|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нагрузок ОФП на конкретном этапе подготовки позволяет продлить сроки адаптации к нагрузкам специального характера, способствовать повышению уровня физической и функциональной подготовленности, сокращению времени протекания восстановительных процессов, а также сохранению «психической свежести» спортсмена за счет активного переключения на новый вид деятельности. В свою очередь, чрезмерное насыщение тренировочного процесса средствами ОФП не всегда позволяет боксеру достичь необходимого уровня специальной тренированности при подготовке к конкретным соревнованиям. Оптимизация структуры средств ОФП, СФП и СТТМ — одна из важных проблем, решение которой позволит увеличить воздействие как на срочные, так и на кумулятивные тренировочные эффекты, что особенно важно. Эффективность планирования подготовки юных боксеров во многом зависит от уровня развития общих и специальных качеств. С этой целью при подготовке юношей старших разрядов (кмс и мс) применяется комплекс тестов для контроля за уровнем развития общей и специальной физической подготовленности боксеров. На этапе общей подготовки перед началом тренировочных занятий применяются следующие контрольные упражнения, характеризующие общее физическое развитие: бег на 100 и 3000 м, толкание ядра (4 кг) левой и правой рукой, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание, прыжок с места в длину. Регистрируются также показатели кистевой динамометрии. По результатам тестирования и |
планируется процесс подготовки на данном этапе (с учетом особенностей развития физических качеств и закономерностей их совершенствования). Чтобы получить количественную оценку качества проделанной работы, в конце этапа подготовки боксеры тестируются вторично. Это отправной момент для планирования дальнейшей работы с боксерами. На этапах специальной подготовки процесс контроля не меняется, однако используются тесты для определения уровня развития специальных качеств. В процессе контроля нами применялась универсальная ударная платформа, включающая в себя блок счетчика ударов, а также регистратор силы ударов. Регистрация на электронной ударной платформе проводилась в трех режимах: при выполнении одиночных ударов (правой и левой руками); при нанесении серии ударов за 5 с; при выполнении трехминутного теста. Для определения быстроты ударных движений нами использовался электронный миллисекундомер с точностью регистрации 0,0001 мс. Анализ подготовки юношей старших разрядов к ответственным соревнованиям показал, что 54% всей тренировочной работы приходится на общую физическую подготовку и 46% на специальную. На этапе обшей физической подготовки объем средств ОФП достигает 62%. При таком варианте прирост физической работоспособности может быть достаточно высоким. Однако на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям соотношение средств подготовки составляет: ОФП — 48%, СП — 52%. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
||||
На наш взгляд, соотношение средств ОФП, СФП и СТТМ должно быть рациональным на каждом этапе. В таком планировании, подкрепленном показателями уровня физической подготовленности боксеров, скрыты большие резервы повышения как общей, так и специальной подготовленности молодых боксеров. Необходимо |
создавать плавный переход в планировании средств общей и специальной подготовки на стыках этапов предсоревновательного периода. Такое планирование тренировочного процесса дает возможность увеличить объем специальных нагрузок и сочетать их с постоянным контролем за состоянием юных боксеров. |
|||
|
||||
Ю. Г. Коджаспиров, доцент; С. Е. Блинов, мастер спорта СССР, Московский авиационный институт |
||||
Опыт работы авторов и специальные исследования показывают, что использование в тренировке средств функциональной музыки, т. е. специально подобранных произведений различных музыкальных жанров, позволяет стимулировать и регулировать в нужном направлении рабочую активность, физиологические процессы и психическую деятельность боксеров в процессе их подготовки. Применение данного средства особенно важно потому, что в необходимый момент под влиянием музыки можно повысить выносливость и работоспособность боксеров, стимулировать проявление силы и быстроту выполняемых движений. Можно сказать, что музыка обладает большой силой психофизиологического воздействия на организм слушателя. Механизмы воздействия функциональной музыки на дееспособность боксера опираются прежде всего на положительную роль благоприятных эмоций и способность музыки стимулировать и регулировать ритмику двигательной деятельности занимающихся. Спортсмен подсознательно, без всяких волевых усилий, стремится в ритме музыки идти, бежать, наносить удары или совершать другие движения. Экспериментальные исследования применения функциональной музыки в тренировке боксеров проводились в течение года на двух группах боксеров (36 человек) Московского авиационного института. Первые тренировки проходили в течение всего учебно-тренировочного занятия с музыкальным сопровождением. Однако вскоре мы убедились, что это не совсем верно. В одних случаях музыкальное сопровождение существенно повышало эффективность учебно-тренировочного занятия, помогало спортсменам успешно и с эмоциональным подъемом выполнять предлагаемые тренером задания, в других — музыка отвлекала внимание от решаемой задачи и мешала. В результате эксперимента установили, что музыку целесообразно использовать только в те периоды учебно-тренировочного занятия, |
которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений и не требуют от занимающихся сосредоточения внимания на выполняемой работе. К таким заданиям относятся общеразвивающие упражнения, специально-подготовительные упражнения, а также упражнения на боксерских снарядах (набивных мешках, настенных подушках, подвесных грушах), во время боя с тенью и при работе на «лапах». Учитывая специфические особенности спортивной деятельности боксеров и общие задачи структурных частей учебно-тренировочного занятия, мы экспериментально разработали оптимальную методику музыкальной стимуляции тренировки боксеров с использованием специальных разновидностей функциональной музыки под названием — музыка врабатывания, лидирующая музыка и успокаивающая музыка. Каждая из этих разновидностей имеет свои цели, выполняет присущие ей функции и качественно отличается от остальных. Музыка врабатывания включается через 5 — 6 мин после начала учебно-тренировочного занятия (т. е. в момент окончания вводной части занятия и начала разминки) и продолжается до конца подготовительной части занятия (около 20 — 25 мин). Цель — поднять настроение и гармонично настроить психику и двигательный аппарат спортсменов на рабочий ритм учебно-тренировочного процесса. Как известно, в связи с психофизиологическими особенностями деятельности организма начальный период любой работы характеризуется пониженной работоспособностью, а ритмика двигательной деятельности в это время (после предшествующего отдыха, учебы, работы на производстве, ходьбы, поездки на тренировку и т. п.) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. В целях ускорения процесса врабатывания и оптимизации психофизиологической настройки на предстоящую деятельность используется легкая музыка, выполняющая функции эмоционального подъема, повышения мотивации к |
|||
18 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |