Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home

сится к тактике «быстрого старта», эпизодических «взрывных» атак, встречного боя, боя против левши, ближнего боя, комбинационной тактике.

По некоторым характеристикам тактического мастерства боксеры 3-й весовой группы превосходят легковесов и средневесов (р<0,05). Это проявляется в более искусном применении тактики нокаута, непрерывного давления и ответной контратаки.

Полученные факты косвенно подтверждаются результатами опроса тренеров, которые считают, что тяжеловесы в большинстве своем отличаются менее искусной тактикой ведения боя и предпочитают тактику нокаута и непрерывного давления.

В целом результаты исследования свидетельствуют о более низком уровне технико-тактического мастерства у спортсменов тяжелых категорий по сравнению с легковесами и средневесами.

Специалистами отмечалось, что координационные способности и ловкость спортсменов во многом обусловлены тотальными размерами тела и весом (Э. Г. Мартиросов, Б. М. Рыбалко, 1966; В. П. Климин, 1970; Э. Г. Туманян, 1976; В. П. Климин, И. А. Письменский, И. А. Шепилов, 1976, и др.). В связи с этим некоторые исследователи считают, что низкий уровень развития координационных способностей у спортсменов тяжелых весовых категорий отрицательно сказывается на их техническом мастерстве (Э. Г. Мартиросов, Б. М. Рыбалко, 1966; В. П. Климин, 1970, и др.).

На основании изложенного можно предпо-

дожить, что низкий уровень техники выполнения приемов у боксеров-тяжеловесов обусловлен недостаточными координационными способностями, которые, в свою очередь, зависят от веса и других тотальных размеров тела. То есть сравнительно слабое техническое мастерство боксеров-тяжеловесов во многом определено их природными данными и является существенной особенностью их соревновательной деятельности.

Что касается тактического мастерства боксеров тяжелых весовых категорий, то их низкий уровень во многом зависит от недостаточной технической подготовленности спортсменов. Ранее было показано, что боксеры тяжелых весовых категорий меньше других спортсменов затрачивают времени на работу с партнером на мешках, «лапах» и вольные бои и спарринги. Поэтому один из путей повышения технического и тактического мастерства боксеров тяжелых весовых категорий мы видим в ограничении круга применяемых приемов за счет более длительного и целенаправленного их совершенствования. Такая работа приводит к более стабильному их применению в боевых условиях, что подтверждает известное положение о том, что чем более прочно усвоен двигательный навык, тем он менее подвержен сбивающим воздействиям (Л. П. Матвеев, 1965; А. А. Новиков, 1967; В. М. Клевенко, 1970). Кроме того, для повышения технического и тактического мастерства необходимо повысить объем имитационных упражнений с отягощениями, на тяжелых снарядах и лапах.

 

ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

   
Ю. Б. Никифоров, кандидат педагогических наук
 

В настоящее время, как показывают наблюдения, у большинства квалифицированных спортсменов и даже у ведущих боксеров страны заметны серьезные просчеты в тактической подготовленности. Так, на крупнейших всесоюзных и международных соревнованиях последних лет специалисты отмечают у многих из них однообразие в проведении тактических приемов, неумение перестраивать тактику ведения боя, недостаточно умелое ведение поединка против «жестких» и агрессивных боксеров, а также в ближнем бою и на средней дистанции. Замечались недостатки и в планировании боя, а также в умении проводить разведку.

Для выявления причин слабой тактической подготовленности боксеров нами проведено исследование, в котором изучались время, затраченное на совершенствование тактики в

 

тренировочных занятиях, а также приемы совершенствования тактических действий. Последние выделялись на основе теории деятельности, согласно которой под действиями понимаются процессы, подчиненные сознательной цели или задаче (А. Н. Леонтьев, 1975, и др.). Применительно к боксу тактические действия определялись с учетом основных задач, возникающих перед боксерами в процессе соревнований. Поскольку процедура выделения действий была описана нами ранее (Ю. Б. Никифоров, 1978, 1979), остановимся на перечислении выделенных тактических действий и характеристике их. Всего определено 6 тактических действий: 1) составление плана ведения боя; 2) осуществление плана ведения боя; 3) разведывательные действия; 4) подготовительные действия; 5) ситуативные действия; 6) смена тактики боя в случае необходимос-

Library 46 Up


Contents

Home

ти. О большом значении перечисленных действий в спортивном мастерстве боксеров говорилось неоднократно (Г. О. Джероян, 1970; Г. О. Джероян, Н. А. Худадов, 1971, 1981; 10. Б. Никифоров, 1978, 1979, и др.).

Для того чтобы определить, какое место в тренировочном процессе занимает работа по совершенствованию 6 перечисленных действий, были проанализированы тренировочные занятия, проводимые на всех этапах подготовительного периода в процессе тренировки боксеров высокой квалификации на протяжении 2 лет. Всего проанализировано 476 тренировочных занятий, в каждом из которых принимали участие от 28 до 50 спортсменов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что совершенствование тактических действий происходит в основном при выполнении упражнений с партнером, когда отрабатываются и совершенствуются отдельные приемы, а также в условных боях. Что касается вольных боев, то в большинстве из них специальных заданий на совершенствование тактики боксерам не давалось. Обычно тренеры ограничивались таким указанием, как «боксируйте произвольно». При работе на снарядах заданий на тактику вообще не давалось, за исключением упражнений с «лапами».

Из всего чистого времени, затраченного на тренировку, на совершенствование тактического мастерства было отведено всего лишь 2,1%. Следует заметить, что в это число не вошли вольные бои и спарринги, в которых не давались задания, связанные с тактикой. Если все же учесть, что спортсменам в этих упражнениях обязательно приходится решать тактические задачи и они пытаются это делать, то вольные бои и спарринги также можно включить в число упражнений, направленных на совершенствование тактики. В таком случае общее время работы над тактикой увеличивается и составляет 4,76% от времени всей тренировки.

Представляется, что такая небольшая затрата времени на совершенствование одного из важнейших компонентов спортивного мастерства совершенно не оправдана. Отсюда становится понятным сравнительно низкий уровень тактического мастерства наших спортсменов, включая и многих ведущих боксеров страны.

Остановимся на анализе объема работы по совершенствованию отдельных тактических действий. Обучение планированию боя проводилось на теоретических занятиях. Анализировались особенности технико-тактического мастерства предполагаемых соперников, а также намечались наиболее эффективные планы ведения боя с ними. При этом, как правило, использовался анализ видеозаписи поединков. Обычно на одном сборе проводилось 1 — 2 таких занятия по 45 — 60 мин каждое. Кроме того, спортсмены иногда просматривали видеозаписи индивидуально или с тренерами. Учи-

тывая, что обучение и совершенствование данному тактическому действию проходило а форме теоретических занятий, время последних не входило в общий анализ времени, затраченного на совершенствование тактики.

Следует отметить, что на теоретических занятиях недостаточно внимания уделялось самому процессу планирования поединка. Спортсменам указывалось только на основные сильные и слабые стороны в мастерстве противника и предлагались эффективные способы ведения боя с ним. При этом спортсменов не учили методике- планирования боя и им не предлагалось самим построить план ведения поединка с конкретным противником. В результате многие боксеры не владеют умением грамотно планировать предстоящие встречи, ограничиваются постановкой слишком общих задач.

На совершенствование действий по осуществлению плана боя было затрачено 0,17% тренировочного времени. При этом в условных или вольных боях спортсменам давались задания по ведению боя в определенной манере и форме: например, в первом и третьем раунде боксировать агрессивно, в высоком темпе, а во втором раунде придерживаться оборонительной тактики или навязать противнику ближний бой.

К сожалению, подобные упражнения применялись чрезвычайно редко. За 2 годичных цикла им было посвящено всего 11 раундов!

На совершенствование разведывательных действий не было направлено ни одного задания, что свидетельствует о полном невнимании тренеров к таким действиям.

Совершенствованию умения перестраивать тактику ведения боя в случае необходимости было отведено 0,70% всего времени тренировки. Для этого использовались в основном условные и вольные бои. Причем задания в этих упражнениях ограничивались только установками двух типов. В первой рекомендовалось найти эффективные способы противодействия противнику, которому давалось задание в середине и конце каждого раунда вести бой в жесткой и агрессивной манере, моделируя особенности кубинских и американских спортсменов. Причем оба боксера знали об этих заданиях, и для них не было никакой неожиданности в поведении партнера. В установке второго типа спортсмену предлагалось найти способы приспособления к противнику при смене партнеров в каждом раунде или даже через 1 мин.

На совершенствование подготовительных действий было затрачено 0,37% времени. При этом применялся наиболее разнообразный круг упражнений: имитационные, с партнером и на снарядах. Во всех этих упражнениях давались установки на отработку и шлифовку различных подготовительных действий с разными тактическими целями. В основном уделялось

Library 47 Up


Contents

Home

внимание подготовке атаки с помощью ложных ударов и почти совсем не использовались такие тактические приемы, как усыпление бдительности противника разными способами, вызов на атаку путем ложных раскрытий, «выдергивание» и др.

Ситуативным действиям уделялось самое большое внимание из всех изучаемых тактических действий. Их совершенствование заняло 0,86% времени. Правда, нельзя не отметить, что из всех ситуативных действий совершенствовалось преимущественно только умение развивать атаку после нанесения сильного удара противнику. Объясняется это тем, что наши боксеры значительно уступали многим ведущим боксерам мира, и прежде всего американским, в умении развивать атаку в благоприятных для этого ситуациях.

В процессе выполнения упражнений с партнером и гораздо реже в имитационных упражнениях спортсменам давалось задание после нанесения сильного удара (чаще встречного правой в голову) развивать атаку серией быстрых и жестких ударов.

Таким образом, из приведенных фактов можно сделать весьма неутешительный вывод о том, что совершенствованию тактического мастерства квалифицированных боксеров уделяется непростительно мало внимания. Даже если учесть, что спортсмены высокого класса самостоятельно совершенствуют тактическое мастерство во многих упражнениях без тренерских заданий, специально направленных на это, все же следует признать существующее положение дел весьма неудовлетворительным.

Нужно отметить также, что не ведется почти никакой работы по направленному совершенствованию разведывательных и подготовительных действий. Такое положение тем более нетерпимо, что многие боксеры не умеют эффективно пользоваться ими. Следует обратить внимание и на тот факт, что тренеры не только дают мало заданий по совершенствованию тактического мастерства, но и делают это не очень качественно. Задания часто носят слишком общий характер и не всегда точно нацелены на совершенствование определенного тактического действия, что снижает их эффективность. При этом в упражнениях слабо моделируются реальные соревновательные условия и ситуации, требующие выполнения определенных тактических действий. В большинстве случаев боксеры получают установки на выполнение упражнений в заранее известных условиях, не несущих элемента неожиданности и не предъявляющих требований к оценке возникших ситуаций и принятию соответствующих решений. А ведь именно такие моменты чаще всего встречаются в соревновательных поединках.

Совсем не проводилось обучение боксеров умению пользоваться такими тактическими приемами, как тактика быстрого старта, так-

тика бурного финиша, взрыва, избегания боя и т. п. То же можно сказать и в отношении совершенствования тактики противодействия применению перечисленных тактических приемов. А ведь этими приемами блестяще пользуются многие ведущие боксеры мира, особенно американские.

Так, на розыгрыше Кубка мира в Нью-Йорке американский боксер Такер после спокойного ведения боя неожиданно «взорвался» длительной серией мощных ударов, чем застал своего противника Николяна врасплох и даже послал его в нокдаун, что стало причиной его поражения. На последнем чемпионате мира в Мюнхене умело пользовались разнообразными тактическими приемами Бреланд и Биггс. Первый в бою с Конакбаевым в конце второго раунда, послав его в нокдаун, резко активизировался, стремясь развить успех. После перерыва Бреланд неожиданно стал избегать боя, много маневрируя и изредка контратакуя, что застигло Конакбаева врасплох. Он так и не смог приспособиться к новой манере боя соперника. Биггс, ведя поединок с Абаджяном и пытаясь сбить его темп, внезапно стал демонстрировать игру ног, известную под названием «танец Мохаммеда Али», в результате чего ему удалось выйти из затруднительной ситуации.

Какие же существуют пути для исправления существующего положения? Основной путь мы видим в целевом подходе к совершенствованию тактического мастерства боксеров с учетом особенностей соревновательной деятельности. Он заключается в направленном формировании и совершенствовании вышеописанных тактических действий с помощью упражнений, в которых моделируются соответствующие условия и ситуации, встречающиеся на соревнованиях. Высказанное положение целиком относится и к теоретическим занятиям по тактике, которые должны быть направлены на повышение знаний спортсменов о целесообразности и особенностях применения различных тактических действий с учетом реальных задач и ситуаций, возникающих в соревновательном бою.

Моделирование в тренировке соревновательных условий легче всего осуществлять в упражнениях с партнером. Особенно удобными для этих целей являются условные бои. Задания боксерам в упражнениях должны быть конкретными, понятными и направленными на совершенствование определенного тактического действия с учетом реальных условий его выполнения на соревнованиях. Здесь особенно важным является соблюдение условий неопределенности в действиях обоих партнеров. Например, при совершенствовании разведывательных действий одному из боксеров дается задание выявить излюбленный прием или погрешность в защите у партнера, а другому — чаще применять определенный прием

Library 48 Up


Contents

Home

(например, двойной удар левой снизу в туловище, левой сбоку в голову) или демонстрировать ошибки в защите (например, при нанесении прямого левой в голову отводить правую руку от головы, как бы забывая о ее страховке). При этом первый боксер не должен знать задание второго.

