|
||||
появляющееся ощущение, но оно уже способно включать комплекс полезных защитных психофизиологических механизмов. Например, при получении травмы, связанной с сильной болью, у боксера срабатывает реакция самоанастезии, и он как бы не замечает боль. Или при очень сильном утомлении вместо настройки на терпение боксер может сделать самоприказ: «я ничего не чувствую» или «тело совершенно легкое, невесомое». Третий этап психодидактики весьма сложен и еще до конца не разработан в методическом плане. Поэтому следует продолжить работу по его совершенствованию. Мероприятия по психорегуляции должны осуществляться в тесном взаимодействии тренера и психолога. Эффективность от совместной работы будет только тогда, когда тренер реально усвоит истину, заключающуюся в том, что главным психологом в команде является он |
сам. В конечном итоге он несет ответственность и за успехи и за неудачи. К тому же он проводит основное время с учениками и не быть психологом он не может. Специальная психологическая подготовка тренера, на наш взгляд, так же важна, как и подготовка спортсмена. Во всех случаях, когда контакт тренера и его ученика неизбежен (во время напутствия боксера перед выходом на ринг, в процессе секундирования и др.), боксерам передаются его эмоции и настроение. Волнующийся тренер способен заразить своим волнением спортсмена, так же как, наоборот, его спокойствие и уверенность могут оказать магическое влияние на боксера, придать ему дополнительные силы. Поэтому тренер, так же как и спортсмен, должен обучаться самоконтролю и саморегуляции психического состояния. |
|||
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ |
||||
В. Н. Клещев, ВНИИФК |
||||
Началом психологической подготовки к конкретным соревнованиям являются поста1новка определенной цели, задач и тесно связанное с ними осознание ответственности за результат выступления. Желание добиться победы, ответственность за результат соревнования дадут спортсмену необходимые силы, чтобы пройти все трудности подготовки и выйти победителем в упорной борьбе, стимулируют активное, творческое отношение к боксу, без которого немыслим высокий результат. Формируя чувство ответственности, желание добиться победы, тренер в беседах подчеркивает важность победы на ринге в международных соревнованиях, делает упор на то, что спортсмен выполняет ответственную общественную задачу, и т. д. Следующим этапом является разъяснение особенностей предстоящих соревнований. К ним относятся сведения о масштабе соревнований, условиях проведения, наиболее вероятных победителях и соперниках, судействе и т. п. Соответственно подбираются и конкретизируются задачи подготовки, формы и способы достижения желаемого результата. Особенности предстоящих поединков, места и условий проведения, реакции зрителей и т. п. должны моделироваться в процессе подготовки. Это снижает число неожиданностей, с которыми придется встретиться, число помех и стимулирует устойчивую линию поведения. Каналами информации могут служить различные формы общения с участниками подобных соревнований, пресса, видеозаписи, кинофотоматериалы. Оценивая предстоящие трудности и свои воз- |
можности, необходимо определить характер своего поведения, найти пути целенаправленного совершенствования функционального и психического состояния. В процессе подготовки необходимо создавать ситуации, требующие от спортсмена максимального проявления решительности, активности, настойчивости и других волевых качеств. Весьма необходимым средством в этом отношении является критический анализ своего поведения, имеющий целью ликвидацию проявлений тех качеств, которые не соответствуют модельным. Такой анализ должен стать ежедневным, войти в привычку, ибо лишь на основе постоянной коррекции, сравнения с должным возможно преодоление тех или иных недостатков подготовленности. Существенную роль в психологической подготовке спортсмена следует отвести индивидуальным планам-обязательствам. Созданные на основе многолетнего опыта подготовки, с учетом индивидуальных особенностей боксера, с опорой на новейшие данные спортивной науки, они призваны наглядно представить тот объем и характер работы, которые необходимо выполнить любой ценой. Важно, чтобы план создавался при непосредственном участии спортсмена, что стимулирует творческое и активное отношение к процессу подготовки, сознательный ее характер. Необходимо, чтобы план-обязательство брался в присутствии тех людей, мнением которых боксер дорожит. В этом случае он знает, что невыполнение плана снизит его авторитет. Это также одна из форм стимуляции работоспособности. Важ- |
|||
32 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |