Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home

На атаку двойными прямыми или боковым правой в голову боксер может применить:

защиту подставкой левого плеча в связке с контратакой прямым правой в голову — атаку прямыми левой-правой в голову с шагом вперед;

защиту подставкой левого плеча в связке с контратакой прямым правой в голову — атаку прямыми левой-левой-правой в голову с шагом вперед;

защиту подставкой левого плеча в связке с контратакой прямым правой в голову —

атаку прямыми левой, правой, боковым левой в голову с шагом вперед.

При совершенствовании обеих групп приемов комбинационного бокса важно, чтобы:

боксеры четко выполняли прием атаки и прием контратаки;

разрыв между приемом атаки и приемом контратаки (и наоборот) был минимальным;

выполнив прием полностью, боксеры быстро разорвали дистанцию и приняли боевую стойку для боя на дальней дистанции или приняли боевую стойку для боя на средней дистанции.

ПСИХОРЕГУЛЯЦИЮ — В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ


В. П. Некрасов, доктор медицинских наук;
Ю. Б. Никифоров,
Н. А. Худадов, кандидаты педагогических наук
 

Основной целью спортивной психорегуляции является оптимизация использования резервных возможностей спортсменов в процессе их деятельности. С помощью психорегуляции можно и нужно решать актуальные задачи, возникающие перед спортсменами и тренерами на тренировках и соревнованиях. К основным из них можно отнести следующие:

овладение навыками самоконтроля психического состояния;

повышение эффективности восстановления психической работоспособности;

оптимизация процесса усвоения и закрепления технико-тактических действий и поведенческих реакций;

повышение эмоционально-поведенческой устойчивости к стрессовым ситуациям тренировки и соревнований;

. оптимизация процесса настройки на конкретную деятельность;

ликвидация различных невротических явлений.

Рассмотрим конкретные пути решения каждой из перечисленных задач. Возможно ли говорить о психической саморегуляции спортсмена, если он не умеет контролировать свое психическое состояние? Конечно, нет, поскольку овладение саморегуляцией зависит от самоконтроля психического состояния, который предполагает умение дифференцировать отдельные ощущения, выделять главные из них и правильно их оценивать. Как показывает практика, это умение далеко не у всех боксеров развито в должной степени. Поэтому им следует овладевать навыками самоконтроля психического состояния. Основное внимание при этом нужно обратить на самооценку психической работоспособности и нервно-эмоционального напряжения.

Дать точную оценку своему состоянию с первого раза довольно трудно. Поэтому нужно прибегнуть к его систематической и многократной оценке, стремясь к тонкому различению ощущений, относящихся к данному состоянию. Для облегчения этого процесса предлагается пользоваться многобалльной шкалой оценок своего состояния. Мы обычно используем 6-балльную шкалу, в которой очень высокие работоспособность и нервно-эмоциональное напряжение оцениваются в 1 балл, а очень низкие — в 6 баллов.

Высокая работоспособность характеризуется большим желанием тренироваться, отличным настроением и самочувствием, ощущением большого прилива энергии и т. п. Низкая работоспособность проявляется в болезненном состоянии, вялости, апатии, полном отсутствии желания тренироваться и т. п.

Высокая нервно-эмоциональная напряженность выражается в сильном возбуждении, которое мешает спортсмену контролировать свои движения и поведение. Это тот самый случай, когда говорят, что человек не может справиться со своим волнением. Прямо противоположная степень напряженности характеризуется полной апатией, подавленным настроением, нежеланием что-либо делать.

Если достижение очень высокой работоспособности весьма желательно для спортсмена, то по отношению к максимальной нервно-эмоциональной напряженности этого сказать никак нельзя. Оптимальными для спортсмена является средняя или выше средней степень нервно-эмоционального напряжения, которая оценивается в 3 или в 4 балла.

Для овладения навыками самоконтроля и повышения точности его весьма желательно применять некоторые аппаратурные методики.

Сопоставляя самооценки с объективными

Library 28 Up


Contents

Home

данными, спортсмены научаются более быстро и точно оценивать свое состояние.

Для повышения эффективности восстановления психической работоспособности боксерам очень важно овладеть навыками произвольной релаксации (расслабления). Наиболее удобным средством для этого является аутогенная тренировка (успокаивающая часть) в различных модификациях — психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка (А. В. Алексеев, 1972, 1982) и др. Установлено, что применение аутогенной тренировки способствует значительному ускорению восстановительных процессов в организме спортсменов.

Обучение спортсменов аутогенной тренировке проходит в форме практических и теоретических занятий. В последних поясняется психофизиологический смысл состояния релаксации, объясняются механизмы возникновения тех или иных ощущений, разбираются причины неудачных действий. Практические занятия сначала проходят под руководством психолога или тренера, а затем спортсмены переходят к самостоятельным занятиям.

С целью скорейшего восстановления боксеров после тренировочных нагрузок очень удобно занятия аутогенной тренировкой проводить в конце тренировочного занятия либо в промежутке между тренировками, а также перед сном. Хороший эффект дает сочетание аутогенной тренировки с функциональной музыкой и другими шумовыми (звуки бегущего ручья, шум леса и т. п.) или визуальными эффектами (демонстрация красочных слайдов, специальных кинофильмов и др.).

Довольно часто необходимость в оперативном восстановлении боксеров возникает непосредственно во время тренировки или в соревновательном бою. В таком случае требуются особые формы воздействий, о которых будет сообщено ниже.

Решение задачи оптимизации усвоения и закрепления технико-тактических действий во многом связано с овладением боксерами навыками идеомоторики.

Известно, что применение идеомоторной тренировки — мысленных образов движений — в значительной степени ускоряет процесс овладения двигательными навыками. Тем не менее в тренировочном процессе боксеров она почти не применяется. Ее использование особенно необходимо, когда осваивается какой-нибудь сложный технический прием или когда он плохо получается.

Делается это следующим образом. Прежде чем боксер станет выполнять упражнение, тренер должен объяснить задание и проверить, правильно ли оно понято и переведено ли в сознании спортсмена на язык моторики. Если спортсмен понял задание, то он должен мысленно воспроизвести его. Для этого ему нужно сначала облечь образ представляемого дви-

жения в точные словесные формулировки, а затем уже, проговаривая про себя нужные слова, мысленно выполнять необходимые движения. Внимание при этом надо сосредоточить на главном элементе движения. Например, при выполнении комбинации «раз-два» в голову внимание должно фиксироваться в основном на том, чтобы при ударе левой не переносить сразу вес тела на впереди стоящую ногу, а делать это только во время нанесения удара правой. Причем последний удар должен быть наиболее сильным.

Еще больший эффект получается тогда, когда идеомоторная тренировка проводится спортсменом в состоянии релаксации. Данный метод получил название гипноидеомоторики (А. В. Алексеев, 1982). Его эффект связан с тем, что если идеомоторное представление о движении происходит на фоне неглубоко дремлющего мозга, то движение становится более точным, чем после идеомоторной тренировки, проводимой в обычном состоянии. Поэтому боксер может с помощью аутогенной тренировки (успокаивающей части) «погрузить» себя в состояние релаксации, в котором и будет проводить идеомоторную тренировку.

Такого рода тренировка оказывается особенно эффективной, когда нужно выполнить важную установку тренера или автоматизировать какое-нибудь технико-тактическое действие в боевых ситуациях. Например, боксеру необходимо научиться развивать атаку серией мощных ударов в тот момент, когда противник находится в растерянности после получения сильного удара. С этой целью можно с успехом использовать один из вариантов гипноидеомоторной тренировки, названный «репортаж» и разработанный В. П. Некрасовым.

Суть данного метода заключается в том, что после погружения спортсменов в состояние релаксации психолог или тренер как бы ведет репортаж во время соревновательного поединка и при этом моделирует те ситуации и действия, которые совершенствует боксер. Применительно к вышеописанному примеру тренер, комментируя бой, часто говорит следующее: «Вы наносите сильный удар правой в голову, противник пошатнулся и опустил руки! Мгновенно атакуйте его серией сильных ударов!» Боксер идеомоторно старается представить данную ситуацию и выполнить нужное действие. Такая ситуация повторяется 10 — 15 раз в чередовании со спокойными эпизодами боя и периодическими погружениями боксера в состояние релаксации. По мере овладения данным методом боксеры должны научиться самостоятельно пользоваться им, идеомоторно представляя необходимые ситуации и соответствующим образом реагируя на них.

Этот метод можно использовать с самыми разнообразными целями: для снятия страха (боязнь атаковать из-за возможности получения встречного удара, получения травмы и

Library 29 Up


Contents

Home

др.); для внушения определенных установок на бой; для мобилизации волевых усилий; для снятия слишком острых реакций в стрессовых ситуациях (при получении сильного удара, при необъективном судействе, при «психической атаке» противника и т. п.).

В решении задачи повышения эмоционально-поведенческой устойчивости боксеров также могут помочь некоторые методы психорегуляции. Одним из них является только что описанный метод «репортаж». Используя его для этой цели, нужно моделировать стрессовые ситуации, которые вызывают у спортсмена неадекватные реакции, а также требуемое поведение в этих ситуациях. Так, если боксер часто теряется при получении сильного удара, то в процессе «репортажа» ему нужно четко представлять данную ситуацию и свое поведение в ней, которое должно характеризоваться спокойствием, готовностью встретить противника, «вязать» его или избегать боя до тех пор, пока состояние не улучшится.

Другим методом, который может способствовать решению указанной задачи, является десенсибилизация, под которой понимается процесс снижения или ликвидации нежелательных чувств и эмоций. Данный метод особенно желательно применять для снятия излишнего волнения перед соревнованиями или так называемой предстартовой лихорадки. Для этого за 5 — 7 дней до соревнований нужно ввести себя в состояние релаксации с помощью аутогенной тренировки. Затем следует мысленно представить соревновательную обстановку: место соревнований, ринг, предстоящих соперников. После этого нужно увидеть себя выходящим на ринг в самом лучшем состоянии, которое для каждого боксера будет специфическим. Для одного оно будет характеризоваться уверенностью в себе, ощущением силы и энергии, резкости удара, спокойствием, а для другого — «спортивной злостью», огромным желанием победить и т. п.

Поэтому боксер должен представлять себя в наилучшем состоянии, используя для этого самовнушение с помощью словесных формул, характеризующих специфические особенности данного состояния. Например: я уверен в себе, я спокоен.., тело наполнено силой и энергией.., непоколебимая уверенность в себе...

Может случиться так, что на первых порах при представлении соревновательной обстановки у боксера будет наблюдаться возбуждение, и иногда довольно сильное. В таком случае ему придется несколько раз погружать себя в состояние релаксации и продолжать мысленную тренировку. После нескольких занятий возбуждение значительно снизится. Если спортсмен в процессе такой тренировки может мысленно представлять себя в нужном состоянии и не ощущать волнения при этом, значит, он хорошо владеет десенсибилизацией.

За день-другой до соревнований следует прийти на место соревнований, хорошо запомнить всю обстановку и постараться прямо здесь провести описанную тренировку. Ее следует практиковать и в промежутках между соревновательными боями. При этом желательно представлять свое состояние при выходе на ринг с уже известным конкретным противником.

Десенсибилизация может выполняться и в процессе тренировки в тех случаях, когда надо снять излишнее волнение, например перед вольным боем с очень трудным противником или перед ответственным спаррингом. В таком случае десенсибилизацию лучше проводить за один-два дня до ожидаемого события, а также непосредственно перед тренировочным занятием.

Задачу оптимизации настройки боксеров на предстоящую деятельность можно решать с помощью вышеописанных методов и способов психорегуляции. Необходимость в специальной настройке спортсменов существует практически во всех тренировочных занятиях и на соревнованиях. В одних случаях она нужна для мобилизации боксеров с целью преодоления высоких тренировочных нагрузок или сопротивления противника, в других случаях — для сосредоточения внимания перед выполнением сложных технико-тактических действий или для настройки на тренировочный или соревновательный поединок. Естественно, что для разных случаев целесообразно применять разные способы психорегуляции.

Так, для настройки на разучивание нового сложного приема больше подходит идеомоторная тренировка с мысленным воспроизведением его. Делать это можно непосредственно перед выполнением приема, по 8 — 10 раз мысленно «прокручивая» его. Если освоение приема проходит с большим трудом, то можно использовать гипноидеомоторную тренировку, о которой уже сообщалось.

Настройку на выполнение тренерских заданий или на тренировочный бой удобно проводить во время тренировки в форме паузы психорегуляции. Она способствует также и восстановлению спортсменов. Делается она следующим образом. Перед выполнением какого-либо трудного упражнения делается перерыв на 5 — 6 мин, во время которого и проводится пауза психорегуляции. Вначале выполняются 3 упражнения, первое из которых состоит в потягивании (например, поднять руки вверх и сильно потянуться, поднявшись на носки), второе — в статическом напряжении («ласточка»), третье — в резком расслаблении (бросить расслабленные руки вниз, наклониться, расслабив все мышцы).

Следующая часть паузы посвящается вхождению в состояние релаксации. Для этого боксеры должны принять позу «кучера» или лечь и с помощью самовнушения или внуше-

Library 30 Up


Contents

Home

ния тренера (психолога) погрузиться в состояние контролируемой дремоты. На это уходит 1,5 — 2 мин.

Затем с помощью формул мобилизации боксеры выводят себя из состояния релаксации, на что затрачивается еще 30 с. После этого проводится идеомоторная тренировка с настройкой на выполнение предстоящего упражнения. Например, при совершенствовании излюбленной комбинации она мысленно «проигрывается» 8 — 10 раз. При этом желательно «выполнять» ее в положении боевой стойки с закрытыми глазами. Разрешается даже мысленное выполнение комбинации сопровождать легкими движениями. Во время настройки на вольный бой или спарринг можно мысленно проигрывать план ведения боя или вводить себя в оптимальное боевое состояние, о чем будет сказано ниже. На это уходит 2 — 2,5 мин. Таких пауз может быть 2 — 3 на протяжении тренировки.

В сокращенном и модифицированном варианте данную паузу можно практиковать в перерывах между раундами боя. В этом случае сразу по окончании раунда боксер садится на стул, делает несколько глубоких вдохов и выдохов и погружает себя в состояние релаксации на 25 — 30 с. После чего он слушает указания тренера и старается мысленно выполнить их. По сигналу начала боя он резко встает, имитирует нанесение нескольких сильных и быстрых ударов и начинает поединок. Разумеется, эффективное применение такой паузы возможно только в случае отличного владения навыками релаксации и идеомоторной тренировки.

Особо важное значение имеет настройка на выполнение деятельности, требующей максимальной мобилизации психофизических возможностей спортсменов. У боксеров к такой деятельности можно отнести наиболее напряженные тренировочные упражнения, например вольный бой или спарринг, но еще в большей степени — соревновательные поединки. В этих случаях настройка сводится к формированию так называемого оптимального боевого состояния (ОБС), которое во многом определяет успешность деятельности спортсменов (А. В. Алексеев, 1978, 1982).

ОБС представляет собой психофизическое состояние, которое позволяет наилучшим образом реализовать резервные возможности человека. Таким образом, если боксер стремится отлично выступить на соревнованиях, ему необходимо перед каждым поединком вводить себя в ОБС и сохранять его до конца боя. Однако для того чтобы сделать это, нужна длительная и кропотливая работа по обучению боксеров навыкам формирования ОБС, с тем чтобы они научились быстро входить в него. Это является одной из самых важных и трудных задач психорегуляции.

Детально ознакомиться с процессом и ме-

тодикой формирования ОБС можно в книге А. В. Алексеева «Себя преодолеть» (М., ФиС, 1972). Заметим только, что данный вопрос еще только начинает разрабатываться и здесь следует ожидать интересных открытий.

В. П. Некрасовым предложена система обучения спортсменов психической саморегуляции, условно названная психодидактикой. Под ней понимается использование различных средств и методов психорегуляции, направленных на поэтапное совершенствование процессов самоконтроля и саморегуляции вплоть до выработки самоприказов.

На первом этапе предусматривается использование различных средств гетерорегуляции с целью создания у спортсмена представлений о том, что он должен затем достигнуть самостоятельно. Например, боксеру объясняют, в чем состоит ощущение тепла и тяжести, которого он должен достигнуть. Затем психолог или тренер внушает ему эти состояния, а он старается их прочувствовать. На этом этапе весьма желательно применение различных аппаратурных средств воздействия. Вместе с тем роль спортсмена здесь в большей степени пассивная. Все ощущения ему создают, а он обязан лишь фиксировать их в своей памяти.

На втором этапе боксер уже сам должен учиться формировать эти состояния. Этот этап можно подразделить на 2 подэтапа. На первом продолжается процесс становления навыка саморегуляции, но при этом используются различные вспомогательные средства, которые могут помочь лучше сформировать нужное состояние (аппараты типа «ЛЭНАР», «ПЭЛАНА» и др.). На втором подэтапе весь процесс саморегуляции ведется без использования вспомогательных средств. Здесь уже важно найти так называемый ключ к себе. Под этим подразумевается конкретный прием или средство самовоздействия, с помощью которых можно будет добиться необходимой стадии расслабления или, наоборот, мобилизации.

Например, один из боксеров лучше чувствует тепло в мышцах, когда представляет образ мышцы, заполняемой теплой кровью; а другой — когда «видит» себя в теплой ванне или под горячим душем. Поэтому для вызывания ощущения тепла первый будет использовать один образ и соответствующие ему мысленные формулировки, а второй — совсем другие образы и слова. Точно так же для одного спортсмена будет более эффективным яркое образное представление нужного ощущения, а для другого — многократное словесное «изображение» его.

Третий этап заключается в том, что выработанная система саморегуляции автоматизируется. При этом роль активного сознательного процесса минимизируется. Человек может даже полностью не осознавать какое-либо вновь

Library 31 Up


Contents

Home

появляющееся ощущение, но оно уже способно включать комплекс полезных защитных психофизиологических механизмов. Например, при получении травмы, связанной с сильной болью, у боксера срабатывает реакция самоанастезии, и он как бы не замечает боль. Или при очень сильном утомлении вместо настройки на терпение боксер может сделать самоприказ: «я ничего не чувствую» или «тело совершенно легкое, невесомое».

Третий этап психодидактики весьма сложен и еще до конца не разработан в методическом плане. Поэтому следует продолжить работу по его совершенствованию.

Мероприятия по психорегуляции должны осуществляться в тесном взаимодействии тренера и психолога. Эффективность от совместной работы будет только тогда, когда тренер реально усвоит истину, заключающуюся в том, что главным психологом в команде является он

сам. В конечном итоге он несет ответственность и за успехи и за неудачи. К тому же он проводит основное время с учениками и не быть психологом он не может.

Специальная психологическая подготовка тренера, на наш взгляд, так же важна, как и подготовка спортсмена. Во всех случаях, когда контакт тренера и его ученика неизбежен (во время напутствия боксера перед выходом на ринг, в процессе секундирования и др.), боксерам передаются его эмоции и настроение. Волнующийся тренер способен заразить своим волнением спортсмена, так же как, наоборот, его спокойствие и уверенность могут оказать магическое влияние на боксера, придать ему дополнительные силы. Поэтому тренер, так же как и спортсмен, должен обучаться самоконтролю и саморегуляции психического состояния.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ


В. Н. Клещев, ВНИИФК
 

Началом психологической подготовки к конкретным соревнованиям являются поста1новка определенной цели, задач и тесно связанное с ними осознание ответственности за результат выступления. Желание добиться победы, ответственность за результат соревнования дадут спортсмену необходимые силы, чтобы пройти все трудности подготовки и выйти победителем в упорной борьбе, стимулируют активное, творческое отношение к боксу, без которого немыслим высокий результат. Формируя чувство ответственности, желание добиться победы, тренер в беседах подчеркивает важность победы на ринге в международных соревнованиях, делает упор на то, что спортсмен выполняет ответственную общественную задачу, и т. д.

Следующим этапом является разъяснение особенностей предстоящих соревнований. К ним относятся сведения о масштабе соревнований, условиях проведения, наиболее вероятных победителях и соперниках, судействе и т. п. Соответственно подбираются и конкретизируются задачи подготовки, формы и способы достижения желаемого результата. Особенности предстоящих поединков, места и условий проведения, реакции зрителей и т. п. должны моделироваться в процессе подготовки. Это снижает число неожиданностей, с которыми придется встретиться, число помех и стимулирует устойчивую линию поведения. Каналами информации могут служить различные формы общения с участниками подобных соревнований, пресса, видеозаписи, кинофотоматериалы. Оценивая предстоящие трудности и свои воз-

можности, необходимо определить характер своего поведения, найти пути целенаправленного совершенствования функционального и психического состояния. В процессе подготовки необходимо создавать ситуации, требующие от спортсмена максимального проявления решительности, активности, настойчивости и других волевых качеств.

Весьма необходимым средством в этом отношении является критический анализ своего поведения, имеющий целью ликвидацию проявлений тех качеств, которые не соответствуют модельным. Такой анализ должен стать ежедневным, войти в привычку, ибо лишь на основе постоянной коррекции, сравнения с должным возможно преодоление тех или иных недостатков подготовленности.

Существенную роль в психологической подготовке спортсмена следует отвести индивидуальным планам-обязательствам. Созданные на основе многолетнего опыта подготовки, с учетом индивидуальных особенностей боксера, с опорой на новейшие данные спортивной науки, они призваны наглядно представить тот объем и характер работы, которые необходимо выполнить любой ценой. Важно, чтобы план создавался при непосредственном участии спортсмена, что стимулирует творческое и активное отношение к процессу подготовки, сознательный ее характер. Необходимо, чтобы план-обязательство брался в присутствии тех людей, мнением которых боксер дорожит. В этом случае он знает, что невыполнение плана снизит его авторитет. Это также одна из форм стимуляции работоспособности. Важ-

Library 32 Up

Prev Назад Next Дальше Contents К содержанию Home На главную Library В библиотеку Up В начало