Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home

появляющееся ощущение, но оно уже способно включать комплекс полезных защитных психофизиологических механизмов. Например, при получении травмы, связанной с сильной болью, у боксера срабатывает реакция самоанастезии, и он как бы не замечает боль. Или при очень сильном утомлении вместо настройки на терпение боксер может сделать самоприказ: «я ничего не чувствую» или «тело совершенно легкое, невесомое».

Третий этап психодидактики весьма сложен и еще до конца не разработан в методическом плане. Поэтому следует продолжить работу по его совершенствованию.

Мероприятия по психорегуляции должны осуществляться в тесном взаимодействии тренера и психолога. Эффективность от совместной работы будет только тогда, когда тренер реально усвоит истину, заключающуюся в том, что главным психологом в команде является он

сам. В конечном итоге он несет ответственность и за успехи и за неудачи. К тому же он проводит основное время с учениками и не быть психологом он не может.

Специальная психологическая подготовка тренера, на наш взгляд, так же важна, как и подготовка спортсмена. Во всех случаях, когда контакт тренера и его ученика неизбежен (во время напутствия боксера перед выходом на ринг, в процессе секундирования и др.), боксерам передаются его эмоции и настроение. Волнующийся тренер способен заразить своим волнением спортсмена, так же как, наоборот, его спокойствие и уверенность могут оказать магическое влияние на боксера, придать ему дополнительные силы. Поэтому тренер, так же как и спортсмен, должен обучаться самоконтролю и саморегуляции психического состояния.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ


В. Н. Клещев, ВНИИФК
 

Началом психологической подготовки к конкретным соревнованиям являются поста1новка определенной цели, задач и тесно связанное с ними осознание ответственности за результат выступления. Желание добиться победы, ответственность за результат соревнования дадут спортсмену необходимые силы, чтобы пройти все трудности подготовки и выйти победителем в упорной борьбе, стимулируют активное, творческое отношение к боксу, без которого немыслим высокий результат. Формируя чувство ответственности, желание добиться победы, тренер в беседах подчеркивает важность победы на ринге в международных соревнованиях, делает упор на то, что спортсмен выполняет ответственную общественную задачу, и т. д.

Следующим этапом является разъяснение особенностей предстоящих соревнований. К ним относятся сведения о масштабе соревнований, условиях проведения, наиболее вероятных победителях и соперниках, судействе и т. п. Соответственно подбираются и конкретизируются задачи подготовки, формы и способы достижения желаемого результата. Особенности предстоящих поединков, места и условий проведения, реакции зрителей и т. п. должны моделироваться в процессе подготовки. Это снижает число неожиданностей, с которыми придется встретиться, число помех и стимулирует устойчивую линию поведения. Каналами информации могут служить различные формы общения с участниками подобных соревнований, пресса, видеозаписи, кинофотоматериалы. Оценивая предстоящие трудности и свои воз-

можности, необходимо определить характер своего поведения, найти пути целенаправленного совершенствования функционального и психического состояния. В процессе подготовки необходимо создавать ситуации, требующие от спортсмена максимального проявления решительности, активности, настойчивости и других волевых качеств.

Весьма необходимым средством в этом отношении является критический анализ своего поведения, имеющий целью ликвидацию проявлений тех качеств, которые не соответствуют модельным. Такой анализ должен стать ежедневным, войти в привычку, ибо лишь на основе постоянной коррекции, сравнения с должным возможно преодоление тех или иных недостатков подготовленности.

Существенную роль в психологической подготовке спортсмена следует отвести индивидуальным планам-обязательствам. Созданные на основе многолетнего опыта подготовки, с учетом индивидуальных особенностей боксера, с опорой на новейшие данные спортивной науки, они призваны наглядно представить тот объем и характер работы, которые необходимо выполнить любой ценой. Важно, чтобы план создавался при непосредственном участии спортсмена, что стимулирует творческое и активное отношение к процессу подготовки, сознательный ее характер. Необходимо, чтобы план-обязательство брался в присутствии тех людей, мнением которых боксер дорожит. В этом случае он знает, что невыполнение плана снизит его авторитет. Это также одна из форм стимуляции работоспособности. Важ-

Library 32 Up


Contents

Home

но, чтобы спортсмен ясно видел, какая работа им проделана, что сделано для победы.

Значительную роль в психологической под-готовке занимает вооружение спортсменов знаниями о содержании процесса спортивного совершенствования. Так, необходимо указать, что те или иные недостатки или слабые стороны боксера успешно преодолеваются применением соответствующих форм и методов подготовки, путем изобретения оригинальных приемов ведения поединка. Эти приемы помогают преодолеть ряд отрицательных влияний психофизиологической организации человека, усилить, преобразовать, компенсировать его функции.

Знание своего превосходства в технике и тактике над противником, знание того, что в арсенале боевых действий имеется оригинальное оружие, против которого противник вряд ли экстренно может придумать противодействие, также есть одна из составляющих стабильности психических состояний. Конечно, эти оригинальные приемы, новинка, уверенность в своих силах есть плод долгой и кропотливой работы, проводимой в зале, в процессе продумывания подготовки, составления планов.

Следует заметить также, что «львиную» долю подготовки должна занимать работа с партнером, тренером, на лапах и других снарядах и эту подготовку ни заменить, ни компенсировать специально психологическими средствами нельзя. Никакая аутогенная тренировка и гипноз не заменят работы с партнером, которая составляет суть бокса. С этой позиции следует рассматривать часто имеющиеся случаи более удачного выступления спортсменов, работающих без «надзора» психологов, и скептическое отношение к ним некоторых тренеров и боксеров. Психологическая подготовка должна проводиться в ходе тренировочных занятий и вне их. При этом наиболее важная часть этой подготовки осуществляется непосредственно в зале. Помехоустойчивость, уверенность в своих силах и другие необходимые качества и состояния спортсмена прежде всего формируются в процессе технико-тактического совершенствования, обусловлены стабильностью и надежностью средств техники и тактики боксера.

Значительный материал накоплен теорией и практикой бокса в отношении путей формирования индивидуальной манеры боя. Согласно полученным данным, значительное влияние на ее особенности оказывают врожденные свойства общего типа нервной системы, устойчивые психодинамические особенности и личностные качества. С этой позиции манера боя, не соответствующая личностным особенностям, снижает результативность, ухудшает психическое состояние. Соответствующая информация обязательно должна быть доведена до спортсмена. При этом необходимо показать, что,

применяя соответствующие формы боя, боксер получает возможность компенсировать свои индивидуальные недостатки за счет рационального использования положительных качеств. Хорошо, когда эта информация подкрепляется яркими примерами, демонстрацией видеозаписей или киноматериала.

Существенную помощь в подготовке окажет ведение дневников, в которых необходимо отразить самочувствие в ходе тренировок, отличительные особенности психических состояний в тот или иной момент подготовки к соревнованиям или в ходе их. Ведение дневника окажет несомненную помощь для выявления особенностей становления спортивной формы и переносимости нагрузок. Впоследствии эта информация послужит одним из средств психорегуляции, основанием для коррекции тренировочного процесса. Так, и ряде случаев боксеры жалуются на высокую тревожность, которая появляется по мере приближения решающих поединков. Вместе с тем это может как раз быть свидетельством хорошей готовности к соревнованию, а записи, сделанные в дневнике, могут лишний раз подтвердить это.

Одним из средств настройки боксера на предстоящую деятельность, психической регуляции, являются различного рода размышления, логические заключения. Это одно из стихийных и вместе с тем наиболее часто применяемых и эффективных средств подготовки. Перебирая в уме все доводы «за» и «против», выводя логичную систему заключений, спортсмен приходит к определенному выводу в отношении своих действий, формирует определенную установку. Например, проигран решающий бой, спарринг или неудачи преследуют спортсмена длительное время. Нужно подумать, в чем причина, что упущено в подготовке. Нелишне напомнить, что неудачи преследовали многих спортсменов, которые впоследствии прославились на весь мир. Неудачи могут быть обусловлены и закономерными спадами спортивной формы и еще рядом причин. Другой довод состоит в том, что без поражений не бывает и побед, поражение наиболее ярко вскрывает недостатки подготовки и иногда бывает закономерно.

Другим мероприятием, касающимся психологической подготовки, являются ежедневный анализ своего поведения и вытекающие из него самоприказы, установки, прогноз поведения. В той или иной форме такой анализ неизбежно проводится спортсменом, однако важно, чтобы он вошел в привычку, выполнялся систематически. Очень хорошо, если это делается индивидуально, наедине с собой.

Очень полезно обратиться к анализу поведения других людей. Решить для себя: какие из моментов их поведения вас восхищают, какие, наоборот, неприятны. Чаще нужно себя спрашивать: а как бы поступил мой

Library 33 Up


Contents

Home

идеал? а проявляю ли я должные качества в своем поведении?

Значительные возможности как в плане регуляции психических состояний, так и в плане создания определенной установки на предстоящую деятельность заключает в себе аутогенная тренировка. Посредством регулярных занятий по овладению навыками психической саморегуляции достигается значительный эффект, выражающийся в улучшении психического тонуса, повышении помехоустойчивости, облегчении создания оптимальных психических состояний. Важно, чтобы эти занятия проводились регулярно, гармонично вписывались в процесс подготовки. Значительную роль в пропаганде метода, подготовке к его применению, создании заинтересованности в овладении им следует отвести беседам, демонстрации результатов длительных занятий. Необходимо чаще подчеркивать, что эффект приходит со временем, в результате длительных занятий. Весьма важно при этом создать атмосферу доверия к методу. В этом деле значительную помощь окажут психолог, тренер, наиболее авторитетные спортсмены.

Одним из средств психорегуляции следует считать различные физические упражнения, хорошо заученные спортивные движения. Состояние тревоги, неуверенности, дискомфорта помогают снять привычная разминка, работа на «лапах» с тренером (упражнения при этом следует выполнять спокойно, размеренно, с удовольствием). В этом случае не следует давать новых или плохо усвоенных движений, отрицательно оценивать качество выполнения. По мере того как спортсмен начинает чувствовать себя удобно в привычной боевой позиции, правильно и вовремя вовлекать в усилие различные группы мышц, его психическое состояние оптимизируется.

Следует помнить также, что упражнения, выполняемые равномерно, плавно, приводят к ровному рабочему состоянию, снижают возбуждение (гладкий бег, плавание); резкие, взрывные усилия ведут к повышению уровня возбуждения. Хорошо снимают напряженность упражнения на гибкость, они же помогают войти в состояние должного рабочего

возбуждения. Различные физические упражнения хорошо применять в комплексе с другими приемами психической регуляции. Например, при повышенной напряженности, излишнем возбуждении необходимо сделать пробежку в равномерном темпе, выполнить комплекс упражнений на гибкость, принять длительный теплый душ или ванну, провести аутогенную тренировку. При этом происходит постепенное снятие напряженности, приведение организма к привычному психическому состоянию.

Шире следует применять в практике подготовки к соревнованиям просмотры кинофильмов с жизнеутверждающей тематикой, посещение театра, знакомство с биографиями и спортивной жизнью наиболее выдающихся советских и зарубежных спортсменов, чтение книг. Важно подчеркнуть веру в безграничные возможности человека, в то, что все в его силах, а средством к достижению цели являются громадное желание и кропотливый труд. Следует отметить, что только труд дает жизнь принципу «Если хочешь, то добьешься».

Проведение и внедрение указанных мероприятий и средств в подготовку боксеров — одна из задач тренера, которому должен помогать психолог. Необходимо также, чтобы значительное место уделялось пропаганде этих приемов, раскрытию их сути и назначения. Следует вооружить боксеров знаниями приемов психологической подготовки, заинтересовать их в их применении. Важно, чтобы спортсмен знал все многообразие приемов психологической подготовки, сам пробовал и выбирал из их числа лучшее применительно к своей индивидуальности, особенностям поставленных задач.

Применяемые несистематически, на фоне отрицательного отношения к ним, или в виде единичных воздействий, эти методы не дадут желаемого эффекта, дискредитируют себя в глазах спортсмена и тренера. Если же они хорошо продуманы, применены вовремя, с должной дозировкой и верой в их действенность, то принесут огромную помощь и станут эффективным средством достижения готовности к выступлению в ответственных соревнованиях.

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ


П. Н. Репников, кандидат педагогических наук
 

Как известно, основу качества выносливости определяют энергетические возможности организма, которые в известной степени подвержены изменению в результате тренировки. Результатами исследований выяснено, что систематические занятия боксом положительно сказываются на увеличении как аэробной, так к анаэробной производительности.

Так, максимум O2-потребления и другие показатели аэробного обмена у боксеров значительно улучшаются с ростом спортивной квалификации и увеличением стажа специализированной тренировки в боксе, что свидетельствует о том, что такое физическое упражнение, как бокс, ведет к расширению функциональных возможностей, связанных с перено-

Library 34 Up

Prev Назад Next Дальше Contents К содержанию Home На главную Library В библиотеку Up В начало