Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

 

К НОВЫМ ВЕРШИНАМ

   
С. В. Ердаков, государственный тренер Госкомспорта СССР
 

Велосипедный сезон 1985 г. был насыщен многими интересными событиями, о которых специалисты говорили: «Да, это впервые!» К таким событиям относятся: феноменальный результат наших шоссейников в командной гонке на 100 км на чемпионате мира в Италии, завоевание первых двух призовых мест в индивидуальной гонке преследования на 4 км, там же, в Италии, внедрение дисковых колес в мировом масштабе, рекорд в часовой гонке чемпиона мира Вячеслава Екимова, наконец, проведение XXXVIII велогонки Мира в Москве.

Для любителей велосипедного спорта нашей страны, несомненно, главным и ярким событием было то, что впервые в

9490-3.jpg

Рекордсмен мира в индивидуальной гонке преследования на 4 км (4.34,103) заслуженный мастер спорта СССР Гинтаутас Умарас (Клайпеда)

 

своей истории велогонка Мира побывала в нашей стране — в Москве. Она состоялась в дни всенародного праздника — 40-летия Победы над фашизмом. 38-я велогонка Мира вписала в летопись спортивного года много ярких и волнующих страниц. Лидерство в личном зачете с первых этапов захватил польский велосипедист Л. Пясецкий и смог удержать его до конца. В командном же зачете доминировали велосипедисты нашей страны, закончив гонку в Берлине первыми.

Чемпионат мира 1985 г. проходил в Италии в местечке Бассано дель Граппа. По организации проведения чемпионата в последние годы ему нет равных. Особенно это следует отнести к подготовке 100-километровой трассы командной гонки. Если быть более точным, то трасса состояла из двух кругов по 49 км 600 м. Но результат, который показала команда СССР, превзошел все ожидания — 1:51.09. Как образно говорили после финиша наши велосипедисты: «Это трасса, на которой не нужны тормоза». Действительно, она не имела ни одного крутого поворота, ни одного существенного подъема, средняя скорость победителей — 53,7 км/ч — существенно превзошла все ожидания. Советская команда в составе В. Жданова, В. Климова, И. Сумпикова и А. Зиновьева стала чемпионом мира, выиграв у команды ЧССР, занявшей второе место, — 1 мин 04 с. Хозяева чемпионата — велосипедисты Италии — заняли лишь третье место, уступив чемпионам мира почти полторы минуты.

Мужская и женская групповые гонки сложились для советской команды весьма драматично. Советские спортсмены не попали даже в число призеров. Но справедливости ради в этом виде программы должное следует отдать польской дружине и французской велосипедистке Марии Лонго. Лех Пясецкий во второй раз доказал, что он не случайный победитель велогонки Мира,

Library   4   Up


Contents

 

Home
 

а 27-летняя француженка сумела подтвердить свой высокий международный класс.

Новый фейерверк побед польских велосипедистов связан в немалой степени с приходом в прошлом году к руководству сборной командой польских шоссейников Рышарда Шурковского. Интересно отметить, что Р. Шурковский не только совмещает свою тренерскую деятельность с большой политической карьерой, но и до сих пор участвует в соревнованиях как гонщик.

В индивидуальной гонке преследования на 4 км на треке выход двух советских спортсменов в финал — В. Екимова и Г. Умараса буквально ошеломил всех. Однако выступление наших спортсменов в командной гонке преследования, где они смогли бороться лишь за третье место, было огорчительным.

Отсутствие на чемпионате мира именитого С. Копылов а отрицательно сказалось на выступлении в гите и спринте, где советские велосипедисты остались за чертой призеров. Бронзовая медаль Н. Крушельницкой в спринте после серебряной медали Э. Салумяэ на чемпионате мира 1984 г. в Сан-Себастьяне служила лишь некоторым утешением.

Следует отметить, что чемпионат мира в Бассано дель Граппа вошел в историю не только как образец проведения подобных мероприятий, но и как чемпионат активного внедрения дисковых колес.

На Олимпийских играх в Лос-Анджелесе только несколько команд, в том числе и сами хозяева, вышли на старт на специальных колесах без спиц, так называемых дисковых колесах. Через два месяца на чемпионате мира в Испании в неолимпийских видах программы дисковые колеса были уже не редкость, а через год в Италии на них стартовали все финалисты в гонках на время. Весь послеолимпийский год вопрос об участии команд в соревнованиях на дисковых колесах был предметом обсуждения ряда национальных федераций и Международной федерации по велосипедному спорту. После долгих дебатов все-таки было разрешено их использовать. Однако активному внедрению таких колес мешала их непомерно высокая стоимость. Некоторые национальные команды не имели средств на их приобретение.

Тренеры сборной команды страны предприняли все меры к тому, чтобы изготовить такие колеса у нас в стране. Наши два замечательных конструк-

 

тора Игорь Ковалев и Анатолий Цыганков сумели к апрелю изготовить дисковые колеса по принципиально новой технологии, на них в сентябре на чемпионате мира выступил молодой талантливый гонщик Вячеслав Екимов.

До начала 80-х гг., когда не было в нашей стране такого уникального спортивного сооружения, как велотрек в Крылатском, советские велосипедисты лишь эпизодически становились обладателями мировых рекордов. К 1985 г. такое положение резко изменилось в пользу наших велосипедистов, которые стали обладателями практически всех мировых рекордов для крытых треков. И только к одному рекорду не могли подступиться наши спортсмены — это рекорд в часовой гонке. Он является самым престижным из всех рекордов и требует специальной подготовки. Но, как говорится, настал и его черед. В конце сезона чемпион мира 1985 г. 19-летний ленинградец Вячеслав Екимов установил новый мировой рекорд в часовой гонке — 48 км 448 м 18 см. Прежний мировой рекорд принадлежал швейцарскому велосипедисту Даниэлю Гизигеру и был равен 46 км 745 м.

Возвращаясь к престижности этого рекорда, следует уточнить, что абсолютный рекорд принадлежит итальянскому профессиональному велосипедисту Франческо Мозеру и равен 51 км 151 м. Установлен рекорд в Мексике в условиях высокогорья 23 января 1984 г.

В конце этого года западногерманский велосипедист Г. Браун при значительной финансовой поддержке фирмы «Кольнаго» в течение нескольких недель на высокогорных треках Мексики, Боливии и Чили пытался улучшить рекорд Мозера, но безуспешно.

Сезон 1985 г. был интересен еще и тем, что впервые наши велосипедисты встретились в двух больших велотурах — в Испании и Колумбии совместно с профессиональными спортсменами в так называемых открытых гонках «опен». Надо откровенно признать, что нам еще есть чему поучиться у зарубежных гонщиков: в построении тренировок, соревнований, нам не хватает культуры в вопросах восстановления, питания, гигиены.

Начиная с 1982 г. по итогам выступления на чемпионатах мира среди мужчин и женщин, а также среди юниоров разыгрывается Большой приз Пачарелли в 19 видах программы. В зачет идут первые восемь мест.

После годичного перерыва наши спортсмены вновь вернули себе этот

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

приз, опередив команды Италии, ГДР, Франции, США, Голландии и других стран.

Всего советские велосипедисты завоевали 4 первых места (О. Борзунов, В. Екимов, А. Каспутис, командная гонка на 100 км), 3 вторых места (Е. Загребельный, Г. Умарас, командная гонка на 70 км среди юниоров), 3 третьих места (Н. Крушельницкая, командные

 

гонки преследования на 4 км среди мужчин и юниоров), а также 6 спортсменов заняли с четвертого по восьмое места в различных видах программы.

Итак, закончился большой и насыщенный сезон в велосипедном спорте, которым можно гордиться нашим спортсменам, тренерам и всем, кто причастен к этому. Но впереди еще много незавоеванных вершин.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ТРЕНИРОВКИ


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ 15 — 16 ЛЕТ

   
Ю. Г. Крылатых, ГЦОЛИФК
 

Постоянно возрастающее значение физической культуры и спорта в жизни нашей страны и стремительный рост спортивных результатов требуют дальнейшего развития массового юношеского спорта и целенаправленной подготовки резерва для сборной команды страны. Поиск молодых талантливых велосипедистов и осуществление тщательно продуманной их подготовки становятся главными задачами велосипедного спорта. И не случайно в настоящее время набор в учебные группы начальной подготовки по специализации велосипедный спорт начинают с 10 — 11-летнего возраста. Это более раннее начало занятий велосипедным спортом позволяет проводить качественную многолетнюю планомерную подготовку спортсменов без форсирования их результатов.

Наиболее важным в подготовке спортсменов высокого класса является определение начала спортивной специализации. Как правило, она осуществляется с 15 — 16 лет. С этого возраста проводятся и первенства СССР (для юношей 15 — 16 лет) по различным видам велосипедных гонок на шоссе и треке. Очевидно, что в этом возрасте велосипедисты уже могут показывать довольно высокие результаты, естественно после определенной подготовки. И действительно, по Положению о ДЮСШ 1984 г. в 15 лет спортсмены должны выполнить II, а в 16 лет I спортивный разряд.

По Единой всесоюзной спортивной классификации 1985 — 1988 гг. для выполнения II разряда в индивидуальных

 

гонках на дистанциях 15, 20, 25 км спортсмены должны показать скорость 38,5 — 39,1 км/ч, а в гонке на 25 км парой — 39,5 км/ч. А для выполнения I разряда скорость в индивидуальных гонках на 20, 25, 50 км должна быть 40,0 — 40,7 км/ч, в паре на 25 и 50 км — 41 — 41,7 км/ч и в команде на 75 — 100 км — 43,1 — 43,7 км/ч. Причем для I разряда необходимо выполнить разрядные нормы в трех видах гонок в течение одного сезона, да еще при обязательном участии в гонке-критериуме. Отсюда следует, что если в 15 лет велосипедисты, занимающиеся в ДЮСШ, практически все могут выполнить II раз-ряд, так как им для этого требуется показать нужное время на одной из дистанций, а вот выполнить I разряд в 16-летнем возрасте представляет определенную сложность, поскольку требует от спортсменов комплексной подготовки, т. е. способности показать как индивидуальные качества, так и способность ехать в команде из 2 и 4 человек с довольно высокой скоростью. А ведь у нас есть еще и групповые гонки, где в последние годы наметилось явное отставание советских велосипедистов на международной арене. Очевидно, что при такой системе выполнения разрядов мы можем потерять способных велосипедистов, которые в силу своих индивидуальных особенностей могут не иметь результатов в индивидуальных и командных гонках, однако они весьма перспективны в групповых гонках.

Предпосылкой к началу спортивной специализации являются уровень подготовленности двигательного аппарата и

Library   6   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало