Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

     

Велосипед-вездеход

Чех Иозеф Коварж изобрел велосипед, который может преодолевать любые неровности, выступы. Велосипед Коваржа — машина совершенно нового типа, имеющая специальное колесо, которое «умеет» подниматься по ступеням подобно человеку. Интерес к новому изобретению проявили фирмы многих стран («Советская Россия» от 4 мая 1984 г.).

Веломобиль системы Расмуссена

Каких только нет велосипедов! Но этот трехколесный веломобиль, изобретенный датским инженером из Орхуса Карлом Георгом Расмуссеном, — уникален. Конструкция достаточно проста: ее легко понять, взглянув на рисунок. Вес машины — 25 кг, максимальная скорость — 30 км/ч. Веломобиль Расмуссена не только запатентован,... но и прошел серьезные испытания: изобретатель ездит на нем уже пять лет и летом, и зимой. Детище инженера настолько понравилось городским властям Орхуса, что они решили выпустить целую серию аналогичных машин («Советская Россия» от 27 марта 1984 г.).

В реку — с велосипедом

Испытания «велосипеда космического века» собрали толпы англичан. Они пришли на берег Темзы, чтобы посмотреть на новинку, широко разрекламированную прессой. Фирма, сконструировавшая его «почти без металла», утверждает, что он лучше, крепче и долговечнее обычного, а ездить на нем легче и удобнее. И кроме того, велосипед не тонет, что и доказал каскадер Эдди Кид, прыгнув на велосипеде в реку. Конечно, англичане не собираются кататься на этом двухколесном «изобретении» по воде, но ездить по мокрым от частых дождей улицам Лондона на таком дешевом виде транспорта они, надо думать, не отказались бы... («Советская Россия»).

И коньки и велосипед

Новое средство передвижения появилось в Амстердаме, его название — роллерцикл. Что же это такое? На ногах роликовые коньки, а в руках — передняя часть велосипеда (колесо, вилка, руль) с моторчиком («Советская Россия» от 28 июня 1983 г.).

 

9491-37.jpg

Рис. 1. Велосипед Расмуссена

 

Велосипед с контейнером

В целях экономии многие автолюбители на Западе пересаживаются на велосипеды. Однако, по их мнению, велосипед имеет один весьма существенный недостаток. На двухколесной машине слишком мало места для багажа. «Грузопассажирский» велосипед был продемонстрирован на технической выставке в Кёльне (ФРГ) («Советская Россия»).

Велосипед Гулливера

В городе Кёльне был выставлен для всеобщего обозрения самый большой в мире двухколесный велосипед. Его построили в свободное время два работника известной автомобильной фирмы «Фольксваген», затратив на это 500 ч. Высота гиганта 2 м 10 см, длина 4 м 40 см. Интересно, что руль, педали и седло к нему приспособили от обычного серийного велосипеда («Советская Россия» от 29 мая 1984 г.).

Гонка на... дне

Еще один вид «спорта» «изобретен» в США. Он назван «подводные гонки на трехколесных велосипедах». Эти «гонки» становятся все более популярными среди американских «любителей спорта». И это неудивительно, что такие «соревнования» вызывают интерес у большинства в США. К сожалению, бум вокруг ненормальных, антиолимпийских видов «спорта» здесь усиленно подогревается теми, кто в погоне за прибылью готов «изобретать» все, что угодно, даже подводный велосипед («Советская Россия» от 28 июля 1984 г.).

Готовь велосипед зимой!

Специалисты фирмы «Континенталь» из ФРГ решили заменить у велосипеда традиционную металлическую цепь на приводной зубчатый ремень из пластмассы особой прочности. Новинка, полагают гонщики, перспективна: в самом деле, такая цепь не заржавеет, даже если промокнет «до нитки» («Собеседник» № 1, январь 1985 г.).

Мозер против Мозера

В январе 1984 г. итальянский велогонщик — профессионал Франческо Мозер, на счету которого немало побед, в частности в велогонке «Тур де Франс», на открытом бетонном велотреке Олимпийского спортивного центра в Мехико на велосипеде с тонкими твердыми дисковыми колесами без надувных однотрубок четырежды превзошел самого себя.

Первый раз он установил мировой рекорд, преодолев 5 км за 5 мин 48 с, второй раз установил мировое достижение в часовой

Library   70   Up


Contents

 

Home
 

гонке — 50 км 809 м 37 см, где на отметке 20 км он показал результат — 23 мин 30,34 с. Не прошло и недели, как Мозер вновь побил мировые рекорды, установленные им же на треке в Мехико. На этот раз 5 км он преодолел за 5 мин 47,16 с, а в часовой гонке показал результат 51 км 151 м 35 см. В этот раз на отметке 20 км он имел результат 23 мин. 21,59 с, превзойдя себя же на 9 с. Таким образом, в среднем он проходил 333-метровый круг за 23 с.

Спортсмен намерен побить еще одно высшее достижение, на сей раз выступая на ...трехколесном велосипеде «Тричикло». Его два колеса с педалями расположены впереди. За счет трех колес и обтекаемой «скорлупы», в которой гонщик устраивается лежа, можно развивать скорости гораздо большие, чем на традиционном гоночном велосипеде. На соляных озерах в США Мозер намерен установить рекорд на трехколесном велосипеде.

Инженер из США Аллан Фойгт изобрел трехколесный тандем, которым управляли два человека — «Вектор Тандем». На нем была

  9491-38.jpg

Рис. 2. Приводной зубчатый ремень из пластмассы

 

 

 

 

 

 

 

 

Велосипед с дисковыми колесами, на кото-ром Франческо Мозер установил мировой рекорд в часовой гонке

 

9491-39.jpg

Library   71   Up


Contents

 

Home
 

развита скорость 100,67 км/ч. Позже он сделал «Тричикло» для одного человека — «Вектор Сингл». На нем была показана скорость 98,72 км/ч.

Вот на это достижение и намерен посягнуть Мозер. Поговаривают, что итальянский

 

профессор Даль Монте работает над тем, чтобы велосипед, на котором поедет Франческа, был обтекаемее и легче, чем изобретение Фойгта («Вектор Сингл» весит 36 кг) («Московские новости» от 28 ноября 1984 г.).

 

 

ИНФОРМАЦИЯ, ХРОНИКА, СТАТИСТИКА


О ПЕРВЫХ ШАГАХ ВЕЛОСИПЕДНОГО СПОРТА В НАШЕЙ СТРАНЕ

   
Б. М. Ешурин, журналист
 

Как ни странно, но мы и сейчас еще до обидного мало осведомлены об истории развития велосипедного спорта в нашей стране: нет обстоятельных очерков о его первых шагах в России.

Как правило, принято вести отсчет им с тех соревнований, которые состоялись в Москве век назад — 24 июля 1883 г. Но ни в Большой Советской Энциклопедии всех изданий, ни в энциклопедических словарях Граната, Ф. Брокгауза и И. Ефрона, ни в специальной литературе (в том числе в справочниках П. Степанова (Калашникова), в сборниках «Велосипедный спорт» и «Все о спорте», в «Энциклопедическом словаре по физической культуре и спорту» и в учебниках для студентов институтов физкультуры) нет ни слова о том, как они проходили, кто в них участвовал, каковы их результаты. Хуже того, в ряде случаев в рассказах о том историческом для отечественного велоспорта дне, о возникновении первых русских велосипедных обществ содержится масса фактических ошибок. В этом мы убедились, обратившись как к подлинным документам, имеющимся в архивах, так и к периодической печати тех лет.

Изучение этих первоисточников — назовем их так — показывает, сколь нелегким было становление велосипедного спорта в России. Широкому распространению его мешало не только то, что машины стоили тогда весьма дорого (и, следовательно, были по карману относительно ограниченному кругу лиц), но и насаждавшаяся царизмом атмосфера консерватизма в общественной жизни, когда все нарождавшееся новое, прогрессивное встречалось в штыки.

Так было и с велосипедом. «Черт на дьяволе едет», — зло говорили о велосипедистах ретрограды всех мастей. Ездить на нем по улицам городов категорически запрещалось. Всяческую брань и насмешки приходилось переносить женщинам, осмелившимся заняться велоспортом.

 

Тем большее значение для утверждения велоспорта в России имело то первое состязание на этих диковинных еще для многих машинах, которое состоялось век назад. Это было первое массовое состязание поклонников нового вида спорта, давшее огромный импульс для его организованного развития в нашей стране. Происходило оно под эгидой московского управления Российского общества Красного Креста. А одними из инициаторов его проведения были, судя по всему, семейства московских купцов, торговавших заграничными велосипедами (в России их в то время еще не делали): президента одного из английских обществ велосипедистов Жана Блока, подданного Великобритании, австрийца Георга Жемлички. Один из членов торгового дома Ж. Блока — Юлий — в начале 80-х гг. прошлого столетия немало сделал для популяризации велосипеда в Москве, Риге и С.-Петербурге. В своей книге «Велосипед», впервые увидевшей свет в 1892 г., он рассказывает, что лично обучил езде на велосипеде около ста москвичей и петербуржцев.

О состоявшемся 24 июля 1883 г. состязании писалось и в столичных, и в местных газетах. В одних — лаконично, в других — пространно.

Кто же победил?

«Ф. Жемличка, преодолевший полторы версты за 4 мин и 51 с», — утверждается в справочнике П. Степанова (Калашникова), статьях доцента ГЦОЛИФКа А. Красникова и еще ряда авторов.

На самом же деле Ф. Жемличка не участвовал в соревновании. Но об этом чуть позже, а теперь отметим, что 24 июля 1883 г. велосипедисты соревновались не на одной дистанции, а на двух — 1,5 и 7,5 версты. Об этом можно прочитать и в «Русских ведомостях», и в «Русском курьере», и в «Московском листке», опубликовавшем 25 июля 1883 г. наиболее подробный и точный отчет о том, что происходило на Ходынском поле

Library   72   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало