и ускоряет протекание восстановительных процессов.

Тренировки с музыкальным сопровождением целесообразно чередовать с обычными тренировками. Это позволяет провести сравни-


1 Самый медленный темп.

2 Медленный темп (быстрее, чем  largo).

3 Медленный темп (обычно напевно-лирического характера, быстрее lento).

4 Умеренно медленный темп, соответствующий спокойному шагу.

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

тельные наблюдения как тренерам, так и самим боксерам, вносит разнообразие в учебно-тренировочный процесс и дает возможность тренерам решать в обычных условиях те педагогические задачи, которыми они предпочитают заниматься без музыки.

Необходимые разъяснения тренер должен давать боксерам до включения музыкального сопровождения, а делать замечания после его окончания. Во время же выполнения упражне-

 

ний под музыку устные команды тренера целесообразно свести к минимуму и заменить их зрительными сигналами, смысл которых необходимо заранее оговорить.

Через год 36 боксеров, которые участвовали в эксперименте, ответили на вопросы кашей анкеты, анализирующей степень воздействия функциональной музыки на их психическое состояние и работоспособность в процессе учебно-тренировочного занятия (см. таблицу).

 

Таблица

Воздействие функциональной музыки на психическое состояние и работоспособность в процессе учебно-тренировочного занятия

№ п/п

Оцениваемый признак

Распределение ответов, %

с музыкой больше

с музыкой так же,
как и без нее

с музыкой меньше

1.

Ожидание тренировки

97,22

2,78

 

2.

Желание тренироваться

97,22

 

2,78

3.

Быстрота движений

100

   

4.

Работоспособность

94,44

5,56

 

5.

Нервное напряжение

2,78

5,56

91,66

6.

Усталость

 

2,78

97,22

   

с музыкой лучше

с музыкой так же, как и без нее

с музыкой хуже

7.

Настроение

100

   

8.

Самочувствие в ходе занятия и после него

94,44

5,56

 

9.

Качество выполняемых движений

94,44

5,56

 

10.

Освоение учебной программы

97,22

2,78

 

 

Анализ данных таблицы свидетельствует об очевидном стимулирующем влиянии функцио-

 

нальной музыки на повышение эффективности учебно-тренировочных занятий боксеров.

 

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАНЕРЫ ВЕДЕНИЯ БОЯ

   


Н. А. Худадов, кандидат
педагогических наук;
В. Н. Клещев, кандидат в мастера
спорта;
В. С. Ишков, мастер спорта СССР,
ВНИИФК
 

Совершенствование индивидуальной манеры ведения боя — одна из важных сторон подготовки боксера.

Представители стиля ответной контратаки используют преимущественно прямые и длинные боковые удары. Удары снизу они применяют реже, чем боксеры атакующего стиля. Это отражает их тактическую установку,

 

стремление боксировать осторожно, избегать острых ситуаций и жесткого встречного боя. Различны подготовительные действия, которые значительно больше применяют боксеры стиля ответной контратаки. Боевые действия этих боксеров отличает большое количество приемов защиты отклоном и отходом от противника, что помогает им вести бой на дальней ди-

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало