|
тивных результатов должен пополнять свои знания, непрерывно совершенствовать свое педагогическое мастерство.
Взаимоотношения тренера и спортсменов прямо влияют на атмосферу в группе.
Атмосфера в группе изучалась с помощью шкалы, состоящей из 10 противоположных по значению пар слов, характеризующих взаимоотношения. Каждый спортсмен, заполняющий опросный лист, должен был выразить свое мнение о царящей атмосфере по 8-балльной шкале.
Если при рассмотрении взаимоотношений тренера и спортсменов отмечались высокие показатели по всем компонентам, то при изучении нравственного климата в группе оказалось, что здесь не все благополучно. Ряд спортсменов низко оценивали атмосферу в группе. Оказалось, что спортсмены недостаточно высоко оценили уровень развития в команде таких качеств, как дружелюбие, взаимная поддержка и сотрудничество. Это поставило перед тренером задачу об организации целенаправленной воспитательной работы в свободное от тренировок время.
Для улучшения психологической атмосферы тренеры запланировали ряд воспитательных мероприятий: товарищеские встречи с командами других вузов, празднование дней рождения, проведение собраний группы (по вопросам учебы, тренировки и др.), выполнение общественных поручений, участие в показательных выступлениях и т. д.
Метод «независимых характеристик» дал возможность более объективно судить о качествах членов спортивной группы. В нашей работе каждый спортсмен оценивал нравственные качества у себя (самооценка) и у своих товарищей по шкале: «всегда», «часто», «редко», «очень редко», «никогда». Затем полученные данные переводились в баллы: от наивысшей оценки «всегда» — 6, до низшей — «никогда» — 1. После обработки материалов уточнялись мнения спортсмена о себе, о товарищах, мнения товарищей о спортсмене, тренера о нем.
В опросный лист было включено 10 качеств, характеризующих нравственную воспитанность человека: коллективизм, чуткость, справедливость, правдивость, скромность, ответственность, дисциплинированность, самокритичность, общительность, искренность. А. С.Макаренко, указывая на комплексное воспитание подобных качеств, писал, что в советском обществе дисциплинированным мы имеем право назвать только такого человека, который всег-
|
|
да, при любых условиях сумеет избрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость придерживаться такого поведения до конца.
Как показали исследования, у всех спортсменов самооценка нравственных качеств выше, чем коллективные оценки. Это связано с тем, что спортсмены имеют высокую квалификацию, у них сложились опыт нравственного поведения и представление о своих нравственных качествах. Мы видим, что они высоко оценивают у себя такие качества, как коллективизм (х = 5,7), общительность (х = 5,4), ответственность (х = 5,1). Несколько ниже оценки по дисциплинированности (х = 4,9), правдивости (х = 4,7), справедливости и скромности (х = 4,6). Почему-то очень низко оценили у себя спортсмены такие важные качества, как искренность (х = 4,0), чуткость (х = 4,4) и самокритичность (х = 4,3). Коллективная оценка почти всех спортсменов ниже, чем их собственная. Строго подошли спортсмены и к оценке качеств товарищей. Тенденция в высоких оценках качеств у себя сохраняется и в коллективных оценках. Те же качества коллектив высоко оценил в группе. А как же спортсмены оценили качества товарищей, членов коллектива? Эти оценки заняли промежуточное положение: ниже самооценок и выше коллективных оценок. По-видимому, это связано с желанием спортсменов видеть лучшие нравственные качества у товарищей по секции, стремление создать хорошее настроение в группе. В этом плане мы видим высокие оценки таких качеств, как скромность, терпеливость, коллективизм. Более низко в группе . развиты самокритичность и искренность.
В целом данные «независимых характеристик» показывают хорошее развитие нравственных качеств у спортсменов и в группе. Это говорит о положительных взаимоотношениях в группе, о роли и авторитете тренера и нацеленности группы на выполнение поставленных задач. Анализ характеристик каждого члена группы помогает тренеру индивидуализировать работу на тренировках, а при организации мероприятий в свободное время давать поручения тем спортсменам, оценки которых со стороны коллектива были недостаточно высокими. Тем самым поднимался авторитет спортсмена перед товарищами, а сам спортсмен стремился наилучшим образом выполнить поручение.
Проведенная работа на тренировках и в свободное время позволила улучшить взаимоотношения в группе, о чем свидетельствовали данные повторных исследований.
|
|