Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО КЛИМАТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЕ БОКСЕРОВ

   
Ю. И. Зотов, А. И. Михеев,
кандидаты педагогических наук
 

В процессе идейно-воспитательной работы в группах спортивного совершенствования по боксу важное место должно занять создание в студенческой группе такого нравственного климата, который характеризуется умением жить в коллективе, атмосферой дружбы, товарищества и взаимопонимания.

Нами изучалась динамика изменения нравственного климата боксеров-студентов высокой квалификации в группе спортивного совершенствования в течение трех лет (тренирующиеся 5 — 6 раз в неделю). Были выделены следующие факторы, определяющие особенности нравственного климата в спортивном коллективе: 1) взаимоотношения тренера и спортсменов; 2) атмосфера в группе; 3) уровень развития нравственных качеств у спортсменов. Для количественной оценки этих характеристик использовались методы наблюдения, шкала «ТС-1» (тренер — спортсмен), шкала «атмосфера в группе» и метод «независимых характеристик».

Взаимоотношения тренера и спортсменов играют весьма важную роль в процессе формирования нравственного климата команды.

В ходе учебно-тренировочных занятий между тренером и спортсменами складываются определенные взаимоотношения, которые основаны на единстве цели, стоящей перед ними. Взаимное уважение, доброжелательный, спокойный, но твердый и решительный тон педагога, вежливость и такт, личный пример дисциплинированность и преданность своему делу создают необходимые предпосылки для возникновения благоприятных взаимоотношений между спортсменами и тренером и между самими боксерами.

Группу спортсменов высокой квалификации тренируют обычно два-три тренера. Это должен быть коллектив единомышленников, имеющих единые взгляды на методику тренировок, обладающих высокими профессиональными знаниями. Тренеры должны понимать, что их подопечные — студенты и спорт для них служит хорошим подспорьем как в учебе, так и в выработке нравственных качеств, нужных будущему специалисту и гражданину. Спортсмены высокой квалификации предъявляют большие требования к профессиональным знаниям тренера, его нравственным качествам и к умению управлять коллективом. Совпадение ожиданий спортсменов и реальных тре-

 

бований тренеров способствует налаживанию положительных взаимоотношений между ними, что, несомненно, сказывается на микроклимате коллектива. Поэтому мы вначале изучили взаимоотношения по тесту.

С помощью шкалы «ТС-1» изучались взаимоотношения, сложившиеся между тренером и спортсменами. Все боксеры заполняли опросный лист, включающий 24 вопроса-суждения: 1) 8 вопросов — гностического характера — характеризовали оценку спортсменом компетентности тренера, восприятие тренера как специалиста, направляющего деятельность спортсмена; 2) 8 вопросов — эмоционального характера — давали представление об отношении спортсмена к тренеру (насколько он ему симпатичен или несимпатичен как личность); 3) 8 вопросов — поведенческого характера — давали представление об особенностях взаимоотношений тренера и спортсменов.

В результате исследования выявлено, что все показатели выше нормативных (они находятся в пределах 6 баллов). В первом обследовании показатели по всем компонентам высокие. Следует отметить показатели по поведенческому (6,8) и гностическому (6 4) компонентам. Они свидетельствуют о высоких оценках тренера как специалиста, его профессиональных знаний.

Высокий показатель поведенческого компонента свидетельствует о положительной оценке спортсменами умения тренеров управлять командой. По всем компонентам у спортсменов с тренерами сложились «очень благоприятные» (7 — 8 баллов) и «достаточно благоприятные» (5 — 6 баллов) взаимоотношения. Можно считать, что деятельность тренера, так высоко оцениваемая спортсменами, положительно скажется на формировании у боксеров-студентов умений устанавливать отношения с людьми, индивидуально подходить к ним, проявлять такт в работе, видеть положительное и правильно реагировать на те или иные действия людей и т. д.

Повторные исследования показали увеличение результатов по гностическому и эмоциональному компонентам (соответственно 6,8 и 7,5; 6,25 и 6,3). Особенно следует отметить высокий показатель по гностическому компоненту. Бывает так, что успехи тренера и спортсменов не растут. Ведь он занимается с мастерами спорта, и по мере роста их спор-

Library   25   Up


Contents

 

Home
 

тивных результатов должен пополнять свои знания, непрерывно совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Взаимоотношения тренера и спортсменов прямо влияют на атмосферу в группе.

Атмосфера в группе изучалась с помощью шкалы, состоящей из 10 противоположных по значению пар слов, характеризующих взаимоотношения. Каждый спортсмен, заполняющий опросный лист, должен был выразить свое мнение о царящей атмосфере по 8-балльной шкале.

Если при рассмотрении взаимоотношений тренера и спортсменов отмечались высокие показатели по всем компонентам, то при изучении нравственного климата в группе оказалось, что здесь не все благополучно. Ряд спортсменов низко оценивали атмосферу в группе. Оказалось, что спортсмены недостаточно высоко оценили уровень развития в команде таких качеств, как дружелюбие, взаимная поддержка и сотрудничество. Это поставило перед тренером задачу об организации целенаправленной воспитательной работы в свободное от тренировок время.

Для улучшения психологической атмосферы тренеры запланировали ряд воспитательных мероприятий: товарищеские встречи с командами других вузов, празднование дней рождения, проведение собраний группы (по вопросам учебы, тренировки и др.), выполнение общественных поручений, участие в показательных выступлениях и т. д.

Метод «независимых характеристик» дал возможность более объективно судить о качествах членов спортивной группы. В нашей работе каждый спортсмен оценивал нравственные качества у себя (самооценка) и у своих товарищей по шкале: «всегда», «часто», «редко», «очень редко», «никогда». Затем полученные данные переводились в баллы: от наивысшей оценки «всегда» — 6, до низшей — «никогда» — 1. После обработки материалов уточнялись мнения спортсмена о себе, о товарищах, мнения товарищей о спортсмене, тренера о нем.

В опросный лист было включено 10 качеств, характеризующих нравственную воспитанность человека: коллективизм, чуткость, справедливость, правдивость, скромность, ответственность, дисциплинированность, самокритичность, общительность, искренность. А. С.Макаренко, указывая на комплексное воспитание подобных качеств, писал, что в советском обществе дисциплинированным мы имеем право назвать только такого человека, который всег-

 

да, при любых условиях сумеет избрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость придерживаться такого поведения до конца.

Как показали исследования, у всех спортсменов самооценка нравственных качеств выше, чем коллективные оценки. Это связано с тем, что спортсмены имеют высокую квалификацию, у них сложились опыт нравственного поведения и представление о своих нравственных качествах. Мы видим, что они высоко оценивают у себя такие качества, как коллективизм (х = 5,7), общительность (х = 5,4), ответственность (х = 5,1). Несколько ниже оценки по дисциплинированности (х = 4,9), правдивости (х = 4,7), справедливости и скромности (х = 4,6). Почему-то очень низко оценили у себя спортсмены такие важные качества, как искренность (х = 4,0), чуткость (х = 4,4) и самокритичность (х = 4,3). Коллективная оценка почти всех спортсменов ниже, чем их собственная. Строго подошли спортсмены и к оценке качеств товарищей. Тенденция в высоких оценках качеств у себя сохраняется и в коллективных оценках. Те же качества коллектив высоко оценил в группе. А как же спортсмены оценили качества товарищей, членов коллектива? Эти оценки заняли промежуточное положение: ниже самооценок и выше коллективных оценок. По-видимому, это связано с желанием спортсменов видеть лучшие нравственные качества у товарищей по секции, стремление создать хорошее настроение в группе. В этом плане мы видим высокие оценки таких качеств, как скромность, терпеливость, коллективизм. Более низко в группе . развиты самокритичность и искренность.

В целом данные «независимых характеристик» показывают хорошее развитие нравственных качеств у спортсменов и в группе. Это говорит о положительных взаимоотношениях в группе, о роли и авторитете тренера и нацеленности группы на выполнение поставленных задач. Анализ характеристик каждого члена группы помогает тренеру индивидуализировать работу на тренировках, а при организации мероприятий в свободное время давать поручения тем спортсменам, оценки которых со стороны коллектива были недостаточно высокими. Тем самым поднимался авторитет спортсмена перед товарищами, а сам спортсмен стремился наилучшим образом выполнить поручение.

Проведенная работа на тренировках и в свободное время позволила улучшить взаимоотношения в группе, о чем свидетельствовали данные повторных исследований.

 
Library   26   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало