Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Упражнение смешком выполняет олимпийский чемпион Вячеслав Лемешев

 

вой практике, в третьем — условным боям и работе на снарядах для окончательного приведения к пику спортивной формы. Несмотря на то что при подготовке к чемпионату Европы 1981 г. полностью осуществить такое построение тренировочного процесса не удалось, команда выступила успешно. Ее отличали хороший волевой настрой, полная мобилизованность на каждый бой, оптимальное психическое состояние. Команда была отлично физически и технико-тактически подготовлена.

Вместе с тем необходимо отметить и некоторые недостатки. Во-первых, плотность ведения боя нашими боксерами, как правило, была недостаточно высокой. Во-вторых, у большинства боксеров отсутствовал эффективный акцентированный удар. Возможно, это явилось следствием недостаточной работы по совершенствованию общей и специальной физической подготовленности, о чем говорилось выше. В-третьих, появились пробелы в технике защиты от многоударных комбинаций и повторных действий соперника. Вместе с тем существенно повысилась маневренность боксеров, увеличилось количество эффективных защитных действий, более разнообразными стали технико-тактические приемы.

В целом чемпионат Европы позволил определить более четкое направление работы, которую должны выполнить тренеры, сотрудники научных учреждений и все специалисты в новом олимпийском цикле.

 

 

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ БОКСА


МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА БОКСЕРОВ

   
Е. В. Калмыков, старший преподаватель кафедры бокса ГЦОЛИФКа
 

Анализ работы низовых коллективов и секций бокса показывает, что в процессе многолетней подготовки особое место занимает первый год обучения. Именно на первом году происходит наибольший отсев занимающихся, причем отсев этот не обусловлен жесткостью контрольных упражнений или нормативов, а носит естественный характер. Нередко к концу первого года обучения в группах начальной подготовки остается всего 5 — 10% от числа поступивших в начале учебного года.

Ограничив этап предварительной подготовки первым годом обучения, целесообразно главные задачи этого этапа подчинить массовому отбору и формированию у юношей устойчивого интереса к занятиям боксом на последующих этапах.

Структура годичного цикла в данном случае должна содержать четыре микроцикла и строиться по срокам школьных учебных четвертей. Первая

 

неделя каждого микроцикла (за исключением начала учебного года — первой недели сентября) приходится на школьные каникулы: осенние, зимние и весенние (именно в это время наблюдается новый приток желающих поступить в секцию). В первую неделю каждого микроцикла решаются организационные задачи (контроль состояния здоровья вновь поступивших, проверка дневников успеваемости, запись в состав группы и др.) и проводятся групповые учебно-тренировочные занятия по общей физической подготовке и освоению основных положений боксера (стойки, передвижений, положения кулака). Занятиям предшествуют беседы о роли и значении бокса в советской системе физического воспитания.

Вторая неделя микроцикла посвящена контролю за уровнем развития физических и волевых качеств, двигательной координации, сообразительности. Последующие 6 — 10 недель микроцикла по-

Library   7   Up


Contents

 

Home
 

священы непосредственному обучению основам техники бокса, а завершают микроциклы занятия по боевой практике с использованием изученной техники ударов, защит и передвижений. Первые классификационные или матчевые соревновательные поединки можно проводить лишь со второго полугодия, заменяя ими занятия по боевой практике (лишь для тех, кто приступил к занятиям с начала первого микроцикла).

При таком построении первого этапа многолетней подготовки учащиеся, приступившие к занятиям не с первого микроцикла, но успешно освоившие основы бокса за счет двигательной одаренности, могут официально переводиться в группы следующего года.

Второй этап многолетней подготовки охватывает два года и посвящен обеспечению разносторонней физической подготовленности и освоению занимающимися широкого круга техники и тактики бокса. В учебно-тренировочных группах на этом этапе объединяются юноши 13 — 15 лет — учащиеся 7 — 8-х классов общеобразовательных школ. По спортивной классификации это юноши младшего возраста. В соответствии с правилами они имеют право принимать участие в классификационных соревнованиях, матчевых встречах и двухдневных турнирах (с месячным перерывом между выступлениями). Суммарная соревновательная нагрузка не должна превышать 10 — 15 боев в год, а целью соревнований помимо приобретения боевого опыта должно быть овладение техникой и тактикой бокса.

Прочное овладение стабильными навыками широкого круга техники на втором этапе, как говорилось выше, рассчитано на два года.

Главная задача третьего этапа многолетней подготовки — это поиск и формирование индивидуальной манеры ведения боя на основе разносторонней общей и специальной подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся. Весь этап охватывает 4 года, однако первые 2 года существенно отличаются от последующих не только режимами работы, возрастом занимающихся, но и направленностью. Учебно-тренировочные группы первых 2 лет третьего этапа комплектуются из юношей 16 — 17 лет — учащихся 9 — 10 классов общеобразовательных школ. По спортивной классификации это юноши старшего возраста. Соревновательная нагрузка у них составляет 20 — 25 боев в году. Соревнования проводятся по системе турниров — от первенства города, области до первенств ДСО, республики, Советского Союза, в которых участники проводят от 2 до 5 боев.

В последующие 2 года соревновательная нагрузка еще более увеличивается и достигает максимума — 30 — 35 боев в году за счет того, что юниоры с 19 лет начинают пробовать свои силы одновременно и на «взрослом» ринге.

Существенной чертой третьего этапа является

 

то, что все большая доля в подготовке боксеров отводится занятиям в условиях учебно-тренировочных сборов, а структура годичного цикла целиком подчиняется календарю соревнований, который, как правило, не отличается стабильностью.

Характерным отличием бокса от других видов спорта является то, что освоение нового идет параллельно с постоянным возвращением к совершенствованию старого. Да и не так уж много в боксе нового, если иметь в виду классификацию техники: прямые удары, боковые удары и удары снизу; защиты с помощью ног, рук и туловища. Другое дело, что велико разнообразие сочетаний этих приемов, велика вариативность исполнения отдельных приемов и неизмеримо велика и разнообразна деятельность боксера на ринге, когда техника регламентирована лишь рамками правил, а не степенью сложности ее вариантов.

Примерно на возраст 20 лет приходится четвертый этап многолетней подготовки. Главная задача здесь — демонстрация наивысшего спортивного результата и возможно долгое его сохранение. Этот этап изучен наиболее полно, так как именно на нем осуществляется подготовка сборной команды страны к крупнейшим международным соревнованиям.

Тем не менее опыт многолетней подготовки сильнейших боксеров никак не распространяется на подготовку боксеров в ШВСМ. Достаточно сказать, что почасовой объем тренировочной нагрузки в сборной давно уже достиг уровня полутора тысяч в год, недельная нагрузка для групп высшего спортивного мастерства, согласно положению о ДЮСШ — ШВСМ, ограничена всего тридцатью часами.

Подводя итоги, можно утверждать, что для повышения эффективности работы в боксе необходимо серьезное внимание уделить совершенствованию системы многолетней подготовки боксеров. С этой целью целесообразно предусмотреть:

1. Дальнейшую разработку задач, средств и методов физической и технико-тактической подготовки боксеров с учетом этапов возрастной и квалификационной преемственности.

2. Разработку научно обоснованной системы применения психолого-педагогических и медико-биологических средств восстановления на всех этапах многолетней подготовки.

3. Дальнейшее совершенствование структуры годичных циклов с учетом решения главных задач текущего этапа.

4. Дальнейшую разработку системы последовательного овладения техникой бокса, целостными действиями и приемами соревновательной деятельности.

5. Дальнейшее совершенствование документов, регламентирующих учебно-тренировочную работу по боксу в системе ДЮСШ — ШВСМ.

 
Library   8   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало