Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ВОСПИТАНИЯ БОКСЕРОВ


ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИНТЕРЕСА К БОКСУ


Ю. И. Зотов, доцент, кандидат педагогических наук
 

Как известно, использование занятий по боксу в качестве средства воспитания и перевоспитания подростков является весьма перспективным*. Для успешного осуществления данного процесса в условиях секции бокса следует использовать наиболее эффективные средства и методы вовлечения школьников в секцию.

В результате опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в секции бокса ДЮСШ при вузе (первый этап) и в секции бокса на базе общеобразовательной школы (второй этап), были определены наиболее существенные методы вовлечения в секцию бокса: коллективный, групповой и индивидуально-выборочный. Рассмотрим каждый из них.

При коллективном методе вовлечения подростков в секцию ДЮСШ при институте на спортивный вечер, проводимый в условиях вуза работниками райкома комсомола и детских комнат милиции, приглашаются школьники подросткового возраста, среди которых имеются и педагогически запущенные. После бесед, проводимых мастерами спорта и тренерами, показательных выступлений спортсменов-студентов и демонстрации спортивных фильмов подросткам предлагали записаться в одну из секций спортивной школы.

Вовлечение в секцию бокса, организованную в условиях общеобразовательной школы, осуществляется следующим образом: на спортивный вечер, проводимый в условиях ЖЭКа, общеобразовательной школы или районного Дворца пионеров, приглашались подростки микрорайона (в нашей работе подростки трех школ микрорайона). После проведенных тренерами бесед, показательных выступлений юных спортсменов и показа спортивного фильма (желательно об учебно-тренировочных занятиях и подготовке юных спортсменов к спортивным состязаниям, о жизни в условиях спортивных лагерей) этих школьников приглашали на учебно-тренировочные занятия, указав место работы секции.

Групповой метод вовлечения подростков в секцию бокса как в первом, так и во втором случае осуществляется совместно с педагогическими коллективами школ. Тренер вместе с директором, завучем по воспитательной рабо-


* См. ежегодник «Бокс». М., ФиС, 1979, с. 10 — 17.

те и классными руководителями составляет список ребят, которых следует вовлечь в спортивную секцию. Затем изыскиваются пути их вовлечения. Для одних достаточно беседы тренера в классе, где эти школьники учатся. На других приходится воздействовать через учителя физкультуры. Тренер инструктирует учителя, как необходимо беседовать с подростками и приглашать их в секцию бокса. Получив согласие подростка, учитель дает ему направление в секцию. Необходимо учитывать при этом, что обычно после беседы с одним таким подростком к учителю подойдут его приятели по классу и школе с просьбой дать им такое же направление. Поэтому, зная хотя бы приблизительно состав группировок подростков, следует побеседовать сначала лишь с одним подростком, а от беседы с остальными на некоторое время воздержаться. В результате, как правило, вся компания (или как минимум половина ее) оказывается в секции.

Как показывает практика, на втором и третьем годах обучения можно применять еще один прием вовлечения в секцию бокса педагогически запущенных подростков (пополнение секции новичками необходимо осуществлять постоянно). По просьбе тренера, учителя физкультуры приглашают на встречу с воспитанниками спортивной секции (или ДЮСШ) учащихся тех классов, где есть педагогически запущенные подростки (ибо многие из них обычно всегда идут в эту аудиторию с желанием). Представители секции (в их числе обычно активисты) рассказывают о жизни и интересных делах спортивного коллектива, особое внимание обращая на эмоциональную сторону учебно-тренировочных занятий и состязаний, в которых они участвовали, на интересную жизнь в условиях летних спортивных лагерей. При этом желательно, чтобы рассказывающие акцентировали внимание на том, как они год (или два) назад сами побаивались попробовать свои силы в спорте, а потом все же решились и нисколько не жалеют, что начали заниматься боксом. В заключение каждый выступающий призывает желающих записаться в секцию. Как показывает практика, при вовлечении педагогически запущенных подростков таким путем целесообразно использовать конкретные обращения выступающих, адресо-

Library 10 Up


Contents

Home

ванные к интересующим тренера подросткам.

При организации таких встреч тренер должен заранее узнать, кто из педагогически запущенных подростков будет на этой встрече, кто из членов секции их знает (или в крайнем случае учится в одной школе), каковы индивидуальные особенности этих подростков.

Индивидуально-выборочный метод применяется, когда записанные в секцию подростки в нее не приходят. Причины этому могут быть разные.

Одна из них заключается в том, что большинство таких подростков имеют отклонения в физическом развитии и как следствие они не уверены в своих силах. Это мешает им сделать первый шаг в спорт. Поэтому в индивидуальных беседах в школе (лучше на уроках физкультуры) или дома у подростков тренеру приходится убеждать их в необходимости начать заниматься спортом, и в частности боксом, разъяснять, что их физическое и волевое развитие полностью зависит от них самих, а регулярные занятия спортом позволят им интересно и с пользой провести свободное вре-

мя, стать хорошими спортсменами. Как правило, после таких бесед подростки начинают посещать учебно-тренировочные занятия: вначале неуверенно — один-два раза в неделю, а потом и регулярно.

На третьем (можно и на втором) году обучения возможен еще один своеобразный метод вовлечения педагогически запущенных подростков в секцию бокса. Он заключается в том, что функции тренера в индивидуально-выборочном методе выполняют сами подростки — воспитанники секции.

Педагог дает задание своему воспитаннику (вначале активисту секции, впоследствии и любому члену секции) привлечь в секцию подростка из своей школы. Этот путь особенно эффективен тогда, когда такое задание поручается выполнить недостаточно дисциплинированному подростку.

Проведенная нами экспериментальная работа (см. таблицу) позволила сравнить эффективность каждого метода вовлечения в различных условиях (в скобках — процент вовлеченных педагогически запущенных подростков).

Таблица

Методы вовлечения Количество подростков, вовлеченных в секцию в условиях ДЮСШ (%) Количество подростков, вовлеченных в секцию в условиях общеобразовательной школы (%)
Коллективный................................ Групповой ....................................... Индивидуально-выборочный ....... 54(60) 20(16) 26 (24) 20(10) 36(38) 44 (52)

Так, при вовлечении школьников в секцию бокса ДЮСШ коллективный метод является наиболее эффективным. Использование данного метода при вовлечении педагогически запущенных подростков также эффективно. При вовлечении подростков в подобную секцию на базе общеобразовательной школы лучше пользоваться групповым методом. Индивидуально-выборочный метод наиболее эффективен, когда набор осуществляется в секцию бокса на базе общеобразовательной школы. Для педагогически запущенных подростков, имеющих отклонения в физическом развитии, наилучшим является индивидуально-выборочный метод, в основе которого лежит беседа-внушение о необходимости начать заниматься физическими упражнениями, спортом.

Не останавливаясь на описании специфики учебно-тренировочных занятий по боксу с подростками (о чем автор уже писал)*, рассмотрим комплекс средств и методику подготовки боксеров-новичков.

Вовлекая подростков в спортивную деятельность, тренер на первом этапе работы с ними


* См. ежегодник «Бокс». М., ФиС, 1979, с. 16 — 20.

должен знать: чем привлекают каждого воспитанника занятия боксом (то есть мотивы прихода его в секцию), каковы их индивидуальные особенности.

При подборе того или иного метода воздействия на подростков в этот период следует постоянно учитывать и то обстоятельство, что помимо их желания выступить как можно лучше они всегда с волнением думают о предстоящих спаррингах или соревнованиях. Ибо школьники в подростковом возрасте воспринимают предстоящий бой как крупное событие. Да и сам боксерский бой (соревновательный) представляет собой большое испытание для психики боксера-новичка. Здесь он должен преодолеть страх и боль, а в боевой обстановке принимать быстрые решения, быть корректным, сдержанным.

Исходя из опыта работы, были выявлены следующие виды соревнований и соревновательных упражнений по боксу: 1. Внутрисекционные: а) соревнования на правильность выполнения комбинаций и защитных действий — на каждой тренировке; б) условные бои по пройденному материалу — еженедельно; в) боевые спарринги — ежемесячно (первая

Library 11 Up


Contents

Home

половина года обучения); г) первенство секции — два раза в год. 2. Внешние (в других спортивных коллективах): а) совместные тренировки — раз в две недели; б) боевые спарринги — раз в месяц (вторая половина первого года обучения); в) открытый ринг — еженедельно (на втором и третьем годах обучения); г) всевозможные соревнования (районного, городского, республиканского и всесоюзного масштабов).

Последовательность в их проведении по периодам такова: на первом году обучения включаются вначале соревнования на правильность выполнения комбинаций и защитных действий, условные бои по пройденному материалу, совместные тренировки в спортивном коллективе, боевые спарринги в коллективе секции, а уж потом первенство секции, боевые спарринги в спортивном коллективе; на втором году — боевые спарринги в коллективе секции, открытое первенство секции, открытый ринг, в конце года — первенство района; на третьем году, исходя из спортивной классификации, подростки секции участвуют в соревнованиях различного масштаба (районные, городские, республиканские, всесоюзные и др.).

Помимо этого на первом году обучения можно максимально использовать и такой вид соревновательных упражнений, как показательные выступления. Их можно проводить на спортивных вечерах в общеобразовательных школах, районном Дворце пионеров, вузах и других учреждениях, а летом — в пионерских лагерях и перед местными жителями. В них могут участвовать все подростки. Данный вид соревновательных упражнений является хорошим средством воспитания чувства ответственности за коллектив секции в кругу школьников, дисциплинированности, умения собраться в нужный момент, а также подготовки таких подростков к соревнованиям.

Внутрисекционные соревновательные упражнения и соревнования по боксу мы проводим также с усилением воспитательных моментов: двое подростков боксируют, остальные воспитанники наблюдают. После каждого такого боя тренер совместно с воспитанниками обсуждает прошедший поединок. Это дает возможность с первых же соревновательных боев воспитывать у них умение анализировать поединки, находить лучшее в каждом бою и исходя из этого мысленно строить свой предстоящий бой. Проведение в это же время тренером короткой беседы об эстетической стороне бокса позволяет воспитанникам узнать много прекрасного об этом мужественном виде спорта. И уже в дальнейшем (после нескольких таких занятий и бесед) при посещении соревнований по боксу с участием боксеров города и Союза (первенство Москвы, первенство страны) наставник, как бы продолжая беседу, начатую в условиях секции, уже на конкретных примерах убеждает их в справедли-

вости того, о чем говорилось в предыдущих беседах.

Воспитательная работа, проводимая в период внутрисекционных соревнований, является как бы заключительным этапом в моральной и волевой подготовке подростков к внешним соревнованиям. Особое внимание в это время необходимо уделять практическому приучению воспитанников к выполнению всех требований к соревнованиям по боксу: доброжелательное отношение к партнеру (сверстнику), дисциплинированность, уважение к судьям и другим тренерам и т. п.

Соревновательные упражнения и соревнования по боксу вне секции (внешние) в большинстве случаев следует сочетать с внутри-секционными соревнованиями. Так, чтобы позволить воспитанникам посоревноваться со сверстниками, мы уже через два месяца занятий организовывали совместные тренировки с другими коллективами, которые носили лишь учебный характер. А после нескольких спаррингов и первых официальных соревнований в условиях секции (через полгода) для некоторых воспитанников на таких совместных тренировках устраивались официальные спарринги. В дальнейшем ко всем зачетным внешним соревнованиям нами допускались те подростки, которые, во-первых, сами давали на это согласие (чувствовали себя уверенно), а во-вторых, имели определенный уровень физической и технической подготовленности. Этого надо придерживаться и при отборе участников на соревнования типа открытый ринг.

Следует отметить, что период подготовки (недельный цикл) к таким соревнованиям тренер может максимально использовать для выработки волевых и физических качеств у своих воспитанников.

Для увеличения эффективности нравственного воспитания и перевоспитания подростков полезно использовать коллективные соревнования: товарищеские встречи между секциями; участие команды секции во всевозможных соревнованиях. Такие соревнования дают возможность включить в команду секции ограниченное количество подростков. Поэтому тренер имеет возможность ставить условия: кандидаты в команду на предстоящие соревнования должны быть не только лучшими в спорте, но и дисциплинированными, чтобы товарищи по секции с уважением относились к ним и доверили бы им выступление на предстоящих соревнованиях. Команду же для таких соревнований тренер должен составлять на общем собрании секции. Они убеждаются, что тренер при комплектовании команды не только обращает внимание на спортивную подготовленность ученика, но и считается с мнением коллектива секции. Включенный в состав команды подросток начинает понимать, что он выступает на предстоящих соревнованиях за коллектив секции, ДЮСШ, общества.

Library 12 Up


Contents

Home

Не менее важное значение для развития моральных качеств подростков имеют беседы (в виде разъяснения и убеждения), проводимые тренером после соревнований, где в общих чертах анализируются ход соревнований, дисциплинированность коллектива секции и взаимоотношения между подростками; на следующей тренировке детально разбираются поединки каждого ученика, поведение боксеров на ринге и вообще на соревновании. При таком разборе надо говорить не только о пройденном, но и давать конкретные советы, как в будущем лучше поступить в той или иной ситуации.

Из всего этого видно, что используемые нами виды соревнований и соревновательных упражнений в занятиях боксом с подростками дают возможность постоянно поддерживать дух соревнования. Практика же убедительно показала, что проведение этих видов соревнований и соревновательных упражнений в определенной последовательности дает возможность тренеру, воздействуя постепенно на морально-волевую сферу подростков, подготовить их к соревнованиям по боксу и активно способствовать воспитанию таких качеств, как дисциплинированность, умение контролировать

свои поступки и уважать сверстников, старательность и целеустремленность, трудолюбие и сдержанность, воля к победе, уверенность в своих силах.

Следует указать и на тот факт, что регулярное участие воспитанников в соревнованиях (в конце второго и в течение всего третьего периода) при использовании соответствующих методических приемов способствовало более эффективному воспитанию у них чувства коллективизма, хороших манер, самостоятельности, а также совершенствованию мышечной работоспособности и таких качеств, как выносливость и стойкость, координация движений. А как показывает практика, участие в коллективных соревнованиях по боксу помогает в искоренении эгоизма и индивидуализма. Кроме того, постоянно вовлекая воспитанников секции в общественную работу в условиях соревнований (помощник секунданта, секундант, член судейской бригады), тренер воспитывает в них честность и справедливость, уважение к старшим, так как данная деятельность постоянно проходит в тесном контакте со взрослыми — тренером, судьями, которые проводят соревнования.

«СОЛНЫШКО ДЕМПСИ»


С. С. Щербаков, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженные тренер СССР
 

В 1939 г., будучи боксером I разряда, я перешел в легкий вес и перед чемпионатом ВЦСПС отправился на сбор боксеров профсоюзов, где старшим тренером был Борис Семенович Денисов. Вот на этом-то сборе я впервые и познал прием технико-тактического мастерства, именуемый «Солнышко Демпси».

Во время сборов нам часто показывали документальные фильмы о выступлениях боксеров-профессионалов. Советская школа бокса еще только-только формировалась. Международных встреч у наших мастеров было мало, и тренеры, вырабатывая методику учебно-тренировочных занятий, порой шли на ощупь, используя любую возможность познакомиться самим и познакомить нас с опытом зарубежных мастеров ринга. В одном из таких фильмов мы с тренером команды ВЦСПС Борисом Семеновичем Денисовым увидели бой за титул чемпиона мира между Джеком Демпси и Джинном Туннеем. Коренастый, длиннорукий Демпси вел бой на средней дистанции и был в непрестанном движении.

Кто-то из ребят пошутил: глядите, Демпси — точная копия нашего Щербакова!

— А они братья, только не родные, под одним солнцем портянки сушат! — сострил Густав Кирштейн, известный мастер ринга.

Раздался дружный смех. Смеялся и Борис Семенович Денисов.

— Ты, Сергей, не заводись. Ребята шутят. Однако в каждой шутке есть доля правды. Ты приглядись к манере Демпси. Обрати внимание: Тунней-то выше его. Вот и представь, что Демпси — это ты, а Тунней — Штейн.

Именно с Николаем Штейном, чемпионом СССР, мне предстоял бой на чемпионате ВЦСПС.

А манера боя Демпси мне и впрямь нравилась. Боксировал он в низкой стойке, используя так называемый крауч. Демпси словно прилип к Туннею. Как тот ни старался разорвать дистанцию, ничего у него не получалось. И вдруг Демпси сам сделал шаг назад, затем стремительное движение туловищем справа-вниз-влево, тут же обратным круговым движением быстро пошел вправо, успев нанести Туннею сильнейший боковой левой в туловище. Поднырнув под левую руку соперника, Демпси резко выпрямился и ударил встречным правой в голову и опять стремительным нырком ушел влево. Тунней сделал шаг назад, но Демпси, заканчивая свою дугу влево, сделал скачок вперед и еще раз нанес Туннею удар прямой левой в туловище.

— Знаменитое «Солнышко Демпси»! — про-

Library 13 Up

Prev Назад Next Дальше Contents К содержанию Home На главную Library В библиотеку Up В начало