Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

приз, опередив команды Италии, ГДР, Франции, США, Голландии и других стран.

Всего советские велосипедисты завоевали 4 первых места (О. Борзунов, В. Екимов, А. Каспутис, командная гонка на 100 км), 3 вторых места (Е. Загребельный, Г. Умарас, командная гонка на 70 км среди юниоров), 3 третьих места (Н. Крушельницкая, командные

 

гонки преследования на 4 км среди мужчин и юниоров), а также 6 спортсменов заняли с четвертого по восьмое места в различных видах программы.

Итак, закончился большой и насыщенный сезон в велосипедном спорте, которым можно гордиться нашим спортсменам, тренерам и всем, кто причастен к этому. Но впереди еще много незавоеванных вершин.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ТРЕНИРОВКИ


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ 15 — 16 ЛЕТ

   
Ю. Г. Крылатых, ГЦОЛИФК
 

Постоянно возрастающее значение физической культуры и спорта в жизни нашей страны и стремительный рост спортивных результатов требуют дальнейшего развития массового юношеского спорта и целенаправленной подготовки резерва для сборной команды страны. Поиск молодых талантливых велосипедистов и осуществление тщательно продуманной их подготовки становятся главными задачами велосипедного спорта. И не случайно в настоящее время набор в учебные группы начальной подготовки по специализации велосипедный спорт начинают с 10 — 11-летнего возраста. Это более раннее начало занятий велосипедным спортом позволяет проводить качественную многолетнюю планомерную подготовку спортсменов без форсирования их результатов.

Наиболее важным в подготовке спортсменов высокого класса является определение начала спортивной специализации. Как правило, она осуществляется с 15 — 16 лет. С этого возраста проводятся и первенства СССР (для юношей 15 — 16 лет) по различным видам велосипедных гонок на шоссе и треке. Очевидно, что в этом возрасте велосипедисты уже могут показывать довольно высокие результаты, естественно после определенной подготовки. И действительно, по Положению о ДЮСШ 1984 г. в 15 лет спортсмены должны выполнить II, а в 16 лет I спортивный разряд.

По Единой всесоюзной спортивной классификации 1985 — 1988 гг. для выполнения II разряда в индивидуальных

 

гонках на дистанциях 15, 20, 25 км спортсмены должны показать скорость 38,5 — 39,1 км/ч, а в гонке на 25 км парой — 39,5 км/ч. А для выполнения I разряда скорость в индивидуальных гонках на 20, 25, 50 км должна быть 40,0 — 40,7 км/ч, в паре на 25 и 50 км — 41 — 41,7 км/ч и в команде на 75 — 100 км — 43,1 — 43,7 км/ч. Причем для I разряда необходимо выполнить разрядные нормы в трех видах гонок в течение одного сезона, да еще при обязательном участии в гонке-критериуме. Отсюда следует, что если в 15 лет велосипедисты, занимающиеся в ДЮСШ, практически все могут выполнить II раз-ряд, так как им для этого требуется показать нужное время на одной из дистанций, а вот выполнить I разряд в 16-летнем возрасте представляет определенную сложность, поскольку требует от спортсменов комплексной подготовки, т. е. способности показать как индивидуальные качества, так и способность ехать в команде из 2 и 4 человек с довольно высокой скоростью. А ведь у нас есть еще и групповые гонки, где в последние годы наметилось явное отставание советских велосипедистов на международной арене. Очевидно, что при такой системе выполнения разрядов мы можем потерять способных велосипедистов, которые в силу своих индивидуальных особенностей могут не иметь результатов в индивидуальных и командных гонках, однако они весьма перспективны в групповых гонках.

Предпосылкой к началу спортивной специализации являются уровень подготовленности двигательного аппарата и

Library   6   Up


Contents

 

Home
 

9490-4.jpg

 

Объем нагрузки по месяцам в годичном цикле подготовки 16-летних шоссейников

 

уровень функциональной подготовленности спортсменов. К 15 — 16 годам у основной массы юношей уже заканчивается половое развитие, хотя отдельные функции еще продолжают развиваться. Энергичный рост тела подростков наблюдается в 13 — 15 лет и после 16 лет значительно замедляется. К 15 — 16 годам повышается возбудимость мышц и скелетные мышцы и суставно-связочный аппарат в основном достигают высокого уровня развития. Увеличивается вес тела и мышечная сила. Так, например, отношение веса мышц к весу тела в 15-летнем возрасте составляет 32,6%, а к 18 годам увеличивается до 44,2%. А с увеличением мышечной массы растет и мышечная сила.

Увеличение роста и веса не всегда сопровождается соответствующим ростом объема сердца. Очень часто развитие сердца отстает и гармоническая связь в организме нарушается. Рост емкости полостей сердца не всегда соответствует увеличению просвета сосудов, тем более что в период полового созревания объем сердца увеличивается быстрее, чем просвет сосудов, но тем не менее рост сердца не успевает за ростом массы всего тела. И как следствие этого максимальное кровяное давление может достигать 130 — 140 мм рт. ст. и более, в то время как в норме у 15 — 16-летних подростков оно составляет 109 — 110 мм рт. ст.

В период полового созревания уве-

 

личивается также ударный объем крови. Минутный же объем крови приближается к показаниям взрослых за счет большего числа сердечных сокращений, а в расчете на 1 кг веса у подростков он больше, чем у взрослых. В покое ЧСС у 15 — 1 6-летних подростков составляет 67 — 69 уд/мин, однако при систематической тренировке, особенно в циклических видах спорта, ЧСС может снизиться в этом возрасте до 50 — 55 уд/мин.

О подготовленности юных велосипедистов можно судить по урежению пульса в покое и максимальному учащению его при интенсивных нагрузках, а также по быстроте его восстановления.

В возрасте 16 лет заканчивается интенсивный рост объема легких, заканчивается также изменение формы грудной клетки, появляется брюшной тип дыхания за счет подключения диафрагмы. Увеличивается экскурсия грудной клетки, а жизненная емкость легких достигает в 15 лет 3900 — 4000, а в 16 лет — 4400 — 4600 мл.

Минутный объем дыхания в состоянии покоя у нетренирующихся с возрастом увеличивается, а при систематической тренировке, по мере роста тренированности, минутный объем дыхания в состоянии покоя снижается. Так, у не занимающихся спортом в 15 — 16 лет минутный объем дыхания составляет в среднем (по данным Р. Е. Мотылянской и Н. И. Волкова) 13 231 мл/мин, а у занимающихся циклическими видами спорта — 9507 мл/мин.

При занятиях спортом увеличивается также максимальная легочная вентиляция. Так, в 15 — 16-летнем возрасте

Library   7   Up


Contents

 

Home
 

максимальная легочная вентиляция составляет 118 л/мин, а у сильнейших велосипедистов этого возраста доходит до 178 л/мин.

На показатели внешнего дыхания оказывает влияние характер спортивной деятельности. Наибольшая величина произвольной легочной вентиляции наблюдается у велосипедистов, специализирующихся в гонках на средние дистанции, меньшая — у шоссейников и наименьшая — у спринтеров,

Максимальное потребление кислорода, характеризующее аэробную производительность организма, в 15-летнем возрасте у велосипедистов достигает 58 — 60 мл/кг/мин, а в 16-летнем возрасте — 60 — 64 мл/кг/мин, в то время как у 18-летних спортсменов — 72 — 74 мл/кг/мин. Меньшие возможности организма подростков в потреблении кислорода объясняются кислородной емкостью крови и меньшим содержанием миоглобина — мышечного белка, связывающего кислород. Подростки при работе быстрее достигают максимального уровня потребления кислорода, но не могут его долго поддерживать.

Возможности анаэробного (бескислородного) обмена у подростков более ограничены. Суммарные энергетические траты на выполнение равной по объему работы у подростков выше, чем у юниоров и взрослых, и сопровождаются образованием большего кислородного долга и соответственно большим накоплением молочной кислоты.

У подростков 15 — 16 лет быстрее, чем у взрослых, снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и несовершенством регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени (Н. Н. Яковлев). При этом нужно учитывать, что абсолютные запасы углеводов у подростков меньше, чем у взрослых, поэтому возможность выполнения ими длительной работы ограничена.

Физические качества человека определяются прежде всего в проявлениях его двигательной активности. В настоящее время спорт «помолодел» за счет повышения уровня физической подготовленности спортсменов, что стало возможным с ускорением биологического развития детей и подростков. Возраст начальной специализации значительно снизился практически во всех видах спорта, а это повлекло за собой необходимость применять новые рацио-

 

нальные методы спортивной подготовки. И перед тренерами возникла проблема многолетнего планирования тренировочного процесса спортсменов, начиная с новичка до спортсменов высокого класса, где первостепенное значение имеет правильная последовательность развития физических качеств с учетом всех факторов развития организма человека. При этом очень важно обеспечить разностороннюю физическую подготовку, предусматривающую не только овладение двигательными навыками, но и развитие выносливости, быстроты, силы, ловкости, гибкости. Эти качества определяют общую физическую подготовленность, которая является базой для достижения высших результатов. Необходимо учитывать, что развитие одного качества положительно влияет на развитие других, и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.

Если подросток начал заниматься велосипедным спортом в 10 — 11-летнем возрасте, то первые 3 — 4 года отводятся в основном на развитие общей выносливости с использованием большого количества тренировочных средств. У юношей 15 — 16 лет целесообразно начать развивать специальную выносливость в упражнениях длительностью от 20 — 30 с до 3 — 5 мин. Общую выносливость можно развивать в упражнениях длительностью более чага.

С 14 — 15 лет можно переходить к скоростно-силовой подготовке, т. е. к упражнениям, направленным на развитие силы мышц и быстроты их сокращения. К 16 годам происходит укрепление всех мышечных групп двигательного аппарата, и поэтому необходимо выполнять силовые упражнения, способствующие развитию силы мышц, участвующих в педалировании. Здесь нужно постепенно переходить от многосторонней силовой тренировки к специальной, так как увлечение ранней специальной силовой тренировкой приводит к деформации костно-суставной системы, делает мышцы узловатыми и неэластичными.

В 15 — 16-летнем возрасте скорость велосипедистов растет главным образом за счет скоростно-силовых качеств. А развивать быстроту движений нужно в возрасте 10 — 11 лет. В 12 — 14 лет максимальная скорость повышается уже за счет скоростно-силовых качеств и мышечной силы, а также за счет роста тела.

В возрасте 14 — 16 лет ловкость у подростков остается на уже приобретенном уровне, поэтому их пока не

 
Library   8   Up


Contents

 

Home
 

следует обучать новым сложным движениям, лучше закреплять уже усвоенные двигательные навыки. Это относится как к совершенствованию техники педалирования, так и к технике езды на велосипеде.

На этапе начальной спортивной специализации тренер должен помочь своему ученику не только определить себя в велосипедном спорте, но и привить ему любовь к велосипедным гонкам, иначе трудно ожидать от спортсмена высоких результатов. Тренер должен увидеть в юном спортсмене соответствующие конституционные, физические, психофизиологические особенности в соответствии с требованиями велосипедного спорта. Очень важно определить, как и на сколько поддаются развитию те качества, которые являются решающими в велосипедном спорте, выявить особенности центральной нервной системы. А это можно сделать только в результате длительных наблюдений за спортсменами.

В 15-летнем возрасте, на этапе начальной спортивной специализации, нужно переходить к постепенному увеличению как объема, так и интенсивности тренировочных нагрузок на велосипеде. На этом этапе, наряду с дальнейшим физическим развитием подростков, должны решаться задачи повышения уровня специальной подготовленности, а также совершенствования технического и тактического мастерства в индивидуальных, командных и групповых гонках на шоссе. Не менее важны изучение особенностей техники и тактики езды в гонке-критериуме, сдача зачетов по теоретической подготовке, получение звания судьи по спорту и участие как в судействе соревнований, так и в соревнованиях, а также выполнение II спортивного разряда в гонках на шоссе.

Годичный цикл подготовки состоит из подготовительного (зимний этап с 15 ноября по март, весенний этап с 1 апреля по 15 мая), соревновательного (с 15 мая по конец сентября) и переходного (октябрь — 15 ноября) периодов.

На зимнем этапе подготовительного периода тренировки проводятся 5 раз в неделю по 2 — 3 часа. В тренировках, наряду с использованием средств ОФП, определенное место должна занимать езда на велосипеде в зимних условиях до 20 — 30 км за тренировку. Для проведения этих тренировок тренеру нужно выбрать безопасные трассы и соответственно погоде одежду спортсменов и обо-

 

рудование для велосипедов. Необходимо включать в тренировки работу на велосипедных станках, на которых продолжается совершенствование посадки гонщиков и техники педалирования. Для совершенствования специальной функциональной, технической и тактической подготовки спортсменов нужно проводить занятия на велостанках с отягощением или на велоэргометрах. Нужно также давать силовую нагрузку на специальных тренажерах, способствующих развитию мышц, участвующих в педалировании.

Основная же тренировочная нагрузка в этот период должна выполняться главным образом за счет средств ОФП (бег, ходьба, бег на лыжах и на коньках, плавание, спортивные игры) и специально-подготовительных упражнений без велосипеда (СУВ).

Примерный микроцикл зимнего этапа подготовительного периода

1. Развитие быстроты и совершенствование техники езды и педалирования на велосипедном станке. Ходьба и бег (пульс 120 — 140 уд/мин)) — 15 мин; ОРУ — 15 мин; бег (пульс 130 — 150) — 40 мин; выпрыгивания вверх 3 серии — 4 — 5x20; работа на тяжелом станке (пульс 130 — 150) — 25 мин; ускорения 2х 10 — 12 с, 2x45 — 60 с; работа на легком станке — 25 мин, ускорения 2x10 — 20 с и 60 с. Время занятия 2,5 ч.

2. Развитие силы и совершенствование техники езды на велосипеде. Бег (пульс 130 — 150) — 15 мин; ОРУ — 15 мин; СУВ — 40 мин (можно применять круговой метод тренировки); езда на велосипеде (кросс или шоссе) — 20 — 25 км. Время занятия 2,5 часа.

3. Развитие общей выносливости (бег или лыжи). Бег (пульс 120 — 140) — 15 мин; ОРУ — 15 мин; бег (пульс 130 — 150) — 40 мин; бег (пульс 150 — 180) — 10 мин; езда на велосипеде (кросс или шоссе) — 20 км. Время занятия 2,5 ч.

4. Развитие силы. Бег (пульс 130-150) — 15 мин; ОРУ - 15 мин; СУВ, многоскоки и выпрыгивания — 30 мин; упражнения со штангой и эспандерами — 25 мин; упражнения на расслабление. Время занятия 1,5 ч.

5. Развитие обшей выносливости (бег или лыжи). Бег (пульс 120 — 140) — 30 мин; ОРУ — 15 мин; бег (пульс 130 — 150) — 40 мин; бег (пульс 150 — 180) — 5 мин; СУВ — 15 мин; спортив-

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

ные игры — 2x15 мин. Время занятия 3 ч. Всего за неделю 12 ч.

С марта происходят некоторые изменения в тренировочных планах спортсменов: устанавливаются нагрузки, выполняемые на велосипеде, и сокращается объем упражнений ОФП.

Вместо работы на велосипедном станке и езды на дистанциях кросса нужно включать езду на велосипеде на шоссе. Для тренировок на велосипеде можно использовать дорожки и аллеи парков или безопасные шоссейные трассы. Нужно проводить и чисто шоссейные групповые тренировки по 40 — 60 км с равномерной скоростью (пульс 130 — 150 уд/мин) на средних передачах при частоте педалирования 90 — 100 об/мин. Вместо тренировок в беге или на лыжах при морозе не более 5 — 10° целесообразно проводить групповые тренировки на шоссе до 60 — 80 км и более.

На весеннем этапе подготовки, начиная с апреля, тренировки проводятся в основном на велосипеде, а ОФП остается в виде 30-минутных утренних зарядок, которые выполняются спортсменами дома самостоятельно, а в условиях летних спортивных лагерей — под руководством тренера. При помощи ОФП поддерживается уровень физической подготовленности спортсменов, а так как сам велосипед является хорошим средством ОФП, то снижения уровня физической подготовленности не происходит.

В этот период, наряду с развитием обшей выносливости, происходит работа над повышением скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. При этом необходимо следить за выбором передаточных соотношений, с тем чтобы при работе на шоссе частота педалирования спортсменов была в диапазоне 90 — 125 об/мин.

В то же время тренируясь и участвуя в контрольных соревнованиях, спортсмены должны совершенствовать технику езды и мастерство выполнения технических приемов.

Примерный микроцикл весеннего этапа подготовительного периода

1. Развитие скоростной выносливости. Езда на велосипеде в колонне по два (пульс 130 — 150 уд/мин) — 15 км; ускорения в тройках 2x300 — 500 м; езда в группе (пульс 130 — 150) — 10 км; езда индивидуально (пульс 150 — 180) — 4x1 км с хода, отдых между

 

повторениями 2 км в движении; езда в группе (пульс 130 — 150) — 10 км; ускорения в парах 4x500 м; езда в группе (пульс 130 — 150) — 10 км. Всего 75 км. Время занятия 2,5 ч.

2. Совершенствование техники езды и педалирования. Езда на велосипеде в группе — 15 км, в команде — 10 км, в группе — 5 км, в команде — 10 км, в группе — 10 км (пульс 130 — 150). Всего 50 км. Время занятий 2 ч.

3. Развитие специальной выносливости. Езда на велосипеде в колонне по два (пульс 130 — 150) — 15 км; ускорения в парах 2x500 м; езда индивидуально (пульс 150 — 180) — 2x5 км; снова в группе 5 км и в команде (пульс 150 — 180) — 5 км на большой передаче; затем в группе 5 км и в команде (пульс 150 — 180) — 8 км; езда в колонне по два — 15 км. Всего 75 км. Время занятия 2,5 ч.

4. Совершенствование техники езды и педалирования. Езда в группе с переменной интенсивностью (пульс 130 — 160). Всего 50 км. Время занятия 2 ч.

5. Развитие общей выносливости. Езда в колонне по два (пульс 130 — 150) — 20 км; в команде (пульс 150 — 180) — 10 км; в группе (пульс 130 — 150) — 20 км; в «струне» (пульс 150 — 180) — 10 км; в группе — 10 км; в команде (пульс более 180) — 2x1 км; в группе — 10 км. Всего 85 км. Время занятия 3 ч. Всего за неделю 12 ч.

С начала апреля в субботу и в воскресенье можно проводить контрольные соревнования на шоссе на дистанциях 5 — 15 км индивидуально, 10 — 25 км в командах и 20 — 50 км в группе. С мая участвовать в соревнованиях необходимо регулярно и тренировочные микроциклы планируются с расчетом подготовки к выступлению в основных соревнованиях сезона для данного контингента спортсменов.

В соревновательном периоде тренировки проводятся 5 раз в неделю в основном на велосипеде. 1 — 2 раза в неделю можно проводить контрольные тренировки, матчевые встречи, квалификационные соревнования или принимать участие в календарных соревнованиях. Участвовать в соревнованиях нужно на соответствующих для данного возраста дистанциях, и только после необходимой специальной подготовки. Если были пропуски в тренировках из-за болезни, травм или других причин, форсировать соревновательную деятельность не целесообразно.

 
Library   10   Up


Contents

 

Home
 

Примерный микроцикл
соревновательного периода

1. Развитие быстроты. Езда в группе (пульс 130 — 150) — 15 км; ускорения в группе 2x300 м с отдыхом в 1,5 — 2 км; в группе — 10 км; финиширование в парах — 4x500 м, финиширование в тройках — 3x700 м (пульс более 180), отдых 2 км; в группе — 10 км. Всего 70 км. Время занятия 2,5 ч.

2. Развитие специальной выносливости к индивидуальным гонкам. Езда в группе; (пульс 130 — 150) — 15 км индивидуально (пульс 1 50 — 180) — 5 км; в группе — 10 км; индивидуально (пульс 150 — 180) — 10 км; в группе — 10 км; индивидуально (пульс 150 — 180) — 10 км; в группе — 10 км. Всего 70 км. Время занятия 2 ч.

3. Развитие общей выносливости. Езда в группе с переменной интенсивностью (пульс 130 — 150) — 30 км; в команде за мотолидером (пульс 150 — 180) — 10 — 15 км; в группе (пульс 130 — 150) — 30 км. Всего 75 км. Время занятия 2,5 ч.

4. Развитие силовой выносливости. Езда в группе (пульс 130 — 150) — 15 км; индивидуально на большой передаче (пульс 150 — 180) — 5 км; в группе — 5 км; в группе на подъемах (пульс более 180) — 8x500—600 м; в группе — 5 км; индивидуально на большой передаче — 5 км; в группе — 10 км. Всего 60 км. Время занятия 2 ч.

5. Развитие общей выносливости. Езда в колонне по два — 15 км; в команде (пульс 130 — 150) — 10 км; в команде (пульс 150 — 180) — 10 км; в группе (пульс 130 — 150) — 15 км; в команде (пульс 150 — 180) — 10 км; в группе — 10 км; в «струне» (пульс 150 — 180) — 10 км; в группе — 10 км. Всего 90 км. Время занятия 3 ч. Всего за неделю 12 ч.

Во время проведения тренировок и выступления в соревнованиях тренеры определяют способности спортсменов к тому или иному виду велосипедных тонок. И хотя основное направление в подготовке 15-летних велосипедистов идет многоборное, т. е. ко всем видам гонок, однако при непосредственной подготовке к основным соревнованиям необходимо примерно за месяц-полтора перейти к специальной подготовке с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и видов предстоящего соревнования. И тогда определяются спортсмены, готовящиеся к индивидуальным и командным гонкам и к груп-

 

повым гонкам и гонкам-критериумам. Однако чаще всего сильнейшие велосипедисты-шоссейники этого возраста выступают во всех видах программы соревнований.

Переходный период для этого возраста велосипедистов длится до 1,5 месяца. Основной задачей периода является переход на более качественный уровень подготовки следующего года. Спортсмены не прекращают тренировку на велосипеде и могут перейти на подготовку и выступление в соревнованиях по кроссу.

Тренировки, проводящиеся в этот период, носят ненапряженный характер. Начинаются тренировки по ОФП, которые выполняются в основном при пульсовом режиме 130 — 150 уд/мин.

Для 15-летних спортсменов можно планировать до 45 — 47 соревновательных дней в году. Объем нагрузки на велосипеде за год можно довести до 9500 км и более, что занимает примерно 50 — 55% от общего объема годовой нагрузки. Основные параметры тренировочных нагрузок, выполняемых 15-летними шоссейниками, представлены в табл. 1. (см. стр. 14).

Если общий объем годовой нагрузки для 15-летних должен составлять 624 ч, то для 16-летиих он увеличивается до 780 ч. Вместе с увеличением объема повышается и интенсивность. Основными задачами подготовки спортсменов этого возраста будут дальнейшее развитие уровня физических качеств, особенно развитие специальной выносливости, повышение уровня технического и тактического мастерства во всех видах велосипедных гонок, особенно в избранном виде гонок, сдача зачетов по теоретической подготовке, судейство соревнований по велосипедному спорту, сдача нормативов комплекса ч ГТО III ступени, участие в соревнованиях и выполнение I спортивного разряда в гонках по шоссе.

Годичный цикл подготовки велосипедистов 15 и 16-летнего возраста по своему построению практически одинаков. Однако значительное увеличение объемов нагрузки в 16-летнем возрасте требует более пристального рассмотрения построения микроциклов в разные периоды подготовки. И хотя по направленности тренировочные занятия в определенные дни микроциклов у 15 и 16-летних велосипедистов могут совпадать, однако вследствие большей целенаправленности и большего объема в планах 16-летних есть существенные добавления.

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

Примерный микроцикл зимнего этапа подготовительного периода для 16-летних юношей

1. Развитие быстроты и совершенствование техники езды и педалирования на велосипедном станке. Ходьба и бег (пульс 120 — 130 уд/мин) — 15 мин; ОРУ — 15 мин; 5 — 6 ускорений по 50 — 100 м (эстафеты или контрольные старты); тяжелый станок (пульс 130 — 150) — 30 мин; ускорения 3X15 с, легкий станок (пульс 130 — 150) — 30 мин; ускорения 3x20 с, 3x60 с; езда по залу на велосипеде — 4 — 5 мин. Время занятия 2,5 ч.

2. Развитие силы и совершенствование техники езды на велосипеде. Бег (пульс 130 — 150) — 15 мин; ОРУ — 15 мин; СУВ — 30 мин; упражнения со штангой — 20 мин; езда на велосипеде по шоссе или на дистанциях кросса — 30 км. Время занятия 2,5 ч.

3. Развитие общей выносливости (бег или лыжи). Бег (пульс 130 — 150) — 10 мин; ОРУ — 15 мин; бег с переменной интенсивностью (пульс 130 — 160) — 60 мин; бег — 3x7 мин (пульс 130 — 150); спортивные игры — 20 — 30 мин. Время занятия 2,5 ч.

4. Развитие обшей выносливости (бег или лыжи). Бег (пульс 130 — 150) — 15 мин; ОРУ — 15 мин; бег (пульс 130 — 160) — 30 мин; спортивные игры — 30 мин; велостанок (пульс 130 — 150) — 30 мин. Время тренировочного занятия 2 ч.

5. Развитие силы и совершенствование техники езды на велосипеде. Бег (пульс 130 — 150) — 15 мин; ОРУ — 10 мин; СУВ — 20 мин; упражнения со штангой — 15 мин; езда на дистанциях кросса или по шоссе — 15 км; велостанок — 15 — 20 мин. Время занятия 2 ч.

6. Развитие общей выносливости (бег или лыжи). Бег (пульс 120 — 140) — 10 мин; ОРУ — 15 мин; бег (пульс 130 — 150) — 40 мин; бег (пульс 150 — 170) — 2x15 мин; бег (пульс 130 — 150) — 30 мин; спортивные игры — 10 мин. Время занятия 3,5 ч. Всего за неделю 15 ч.

В тренировку в этот период включаются упражнения силовой направленности: бег в гору (в том числе и на лыжах) или по глубокому снегу при пульсе 170 — 180 уд/мин и даже более, при езде на велосипеде по снегу и шоссе на средней передаче, работа на тяжелом велостанке. При работе на велосипедном станке совершенствуется посадка на велосипеде и техника педалирования, а также проходит специаль-

 

ная функциональная подготовка спортсменов,

К силовым упражнениям относятся также упражнения со штангой, с гантелями, набивными мячами, эспандерами и на различных снарядах типа «Геркулес». Эти упражнения способствуют развитию мышечной силы. Силовые упражнения желательно выполнять 2 раза в неделю.

На первом занятии обращается внимание на развитие взрывной силы со средними и большими отягощениями (5 — 12 повторений), на втором — развивается силовая выносливость со средними и малыми отягощениями (10 — 20 и более повторений), причем шоссейникам нужно больше развивать силовую выносливость.

Основная же нагрузка по объему выполняется в беге или на лыжах при пульсе 130 — 150 уд/мин. Однако в отдельные занятия включаются отрезки по 5 — 10 — 15 мин, которые выполняются в режиме 150 — 180 уд/мин.

Примерный микроцикл весеннего этапа
подготовительного периода
16-летних юношей

1. Совершенствование техники езды и педалирования. Езда в колонне по два (пульс 130 — 150) — 15 км; в группе — 20 км; в колонне по два — 15 км. Всего 50 км. Время занятия 2 ч.

2. Развитие скоростной выносливости. Езда в колонне по два (пульс 130 — 150) — 15 км; ускорения в тройках 3x500 м; в группе (пульс 130 — 150) — 10 км; индивидуально (пульс 150 — 180) — 2x1 км и 2x2 км, отдых между повторениями 2 км; в группе — 10 км; в парах (пульс 150 — 180) — 4x1 км с ходу; в колонне по два — 10 км. Всего 70 км. Время занятия 2,5 ч.

3. Развитие общей выносливости. Езда в группе с переменной интенсивностью (пульс 130 — 160). Всего 80 км. Время занятия 3 ч.

4. Совершенствование техники езды и педалирования. В группе — 20 км; в команде (пульс 130 — 150) — 15 км; индивидуально на большой передаче (пульс 150 — 180) — 5 км; в группе — 20 км. Всего 60 км. Время занятия 2 ч.

5. Развитие специальной выносливости. Езда в колонне по два (пульс 130 — 150) — 15 км; ускорения в парах — 2x500 м; в группе — 5 км; индивидуально (пульс 150 — 180) — 10 км; в группе — 5 км; в команде (пульс 150 — 180) — 15 км; в группе — 5 км. Всего 60 км. Время занятия 2 ч.

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
 

6. Развитие общей выносливости. Езда в колонне по два (пульс 130 — 150) — 20 км; в команде (пульс 130 — 150) — 10 км; в команде (пульс 150 — 180) — 10 км; в группе — 15 км; в «струне» (пульс 150 — 180)) — 10 км; в команде (пульс 130 — 150) — 10 км; 2 финиша в группе по 1 км в колонне по два — 15 км. Всего 100 км. Время занятия 3,5 ч. Всего за неделю 15 ч.

С апреля необходимо участвовать в соревнованиях по шоссе на дистанции 5 — 20 км индивидуально, 25 км в парах, 10 — 50 км в командах и 20 — 70 км в групповых гонках и критериумах. Надо тщательно продумывать предполагаемые передачи, на которых спортсмены будут выступать в соревнованиях. Нужно стремиться к тому, чтобы частота педалирования была бы в диапазоне 95 — 110 об/мин. И в соответствии с предполагаемой дистанционной скоростью подбирать передаточные соотношения. Естественно, что этот темп педалирования, а стало быть, и нужная передача, должны быть опробованы на тренировках и тогда вырабатывается приспособление спортсменов к нужному режиму педалирования.

Наиболее целесообразно в возрасте 15 — 16 лет в декабре-феврале применять передачи максимальнo 4—48x18—20; в марте — 46x17, 48x18, 51x18—19; в апреле — 47x14, 50x15, 53x16 и в мае-августе — 47x14, 51 — 52x15,

Примерный микроцикл
соревновательного периода
16-летних юношей

1. Развитие быстроты. Езда в группе (пульс 130 — 150) — 15 км: ускорения в тройках — 3x300 м с отдыхом 1,5 км; в группе — 5 км; «итальянка» по три человека со сменой через 200 м — 3x600 м; в группе — 5 км; финиширование в парах — 2x400 м; в группе — 10 км. Всего 60 км. Время занятия 2 ч.

2. Развитие скоростно-силовой выносливости. Езда в группе (пульс 130 — 150) — 15 км; ускорения в группе — 2x400 м; в группе — 5 км; индивидуально на большей передаче (пульс 150 — 180) — 5x1 км; в группе — 10км; в группе на подъемах (пульс 180 и более) — 6x500 м; в группе — 10 км. Всего 70 км. Время занятия 2 ч 15 мин.

3. Развитие общей выносливости. Езда в группе с переменной интенсивностью (пульс 130 — 160); в команде за мотолидером (пульс 150 — 180) — 20 км. Всего 90 км. Время занятия 3 ч.

 

4. Совершенствование техники езды и педалирования. Езда в группе (пульс 130 — 150) — 15 км; совершенствование техники езды в кроссе — 10 км; в группе — 15 км. Всего 40 км. Время занятия 1,5 ч.

5. Развитие специальной выносливости. Езда в команде (пульс 130 — 150) — 15 км; в команде (пульс 150 — 180) — 20 км; в группе — 10 км; в команде (пульс 150 — 180) — 20 км с поворотом; в группе — 10 км; в команде за мотолидером — 10 км; в группе — 5 км. Всего 90 км. Время тренировочного занятия 3 ч.

6. Развитие общей выносливости. Езда в колонне по два (пульс 130 — 150) — 20 км; в группе — 10 км; в «струне» (пульс 150 — 180) — 15 км; в группе — 10 км; в «струне» — 15 км; в группе — 10 км, финиширование в группе в небольшой подъем — 2x200 м; в группе — 15 км. Всего 100 км. Время занятия 3 ч 15 мин. Всего за неделю 15 ч.

Приведенный микроцикл соревновательного периода не предусматривает участия в соревнованиях. Однако в июле-августе практически каждую неделю спортсмены должны выступать в соревнованиях. Если соревнования проходят в субботу и в воскресенье, то в понедельник дается день отдыха, а если позволяют условия, то проводят индивидуальную тренировку на дистанции 25 — 35 км. Остальные тренировки в неделю перед стартом проводятся с учетом направленности предстоящих соревнований. Если планируется основная гонка командная, то работа выполняется в команде; если основная гонка групповая или критериум, то упор делается на групповую работу с финишированием. Однако во всех случаях нужно продумывать направленность тренировочных занятий по их воздействию на организм спортсменов в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Обычно в июле-августе шоссейники этого возраста принимают участие в многодневных гонках на дистанции 300 — 500 км и даже более. Участие спортсменов в гонках на дистанции более 500 км в этом возрасте без хорошей специальной подготовки не рекомендуется.

Всего для 16-летних спортсменов можно планировать до 50 — 60 соревновательных дней в году, при 2600 км и более в гонках. Но для этого нужно, чтобы спортсмены принимали участие практически во всех соревнованиях, проводимых с апреля по октябрь. Особо следует отметить участие велосипедис-

 
 
Library   13   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

Примерная тренировочная нагрузка для юношей-шоссейников 15-летнего возраста

 

Месяцы

Виды
нагрузки

IX

X

XI

XII

I

И

III

IV

V

VI

VII

VIII

Всего

Тренировки и соревнования, кол-во

21

20

21

22

23

20

22

21

22

23

24

24

263

Соревнования, кол-во

6

1

4

8

8

10

10

47

ОФП и СФП, ч

6

23

36

33

37

30

18

5

5

5

4

4

206

Спортивные игры, ч

1

4

7

6

7

5

4

1

1

1

1

1

39

На велостанке, ч

4

6

6

6

5

2

29

Разминочныи бег, км

10

30

40

30

30

30

20

5

5

5

5

5

215

Кроссовый бег, км

5

70

150

30

30

30

20

5

5

5

5

5

360

Бег на лыжах

120

140

100

50

410

Общеразвивающие упражнения, ч

2

3

4

4

5

4

3

2

2

2

1

1

33

Соревновательная нагрузка, км

220

25

120

265

300

350

350

1630

Тренировка на велосипеде, км

980

475

80

140

180

200

600

1130

1035

1000

1050

1050

7920

Силовая нагрузка, км

140

25

10

15

20

20

40

120

150

150

150

150

990

Умеренная (до 150 уд/мин), км

640

420

70

125

150

160

480

810

635

600

700

700

5490

Интенсивная (выше 150 уд/мин), км

200

30

10

20

80

200

250

250

200

200

1440

Общий объем на велосипеде, км

1200

500

80

140

180

200

600

1250

1300

1300

1400

1400

9550

Техника, тактика, теория, ч

1

8

12

12

10

8

8

2

1

2

64

Общий объем нагрузки( ч

52

52

52

52

56

48

52

52

52

52

52

52

624

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 2

Примерная тренировочная нагрузка для юношей-шоссейников 16-летнего возраста

 

Месяцы

Виды
нагрузки

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Всего

Тренировки и соревнования, кол-во

24

22

22

24

26

23

24

24

24

25

26

25

289

Соревнования, кол-во

8

2

6

9

10

12

12

59

ОФП и СФП, ч

6

36

49

46

52

41

29

12

5

5

5

5

291

Спортивные игры, ч

1

6

10

10

8

5

5

2

47

На велостанке, ч

8

12

12

14

12

6

2

64

Разминочный бег, км

10

40

40

20

20

20

20

20

10

10

10

10

230

Кроссовый бег, км

5

150

190

30

30

30

30

30

5

5

5

5

415

Бег на лыжах, км

220

250

200

100

770

Общеразвивающие упражнения, ч

2

3

4

4

5

4

3

2

2

2

2

2

35

Соревновательная нагрузка, км

300

50

140

400

500

550

700

2640

Тренировка на велосипеде, км

1200

550

120

180

200

240

800

1260

1300

1300

1250

1100

9500

Силовая нагрузка, км

220

60

го

30

30

00

60

140

150

160

160

120

1190

Умеренная (до 150 уд/мин), км

680

410

100

150

150

150

640

770

750

740

740

730

6030

Интенсивная (выше 150 уд/мин), км

300

80

20

30

100

350

400

400

350

250

2280

Общий объем на велосипеде, км

1500

600

120

180

200

240

800

1400

1700

1800

1800

1800

12140

Техника, тактика, теория* ч

1

5

10

10

8

8

5

2

49

Общий объем нагрузки, ч

65

65

65

65

70

60

65

65

65

65

65

65

780

 
 
Library   Up


Contents

 

Home
 

тов в соревнованиях в летних спортивных лагерях.

Общий объем нагрузки на велосипеде за год составляет больше 12 000 км. Планирование нагрузки по месяцам в годичном цикле представлено в табл. 2 и на рисунке.

В этом годичном плане подготовки спортсменов предусмотрен раздел «Тех-

 

ника, тактика и теория». В этом разделе на теорию отводится 16 — 20 ч занятий в год, на инструкторскую и судейскую практику — 10 — 14 ч, на изучение

материальной части и ремонт велосипедов — 10 — 12 ч. А остальное время приходится на обучение и совершенствование техники и тактики велосипедного спорта.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В ГОНКЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НА 4 КМ

   


В. А. Бахвалов, заслуженный тренер
СССР
 

Наиболее важным делом в реализации всей годичной и многолетней подготовки является умение тренера обеспечить накопление наивысшего физического, физиологического и нервного потенциала, концентрацию всех моральных сил каждого велосипедиста к наиболее ответственным соревнованиям.

Чтобы быть уверенным в возможности каждого спортсмена сделать все, на что он способен в достижении высшего спортивного результата, необходимо очень глубоко изучить все его индивидуальные особенности и научиться управлять психологическим состоянием этого спортсмена.

Рассматривая данную проблему с точки зрения велоспорта на треке, следует выделить два периода: первый — продолжительный, длящийся практически все время как в предварительной (подготовительный период), так и в соревновательной подготовке, и второй — короткий, имеется в виду время (несколько дней и часов), непосредственно предшествующее главным стартам. Это относится не только к первому старту, означающему начало участия гонщика в соревнованиях, но главным образом к управлению его моральным состоянием во все дни соревнований, особенно в дни финалов.

Достижение технической, тактической, физической и физиологической готовности к гонкам на треке еще не гарантирует успешного выступления в соревнованиях. К числу наиболее серьезных трудностей, возникающих перед спортсменом, относятся преодоление утомления, мобилизация возможностей к управление работоспособностью (волнение перед стартом в ходе соревнований).

Первая группа трудностей в значи-

 

тельной степени преодолевается во время выполнения самой работы в ходе гонки волевым усилием спортсмена.

Трудности второго порядка зависят от состояния психики спортсмена, его фактической готовности вести спортивную борьбу в условиях острейшей конкуренции с равными по силам, а иногда И более хорошо подготовленными противниками.

Способность преодолеть утомление или проявить дополнительное усилие для достижения победы обеспечивается волевой подготовкой спортсмена. Умение верить в свой успех, быть хозяином положения в спортивной борьбе, с максимальной отдачей реализовать свои потенциальные возможности, усилить, а не утратить свою «боевую мощь» обеспечивается большим комплексом мер, объединяемых понятием «психологическая подготовка».

К сожалению, в велосипедном спорте методика проведения и волевой и психологической подготовки в конкретных формах еще достаточно не разработана. Поэтому каждый тренер и спортсмен должны проявить в этом отношении много изобретательности, чтобы найти реальные формы, методы, приемы такой подготовки, приносящие наилучший эффект именно для данного спортсмена и конкретной соревновательной ситуации.

Значение волевой и психологической готовности спортсмена для успешного выступления в соревнованиях в настоящее время весьма велико. От того, с каким настроем велосипедист выходит на старт, во многом зависит его результат на соревнованиях.

Не претендуя на исчерпывающее освещение вопросов волевой подготовки гонщиков на треке, автор все же счита-

Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало