|
тренировке и возбуждения двигательной активности занимающихся.
Музыка этого периода должна быть бодрой, жизнерадостной, с четким ритмом. Первостепенное значение здесь придается мажорности тона и живому, пульсирующему ритму. Предпочтительные темпы исполнения музыкальных произведений — moderato1, allegro2, vivo (vivace)3, pregto4. Ритмические характеристики предлагаемой музыки должны соответствовать ритму и темпу выполняемых упражнений, диктуемых тренером.
Темп музыки врабатывания может постепенно нарастать, а может быть и переменным (это зависит от задач урока). На фоне маршевой музыки хорошо стимулируются ходьба и всевозможные общеразвивающие и специальные упражнения во время ходьбы, выполняемые в умеренном или энергичном темпе. Более быстрые мелодии предназначаются для стимуляции бега, прыжков, подскоков, темповых акробатических и специально-подготовительных упражнений, которые выполняются в стремительном темпе.
Лидирующая музыка применяется эпизодически в основной части учебно-тренировочного занятия при совершенствовании технического мастерства боксеров на снарядах, а также во время боя с тенью и при работе на «лапах» (или при идеомоторной тренировке).
Цель — использование музыки в качестве ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому спортсмены с удовольствием приспосабливают ритмику и ударные акценты своих движений.
Музыкальные ритмы подбираются в зависимости от запланированного темпа работы и ритмического рисунка выполняемых действий.
Если выполняемая работа требует определенного внимания, то музыкальные произведения лучше передавать только в инструментальном исполнении. В этом случае музыка создает лишь общий звуковой фон, приятный для слуха и легкий для восприятия на уровне непроизвольного внимания. В результате боксер не только не отвлекается от работы, а, наоборот, усиливает, акцентирует ее с помощью музыки.
Во избежание перенасыщения тренировки музыкой и снижения вследствие этого ее полезного воздействия, в ходе основной части учебно-тренировочного занятия целесообразно использовать музыкальную стимуляцию не чаще 2 — 3 раз по 3 — 5 мин. В итоге общая продолжительность лидирующей музыки не должна превышать 10 — 15 мин.
Если в ходе тренировки возникает необходимость оперативно восстановить боксера не-
1 Умеренный, энергичный темп.
2 Умеренно быстрый, веселый темп.
3 Живой, оживленный, быстрый темп.
4 Очень быстрый темп.
|
|
посредственно во время вольного боя или напряженного спарринга, то можно использовать в перерывах между раундами минутки взбадривающей музыкальной стимуляции.
Большую помощь при закреплении и совершенствовании технико-тактических действий боксера (особенно сложнокоординационных действий) оказывает идеомоторная тренировка под музыку.
При начальном обучении идеомоторной тренировке (к сожалению, пока еще мало используемой в боксе) боксеры под контролем тренера должны научиться проговаривать последовательность выполнения составных элементов, частей и связок заданного технико-тактического действия сначала вслух, а затем про себя. После чего можно мысленно воспроизводить его с сознательной активизацией соответствующих скелетных мышц. Мысленно выполняя движение, надо сосредоточить внимание на его главных элементах и ударных акцентах. Например, при выполнении комбинации «раз-два — в голову» надо сосредоточить внимание на том, чтобы при ударе левой не переносить сразу вес тела на ногу, стоящую впереди (это следует делать только во время нанесения удара правой рукой). Причем последний удар должен быть наиболее сильным, акцентированным.
После образования такого идеомоторного навыка полезно 3 — 5 мин посвятить идеомоторному воспроизведению заданных движений с музыкальным сопровождением на требуемых скоростях в сочетании с музыкальными и двигательными акцентами (постепенно темп должен возрастать).
Успокаивающая музыка включается за 5 — 6 мин до конца учебно-тренировочного занятия (в его заключительной части) и завершается через 5 мин после его окончания.
Цель — снять утомление, разгрузить центры двигательной деятельности от чрезмерного напряжения за счет загрузки центров эмоциональной деятельности и переключения внимания.
Эта музыка должна быть спокойной, мелодичной, хорошо сочетаемой с двигательными и дыхательными упражнениями на расслабление.
Предпочтительные темпы исполнения — largo1, lento2, adagio3 и andante4.
Весьма эффективна также музыка, воспроизводящая звуки природы. Она снимает нервное напряжение и ускоряет протекание восстановительных процессов.
Тренировки с музыкальным сопровождением целесообразно чередовать с обычными тренировками. Это позволяет провести сравни-
1 Самый медленный темп.
2 Медленный темп (быстрее, чем largo).
3 Медленный темп (обычно напевно-лирического характера, быстрее lento).
4 Умеренно медленный темп, соответствующий спокойному шагу. |
|