Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

грузки. Если концентрация лактата значительна, то очень быстро велосипедист ощущает боль и вынужден уменьшить нагрузку. Этот тест определяет границу двух фаз.

Вопросы спортивной формы или усталости — основные вопросы спортивной тренировки. Исследования позволяют установить критерии усталости и спортивной формы, чтобы помочь гонщику поддерживать как можно дольше свой высокий уровень тренированности или вернуть его к хорошей спортивной форме. В настоящее время не существует чудодейственного «лекарства». Поэтому ученые делают все, чтобы спортсмен мог достичь эффективных результатов.

Портрет-робот исключительного гонщика еще очень туманный, но исследования помогли найти определенные его характеристики. В соревновании испытуемый, очевидно, должен быть способен выполнять максимальную нагрузку. Это возможно только в том случае, если гонщик вырабатывает много энергии. Для увеличения количества энергии необходимо, чтобы спортсмен потреблял больше кислорода. Но это не для всех досягаемо. В спорте литр кислорода равен пяти КДЖ. Предположим, что гонщик при максимальном усилии способен потреблять 5,5 л/мин кислорода (это по статистическим данным одаренного испытуемого), тогда в соревнованиях на шоссе он будет далеко впереди того спортсмена, который может потреблять только 3,5 л/мин. Первый будет иметь возможность выполнять ту работу, которую другой никогда не сможет сделать.

Чтобы добиться успеха в велоспорте, футболе, в беге на средние дистанции, баскетболе, требуется максимальное потребление кислорода. Это критерий для

 

всех ведущих спортсменов. Чтобы осуществлять отрывы на дистанции, необходимо, чтобы велосипедист мог включить а работу все свои мышцы. Наряду с аэробной работоспособностью он может выполнять и анаэробные функции. Во время спортивного сезона ЧСС в покое должна быть равна 40 уд/мин, иногда меньше. Во время пароксизма она приближается к 200 уд/мин. Необходимо, чтобы в период соревнования артериальное давление увеличивалось постепенно и чтобы в конце нагрузки оно вернулось (максимально через 6 мин) к нормальному. Все это может быть улучшено или поддержано в результате соответствующей тренировки.

Нельзя не учитывать главный фактор — генетический. Некоторые спортсмены имеют большой ферментативный потенциал. Они сложены таким образом, что могут выдерживать очень большие нагрузки в течение продолжительного времени.

Сейчас при отборе спортсменов нельзя не учитывать данные родителей, так как с момента рождения часть энергетического потенциала включена в генетическое и ферментативное обеспечение деятельности. Еще необходимо, чтобы врожденные качества могли раскрываться при тестировании и при нагрузке. Некоторые специалисты не умеют использовать свои врожденные качества. Другие, напротив, с наименьшим потенциалом и при усиленной тренировке могут обходить тех, кто от природы имеет преимущества. Это закон спорта.

 

По материалам журнала
«Мируар дю сиклисм»,
Франция, 1985 г.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В ШКОЛАХ ВЕЛОСИПЕДА ФРАНЦИИ

   
Ю. М. Дмитриев, заслуженный
мастер спорта, ГЦОЛИФК
 

Большинство специалистов по велосипедному спорту в нашей стране убеждены в необходимости снижения возрастного ценза для детей, желающих заниматься велосипедным спортом в ДЮСШ (в настоящее время там могут заниматься дети не моложе 12 лет), хотя мнения о минимальной возрастной границе расходятся. О том, насколько важно скорей-

 

шее формальное решение этой проблемы, говорит фактическая работа многих тренеров по велосипедному спорту, которые на свой страх и риск, за счет своего личного времени начинают работать с 9 — 10-летними ребятами. Это позволяет им значительно больше времени уделять их технической подготовке и без неизбежного при существующем положении ве-

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

щей форсирования готовить их к большим физическим нагрузкам. Мы надеемся, что изложение некоторых аспектов организации подготовки юных велосипедистов во Франции в какой-то мере будет способствовать решению этой проблемы.

Школы велосипеда существуют при большинстве велосипедных клубов Франции. Они решают задачи обучения технике езды на велосипеде, укрепления здоровья юных велосипедистов и их всестороннего физического развития. Обучаются в них дети в возрасте от 6 до 14 лет. Период обучения в школе разбит на три этапа.

На первом этапе дети обучаются от 6 до 9 лет — первая группа и от 10 до 12 лет — вторая. Обучение на этом этапе четко ориентировано на технику езды и ведется в основном игровым методом. Официальные соревнования для детей этих возрастных групп не проводятся.

На втором этапе обучаются 13-летние велосипедисты. На этом этапе учащиеся начинают систематически участвовать в соревнованиях на шоссе или треке, цель которых помочь инструктору заметить и заняться исправлением ошибок, допущенных учащимися, укрепить их уверенность в себе.

На третьем этапе 14-летние велосипедисты под руководством тренера занимаются только общей и специальной физической подготовкой с обязательным систематическим участием в соревнованиях на шоссе или треке.

В школы велосипеда принимаются дети, имеющие медицинские справки и разрешение родителей. Учащимся школ выдаются так называемые предварительные лицензии, по которым они имеют право участвовать на всех занятиях, в конкурсах и соревнованиях. Занятия с группами первого и второго этапов обучения ведут инструкторы с добровольными помощниками из числа бывших велосипедистов. На третьем этапе обучения группой руководит тренер. Во время обучения в школе учащийся может быть переведен как из младшей группы в старшую, так и наоборот. Критерием перевода является не только возраст, но и способность к овладению техническими приемами, а также уровень технической и физической подготовленности. Привлечение к работе в школах велосипеда добровольных помощников позволяет значительно увеличить моторную плотность замятий и повысить качество обучения. В результате группу занимающихся можно разделить на «ателье» по 6 — 8 человек. В течение занятия одно «ателье»

 
 

занимается, например, развитием ловкости, другое — гимнастическими упражнениями, третье — обучению техническому приему и т. д.

Занятия с группой 6 — 10-летних детей проводятся на любой открытой или закрытой площадке, изолированной от транспорта. Юные велосипедисты с 11 — 12 лет с апреля начинают выезжать на дороги с малоинтенсивным движением. При этом группы разбивают на команды по 5 — 6 человек, следующих друг за другом на расстоянии 1,5 — 2 м. В первой команде едет на велосипеде инструктор, который задает скорость движения, в последней также едет на велосипеде другой инструктор, наблюдающий за порядком. Инструкторы могут сопровождать группы и на автомобилях — все зависит от бюджета школы.

В обязанность инструктора вменяется перед каждым выездом лично контролировать соответствие одежды детей погоде, исправность тормозных систем велосипедов учащихся, состояние одно-трубок или велосипедных шин, плотность крепления основных крепежных элементов велосипедов.

Для стимулирования учащихся постоянно ухаживать за велосипедами инструктор после проверки выставляет оценки — очки. Он обладает правом не допускать к занятиям учащихся, имеющих неисправный велосипед. Кроме того, очки начисляются учащимся за место, полученное ими в играх, эстафетах, конкурсах и соревнованиях, за ответы на вопросы по теории (правила уличного движения, устройство велосипеда и т. п.). За ошибки снимается часть очков. Учет очков, набранных каждым учащимся школы, ведется индивидуально. При подведении итогов года лучшие учащиеся школы и каждой группы награждаются медалями, дипломами, кубками, а также запасными частями для велосипеда.

Большое значение в школах велосипеда придается аудиовизуальному обучению. Для этого школы имеют библиотеки с книгами, газетами и журналами по велосипедному спорту, фильмотеки с учебными фильмами и диапозитивами, а если позволяют средства, то и видеотеки.

Поскольку основная задача школ велосипеда качественное обучение технике езды, большое внимание инструкторы и тренеры уделяют постоянному контролю за посадкой юных велосипедистов. Для этого учащиеся должны иметь велосипеды, соответствующие их возрасту, что достигается привлечением средств родителей или созданием прокатного фонда за счет бюджета школы.

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

9490-22.jpg

 

Рис. 3

 

 

Таковы некоторые наиболее интересные, на наш взгляд, организационные аспекты подготовки юных велосипедистов во Франции.

Нам представляются интересными также практические рекомендации по подбору упражнений для начального обучения технике езды на велосипеде, которые используются при составлении учебных программ. На первом этапе обучения для детей 6 — 9 лет рекомендуются следующие упражнения:

1. Прямая линия. Начертить в 20 — 25 м от линии старта две параллельные линии длиной 10 — 20 м на расстоянии 0,5 м друг от друга. Езда в этом коридоре сначала с использованием тормоза, руль держится двумя руками, затем без торможения с удержанием руля правой рукой — левая в сторону, потом левой рукой — правая в сторону. По мере овладения упражнением ширину коридора уменьшают.

2. Повороты. В 20 — 25 м от линии старта начертить коридор шириной 1 м, обозначить плавный поворот (110 — 130°) направо, постепенно переходящий в такой же поворот налево. Езда в коридоре по инерции, подняв педаль в сторону поворота. По мере овладения упражнени-

 

ем ширину коридора и угол поворота уменьшают, добавляя к упражнению прохождение следующих друг за другом поворотов в разные стороны. Упражнение выполняют, держась за руль сначала двумя руками, затем одной.

3. «Восьмерка». Обозначить пластиковыми конусами (пустыми пластиковыми бутылками или кеглями) две точки, расстояние между ними 2 — 4 м. Езда вокруг них по наименьшей траектории, напоминающей цифру 8 (используя сначала тормоза, затем без торможения).

4. Двойная «восьмерка» (рис. 1).

5. «Змейка». Расстояние между конусами 2 м. Выполнять упражнения, держась за руль сначала двумя руками, затем одной (поочередно правой и левой) рукой (рис. 2).

6. «Змейка» с воротами. После освоения упражнения рекомендуется провести личные соревнования с учетом времени безошибочного (конусы не должны быть сбиты) выполнения упражнения сначала о прямом, потом в прямом и обратном направлениях. Можно провести и командные соревнования в виде эстафеты (рис. 3).

7. Воронка. Длина воронки 2 м. Выполнять упражнение, держась за руль сначала двумя руками, затем одной (поочередно правой и левой) (рис. 4).

8. Прицеливание на велосипеде. На-

Library   54   Up


Contents

 

Home
   

9490-23.jpg

 

Рис. 4

 

9490-24.jpg

 

Рис. 5

 

9490-25.jpg

 

Рис. 6

 

9490-26.jpg

Рис. 7

 

до попасть мячом в предмет, находящийся на расстоянии 10 м от зоны прицеливания, не снимая ног с педалей. Если учащийся ошибается, то он должен вернуться в зону прицеливания и повторить упражнение (рис. 5).

9. Контроль торможения. Необходимо затормозить в зоне торможения до полной остановки велосипеда без соскальзывания колес «на юз» (рис. 6).

10. Кто медленней? Необходимо как можно медленнее проехать дистанцию в 25 — 50 м, не касаясь ногами земли. Рекомендуется выполнять это упражнение группами, не более 4 — 5 человек в каждой.

11. Равновесие на велосипеде. После остановки в зоне торможения необходимо как можно дольше удерживать равновесие на велосипеде, не касаясь ногами земли. Рекомендуется считать время

 

удержания равновесия для выделения лучших учащихся.

12. Езда в группе. Поставить 3 конуса на расстоянии 6 м друг от друга так, чтобы образовался равносторонний треугольник, — это площадка А. Рядом делается такая же площадка — Б. Группа из 8 — 10 учащихся, построенных в колонну по одному с интервалом 4 м, катается по кругу вокруг 3 конусов площадки А. Когда учащиеся смогут постоянно удерживать требуемый интервал, они должны группой, сохраняя интервал, переехать на площадку Б и продолжать дальше кататься по траектории, напоминающей цифру 8, переезжая с одной площадки на другую, сначала используя тормоза, затем без торможения (рис. 7).

Для проверки степени овладения изученными упражнениями и знаний некоторых знаков уличного движения рекомендуется в конце первого этапа обучения провести соревнования по трассе, организованной на любой спортивной площадке (для гандбола, баскетбола и т. п.) с учетом времени прохождения дистанции и правильности выполнения упражнений и предписаний дорожных знаков.

На рис. 8 показана рекомендуемая для учащихся 6 — 9 лет трасса, которую следует пройти, выполнив следующие упражнения:

1. Проехать коридор длиной 4 м и шириной 20 см, держа руль одной рукой.

2. Проехать коридор длиной 3 м и шириной 10 см, держа руль двумя руками.

3. Преодолеть ворота, держа руль одной рукой.

4. Преодолеть воронку, имеющую вначале длину 50 и ширину 15 см (в конце ширина 5 см).

5. Выполнить «восьмерку».

6. Выполнить «змейку» (расстояние между конусами 2 м), преодолеть в конце упражнения ворота шириной 10 см.

7. Выполнить торможение, путь которого должен быть не более 1 м 20 см. После остановки в зоне торможения удерживать равновесие в течение 2 с.

8. При проезде дорожных звеньев выполнить нужные действия — протянуть руку в сторону поворота, поставить ногу на пол при остановке на знак «стоп».

9. Взять левой рукой кеглю, находящуюся на полу в точке А, и поставить ее в точку Б, не слезая с велосипеда, затем взять кеглю правой рукой, вернуться в точку А и поставить кеглю на прежнее место.

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

9490-27.jpg

 

Рис. 8

 

Подобные соревнованиях можно включать в программы различных спортивно-массовых праздников и показательных выступлений.

После перехода во вторую возрастную группу (10 — 12 лет) первого этапа обучения учащиеся продолжают осваивать варианты перечисленных выше упражнений, усложняя их за счет увеличения длины отрезков, скорости прохождения, количества конусов в «змейках», уменьшения расстояния между конусами и т. д. Кроме того, рекомендуется на занятиях организовывать групповые игры на велосипедах, развивающие ловкость и способность владения велосипедом. Например, такие, как «Охотник», мини-баскетбол, «Платок», эстафета. Эти игры проводятся на любых спортивных площадках, при этом игры «Охотник» и «Платок» желательно проводить на поле с травяным покрытием.

1. «Охотник». Группа учащихся делится на команды по 6 человек в каждой в начале этапа обучения и по 8 человек по мере овладения навыками игры. Каждая команда занимает одну площадку. В команде назначают двух «охотников», которые должны теннисным мячом попасть в других членов своей команды. «Охотники» имеют право передавать мяч друг другу, но поднимать мяч с земли они должны, не слезая с велосипеда. Через 3 мин игры «охотников» меняют. Игра заканчивается, когда все участники побывают в роли «охотника».

2. Мини-баскетбол. В игре, организуемой на баскетбольной площадке, уча-

 

ствуют две команды по 5 человек в каждой. Они выстраиваются у центральной линии площадки. Учащийся, стартующий первым из команды, должен, не слезая с велосипеда, поднять теннисный мяч, лежащий в круге, обозначенном на определенном расстоянии от кольца, и попасть им в кольцо. После броска учащийся должен поднять мяч и положить его в круг. После того как мяч окажется в круге, стартует следующий член команды. Время игры 10 мин. При этом подсчитывается количество попаданий в кольцо у каждой команды.

Для игры в мини-баскетбол не на баскетбольной площадке необходимо начертить в 15 — 20 м от линии старта параллельную ей линию броска. В середине расстояния между двумя линиями обозначить круг, в который положить теннисный мяч, а в 3 — 5 м от линии броска обозначить еще один круг. Учащийся, стартующий первым из команды, должен, не слезая с велосипеда, поднять мяч из первого круга и от линии броска попасть мячом во второй круг. После броска учащийся должен поднять мяч и положить его в первый круг. После того как мяч снова окажется в круге, стартует следующий член команды.

3. «Платок». Эта игра должна проводиться на большой площадке. Группа учащихся делится на две команды. У каждого учащегося имеется одинаковое количество платков, заткнутых одним углом за поясной ремень. Надо взять как можно больше платков у игрока другой команды и сохранить свои. Игрок, оставшийся без платков, выбывает из игры.

4. Эстафета. В 10 м от линии старта обозначить круг, в котором находится теннисный мяч. В 5 м от круга пос-

Library   56   Up


Contents

 

Home
 

тавить конус, а в 5 м от конуса начертить линию броска. В 4 — 5 м от линии броска обозначить еще один круг, в центр которого ставится кегля. Группа делится на 2 или 3 команды, которые выстраиваются в колонну по одному каждая у линии старта. Учащийся, стартующий первым из команды, должен, не слезая с велосипеда, поднять мяч из круга, объехать вокруг конуса и от линии броска попасть мячом в кеглю. Разрешается один бросок, и при попадании в кеглю команде засчитываются очки. После броска учащийся тем же маршрутом возвращается к линии старта, где отдает эстафету следующему члену

 

команды. При этом задачей учащихся должно быть не скорейшее прохождение маршрута, а попадание в кеглю, что невозможно без тщательного прицеливания при сохранении равновесия после остановки у линии броска. Для учащихся второй возрастной группы первого этапа обучения также рекомендуется проводить соревнования по трассе, включающей все изученные упражнения и отдельно по трассе, включающей дорожные знаки. Победитель соревнований определяется с учетом времени прохождения дистанции и правильности выполнения упражнений и предписаний дорожных знаков.

 

 

ВЕЛОТРИАЛ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

   
А. В. Крестьянинов,
Е. М. Бариеников, ГЦОЛИФК
 

Велотриал — это один из новых видов соревнований по велосипедному спорту, где главное не быстрота, а искусная езда. Этот вид соревнований приобрел широкую популярность в конце 70-х гг. в таких странах, как США, Италия, Франция, ПНР, СРР, ГДР и ЧССР, а также в Голландии.

 

Его быстро растущая популярность вызвана тем, что велотриал стал доступен людям различного возраста — от 8 до 80 лет. По данным журнала «Kvety», первые соревнования по велотриалу в Чехословакии были проведены в 1982 г. Число занимающихся этим видом спорта здесь достигло более 2 тысяч человек,

 

9490-28.jpg

Рис. 1. Велосипед для велотриала

Library   57   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало