|
||||
половина года обучения); г) первенство секции — два раза в год. 2. Внешние (в других спортивных коллективах): а) совместные тренировки — раз в две недели; б) боевые спарринги — раз в месяц (вторая половина первого года обучения); в) открытый ринг — еженедельно (на втором и третьем годах обучения); г) всевозможные соревнования (районного, городского, республиканского и всесоюзного масштабов). Последовательность в их проведении по периодам такова: на первом году обучения включаются вначале соревнования на правильность выполнения комбинаций и защитных действий, условные бои по пройденному материалу, совместные тренировки в спортивном коллективе, боевые спарринги в коллективе секции, а уж потом первенство секции, боевые спарринги в спортивном коллективе; на втором году — боевые спарринги в коллективе секции, открытое первенство секции, открытый ринг, в конце года — первенство района; на третьем году, исходя из спортивной классификации, подростки секции участвуют в соревнованиях различного масштаба (районные, городские, республиканские, всесоюзные и др.). Помимо этого на первом году обучения можно максимально использовать и такой вид соревновательных упражнений, как показательные выступления. Их можно проводить на спортивных вечерах в общеобразовательных школах, районном Дворце пионеров, вузах и других учреждениях, а летом — в пионерских лагерях и перед местными жителями. В них могут участвовать все подростки. Данный вид соревновательных упражнений является хорошим средством воспитания чувства ответственности за коллектив секции в кругу школьников, дисциплинированности, умения собраться в нужный момент, а также подготовки таких подростков к соревнованиям. Внутрисекционные соревновательные упражнения и соревнования по боксу мы проводим также с усилением воспитательных моментов: двое подростков боксируют, остальные воспитанники наблюдают. После каждого такого боя тренер совместно с воспитанниками обсуждает прошедший поединок. Это дает возможность с первых же соревновательных боев воспитывать у них умение анализировать поединки, находить лучшее в каждом бою и исходя из этого мысленно строить свой предстоящий бой. Проведение в это же время тренером короткой беседы об эстетической стороне бокса позволяет воспитанникам узнать много прекрасного об этом мужественном виде спорта. И уже в дальнейшем (после нескольких таких занятий и бесед) при посещении соревнований по боксу с участием боксеров города и Союза (первенство Москвы, первенство страны) наставник, как бы продолжая беседу, начатую в условиях секции, уже на конкретных примерах убеждает их в справедли- |
вости того, о чем говорилось в предыдущих беседах. Воспитательная работа, проводимая в период внутрисекционных соревнований, является как бы заключительным этапом в моральной и волевой подготовке подростков к внешним соревнованиям. Особое внимание в это время необходимо уделять практическому приучению воспитанников к выполнению всех требований к соревнованиям по боксу: доброжелательное отношение к партнеру (сверстнику), дисциплинированность, уважение к судьям и другим тренерам и т. п. Соревновательные упражнения и соревнования по боксу вне секции (внешние) в большинстве случаев следует сочетать с внутри-секционными соревнованиями. Так, чтобы позволить воспитанникам посоревноваться со сверстниками, мы уже через два месяца занятий организовывали совместные тренировки с другими коллективами, которые носили лишь учебный характер. А после нескольких спаррингов и первых официальных соревнований в условиях секции (через полгода) для некоторых воспитанников на таких совместных тренировках устраивались официальные спарринги. В дальнейшем ко всем зачетным внешним соревнованиям нами допускались те подростки, которые, во-первых, сами давали на это согласие (чувствовали себя уверенно), а во-вторых, имели определенный уровень физической и технической подготовленности. Этого надо придерживаться и при отборе участников на соревнования типа открытый ринг. Следует отметить, что период подготовки (недельный цикл) к таким соревнованиям тренер может максимально использовать для выработки волевых и физических качеств у своих воспитанников. Для увеличения эффективности нравственного воспитания и перевоспитания подростков полезно использовать коллективные соревнования: товарищеские встречи между секциями; участие команды секции во всевозможных соревнованиях. Такие соревнования дают возможность включить в команду секции ограниченное количество подростков. Поэтому тренер имеет возможность ставить условия: кандидаты в команду на предстоящие соревнования должны быть не только лучшими в спорте, но и дисциплинированными, чтобы товарищи по секции с уважением относились к ним и доверили бы им выступление на предстоящих соревнованиях. Команду же для таких соревнований тренер должен составлять на общем собрании секции. Они убеждаются, что тренер при комплектовании команды не только обращает внимание на спортивную подготовленность ученика, но и считается с мнением коллектива секции. Включенный в состав команды подросток начинает понимать, что он выступает на предстоящих соревнованиях за коллектив секции, ДЮСШ, общества. |
|||
12 |
|
||||
Не менее важное значение для развития моральных качеств подростков имеют беседы (в виде разъяснения и убеждения), проводимые тренером после соревнований, где в общих чертах анализируются ход соревнований, дисциплинированность коллектива секции и взаимоотношения между подростками; на следующей тренировке детально разбираются поединки каждого ученика, поведение боксеров на ринге и вообще на соревновании. При таком разборе надо говорить не только о пройденном, но и давать конкретные советы, как в будущем лучше поступить в той или иной ситуации. Из всего этого видно, что используемые нами виды соревнований и соревновательных упражнений в занятиях боксом с подростками дают возможность постоянно поддерживать дух соревнования. Практика же убедительно показала, что проведение этих видов соревнований и соревновательных упражнений в определенной последовательности дает возможность тренеру, воздействуя постепенно на морально-волевую сферу подростков, подготовить их к соревнованиям по боксу и активно способствовать воспитанию таких качеств, как дисциплинированность, умение контролировать |
свои поступки и уважать сверстников, старательность и целеустремленность, трудолюбие и сдержанность, воля к победе, уверенность в своих силах. Следует указать и на тот факт, что регулярное участие воспитанников в соревнованиях (в конце второго и в течение всего третьего периода) при использовании соответствующих методических приемов способствовало более эффективному воспитанию у них чувства коллективизма, хороших манер, самостоятельности, а также совершенствованию мышечной работоспособности и таких качеств, как выносливость и стойкость, координация движений. А как показывает практика, участие в коллективных соревнованиях по боксу помогает в искоренении эгоизма и индивидуализма. Кроме того, постоянно вовлекая воспитанников секции в общественную работу в условиях соревнований (помощник секунданта, секундант, член судейской бригады), тренер воспитывает в них честность и справедливость, уважение к старшим, так как данная деятельность постоянно проходит в тесном контакте со взрослыми — тренером, судьями, которые проводят соревнования. |
|||
|
||||
С. С. Щербаков, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженные тренер СССР |
||||
В 1939 г., будучи боксером I разряда, я перешел в легкий вес и перед чемпионатом ВЦСПС отправился на сбор боксеров профсоюзов, где старшим тренером был Борис Семенович Денисов. Вот на этом-то сборе я впервые и познал прием технико-тактического мастерства, именуемый «Солнышко Демпси». Во время сборов нам часто показывали документальные фильмы о выступлениях боксеров-профессионалов. Советская школа бокса еще только-только формировалась. Международных встреч у наших мастеров было мало, и тренеры, вырабатывая методику учебно-тренировочных занятий, порой шли на ощупь, используя любую возможность познакомиться самим и познакомить нас с опытом зарубежных мастеров ринга. В одном из таких фильмов мы с тренером команды ВЦСПС Борисом Семеновичем Денисовым увидели бой за титул чемпиона мира между Джеком Демпси и Джинном Туннеем. Коренастый, длиннорукий Демпси вел бой на средней дистанции и был в непрестанном движении. Кто-то из ребят пошутил: глядите, Демпси — точная копия нашего Щербакова! — А они братья, только не родные, под одним солнцем портянки сушат! — сострил Густав Кирштейн, известный мастер ринга. |
Раздался дружный смех. Смеялся и Борис Семенович Денисов. — Ты, Сергей, не заводись. Ребята шутят. Однако в каждой шутке есть доля правды. Ты приглядись к манере Демпси. Обрати внимание: Тунней-то выше его. Вот и представь, что Демпси — это ты, а Тунней — Штейн. Именно с Николаем Штейном, чемпионом СССР, мне предстоял бой на чемпионате ВЦСПС. А манера боя Демпси мне и впрямь нравилась. Боксировал он в низкой стойке, используя так называемый крауч. Демпси словно прилип к Туннею. Как тот ни старался разорвать дистанцию, ничего у него не получалось. И вдруг Демпси сам сделал шаг назад, затем стремительное движение туловищем справа-вниз-влево, тут же обратным круговым движением быстро пошел вправо, успев нанести Туннею сильнейший боковой левой в туловище. Поднырнув под левую руку соперника, Демпси резко выпрямился и ударил встречным правой в голову и опять стремительным нырком ушел влево. Тунней сделал шаг назад, но Демпси, заканчивая свою дугу влево, сделал скачок вперед и еще раз нанес Туннею удар прямой левой в туловище. — Знаменитое «Солнышко Демпси»! — про- |
|||
13 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |