Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
   

9490-9.jpg

Рис. 4. Пример расшифрованной осциллограммы (движения гонщика П. С. (1 разр.) по шоссе в высокой посадке) нормальных и касательных усилий, прилагаемых к правой педали:

Рнмакс. = 560 Н при 80°; Ркмакс. = 800 Н при = 70°; время одного оборота — 1,035 с; частота педалирования — 58,0 об/с; полезная работа за один оборот кривошипа — 142,09 Дж; мощность педалирования — 137,33 Вт; скорость движения при передаче 90,0" — 6,55 м/с; коэффициент использования импульса силы КИИ С — 60,29%

 

 

ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО СТАНКА

   
В. В. Тимошенков, кандидат педагогических наук, Минск
 

В практике подготовки велосипедистов в осенне-зимнем периоде широко применяются трех роликовые велостанки, выпускаемые отечественной промышленностью. Однако конструкция их пока не обеспечивает необходимого сопротивления на колеса велосипеда в той мере, в какой происходит в естественных условиях тренировки, и поэтому тренировочный эффект при такой подготовке недостаточно высокий.

Нами было разработано и апробиро-

 

вано тормозное устройство, позволяющее создать сопротивление на велостанке, которое моделирует велоезду в естественных условиях тренировки.

Велосипедный тренировочный станок 1 содержит раму с параллельно установленными на ней тремя роликами. Ролики 2 и 3 связаны ременной передачей 4. Ролик 2 снабжен чашеобразным барабаном 5, который жестко установлен на оси 6 (рис. 1). На торце ролика 2 противоположно установлены шпильки 7 с

Library   30   Up


Contents

 

Home
 

9490-10.jpg

Рис. 1. Общий вид установки:

1 — велостанок; 2, 3 — ролики велостанка; 4 — ременная передача; 5 — чашеобразный барабан; 6 — ось ролика 2

9490-11.jpg

Рис. 2. Тормозное устройство, вид спереди:

1 — велостанок; 2 — ролик велостанка; 6 — ось ролика 2; АА — разрез чашеобразного барабана 5

9490-12.jpg

Рис. 3. Тормозное устройство, вид сбоку:

1 — рама велостанка; 2 — ролик велостанка; 5 — чашеобразный барабан; 7 — шпильки; 8. 10 — тяги; 9 — велики; 11 — пружина, 12 — регулировочный винт; 13 — основание для укрепления винта 12

 

укрепленными на них качающимися тягами 8, на противоположных концах которых установлены свободно вращающиеся валики 9. Тяги 10 связаны с осями валиков 9 пружиной 11 с регулировочным винтом 12, смонтированным на основании 13 и укрепленным неподвижно на торце ролика 2 (рис. 2 и 3).

Спортсмен, садясь на велосипед, установленный на тренировочном станке 1, прилагает усилия к педалям и приводит через цепь во вращение заднее колесо, которое взаимодействует с роликом 2, снабженным чашеобразным барабаном 5. При вращении ролика 2 под действием центробежной силы валики 9, укрепленные на качающихся тягах 8, стремятся от центра в стороны и прижимаются к внутренней поверхности чашеобразного барабана 5, соприкасаясь с ней. За счет трения качения создается нагрузка на колесо, которая передается на педали. Чем выше скорость вращения ролика 2, тем больше нагрузка на педали. Пружина 11, регулируемая винтом 12 через тяги 10, противодействует движению валиков 9 от центра к внутренней поверхности чашеобразного барабана.

Увеличение или уменьшение нагрузки на колесо велосипеда достигается за счет регулирования натяжения пружины 11 между регулировочным винтом 12 и тягами 10. Чем меньше натяжение пружины 11, тем большая нагрузка воздействует на колеса при одинаковом их вращении. На рис. 4 представлен график зависимости нагрузки на педали велоси-

9490-13.jpg

Рис. 4. График зависимости нагрузки на педали от скорости вращения колес:

по оси ординат — усилия, прилагаемые к педалям, выраженные в кгс, по оси абсцисс — скорость вращения колес, выраженная в км/ч

 
Library   31   Up


Contents

 

Home
 

педа от скорости вращения колес. При увеличении вращения колес увеличивается и нагрузка на педали, которая возрастает от 28,5 до 54 кгс при скорости от 28,5 до 73,1 км/ч.

Для создания «наката» велосипеда на одном из роликов велостанка, лучше на 2-м или 3-м, устанавливается диск с массой 5 кг. Чтобы не было биения, диск с массой необходимо сцентровать с роликом.

 

Настоящее тормозное устройство просто по конструкции, портативно, удобно в эксплуатации. Оно может быть установлено на велостанках различных конструкций. Применение его обеспечивает возможность регулировать нагрузку на велостанке в широком диапазоне, что способствует более эффективной подготовке спортсменов в осенне-зимнем периоде тренировки.

 

 

НАУКА — СПОРТУ


ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ У ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

   
О. И. Федоткина, А. И. Головачев,
А. Ю. Колесников, Ю. Г. Крылатых, ГЦОЛИФК, ВНИИФК
 

Известно, что интенсивная мышечная работа обеспечивается суммарным вкладом трех основных энергетических систем: окислительной, фосфогенной и лактацидиой (Я. М. Коц, 1982). Каждая из них характеризуется мощностью, емкостью и эффективностью (Н. И. Волков, 1974). Лимитирующим фактором образования энергии окислительным путем а начале выполнения упражнения является его инерционность. Дефицит кислорода в начале работы покрывается за счет образования энергии в анаэробных процессах (фосфогенного и лактацидного). Однако при определении динамики энергетических затрат исследователи в основном использовали измерение скорости потребления кислорода во время работы в лишь в отдельных случаях учитывали скорость образования энергии гликолитическим путем (Wasserman К., van Kessel A. Z., Burtong, 1967). Мощность фосфогенной энергетической системы, как правило, измеряли по специальному тесту Margaria R. (1968).

В последние годы на основе экспериментальных работ Fox (1974) стало возможным рассчитать мощность фосфогенного энергообразования при кратковременной предельной работе по алактатной фракции кислородного долга. Такой подход проведения расчета в предельных упражнениях большой относительной мощности не применялся, и суммарные энергетические затраты рассчитывали без вклада фосфогенной системы.

В связи с этим целью нашей работы

 

явилось изучение динамики суммарных энергетических затрат во время выполнения предельной мышечной работы относительной мощности с учетом трех основных энергетических систем.

Задачи исследования:

1. Определить изменения скорости образования энергии окислительным, лактацидным и фосфогенным путем.

2. Определить динамику коэффициента эффективности мышечной работы во время выполнения упражнения.

Для решения поставленных задач были проведены экспериментальные исследования, в которых участвовали 4 спортсмена I разряда в возрасте 16 лет. Перед началом исследований все спортсмены проходили тестирование функциональной подготовленности на основе выполнения нагрузки ступенчато-нарастающей мощности до отказа. Характеристика испытуемых и результаты предварительного исследования представлены в табл. 1.

При проведении основного исследования каждому спортсмену предлагалось выполнить предельную нагрузку при произвольном распределении усилий в течение 15 мин с целью достижения максимальной производительности. Спортсмены выполняли это упражнение 13 раз, однако до конца использовалась только одна нагрузка. Во всех остальных случаях работа прерывалась через неизвестное для испытуемого время от начала упражнения. Остановки проводились через 30 с, 1, 1,5, 2, 2,5, 3, 4, 5, 7, 8, 10,

Library   32   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало