Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

тов в соревнованиях в летних спортивных лагерях.

Общий объем нагрузки на велосипеде за год составляет больше 12 000 км. Планирование нагрузки по месяцам в годичном цикле представлено в табл. 2 и на рисунке.

В этом годичном плане подготовки спортсменов предусмотрен раздел «Тех-

 

ника, тактика и теория». В этом разделе на теорию отводится 16 — 20 ч занятий в год, на инструкторскую и судейскую практику — 10 — 14 ч, на изучение

материальной части и ремонт велосипедов — 10 — 12 ч. А остальное время приходится на обучение и совершенствование техники и тактики велосипедного спорта.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В ГОНКЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НА 4 КМ

   


В. А. Бахвалов, заслуженный тренер
СССР
 

Наиболее важным делом в реализации всей годичной и многолетней подготовки является умение тренера обеспечить накопление наивысшего физического, физиологического и нервного потенциала, концентрацию всех моральных сил каждого велосипедиста к наиболее ответственным соревнованиям.

Чтобы быть уверенным в возможности каждого спортсмена сделать все, на что он способен в достижении высшего спортивного результата, необходимо очень глубоко изучить все его индивидуальные особенности и научиться управлять психологическим состоянием этого спортсмена.

Рассматривая данную проблему с точки зрения велоспорта на треке, следует выделить два периода: первый — продолжительный, длящийся практически все время как в предварительной (подготовительный период), так и в соревновательной подготовке, и второй — короткий, имеется в виду время (несколько дней и часов), непосредственно предшествующее главным стартам. Это относится не только к первому старту, означающему начало участия гонщика в соревнованиях, но главным образом к управлению его моральным состоянием во все дни соревнований, особенно в дни финалов.

Достижение технической, тактической, физической и физиологической готовности к гонкам на треке еще не гарантирует успешного выступления в соревнованиях. К числу наиболее серьезных трудностей, возникающих перед спортсменом, относятся преодоление утомления, мобилизация возможностей к управление работоспособностью (волнение перед стартом в ходе соревнований).

Первая группа трудностей в значи-

 

тельной степени преодолевается во время выполнения самой работы в ходе гонки волевым усилием спортсмена.

Трудности второго порядка зависят от состояния психики спортсмена, его фактической готовности вести спортивную борьбу в условиях острейшей конкуренции с равными по силам, а иногда И более хорошо подготовленными противниками.

Способность преодолеть утомление или проявить дополнительное усилие для достижения победы обеспечивается волевой подготовкой спортсмена. Умение верить в свой успех, быть хозяином положения в спортивной борьбе, с максимальной отдачей реализовать свои потенциальные возможности, усилить, а не утратить свою «боевую мощь» обеспечивается большим комплексом мер, объединяемых понятием «психологическая подготовка».

К сожалению, в велосипедном спорте методика проведения и волевой и психологической подготовки в конкретных формах еще достаточно не разработана. Поэтому каждый тренер и спортсмен должны проявить в этом отношении много изобретательности, чтобы найти реальные формы, методы, приемы такой подготовки, приносящие наилучший эффект именно для данного спортсмена и конкретной соревновательной ситуации.

Значение волевой и психологической готовности спортсмена для успешного выступления в соревнованиях в настоящее время весьма велико. От того, с каким настроем велосипедист выходит на старт, во многом зависит его результат на соревнованиях.

Не претендуя на исчерпывающее освещение вопросов волевой подготовки гонщиков на треке, автор все же счита-

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

ет необходимым задержать внимание читателя на некоторых из них, исходя из специфики гонок на треке.

В гонках на треке на средние дистанции помимо необходимости заставить работать утомленные мышцы нужно преодолевать удушье и угнетение функций головного мозга, возникающие при большом кислородном долге. Поэтому гонщику нужно подбирать такие упражнения, которые в наибольшей мере помогут развить способность проявлять характерные волевые усилия.

Успех велосипедиста, выступающего в гонках преследования, находится в прямой зависимости от выработанной им способности терпеть и перебарывать трудности, вызванные как общим утомлением организма, так и все нарастающим кислородным долгом в ходе соревнований.

В гонках преследования при равной борьбе на финише побеждает более волевой, умеющий сделать «почти невозможное», не щадящий себя гонщик. Такая способность вырабатывается постоянным преодолением трудностей, возникающих на тренировках, требовательным отношением к себе, участием в соревнованиях без каких-либо скидок. Только путем преодоления физических трудностей, например при тяжелых длительных тренировках в неблагоприятных условиях (дождь, холод, сильный ветер), где вырабатывается способность гонщика к мобилизации своей воли, и при участии в большом количестве соревнований достигается стабильное состояние спортсмена.

Психологическая стойкость еще более укрепляется от сознания общественной значимости успешных выступлений в крупнейших соревнованиях сезона.

Для организации выступлений спортсменов в гонках преследования исключительное значение имеет правильное научно обоснованное построение спортивной борьбы на дистанции с учетом индивидуальных способностей каждого гонщика. Поэтому разработка рационального графика прохождения дистанции в квалификационном заезде и планирование тактической схемы борьбы в заездах на выигрыш (где много решает умение быстро финишировать) должны войти в практику работы тренеров, непосредственно руководящих выступлением гонщиков в соревнованиях.

Основой для этого являются следующие положения. Езда в гонках преследования характеризуется работой субмаксимальной интенсивности, продолжающейся почти предельно возмож-

 

ное для этой интенсивности время, что вызывает образование в организме наибольших величин кислородного долга и другие очень глубокие физиологические изменения. Это происходит потому, что кислородный запрос, необходимый для поддержания мощности работы, обеспечивающей нужную скорость движения в гонке, не может быть полностью удовлетворен в ходе гонки только за счет дыхания на дистанции.

Даже хорошо тренированный организм спортсмена, специально подготовленного для участия в гонках преследования, может обеспечивать необходимую мощность работы только до того момента, пока кислородный долг не достигнет предельной для данного спортсмена величины, после чего организм автоматически «сам откажется» работать с прежней мощностью и скорость неизбежно снизится. Этот кислородный долг образуется за счет разности необходимого для данной работы и фактически в ходе гонки поставляемого организму (меньше чем требуется) количества кислорода.

Чем больше аэробные возможности велосипедиста, тем меньше эта разность и тем меньше образование кислородного долга и тем больше возможность увеличения скорости в конце дистанции.

Скорость движения спортсмена с максимально возможным потреблением кислорода, точно соответствующим его запросу на этой скорости (без образования кислородного долга), в физиологии названа критической. В индивидуальной гонке преследования на 4 км она, по-видимому, несколько ниже средней скорости на дистанции, а превышение средней скорости над критической обеспечивается выполнением работы более высокой мощности за счет образования кислородного долга, который для каждого гонщика имеет свой предел. Предположим, что максимальный кислородный долг гонщика может составлять 17 л (его определяют физиологическим обследованием), а его критическая скорость при езде на треке равна 48 км/ч, или 13,33 м/с.

Условно принимая эти характеристики для нашего примера, будем считать, что со скоростью 13,33 м/с этот гонщик сможет пройти дистанцию 4000 м без (или почти без) образования кислородного долга за 5 мин (4000 м : 13,33 м/с = 300 с).

Возможность «работать в долг», т. е. дополнительно выполнять работу, эквивалентную потреблению 17 л кислорода (при субмаксимальной интенсивности),

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

может быть использована этим гонщиком по его усмотрению в зависимости от соревновательной ситуации в заезде. Говоря другими словами, за исключением части кислородного долга, образующегося в начале гонки при стартовом разгоне, когда дыхательная, сердечнососудистая и другие системы организма еще не достигли наивысшей производительности, спортсмен может в любой части гонки предпринять одно или несколько ускорений, пока кислородный долг не достигнет своего максимума.

Следует отметить, что движение со скоростью ниже критической в гонке позволяет частично ликвидировать образовавшийся в начале гонки кислородный долг, однако приводит к большой потере времени, снижает общий результат гонщика. Нам пока точно неизвестно количество производимой работы, соответствующее потреблению 1 л кислорода при езде на велосипеде с критической скоростью (по примерным расчетам, оно находится в пределах 400 — 470 кгм работы на 1 л кислорода и зависит от степени тренированности и КПД спортсмена) и с надкритической скоростью, скажем на 8 — 10% превышающей критическую.

Однако для наглядности произведем некоторые расчеты. Примем возможное максимальное потребление кислорода гонщика равным 5 л в 1 мин. Тогда при движении с критической скоростью в течение 5 мин он мог бы утилизировать из воздуха (5 л/мин — 5 мин) 25 л кислорода. Учитывая, что в первые 2 — 3 мин езды на дистанции потребление кислорода из воздуха не достигает максимума, количество потребленного кислорода составило бы примерно 23 л, а 2 л образовали бы некоторый кислородный долг. Тогда для выполнения работы с целью повысить скорость движения (над критической) из общего возможного для гонщика лимита кислородного долга осталось бы (17 л — 2 л) 15 л.

Механические измерения сопротивления движению, проведенные автором методом буксировки, показали, что велосипедист в посадке гонщика-преследователя при движении со скоростью 45 — 48 км/ч должен развить силу тяги от 3,5 до 4 кг. Это соответствует механической работе с мощностью от 43 до 53 кгм/с. Эти данные не противоречат отмеченной многими исследователями (на велоэргометре) нижней границе мощности работы, которой как раз и соответствует стабильное максимальное потребление кислорода.

Сопоставление приведенных данных

 

дает право с большей степенью достоверности предполагать, что действительная граница критической скорости для гонщиков-преследователей, имеющих результаты в гонке на 4 км менее 5 мин, находится около 48 км/ч, а у выдающихся гонщиков-преследователей, например, таких, как Вячеслав Екимов — чемпион мира 1985 г. в гонках преследования на 4 км. — значительно выше. Об этом свидетельствует его мировой рекорд в часовой гонке — 48 км 448, 180 м. Первые полчаса он ехал, несколко превышая свой намеченный график, примерно со скоростью 49 км/ч, находясь в относительно устойчивом состоянии высокой работоспособности, что было бы невозможно, если бы гонщик «работал в долг». Значит, для него эта скорость движения на велосипеде являлась по существу критической.

Возвращаясь к расчету графика на дистанции в гонке преследования на 4 км, можно установить, что продолжительность и величина превышения критической скорости полностью зависят от резерва неиспользованного потенциального кислородного долга. Например, желание повысить скорость движения на 1 м/с, т. е. со скорости 48 км/ч (13,33 м/с) до скорости 51,6 км/ч (14,33 м/с), вызовет необходимость увеличить мощность работы примерно на 10 кгм/с (по данным исследования методом буксирования), или на 20%.

При движении с надкритическими скоростями кислородный запрос возрастает в значительно большей степени, чем скорость передвижения. В беге это увеличение считается пропорциональным примерно кубу скорости. В велоспорте подобные исследования еще не проводились. Условно применяя такие же расчеты, получим, что кислородный запрос в нашем примере при движении со скоростью 51,6 км/ч по сравнению с предыдущей скоростью — 48 км/ч составит 172% от 5 л, т. е. 8,6 л. При этом расход кислорода для повышения мощности возрастает на 3,6 л в 1 мин.

Как мы уже знаем, резерв возможного расхода кислорода в долг в нашем примере после стартового ускорения составлял 15 л. При увеличении мощности движение с новой (51,6 км/ч)) скоростью будет энергетически обеспечено в течение 4 мин 10 с (15 л: 3,6 л/мин).

Результат в этом случае будет получен путем сложения времени движения с надкритической скоростью — 14.33 м/с в течение 250 с и времени движения на оставшейся части дистанции с критической скоростью.

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

Чтобы узнать метраж этой части дистанции, от 4000 м вычтем расстояние, пройденное гонщиком с надкритической скоростью. 4000 м — (14,33 м/с x 250 с) = 4000 м — 3582 м = 418 м.

Время преодоления 418 м с критической скоростью 13,33 м/с составит (418 м : 13,33 м/с) 31,37 с. Таким образом, общий результат в нашем примере должен составить 250 с + 31,37 с = 281,37 с (потеря времени при стартовом разгоне не учитывалась).

Как видно, результат 4.41,37 вполне реальный, а добавив к нему около 3 с, затраченных на стартовый разгон, получим результат примерно равный 4 мин 44,37 с.

Этот результат мог бы быть выше, если бы критическая скорость была выше или если бы гонщик был способен достичь при работе больших величин кислородного долга. Скажем, если бы кислородный долг гонщика мог быть на 1,5 л больше, это дало бы ему возможность еще 25 с (15 : 3,6 л/мин) ехать со скоростью 14,33, а не 13,33 м/с, что позволило бы за это время проехать на 25 м больше и тем самым улучшить результат на 1,7 с (25 м : 14,33 м/с). Однако, поскольку величина кислородного долга человека имеет предел около 20 л, основным реальным путем улучшения результатов является расширение аэробных возможностей велосипедистов, специализирующихся в индивидуальной гонке преследования на 4 км.

Скорость движения в индивидуальной гонке преследования на 4 км положительно зависит как от уровня критической скорости (обусловлено развитием аэробных возможностей спортсмена), так и от величины образования возможного кислородного долга, что характеризует уровень анаэробной производительности организма.

Исходя из данных, полученных в физиологических исследованиях работы аналогичной интенсивности и длительности (в других видах спорта), можно предположить, что в индивидуальной гонке преследования на 4 км на долю аэробной производительности организма приходится обеспечение примерно 60% работы (23 л кислорода), а за счет анаэробных процессов может быть произведено около 40% (17 л кислорода) общей работы.

У автора есть основания предполагать, что велосипедисты в ходе гонки могут доводить себя до самых крайних пределов изнеможения, так как могут, сидя в седле и сохраняя при движении динамическое равновесие, продолжать

 

выполнять работу еще тогда, когда в других видах спорта, например в легкоатлетическом беге, беге на коньках и др., выполнение дальнейшей работы уже фактически невозможно, потому что у спортсмена уже нет сил сохранять рабочую позу. Этим объясняется и то обстоятельство, что у велосипедистов может создаваться большой кислородный долг.

Значительные изменения скорости на дистанции, например превышение средней скорости в пределах до 10%, могут иметь место в течение весьма непродолжительного времени, не превышающего в сумме 1 мин и допустимого лишь гонщиком, имеюшим большую анаэробную производительность и высокую величину кислородного долга.

В практике о величине возможного кислородного долга того или иного спортсмена (естественно, не в абсолютных единицах), хотя бы для относительного сравнения способностей к этому у отдельных гонщиков, можно судить по продолжительности произвольной задержки дыхания в покое. У преследователей высокого класса произвольная задержка дыхания, наблюдавшаяся автором, превышала 3 мин.

Гонщикам, которые не могут продолжительно произвольно задерживать дыхание, что объективно можно объяснить недостаточной устойчивостью к гипоксии и уровнем анаэробной производительности организма в основном из-за отсутствия специальной целенаправленной подготовки для совершенствования анаэробных способностей, не следует рекомендовать значительные перепады скорости езды в гонке преследования на 4 км.

Гонщик с хорошей специальной подготовкой имеет значительные возможности варьировать скоростью в гонке. Однако наиболее благоприятными волнами следует считать: превышение средней скорости сразу после стартового разгона в пределах до 7 — 8% (не более 2 с на круге в 333,3 м), а на дистанции нерезкие волнообразные изменения скорости в пределах до 3% (не более 0,7 с на таком же круге) вверх или вниз от средней скорости.

Эти рекомендации следует учитывать при составлении графиков прохождения дистанции в индивидуальной гонке преследования на 4 км, чтобы показать результат наиболее близкий к максимально возможному.

Именно личные особенности проявления велосипедистом аэробной и анаэробной производительности в гонке пре-

  
 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

следования на 4 км лежат в основе того или иного типа раскладки сил и характеризуют персональный стиль управления скоростью гонщика в заезде.

При этом наиболее оптимальными графиками в квалификационных заездах следует считать раскладку времени, приближающуюся к времени прохождения дистанции с равномерной скоростью, а в заездах на выигрыш строить график так, чтобы сохранить силы гонщиков для финишного ускорения.

Это было ярко продемонстрировано чемпионом-гонщиком из Швейцарии Р. Дилл-Бунди и призерами А. Бондю (Франция) и Х.-Э. Ерстед (Дания) на Московской олимпиаде в 1980 г. Эти гонщики на последнем километре сумели увеличить скорость на 3 — 4% выше среднедистанционной и поэтому победить.

Аналогичные примеры наблюдались и на чемпионате мира 1985 г. в Бассано дель Граппа (трек 400 м), где, бесспорно, два сильнейших преследователя мира — наш В. Екимов и австралиец Дин Вудс равномерно провели квалификационные заезды, показав соответственно 1-й и 3-й результаты:

Екимов: 31,43 — 26,34 — 26 65 — 27,1 — 27,3 — 27,6 — 27,7 — 27,7 — 27,9 — 28,13 = 4.38,60.

 

Вудс: 31,75 — 26,6 — 27,3 — 27,4 — 27,7 — 27,8 — 27,8 — 27,8 — 27,8 — 27,7 = 4.39,62. В 1/4 финала Дин Вудс при результате 4.38,55 сумел сохранить достаточно сил для финишного ускорения: 31,1 — 26,6 — 27,1 — 27,5 — 27,8 — 28,1 — 28,1 — 27,95 — 27,3 — 26,75.

Особенность такого построения графика Вудсом была умело использована Екимовым и его наставником заслуженным тренером СССР А, А. Кузнецовым. В решающем полуфинальном заезде чемпионата мира в гонке преследования на 4 км В. Екимов, взяв на себя инициативу лидирования, предложил такой высокий темп езды, что Вудс, боясь безнадежно отстать от него, не мог снизить скорость в середине дистанции и поэтому не сумел сохранить силы для ускорения на финише и проиграл.

В этом заезде на чемпионате мира были показаны два лучших результата в этом виде соревнований: В. Екимов — 4.37,05, Д. Вудс — 4.37,31.

Выиграв у соотечественника Г. Умараса в финальном заезде, В. Екимов стал третьим в истории советского велосипедного спорта чемпионом мира в индивидуальной гонке преследования на 4 км. Впервые золотая и серебряная медали были завоеваны советскими велосипедистами.

 

 

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

   
Ю. Д. Латынцев, мастер спорта СССР, Краснодар, В. В. Михайлов, доктор биологических наук, Москва
 

В. Г. Минченко и В. В. Михайлов* экспериментально показали положительное влияние повышения интенсивности тренировочных нагрузок шосссйников в подготовительном периоде. Настоящая работа расширяет и углубляет указанное методическое направление в подготовке велосипедистов, способных выполнить в годичном цикле объем нагрузок в 22 000 — 27 000 км.

В проведенном педагогическом эксперименте приняли участие 24 студента-велосипедиста Краснодарского ГИФКа, в их числе было 11 мастеров спорта СССР, 10 кандидатов в мастера и 3 пер-

 


* Ежегодник «Велосипедный спорт», М., ФиС, 1985. с. 54.

 

воразрядника, возраст испытуемых составлял от 18 до 26 лет.

Спортсмены были распределены на три группы, которые на протяжении 5 месяцев экспериментальной тренировки выполняли следующие задания.

Контрольная группа (К) тренировалась общепринятым способом. Начало экспериментального периода совпадало с началом годичного тренировочного цикла. В декабре, т. е. на первом этапе подготовительного периода, велосипедисты выполняли равномерные нагрузки исключительно аэробной направленности с ЧСС от 130 до 156 уд/мин. В январе и феврале объем тренировочной нагрузки значительно увеличился. При этом аэробная работа составила 88 — 90% специаль-

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало