|
Краткость статьи не позволяет нам остановиться на том, как прогнозировать тактику будущих поединков, тем более что ответ на этот вопрос читатель может найти в ежегоднике «Бокс» за 1971 г. в статье Б. И. Бутенко «Тактическая подготовка боксера перед соревнованиями» (с. 87).
Обобщая сказанное выше, можно отметить, что перед каждым целевым крупным соревнованием нужно создавать модели боксеров-победителей в каждой весовой категории с учетом многих факторов, прежде всего с учетом особенностей возможных противников.
Модель тактики этих боксеров-победителей — ведущее звено в системе других модельных характеристик.
Одним из перспективных вопросов планирования подготовки боксеров служит так называемое расшатывание двигательных навыков.
Дело в том, что в связи с такими принципами решения педагогических задач, как специфичность и инертность, мышечные движения, повторяясь, все больше и больше закрепляются, превращаются в двигательный навык. Чем больше повторяются мышечные движения, тем прочнее двигательный навык, тем труднее улучшить их характеристики. Это означает прежде всего, что мышечные движения на стадии двигательных навыков трудно ускорить, сделать сильнее, изменить последовательность включения мышц в работу, уменьшить иx амплитуду. А ведь процесс совершенствования спортивного мастерства, по существу, и сводится к достижению указанных выше изменений в мышечных движениях. Иначе говоря, чтобы повысить спортивное мастерство боксеров, следует прежде всего сделать их технику более рациональной с точки зрения прогнозируемой тактики, достигнуть большей быстроты атакующих и защитных действий, изменить ритм нанесения ударов.
Для этого нужно овладеть новыми двигательными навыками. Но это означает, что необходимо если не полностью избавиться от отрицательного влияния предыдущих атакующих и защитных навыков, то хотя бы ослабить его влияние. Для этого мы предложили включить в план подготовки спортсменов этап расшатывания старых и создания элементов новых двигательных навыков (см. статью Б. И. Бутенко «Новое в понимании двигательного навыка» в журнале «Теория и практика физической культуры» № 2 за 1971 г.).
Резервной в боксе является также проблема воспитания специальной выносливости в соотношении с проблемой технической подготовки, воспитания специальной силы и быстроты.
В свете указанных выше принципов решения педагогических задач в спорте многораундовая форма (до 20 раундов) проведения учебно-тренировочных занятий в боксе на всех этапах подготовки с параллельным воспитанием и силы, и быстроты, и выносливости не может считаться целесообразной.
В самом деле, многократно повторяя боксерские движения в начале каждого подготовительного периода, воспитывая выносливость, мы закрепляем
|
|
еще больше двигательные навыки, не всегда учитывающие специфику новых тактических вариантов, без которых выступления боксеров теряют элемент неожиданности для противников, что само по себе уже плохо. Кроме того, в данном случае мы сталкиваемся с трудностями переучивания, о чем шла речь выше, в разделе о проблеме расшатывания двигательных навыков. Чтобы этого не случилось, нужно сначала отработать модельные движения с учетом всех их характеристик, а затем уже повторять их в нужном темпе многократно, постепенно повышая объемы этой работы, вплоть до необходимых.
И еще об одной проблеме планирования позволим себе упомянуть в настоящей статье. Это проблема так называемого переходного периода. Как-то уж повелось, что переходный период, как правило, не планируется. Боксеры предоставлены сами себе и проводят занятия в этот период по принципу «кто как может». На самом же деле от этого периода во многом зависит эффективность использования средств и методов подготовительного и соревновательного периодов.
Известно, что основная задача переходного периода — отдых и лечение травм прошедшего спортивного сезона.
По существу, результаты проведения переходного периода определяют готовность реализовать план на новый сезон и достигнуть спрогнозированных уровней тактической, технической, физической и психологической подготовленности, характерных для моделей боксеров-победителей. Поэтому так называемый переходный период по своей сути должен относиться к подготовительному периоду как его этап. Такая постановка вопроса должна улучшить управление подготовкой боксеров.
Подводя итог всему сказанному выше, так называемую периодизацию подготовки боксеров можно представить в следующем общем виде.
1. Подготовительный период — 18 — 20 недель:
а) этап восстановления после предыдущего сезона (бывший переходный период). При интенсивно проведенном соревновательном периоде продолжительность этого этапа должна быть не менее 4 недель;
б) этап активного расшатывания старых двигательных навыков и создания элементов новых (модельных) двигательных навыков с учетом их технических, физических (быстрота, сила, ловкость) и психологических характеристик. Продолжительность этапа — не менее 6 недель;
в) этап создания новых (модельных) двигательных навыков. Продолжительность этапа — не менее 4 недель;
г) этап закрепления новых (модельных) двигательных навыков. По существу, это этап воспитания специальной выносливости.
Средства.
Упражнения с мешками (с гантелями и без гантелей), поочередно спарринги со сменой партнера по формулам 1x3, 2x3, 3x3, 4x3. Продолжительность этапа — 48 недель.
|
|