|
настоящему талантливых ребят, которые могли добиваться ярких побед на протяжении долгого времени. Словом, готовя «железных» зачетников, мы прежде всего обманываем самих себя и проявляем минимум заботы о подготовке резервов для главной команды страны... Итак, мальчишки пришли на занятие в боксерскую секцию. Уже с первых минут их появления и спортзале я всячески стараюсь уловить настроение подопечных, особенно тех, кто чем-то расстроен. Как бы мимоходом сказанное в этот момент ободряющее слово значит для ребят очень многое. Самое главное, они начинают чувствовать, что не безразличны тренеру, что он способен понять их переживания как своп собственные. Только при таком отношении можно рассчитывать на взаимное доверие и со временем на создание коллектива единомышленников. Во время тренировки стараюсь не упускать никого из виду, по это отнюдь не означает, что одинаковое внимание уделяю каждому. Например, с теми, кто выполняет упражнение лучше других, занимаюсь больше времени. Обижаются ли при этом остальные? Конечно. Но, с другой стороны, у ребят появляется как-бы дополнительный стимул — достигнуть того же уровня. Поняв это, ребята продолжают заниматься боксом с удвоенной энергией. Начинать тренировать предпочитаю с одиннадцати лет (на мой взгляд, это оптимальный возраст для начала занятий боксом) и в дальнейшем стараюсь не расставаться с учениками не менее пяти-шести лет. Первые три года занимаюсь по общей схеме, а остальное время — по индивидуальному плану, о котором чуть ниже. Как известно, в раннем возрасте мальчишки хотят не только атаковать «грушу», но и побегать, поиграть в футбол или волейбол. Поэтому по возможности необходимо как можно чаще проводить тренировки в лесу и на открытых спортплощадках. Кстати, по многолетним наблюдениям, замечено, что эффективность тренировки в лесу возрастает как минимум в два раза. Особенно полезно отрабатывать там ускорения, координацию движений. Скажем, во время бега по пересеченной местности деревья можно представить в виде препятствий, преодолевая которые юные спортсмены учатся правильно «отходить» в сторону, что очень пригодится им на ринге в борьбе с конкретным соперником. И в дальнейшем я неустанно подчеркиваю необходимость занятий различными видами спорта, особенно гимнастикой, плаванием, футболом. При очередном наборе стараюсь выбирать длинноногих подростков, так как их можно быстрее научить «танцевать» на ринге. Работе ног я всегда придавал большое значение. Чтобы ноги стали сильными, пружинистыми,
|
|
очень полезны прыжки с поворотом туловища на 180 — 360 градусов, высокие подскоки, во время ходьбы по улицам ребятам можно посоветовать доставать головой ветки на деревьях. В процессе обучения, мне кажется, достаточно овладеть тремя-пятыо вариантами атаки, но зато овладеть ими необходимо в совершенстве, доведя каждое движение до автоматизма. Сюда я отношу прямой удар левой в голову, финт этой же рукой, атаку «раз-два» прямыми в голову или туловище, встречные прямые и боковые удары, ну а самое сложное упражнение — атака сериями до трех-четырех ударов. Именно так — «волной» атакуют большинство кубинских мастеров, поэтому отработке контратакующих средств при серийных атаках следует уделять особое внимание. На мой взгляд, весьма эффективно тут передвижение «змейкой», суть которого в том, чтобы, защищаясь, использовать максимально возможную площадь ринга. Ставя своему ученику удар, тренер не должен забывать, как у нас говорят, «растянуть» боксера. На таких занятиях надо стремиться произвести удар как можно дальше от себя, причем сначала выполнять упражнение в замедленном темпе, а затем ускоренно. Конечно, хорошо, если в арсенале спортсмена имеется сильный акцентирующий удар, с помощью которого зачастую можно решить исход поединка. Но лично меня гораздо больше привлекает победа, одержанная за счет верно выбранной тактики. Далеко не всегда выигрывает тот, кто физически сильнее и выше ростом, надо стремиться переиграть своего соперника тактически, используя при этом малейшую ошибку партнера. Важнейший момент для достижения этой цели — умение равномерно распределять силы на все время поединка. Думается, весьма полезны здесь упражнения без фиксации времени, во время выполнения которых, работая на снарядах или на «лапах», спортсмен должен сам почувствовать окончание условного раунда. О прогрессе можно говорить тогда, когда он начинает останавливаться в пределах плюс-минус десять секунд. Правда, такое упражнение рассчитано на боксеров, показывающих результаты на уровне мастеров спорта. Примерно по такому же принципу мы отрабатываем ускорения в начале, середине или концовке боя. Все это происходит в спортивном зале. Другое дело учебно-тренировочный сбор, где собираются наиболее перспективные молодые атлеты ЦШВСМ. Занятия на таких сборах я делю на три этапа. На первом тренировки проходят под мою диктовку, на втором — с учетом конкретных предложений самого боксера, наконец, на третьем этапе мы обобщаем накопленный опыт, оставляем все лучшее, полезное и, таким образом, вносим необходимые |
|