Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home

Не менее важное значение для развития моральных качеств подростков имеют беседы (в виде разъяснения и убеждения), проводимые тренером после соревнований, где в общих чертах анализируются ход соревнований, дисциплинированность коллектива секции и взаимоотношения между подростками; на следующей тренировке детально разбираются поединки каждого ученика, поведение боксеров на ринге и вообще на соревновании. При таком разборе надо говорить не только о пройденном, но и давать конкретные советы, как в будущем лучше поступить в той или иной ситуации.

Из всего этого видно, что используемые нами виды соревнований и соревновательных упражнений в занятиях боксом с подростками дают возможность постоянно поддерживать дух соревнования. Практика же убедительно показала, что проведение этих видов соревнований и соревновательных упражнений в определенной последовательности дает возможность тренеру, воздействуя постепенно на морально-волевую сферу подростков, подготовить их к соревнованиям по боксу и активно способствовать воспитанию таких качеств, как дисциплинированность, умение контролировать

свои поступки и уважать сверстников, старательность и целеустремленность, трудолюбие и сдержанность, воля к победе, уверенность в своих силах.

Следует указать и на тот факт, что регулярное участие воспитанников в соревнованиях (в конце второго и в течение всего третьего периода) при использовании соответствующих методических приемов способствовало более эффективному воспитанию у них чувства коллективизма, хороших манер, самостоятельности, а также совершенствованию мышечной работоспособности и таких качеств, как выносливость и стойкость, координация движений. А как показывает практика, участие в коллективных соревнованиях по боксу помогает в искоренении эгоизма и индивидуализма. Кроме того, постоянно вовлекая воспитанников секции в общественную работу в условиях соревнований (помощник секунданта, секундант, член судейской бригады), тренер воспитывает в них честность и справедливость, уважение к старшим, так как данная деятельность постоянно проходит в тесном контакте со взрослыми — тренером, судьями, которые проводят соревнования.

«СОЛНЫШКО ДЕМПСИ»


С. С. Щербаков, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженные тренер СССР
 

В 1939 г., будучи боксером I разряда, я перешел в легкий вес и перед чемпионатом ВЦСПС отправился на сбор боксеров профсоюзов, где старшим тренером был Борис Семенович Денисов. Вот на этом-то сборе я впервые и познал прием технико-тактического мастерства, именуемый «Солнышко Демпси».

Во время сборов нам часто показывали документальные фильмы о выступлениях боксеров-профессионалов. Советская школа бокса еще только-только формировалась. Международных встреч у наших мастеров было мало, и тренеры, вырабатывая методику учебно-тренировочных занятий, порой шли на ощупь, используя любую возможность познакомиться самим и познакомить нас с опытом зарубежных мастеров ринга. В одном из таких фильмов мы с тренером команды ВЦСПС Борисом Семеновичем Денисовым увидели бой за титул чемпиона мира между Джеком Демпси и Джинном Туннеем. Коренастый, длиннорукий Демпси вел бой на средней дистанции и был в непрестанном движении.

Кто-то из ребят пошутил: глядите, Демпси — точная копия нашего Щербакова!

— А они братья, только не родные, под одним солнцем портянки сушат! — сострил Густав Кирштейн, известный мастер ринга.

Раздался дружный смех. Смеялся и Борис Семенович Денисов.

— Ты, Сергей, не заводись. Ребята шутят. Однако в каждой шутке есть доля правды. Ты приглядись к манере Демпси. Обрати внимание: Тунней-то выше его. Вот и представь, что Демпси — это ты, а Тунней — Штейн.

Именно с Николаем Штейном, чемпионом СССР, мне предстоял бой на чемпионате ВЦСПС.

А манера боя Демпси мне и впрямь нравилась. Боксировал он в низкой стойке, используя так называемый крауч. Демпси словно прилип к Туннею. Как тот ни старался разорвать дистанцию, ничего у него не получалось. И вдруг Демпси сам сделал шаг назад, затем стремительное движение туловищем справа-вниз-влево, тут же обратным круговым движением быстро пошел вправо, успев нанести Туннею сильнейший боковой левой в туловище. Поднырнув под левую руку соперника, Демпси резко выпрямился и ударил встречным правой в голову и опять стремительным нырком ушел влево. Тунней сделал шаг назад, но Демпси, заканчивая свою дугу влево, сделал скачок вперед и еще раз нанес Туннею удар прямой левой в туловище.

— Знаменитое «Солнышко Демпси»! — про-

Library 13 Up


Contents

Home

Рис. 1. Кинематическая схема выполнения комбинации «солнышко»

шептал мне на ухо Борис Семенович Денисов. — Может, разучим?

— А получится? — спросил я с сомнением.

— Почему же не получится! Все элементы «солнышка» ты знаешь. Теперь только соединить их в комбинацию и отработать до автоматизма. Я тебе помогу, а остальное дело за тобой. Но работать надо не жалея сил. До чемпионата чуть больше месяца. Времени маловато.

Тот десятираундовый бой Демпси проиграл по очкам, но его «солнышко» запало мне и в душу, и в память. В ту ночь я его прокрутил в своем сознании, наверное, сотню раз. Получалось гладко, а когда приступили к разучиванию, все оказалось гораздо сложнее.

Сложность заключалась в том, что комбинация «солнышко» включала в себя несколько элементов защиты: уклон влево, нырок вправо с подставкой левой руки, нырок влево с подставкой правой руки и два шага влево и вправо с поворотом туловища и два-три (в зависимости от обстановки) удара. Причем удары тоже могли быть разными и зависели от боевой ситуации: либо прямые, либо боковые, либо снизу. Они могли наноситься со скачком, на месте или с шагом вперед или назад. Все это должно было исполняться четко, в высоком темпе и слаженно, как единое движение. В ходе комбинации дважды приходилось менять стойку, перенося вес тела то на левую, то на правую ногу.

Тщательно проанализировав комбинацию, мы разбили ее на четыре основные фазы, так по фазам и разучивали. Отработав одну до автоматизма, переходили к другой. Отработав другую, переходили к тренировке обеих фаз в слитном исполнении, пока они не получались у меня как единое движение, и так тренировали всю комбинацию.

Фаза 1 — из основной стойки движение туловища с приседанием справа налево с переносом веса тела на левую ногу и с одновременным полушагом вперед. Это начало «солнышка» (рис. 1).

Фаза 2 — выйдя в левое крайнее положение, выпрямиться и, не приседая, сделать полукруг слева направо, перенося вес тела на правую ногу, движущуюся полушагом вперед (рис. 2).

Фаза 3 — повторение фазы 1.

Фаза 4 — полукруг, приседая вправо, с возвращением в основную стойку.

Удары наносятся в конце движения каждой фазы.

В конце фазы 1 — левый боковой или снизу, в конце фазы 2 — встречный правой, если соперник твоего роста или ниже, или боковой снизу, если он выше тебя. В конце фазы 3 наносится прямой левой. Если во время выполнения комбинации соперник сделает шаг назад и разорвет дистанцию, то боковой левой наносится на скачке вперед.

Работу над комбинацией мы начинали в зале, а затем ее элементы я тренировал всюду и везде: во время разминки, во время кроссов на занятиях по общефизической подготовке и даже во время обычного движения вне занятий. За воображаемого противника, выполняя работу на местности, принимал куст, ветки, дерево. То сделаю вокруг него полукруг влево с имитацией удара левой, то изображу полукруг вправо с имитацией удара правой, то тренирую боковые шаги, скачки с имитацией удара, нырки и т. п. И дело шло быстро, а главное — каждой тренировки я ждал как праздника, потому что теперь это было не механическое битье мешка или груши, а была настоящая творческая работа. С меня сходило семь потов, но никогда до этого я не испытывал такого чувства радости, какое испытал, разучивая «солнышко». Такое чувство, наверное, испытывает артист балета, разучива-

Library 14 Up


Contents

Home

Рис. 2. Вариант выполнения «солнышка» в сочетании с комбинированной защитой

ющий сольную партию, или певец, работающий над сложной арией. Представляю, с каким нетерпением они ждут выступления перед публикой, ее суда и оценки. Потому что и я по мере завершения работы над «солнышком» ждал выхода на ринг, и теперь уже меня не волновало громкое имя соперника, напротив, я жаждал встречи с ним. Ведь у меня было мое, мной сработанное оружие, на которое я рассчитывал и надеялся. И хотелось это ору­ жие скорее проверить в боевой обстановке.

Отрабатывая комбинацию, мы с тренером не копировали Демпси. Мы взяли ее основную схему. Многое придумывали и додумывали сами, многое перенимали у наших опытных и талантливых мастеров. Например, скачковой боковой удар левой скопирован у Андрея Васильевича Тимошина, неоднократного чемпиона СССР в среднем весе, и Льва Сегаловича, занимавшего в то время 3-е место в стране среди боксеров наилегчайшего веса. Я внимательно присматривался к их манере боя и кое-что взял для себя. Или удар левой снизу (апперкот). Его мастерски выполнял Виктор Павлович Михайлов. Удар этот, как и средство защиты против него, знают и умеют выполнять все боксеры без исключения. Но в исполнении Михайлова он всегда был неожиданностью для соперников, и в большинстве случаев, получив его, они либо падали, либо прекращали бой досрочно. В чем секрет такого феномена? Вот результат моего личного наблюдения. Михайлов наносил свой коронный удар снизу по туловищу навстречу прямому правой соперника.

Каких действий ожидает боксер, наносящий прямой правой, от партнера? Или подставки, или нырка под руку, или шага назад.

Михайлов же делал уклон влево и сам резко шел вперед на сближение. Удар получался резким и сильным вдвойне, так как был встречным, а главное — он был неожиданным, ибо наносился вопреки всем устоявшимся классическим канонам. В 107 боях Михайлов 72 раза побеждал досрочно, в основном этим ударом. Все его соперники, безусловно, знали его «коронку» и знали, как защищаться от нее, но Виктор Павлович так маскировал свой удар замысловатыми тактическими маневрами, что всегда наносил его неожиданно и точно.

Бой с Николаем Штейном сложился по нашему сценарию. Штейн, зная, что я, как правило, боксирую на средней и ближней дистанциях, рассчитывал «расстреливать» меня прямыми ударами с дальней дистанции. А мы тоже решили построить бой на дальней дистанции, и это явилось неожиданностью для Штейна. Запутав его быстрыми, с разных направлений маневрами, я вышел на исходную позицию и стремительно прокрутил свое «солнышко», завершив его скачковым боковым левой. Бой я выиграл по очкам, и эта победа, одержанная над мастером спорта, да еще чемпионом СССР, сразу прибавила мне авторитета и показала, что я достоин I разряда.

На очередном первенстве ВЦСПС жребий свел меня снова с А. Грейнером, который был чемпионом СССР. Это была наша вторая встреча. В первой, как я уже говорил, со счетом 3:2 победил чемпион. Два голоса ему отдали рефери и главный судья. Боковые же судьи со счетом 2 : 1 сочли победителем меня. Понятно, что в Харькове я мечтал не только о реванше, но еще и жаждал восстановить справедливость.

Грейнер — высокотехничный боксер академического стиля, темповик, обладающий отличной защитой и умеющий проводить серии точ-

Library 15 Up


Contents

Home

ных и сильных ударов, моего роста. Он с первых минут боя брал инициативу в свои руки и уже не уступал ее до гонга. Конечно же, мы с тренером снова рассчитывали на «солнышко». Решили начать бой и весь первый раунд провести на дальней дистанции, а во втором пойти на сближение и завершить нашу комбинацию в конце второй фазы встречным правой в голову, а закончить «солнышко» боковым левой или ударом снизу по туловищу. Уже после первой удачной попытки инициатива боя перешла ко мне. Далее я еще дважды проводил свою комбинацию, и единогласным решением судей победа была отдана мне. Я стал чемпионом ВЦСПС. Потом были и другие победы, добытые с помощью «солнышка». В 1939 г., когда формула боев на чемпионатах СССР была 5 раундов по 3 мин и финальные бои — 6 раундов по 3 мин, я стал вторым призером чемпионата СССР, выиграл несколько товарищеских встреч и матчей, в том числе и международную встречу с финном Пенти Соуминеном.

Применяя свою комбинацию, я убедился еще в одном ее преимуществе. Я был все время в движении, и сопернику приходилось наносить удары по движущейся цели, потому и были они неточными и малоэффективными. Он же по отношению ко мне все время находился в статическом положении, и я бил точно и прицельно.

Теперь ко мне стали присматриваться и тренеры, и боксеры. Стало ясно, что все они будут искать контрманевр против моей комбинации и, конечно же, найдут. И мы с тренером решили разучить еще одну, так называемую комбинированную защиту.

Чтобы у читателей не создалось мнение, будто мы с тренером отдавали предпочтение оборонительным видам маневра, хочу сделать маленькое отступление.

Известно высказывание классика английской литературы поэта Байрона, который был не только страстным поклонником бокса, но сам слыл отличным боксером. Он сказал: «Бокс — это благородное искусство самозащиты и нападения». Мне думается, Байрон не случайно на первое место поставил слово «самозащита», ибо бой, во время которого боксер только наносит удары, не применяя защитных действии, перестает быть боксом и превращается в обыкновенную драку. И недаром боевой арсенал бокса включает более двадцати защитных действий и только шесть основных ударов, без учета их вариантов.

Сейчас стало повальным увлечением давать всяческие названия и термины тому или иному характеру действий боксера. Появился бокс игровой, силовой, тотальный и т. п. Я категорически против этой терминологии. Есть один бокс, суть которого нанести сопернику как можно больше ударов и как можно меньше получить самому.

И не надо забывать: ведь только за сильный и точный удар судьи, согласно правилам, начисляют очки и определяют по ним победителя.

Сильный, акцентированный удар всегда был и будет оставаться главным средством достижения победы, причем средством самым убедительным, начисто опровергающим всяческие судейские махинации, которые, к сожалению, еще имеют место на турнирах и соревнованиях даже самого высокого ранга. Итак, я за удар как единственное средство, которое приносит чистую победу, но категорически против боя, построенного на бездумном обмене ударами по принципу: кто кого перешибет. Удар должен быть логическим завершением тактической комбинации, которая дает возможность избежать ударов соперника и создать выгодную исходную позицию для нанесения удара. Я знаю многих боксеров, обладавших мощнейшим ударом, но так и не добившихся высоких спортивных результатов, и могу назвать немало имен мастеров, чье искусство сочетания защиты с нападением создало мировую славу нашему отечественному боксу. Эти имена вписаны золотыми буквами в историю мирового любительского бокса.

Итак, комбинированная защита. Суть ее сводится к тому, что в одной, слитно исполняемой комбинации объединяется несколько защитных действий: отклон назад с приседанием, шаг правой ногой назад с одновременным уклоном вправо, подставка левого плеча правой перчатки у подбородка и защита левой рукой, вытянутой вдоль туловища или полусогнутой в локте. Такое сочетание защитных действий надежно закрывало меня от любых ударов противника. В то же время это была удобная исходная позиция для атакующих или контратакующих действий. Я в любой момент мог нанести прямой или боковой удар левой. Резко выпрямляя правую ногу и перенося вес тела на левую ногу, я придавал удару стремительное ускорение. Если противник успевал сделать шаг назад, отойти, я проводил этот удар со скачком. Из этой же позиции я мог нанести прямой, боковой или удар снизу правой без замаха, с разворотом туловища влево. И опять же «двигателем», дающим ускорение удару, служила все та же правая полусогнутая нога. Выпрямляя ее и разворачивая туловище, я придавал удару необходимую скорость и вкладывал в него вес своего тела. Когда комбинация была отработана и опробована во многих тренировочных боях и в не: скольких встречах, мы увидели, что комбинированная защита в одной из своих фаз становится отличной исходной позицией для «солнышка». Так в моем арсенале появились две «коронки», которые в зависимости от обстановки я мог применять каждую в отдельности или варьировать, переходя от комбинированной защиты к «солнышку», и наоборот.

Library 16 Up

Prev Назад Next Дальше Contents К содержанию Home На главную Library В библиотеку Up В начало