Данное условие особенно необходимо соблюдать в процессе совершенствования такого важного действия, как перестройка тактики ведения боя в случае необходимости, поскольку умелое использование его на соревнованиях предполагает наличие у спортсмена умения правильно оценивать соотношение сил в любой заданный промежуток времени, тактику боя противника, момент ее изменения и на этой основе принимать решение о смене собственной тактики. Поэтому развивать и совершенствовать указанное умение целесообразно в условиях, близких к соревновательным. Для этого нужно применять целый ряд упражнений, в которых одному из боксеров дается задание сменить манеру боя и найти наиболее эффективный способ ведения поединка против партнера, который должен изменять тактику в ходе поединка. Разумеется, первый боксер не должен знать задание второго.

Такого рода упражнения разработаны в методике бокса (Г. О. Джероян, 1970; Г. О. Джероян, Н. А. Худадов, 1971), и их следует гораздо шире применять в практической работе, чем это делается в настоящее время. При совершенствовании тактического мастерства очень важно учитывать особенности современного бокса и тенденции его развития. В связи с этим представляется, что работа должна строиться в двух направлениях. Первое из них связано с совершенствованием тактики противодействия агрессивной и жесткой форме ведения боя, а также универсальной тактике, характеризующейся разнообразием применяемых тактических приемов и частой их сменой. Ведь именно такие способы ведения боя характерны для современного бокса. Второе направление заключается в совершенствовании самих перечисленных способов ведения боя с учетом индивидуальных особенностей боксеров.

Успех в этой работе во многом будет зависеть от умелого моделирования соревновательных условий в тренировке, и особенно тех тактических действий, которые необходимо воспроизводить партнерам в процессе выполнения упражнении.

Следует также значительно больше времени уделять отработке таких указанных выше тактических приемов, как быстрый старт, бурный финиш, тактика третьего раунда, тактика избегания боя, тактика взрыва и т. п. Разумеется, нужно работать и над совершенствованием тактики противодействия указанным приемам.

Следует обратить внимание на более широкое использование имитационных упражнений и упражнений на снарядах с целью совершенствования тактики. Ведь условные, вольные бои и спарринги являются весьма напряженными упражнениями и при выполнении их в большом объеме довольно быстро приводят к утомлению спортсменов. Поэтому применение других, менее напряженных упражнений в целях тактической подготовки спортсменов весьма необходимо. Анализ тренерских заданий показал, что в имитационных упражнениях и на снарядах почти не встречаются установки, направленные на совершенствование тактического мастерства. В основном упор делается на совершенствование техники и физических качеств. Ради справедливости следует отметить, что делаются попытки совершенствования тактики и с помощью имитационных упражнений. Для этого используется, например, такая форма занятия, как «школа бокса» (В. М. Романов, 1979). Правда, в таких занятиях ставятся задачи совершенствования действий, связанных с тактикой выполнения отдельных приемов — атакующих, подготовительных, контратакующих действий.

Представляется, что сферу применения имитационных упражнений для совершенствования тактики можно значительно расширить за счет введения заданий по выполнению таких действий, как осуществление плана ведения боя, перестройка тактики боя, ситуативные. Конечно, нельзя не учитывать, что при этом исключается важнейший элемент — сопротивление противника. Этот элемент нужно заменить представлением и воображением боксера, от умелого использования которых во многом зависит эффективность упражнений. Боксер должен учиться представлять необходимые ситуации так, как будто они реально существуют.

Подобного рода задания заставляют спортсмена выполнять свои действия, руководствуясь прежде всего соображениями тактики, чего обычно не бывает, когда в бою с тенью или в других имитационных упражнениях даются такие задания, как «боксируйте одной левой рукой» или «работайте произвольно». К сожалению, такие установки преобладают в современной практике бокса.

Примерно то же самое можно сказать и о совершенствовании тактики в упражнениях на снарядах. Исключением являются упражнения с «лапами», в которых тренер может довольно успешно создавать самые разнообразные тактические ситуации. При творческом подходе тренера упражнения на «лапах» можно сделать эффективным средством повышения тактического мастерства боксеров.

В заключение подчеркнем, что в тренировке боксеров высокой квалификации тактической подготовке нужно отводить гораздо больше времени, чем это делалось до сих пор.

Library 49 Up

Prev Назад Next Дальше Contents К содержанию Home На главную Library В библиотеку Up В начало