Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home

и на вдохе, не задерживая дыхания. В условиях спарринга следует всегда помнить о дыхании, использовать клинчи и паузы.

Не нужно располагать обширными статистическими данными, чтобы утверждать, что большинство самых упорных поединков на ринге заканчивается фазой ближнего боя. Что это? Обоюдное желание выиграть и только таким способом или закономерность, диктуемая логикой поединка? Конечно, и усталость входе третьего раунда, и то, что время на исходе, и то, что противники «поняли» друг друга, и то, что удары уже не те, и пятое, и десятое, но... Боксер устремляется в стихию ближнего боя, полагаясь уже не на реакцию, а на свои навыки, опыт, позиционное чутье, вероятность! Он уже не «идет по дну на ощупь», а «плывет», подчиняясь иным законам. Интересно отметить, что навык плавания, один раз возникнув, проявляется через много

лет. Так и с навыками ближнего боя. Если они, эти навыки, были, то восстановить их чрезвычайно легко. Достаточно боксеру попасть в условия ближнего боя, в то состояние. Рассказывают, что Николай Королев водном из последних своих международных поединков, будучи недостаточно тренирован, в возрасте 36 лет, в третьем раунде в ближнем бою был силен по-прежнему (все вспомнил!).

Стихия ближнего боя. Не в том ли ее притягательная сила, что она особенная? Не потому ли она, эта стихия, доставляет боксерам необычайное, ни с чем не сравнимое удовольствие?

В ближнем бою самоотверженно, презирая опасность, руководствуясь умом, а не страхом, максимальным напряжением всех сил. вырвать победу!

Не потому ли был так предан ближнему бою Евгений Иванович Огуренков?

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА НАПРЯЖЕНИЯ В УДАРАХ И ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЕГО РАУНДА


A. Ф. Засухин, заслуженный мастер. спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР;
B. Е. Котешев, ВНИИФК.
 

Бои боксеров на современном этапе развития носят напряженный, часто силовой характер и отличаются большой плотностью. И нередко мы видим, как боксеры, израсходовав весь запас сил, проводят заключительную «трехминутку» в объятиях и захватах противника, значительно понижая свою активность. Причем эти же боксеры на занятиях в учебно-тренировочном процессе проводят по 5 — 10 раундов боя и не утомляются так, как на соревнованиях.

Все дело в том, что в процессе тренировочных боев боксеры спокойны, расчетливы и, не напрягаясь, наносят более легкие, чем в соревнованиях, удары.

Во время же соревновательного боя боксеры обычно находятся в состоянии сильного возбуждения и напряжения, подвергаясь обстрелу сильными ударами со стороны неизвестного противника. Нередко им приходится боксировать в несвойственной манере боя, наносить большое количество сильных ударов, забывая о дифференцировании силы ударов (если только с ним не проводились до этого специальные тренировки). Иногда боксеры применяют сильные удары, заранее зная, что эти удары не достигнут цели, а наносят их для того, чтобы «отпугнут» противника или сорвать его очередную атаку.

Повышенное напряжение мышц во время боя и нанесение большего количества сильных ударов, чем этого требует ситуация, при-

водят боксера к утомлению гораздо раньше, нежели на тренировке.

Все это говорит о том, что с боксерами в процессе учебно-тренировочной работы мало проводилось моделированных тренировок с определенными, поставленными тренером задачами и мало уделялось внимания дифференцированию напряжения во время нанесения ударов. В то же время для мастеров высокого класса характерно то, что они не напряжены во время поединка, их мышцы свободны, они пользуются различными по силе и напряжению ударами, нанося их сильно только тогда, когда уверены в том, что удар достигнет цели. Другие удары они наносят в треть силы, вполсилы, но быстро и точно для того, чтобы раскрыть противника, остановить его атаку или вызвать на контратакующие действия.

От умения дифференцировать силу удара, напрягать только те группы мышц, которые участвуют в ударе, во многом зависит умение боксера сохранять свои силы для решительных действий в конце поединка.

Во время учебно-тренировочных занятий тренеру необходимо уделять достаточное внимание дифференцированию силы удара, напряжения мышц, участвующих в ударе, и ликвидации напряжения мышц, не участвующих в ударе, у своих учеников.

Необходимо тренировать у боксеров умение наносить удары с разной силой (например, в

Library 21 Up


Contents

Home

треть, вполсилы и в полную силу). Зная, когда и в каких ситуациях он должен применять те или иные удары (легкие, сильные, быстрые, медленные, жесткие, резкие и т. д. и т. п.), боксер сможет тактически грамотно применять все разнообразие ударов, исходя из ситуации, складывающейся во время боя на ринге. Знание исходных положений, в которых находится противник, дает возможность боксеру предугадать его дальнейшие действия и тактически правильно строить план боя, применяя все разнообразие ударов и защитных средств. Рекомендуется научить боксера применять:

— легкие удары как обманные для раскрытия защиты противника, для подготовки атаки и как защитные удары;

— сильные атакующие, контратакующие (встречные и ответные) удары;

— быстрые удары в атаке и контратаке;

— медленные удары — для вызова противника на атаку и как останавливающие удары;

— жесткие удары — для подавления воли противника и нанесения ему наибольшего физического урона;

— резкие удары — • для быстрого начала атаки, как одиночные неожиданные удары, как встречные удары.

Хорошо изучив и зная применение различных ударов, можно тактически правильно строить бой, используя различные удары по их назначению.

В процессе тренировочной работы необходимо создавать такие модели боевой обстановки (по их напряжению и силовой борьбе), которые встречаются на соревнованиях. Когда боксер привыкнет к тяжелым условиям тренировочного боя и будет умело использовать правильные исходные положения для атаки и защиты, дифференцировать силу ударов, пра-

вильно распределять мышечные усилия, он сможет уверенно выходить на ринг и c успехом бороться за победу на соревнованиях.

Руководствуясь вышеизложенными соображениями, в Пловдиве (Болгария) с командой «Тракия» в 1977 г. было проведено обследование 20 ведущих боксеров Болгарии на определение их умения дифференцировать напряжение во время нанесения ударов.

При помощи ударного динамометра боксерам давалась срочная информация о силе удара в 50, 30% от максимальной. Ставилась задача научить их дифференцировать удары в зависимости от ситуации на ринге: наносить ложные легкие и быстрые удары в 30% от максимальной силы, наносить удары в 50% от максимальной силы для набора очков, раскрытия защиты противника, как останавливающие, атакующие и контратакующие; силой в 100% наносить максимально сильно удары в атаке и контратаке только тогда, когда есть уверенность, что они попадут в цель.

Обследование этой группы боксеров показало, что только 25% их в состоянии наносить удары дифференцированно, а средний процент точности дифференцировки был равен 50%.

Перед группой боксеров была поставлена задача научиться наносить удары в зависимости от ситуации на ринге. Такая направленность на обучение боксеров наносить дифференцированные удары сохранялась в учебно-тренировочной работе в течение 6 месяцев.

Боксеры получали задание наносить удары с необходимой силой в упражнениях на снарядах, лапах и в ходе условных и вольных боев. Легкие удары нужно было наносить в тех случаях, когда боксер не знал о том, попадут ли они в цель; сильные — только тогда,

Показатели

До начала эксперимента

После 3 месяцев тренировки

После 6 месяцев

тренировки

Боксеры, умеющие правильно дифференцировать удары (%)

25

40

80

Точность распределения силовых усилий (%)

50

70

85

когда он был уверен в точности их попадания в цель. Контрольные бои проводились в условиях, близких к соревновательным.

Результаты умения наносить удары дифференцированно проверялись самими боксерами три раза в неделю во время работы на регистрирующей аппаратуре.

В конце третьего месяца тренировочной работы снова были проведены контрольные об-

следования боксеров, которые показали, что 40% из группы могут наносить дифференцированные удары, причем процент точности дифференцировки возрос до 70%.

Через 6 месяцев тренировки по данной методике оказалось, что 80% боксеров научились наносить дифференцированные удары и процент точности распределения силовых усилий возрос до 85%.

Library 22 Up


Contents

Home

Акцентирование внимания на нанесении ударов с различной силой в различных боевых ситуациях позволило за 6 месяцев работы резко увеличить технико-тактическое мастерство и спортивные результаты всех ведущих боксеров общества «Тракия», занимающихся поданной методике. Умение боксеров дифференцировать силу удара резко возросло, о чем говорит таблица.

Из группы боксеров в 20 человек за 6 месяцев тренировки по данной методике 6 человек выполнили норму кандидата в мастера спорта, 4 — норму мастера спорта, стаз впер-

вые чемпионами Болгарии (Христо Бонев, Серафим Филипов, Николай Николов, Пламен Камбуров), а 2 спортсмена (Георги Георгиев и Пламен Камбуров) стали вторым и третьим призерами первенства Европы.

Таким образом, целенаправленная учебно-тренировочная работа по выработке дифференцированных ударов в различных боевых ситуациях дает возможность за короткий срок повышать мастерство у боксеров высокой квалификации и, в частности, с успехом решать проблему третьего раунда.

КОМУ НУЖНЫ ЖЕЛЕЗНЫЕ ЗАЧЕТНИКИ?

С каждым годом растет популярность бокса в различных странах мира. Подтверждением этому служат успехи в крупнейших международных турнирах атлетов Канады, Монголии, КНДР, Югославии и многих других стран. Ну а сильнейшими в начале 80-х годов продолжают оставаться боксеры Кубы, которые в сезоне 1982 г. одержали яркую победу на мировом чемпионате в Мюнхене, кстати третью по счету.

Бесспорно, что в условиях значительно обострившейся конкуренции на международной арене особую роль играет эффективность работы детско-юношеских спортивных школ, где, как правило, начинают свой путь будущие чемпионы. Как лучше подготовить юных боксеров к предстоящим серьезным испытаниям на взрослом ринге, над чем их наставникам следует трудиться особенно тщательно? Своими наблюдениями и соображениями по этому поводу с читателями ежегодника делится тренер чемпиона мира 1982 г. Александра Кошкина заслуженный тренер СССР Борис Николаевич Греков, работающий в Центральной школе высшего спортивного мастерства.

— Сразу оговорюсь, что я не претендую на .обобщенность. Кому-то мой стиль работы придется по душе, кому-то — нет. А иначе и не может быть. Не секрет, что именно от тренерской индивидуальности во многом зависят успехи боксеров в больших состязаниях, слепое же копирование чужих методов еще никогда не приносило удачи. Этим, на мой взгляд главным, принципом в работе я стараюсь руководствоваться на протяжении вот уже тридцати пяти лет.

Конечно, за это время в мировом боксе произошли огромные изменения. Скажем, если в 50 — 60 годах главными соперниками советских боксеров были спортсмены США, то в 70-х годах на авансцену вышли мастера кожаной перчатки Кубы. Вместе с ними тогда же во весь голос заявили о себе атлеты Африканского континента, с которыми боксе-

ры Советского Союза прежде встречались только эпизодически. Все это повлекло за собой перемены в подготовке наших молодых атлетов, ведь теперь им приходится состязаться не только с представителями европейской и американской школ бокса, но и африканской, азиатской, кубинской.

Все сказанное, убежден, в полной мере относится и к тренерам детско-юношеских спортшкол, точнее, к тем из них, кто ставит перед собой действительно большие задачи, в том числе подготовку спортсменов для сборных страны. На этом хочется остановиться более подробно. Мне кажется, такую цель должны преследовать тренеры всех ДЮСШ и соответственно с этим строить всю работу. Только при подобном подходе, отношении к работе мы сможем получать достойное пополнение для сборной СССР. Очень многое здесь зависит от личности тренера, его активности, желания упорно и терпеливо работать с каждым пареньком индивидуально. Приятно, что таких наставников в последнее время становится все больше. Плодотворно, например, трудятся Ю. Цхай из Джамбула, в Караганде — В. Фетисов, москвич Н. Хромов и многие другие. Именно благодаря им мы увидели немало перспективных атлетов на финальных соревнованиях III Всесоюзных спортивных игр молодежи, которые проходили летом 1982 г. на ринге минского Дворца спорта.

Однако такая картина наблюдается не везде. К сожалению, тренеры иных ДЮСШ предпочитают работать по старинке, без учета последних достижений спортивной науки и медицины. Как правило, такие наставники ограничиваются воспитанием перворазрядников и кандидатов в мастера спорта, способных приносить зачетные очки на турнирах небольшого масштаба. Не потому ли многие молодые боксеры, обещавшие вырасти в больших мастеров, так и не оправдали надежд? А ведь среди них было немало по-

Library 23 Up

Prev Назад Next Дальше Contents К содержанию Home На главную Library В библиотеку Up В начало