Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

тренировочная и соревновательная деятельность боксеров-юношей осуществляется на фоне недостаточной психической зрелости, устойчивости, при малом соревновательном опыте. В данных условиях ПМТ приобретает особую актуальность с точки зрения психопрофилактики. Предшествующая астенизация, недовосстановление после тренировок и соревнований часто служат причиной возникновения неблагоприятных психических состояний. Срочного регулирования таких состояний требует логика учебно-тренировочного процесса, особенно при подготовке к ответственным соревнованиям. Овладение методами саморегуляции открывает широкие возможности для решения данной проблемы, тем более что при правильной организации первые положительные результаты не заставят себя долго ждать. Подтверждением тому — наши исследования, посвященные оценке эффективности воздействия ПМТ на боксеров младших разрядов (II и III юношеские разряды). Уже после первого сеанса ПМТ 43% всех испытуемых экспериментальной группы (ЭГ) достигли определенного результата. А к третьему сеансу ПМТ у всех представителей ЭГ (10 человек) был отмечен желаемый эффект. Для овладения успокаивающей частью ПМТ юным боксерам понадобилось 7 дней. Естественно, что наши подопечные владеют ПМТ весьма совершенно. Индивидуальные беседы, проведенные после занятий, показали, что спортсмены достаточно успешно вызывали чувства тяжести и неподвижности. Однако чувство тепла достигалось труднее. Только два боксера в своих отчетах смогли сказать о чувстве, близком к тому, на которое их ориентировали в процессе теоретических занятий. Но психическая саморегуляция — процесс, подобный спортивной тренировке: только постоянные занятия и самосовершенствование — надежный залог предстоящих успехов.

При организации занятий ПМТ тренеру необходимо в первую очередь создать высокий уровень мотивации у своих подопечных. Существенную помощь в этом плане окажут беседы и теоретические занятия, проведение которых является начальным этапом занятий аутотренингом.

Интересные рассказы тренера об использовании методов саморегуляции «звездами» мирового спорта, о достижениях представителей хатха- и

 

раджайоги, механизмах действия AT и т. д. будут содействовать формированию истинной заинтересованности у спортсменов. Создание стойкого интереса и увлеченности у боксеров служат, несомненно, решающим моментом на первом этапе обучения ПМТ. Постепенное освоение формул ПМТ, доведение владения ими до определенной степени совершенства вселят в спортсменов веру в возможность управления теми функциями организма, которые ранее казались неуправляемыми (в частности, сердечно-сосудистой и дыхательной системами).

Большую помощь методы саморегуляции могут оказать тренерам в деле воспитания волевых качеств у боксеров. Творческий подход в использовании приемов ПМТ (конечно, по мере овладения первой ее ступенью) позволит создать должный эмоциональный фон перед соревнованиями и тренировками, устранить растерянность, робость и опасение, помочь обрести уверенность в своих силах, а также успешно преодолевать многочисленные объективные и субъективные трудности, которые то и дело встают перед боксерами и тренерами в процессе многолетней подготовки. Приемы саморегуляции помогают не только управлять своими эмоциями, но и создавать оптимальные психические состояния, формировать соответствующие установки на предстоящий поединок (О. А. Черникова, 1980). Другими словами, в состоянии аутогенного погружения можно внушать определенные формулы, раскрывающие поведение спортсмена, его конкретные действия в тех или иных ситуациях поединка. Такая профилактическая работа позволяет повысить помехоустойчивость, полнее реализовать технико-тактические возможности. Особенно важна такая работа для боксеров, отличающихся незначительной устойчивостью структуры личности, тревожных, эмоционально нестабильных, высокочувствительных.

Все вышесказанное подтверждает, что владение приемами саморегуляции необходимо рассматривать как часть проблемы психологической подготовки спортсмена к соревнованиям. Можно с уверенностью сказать, что овладение приемами саморегуляции — составная часть высокого спортивного мастерства.

 

 

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА Ш. САБИРОВА

   
А. А. Лавров,
заслуженный тренер СССР
 

На XXII Олимпийских играх Шамиль Сабиров, член общества «Труд» из города Краснодара, завоевал золотую медаль чемпиона в весовой категории до 48 кг.

Ш. Сабиров с четырнадцати лет начал заниматься боксом в Карпинске Свердловской области у

 

тренера-общественника В. Н. Ивкина, который привил ему стойкий интерес к этому мужественному виду спорта и обучил основным боевым действиям.

В 1976 г. Шамиль закончил 10 классов и по совету своего первого тренера приехал учиться в

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

Краснодарский институт физкультуры, где успешно сдал приемные экзамены.

С первого дня приезда в Краснодар он регулярно посещал тренировки и настойчиво продолжал совершенствовать свое спортивное мастерство. В письме, которое он передал мне от В. Ивкина, была просьба принять Ш. Сабирова в мою группу.

В то время Шамиль весил 47 кг и по физическим данным во многом уступал боксерам этой весовой категории. Техническая подготовка Ш. Сабирова была ограничена узким кругом технических приемов: одиночные и двухударные комбинации из прямых ударов, защитные действия выполнялись главным образом за счет челночных передвижений.

С 1976 г. Ш. Сабиров тренируется в группе школы высшего спортивного мастерства при Краснодарском спорткомитете (директор ШВСМ В. И. Устименко) под руководством тренеров А. А. Лаврова и В. М. Киркорова.

При разработке многолетнего перспективного плана перед Ш. Сабировым были поставлены конкретные задачи по совершенствованию физической, технической, тактической и других видов подготовки.

В каждом годовом тренировочном цикле планировалось преимущественное решение определенных задач и достижение необходимых спортивных результатов.

Следует подчеркнуть, что тренировался Ш. Сабиров сугубо индивидуально, с учетом своих особенностей и возможностей.

Физическая подготовка Ш. Сабирова в первый год тренировок включала в себя много общеразвивающих упражнений: спортивные игры, кроссы, плавание, специальная гимнастика боксера и т. п.

В последующие годы физическая подготовка носила иной характер: почти все упражнения выполнялись в соответствии со спецификой бокса, т. е. были максимально приближены по характеру и времени выполнения к деятельности боксера.

Так, кроссы выполнялись в переменном темпе 3 раза по 3 мин с перерывом 1 мин или в течение 11 мин без перерыва. Так проводились и занятия по плаванию.

Значительное место в специальной физической подготовке отводилось работе с отягощениями. Вес отягощений варьировался в зависимости от поставленных задач. Все упражнения с отягощениями выполнялись с максимальной скоростью, после чего те же упражнения выполнялись без отягощений. Структура всех этих упражнений соответствовала боксерским ударам и защитам. Количество повторении зависело от веса отягощений: при большом весе отягощений количество повторений было меньше, а с уменьшением веса количество повторений увеличивалось.

В результате большой и целеустремленной работы Ш. Сабирову удавалось год от года повышать уровень своей специальной физической подготовки. У него появилась быстрота и сила одиночных и серийных ударов, возросла быстрота

 

передвижений, улучшилась специальная выносливость.

При совершенствовании технической подготовленности значительное количество времени на тренировках уделялось работе ног. Систематически отрабатывались шаги в стороны с поворотами (сайд-стет). При этом особое внимание обращалось на быстроту всех передвижений.

На ранних этапах подготовки у Ш. Сабирова удельный вес атакующих действий был сравнительно небольшим. Поэтому вначале было необходимо изучить атакующие действия одиночными ударами, а затем и сериями. Это потребовало длительной работы, в итоге которой боксер овладел широким диапазоном атакующих действий. При этом особое внимание обращалось на подготовку атаки. Одна из особенностей технико-тактических действий Ш. Сабирова — умелое применение ложных атакующих действий. Вот почему очень часто атаки Ш. Сабирова застают противника врасплох. Атакующие действия Ш. Сабирова, как правило, отличаются технической законченностью и четкостью и вместе с тем разнообразны и вариативны.

В тренировочном процессе значительное количество времени было отведено совершенствованию техники выходов и защитных действий после атак и контратак. Эти технические приемы у Ш. Сабирова доведены до высокой степени автоматизма.

Ш. Сабирову удалось добиться стабильного выполнения многих технических приемов, что придало его поединкам высокую эффективность.

Тактическая подготовка осуществлялась параллельно с работой над техникой. При этом особое внимание уделялось совершенствованию тактических действий против агрессивных боксеров, темповиков и противников, применяющих обыгрывающую манеру ведения боя. Много времени в тренировках отводилось разучиванию тактических действий против боксера-левши.

Вое указанные тактические действия отрабатывались со специально подобранными партнерами, а затем закреплялись в вольных боях.

В процессе тактической подготовки Ш. Сабиров научился хорошо анализировать тактику ведения боя своих противников путем наблюдений и просмотра видеозаписей поединков.

Большое внимание уделялось и уделяется подготовке Ш. Сабирова к турнирам. К каждому из них разрабатывался специальный план тренировки с учетом уровня тренированности боксера, особенностей возможных противников, условий и продолжительности турниров.

В многолетней подготовке Ш. Сабирова широко использовалась система комплексного контроля, разработанная профессором А. П. Лаптевым (1974 г.). Она позволяла получать необходимую информацию о показателях всех видов подготовки, а также функциональном состоянии и самочувствии боксера. Данные комплексного контроля давали возможность правильно планировать подготовку и

 
Library   40   Up


Contents

 

Home
 

вносить в нее соответствующие коррективы на отдельных этапах тренировки.

В программе комплексного контроля особое внимание уделялось анализу наиболее важных для боксеров показателей, характеризующих быстроту и точность движений.

Определение времени двигательной реакции (ВР), ее латентного компонента (ЛК) и моторного компонента (МК) позволяет не только оценить время всей двигательной реакции, но и дает возможность (что практически важно) зарегистрировать отдельно время реагирования (ЛК) и время движения (МК) боксеров. Определение показателей точности реакции на движущийся объект (РДО) дает весьма ценные данные, так как позволяет получить показатели средней величины времени ошибки РДО (ВО) и коэффициент точности РДО (КТ). Определение времени реакции на движущийся объект (ВРД) дает возможность контролировать быстроту реагирования боксера на перемещение противника.

В процессе подготовки у Ш. Сабирова наблюдалось неуклонное улучшение психофизиологических функций, связанных с быстротой и точностью движений. В подтверждение сказанного приводим средние данные по годам подготовки отдельных показателей контролируемых психофизиологических функций (таблица).

 

Т а б л и ц а

Динамика показателей психофизиологических функций у олимпийского чемпиона Ш. Сабирова

Год

Время реакции (мс)

РДО

ВРД

(мс)

ВР

ЛК

МК

ВО (мс)

КТ

(усл.ед.)

1977

1978

1979

1980

315

302

283

264

190

184

175

168

125

118

108

96

16

14

11

9

40

65

70

75

176

152

143

129

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что подготовка Ш. Сабирова не всегда проходила гладко. На его спортивном пути было немало неудач, анализ которых многому научил спортсмена и тренеров. Однако многолетняя и целеустремленная подготовка позволила Ш. Сабирову в значительной мере повысить свое спортивное мастерство и завоевать почетное звание чемпиона XXII Олимпийских игр (1980 г.), чемпиона Европы (1979 г.), чемпиона СССР (1980 г.).

 

 

ХОРОШ УДАР - СПАСИБО ЛАПЕ

   
А. Навасардов,
заслуженный мастер спорта СССР
 

В тренировочном процессе боксеров, будь то новички или мастера, видное место занимает работа на лапах, что имеет большое значение для правильной постановки ударов и контрударов. Кроме того, работа на лапах развивает у них реакцию и координацию движений.

Лапами широко пользуются подавляющее большинство наших тренеров, но в учебных пособиях по боксу (которых, к слову сказать, выпущено немало) этому важному разделу тренировочного процесса уделяется мало внимания. И тем более досадно, что среди наших тренеров до сих пор существует много споров и разногласий на тему о том, какое место занимают лапы в учебно-тренировочном процессе и каковы дозы их применения.

Небезынтересно отметить, что лапы как тренировочный снаряд — изобретение советских тренеров. Первыми их применил в тренировочном процессе известный педагог А. Г. Харлампиев, а в дальнейшем не без успеха ими пользовались такие специалисты, как К. Градополов, Б. Денисов, Г. Гаспарян, В. Михайлов, В. Огуренков и др. В настоящее время, по-видимому, не осталось ни одного тренера, не применяющего в тренировочном процессе в той или иной степени этот полезный

 

снаряд. В руках опытного тренера лапы служат для постановки ударов у начинающих боксеров и для проверки усвоения того или иного раздела техники бокса.

Но, как только удар правильно разучен, дальнейшее закрепление и совершенствование его следует перенести уже на другие снаряды и в условия боя с партнером.

Как известно, после того как новичок усвоил боевую стойку и основы передвижений по рингу, начинается изучение основного удара в- боксе — прямой левой в голову и защиты от него.

Занимающиеся, выстроившись в шеренгу, следят за тем, как правильно выполняет этот удар тренер, и только после этого каждый из них в отдельности повторяет виденное уже на лапах. И вот именно здесь тренер должен заметить и исправить все ошибки ученика в положении либо туловища и ног, либо бьющей или защищающей руки. Важно, например, следить за тем, чтобы в момент нанесения ударов руки у боксеров не были напряжены, а также, чтобы боксер не приподнимал подбородок.

Уже после того как все ошибки будут подмечены и устранены, боксеру предоставляется возможность наносить те же удары в условиях боя с

Library   41   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало