|
щей форсирования готовить их к большим физическим нагрузкам. Мы надеемся, что изложение некоторых аспектов организации подготовки юных велосипедистов во Франции в какой-то мере будет способствовать решению этой проблемы.
Школы велосипеда существуют при большинстве велосипедных клубов Франции. Они решают задачи обучения технике езды на велосипеде, укрепления здоровья юных велосипедистов и их всестороннего физического развития. Обучаются в них дети в возрасте от 6 до 14 лет. Период обучения в школе разбит на три этапа.
На первом этапе дети обучаются от 6 до 9 лет — первая группа и от 10 до 12 лет — вторая. Обучение на этом этапе четко ориентировано на технику езды и ведется в основном игровым методом. Официальные соревнования для детей этих возрастных групп не проводятся.
На втором этапе обучаются 13-летние велосипедисты. На этом этапе учащиеся начинают систематически участвовать в соревнованиях на шоссе или треке, цель которых помочь инструктору заметить и заняться исправлением ошибок, допущенных учащимися, укрепить их уверенность в себе.
На третьем этапе 14-летние велосипедисты под руководством тренера занимаются только общей и специальной физической подготовкой с обязательным систематическим участием в соревнованиях на шоссе или треке.
В школы велосипеда принимаются дети, имеющие медицинские справки и разрешение родителей. Учащимся школ выдаются так называемые предварительные лицензии, по которым они имеют право участвовать на всех занятиях, в конкурсах и соревнованиях. Занятия с группами первого и второго этапов обучения ведут инструкторы с добровольными помощниками из числа бывших велосипедистов. На третьем этапе обучения группой руководит тренер. Во время обучения в школе учащийся может быть переведен как из младшей группы в старшую, так и наоборот. Критерием перевода является не только возраст, но и способность к овладению техническими приемами, а также уровень технической и физической подготовленности. Привлечение к работе в школах велосипеда добровольных помощников позволяет значительно увеличить моторную плотность замятий и повысить качество обучения. В результате группу занимающихся можно разделить на «ателье» по 6 — 8 человек. В течение занятия одно «ателье»
|
|
занимается, например, развитием ловкости, другое — гимнастическими упражнениями, третье — обучению техническому приему и т. д.
Занятия с группой 6 — 10-летних детей проводятся на любой открытой или закрытой площадке, изолированной от транспорта. Юные велосипедисты с 11 — 12 лет с апреля начинают выезжать на дороги с малоинтенсивным движением. При этом группы разбивают на команды по 5 — 6 человек, следующих друг за другом на расстоянии 1,5 — 2 м. В первой команде едет на велосипеде инструктор, который задает скорость движения, в последней также едет на велосипеде другой инструктор, наблюдающий за порядком. Инструкторы могут сопровождать группы и на автомобилях — все зависит от бюджета школы.
В обязанность инструктора вменяется перед каждым выездом лично контролировать соответствие одежды детей погоде, исправность тормозных систем велосипедов учащихся, состояние одно-трубок или велосипедных шин, плотность крепления основных крепежных элементов велосипедов.
Для стимулирования учащихся постоянно ухаживать за велосипедами инструктор после проверки выставляет оценки — очки. Он обладает правом не допускать к занятиям учащихся, имеющих неисправный велосипед. Кроме того, очки начисляются учащимся за место, полученное ими в играх, эстафетах, конкурсах и соревнованиях, за ответы на вопросы по теории (правила уличного движения, устройство велосипеда и т. п.). За ошибки снимается часть очков. Учет очков, набранных каждым учащимся школы, ведется индивидуально. При подведении итогов года лучшие учащиеся школы и каждой группы награждаются медалями, дипломами, кубками, а также запасными частями для велосипеда.
Большое значение в школах велосипеда придается аудиовизуальному обучению. Для этого школы имеют библиотеки с книгами, газетами и журналами по велосипедному спорту, фильмотеки с учебными фильмами и диапозитивами, а если позволяют средства, то и видеотеки.
Поскольку основная задача школ велосипеда качественное обучение технике езды, большое внимание инструкторы и тренеры уделяют постоянному контролю за посадкой юных велосипедистов. Для этого учащиеся должны иметь велосипеды, соответствующие их возрасту, что достигается привлечением средств родителей или созданием прокатного фонда за счет бюджета школы. |
|