Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

СПОРТ ЗА РУБЕЖОМ


ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ГОНКИ В КОЛУМБИИ

   
Н. Д. Нижегородцев, мастер спорта СССР, Москва
 

Велосипедный спорт в Колумбии — один из наиболее любимых видов спорта. В течение всего года в горных районах, расположенных от 1000 до 2700 м над уровнем моря (такие регионы составляют большую часть страны), температура воздуха днем достигает 25 — 30° тепла. Широкая сеть асфальтированных дорог, возможность передвигаться на велосипеде в течение всего года привлекают к занятиям этим видом спорта большое число юных колумбийцев.

В воскресные дни главные улицы крупных городов закрыты для автомобильного движения — на них проводят тренировки любители велосипедного спорта, бегуны, конькобежцы, катающиеся на роликовых коньках.

Лучшие шоссейные гонщики имеют небольшой вес — 52 — 65 кг, что позволяет им в течение 40 — 50 мин педалировать, стоя на педалях («танцовщицей»), преодолевая подъемы на перевале протяженностью 18 — 20 км. Однако на равнинных трассах такие спортсмены соревнуются менее уверенно и значительно уступают сильнейшим европейским велосипедистам.

Велосипедный спорт на треке не менее популярен, чем на шоссе. Во время международных соревнований на приз радио «Каракол», которые проходили на протяжении 8 дней на треках трех городов: Медельина, Перейры, Кали, свободных мест на трибунах, вмещающих 6 — 7 тыс. человек, не было. Велодром в столице республики Боготе, расположенный на высоте 2630 м над уровнем моря, имеет нестандартную длину — 427 м и наклон виража 32°. Трек «Вила Олимпика» в Перейре расположен на высоте 1200 м над уровнем моря. У него стандартная длина 333,33 м и наклон виража 32°.

Трек в Медельине находится на высоте 2680 м, его длина 330 м при наклоне виража 39°. Единственный деревянный трек, расположенный в Кали на высоте 110 м над уровнем моря, имеет длину 250 м при наклоне виража 36°. Все велотреки, за исключением трека в Боготе, имеют отличное покрытие, что позволяет велосипедистам показывать хорошие результаты.

Соревнования на треках проходят несколько необычно для нас. Гонки начинаются в 19 или 19 ч 30 мин. После каждого номера программы следуют выступления артистов, во время которых велосипедисты проводят разминку на полотне трека. Программа соревнований

 

обычно включает спринт, командную гонку с выбыванием на 3 круга («итальянка») и индивидуальную гонку преследования на 4 км (квалификация к этому виду гонок проходит на дистанции 3 км). После определения 8луч-ших спортсменов в 1/4 финала встречаются спортсмены, показавшие 7-й и 8-й, 5-й и 6-й, 3-й и 4-й, 1-й и 2-й результаты. В полуфиналах также встречаются велосипедисты, показавшие в 1/8 финала 1 — 4-й результаты, независимо от того, была зафиксирована победа в заезде или нет (главный показатель — время). В финал попадают спортсмены, имеющие 1-й и 2-й результаты в полуфинале.

Такая форма проведения соревнований по велоспорту очень интересна и зрелищна, так как на полотне трека всегда встречаются спортсмены, примерно равные по спортивному мастерству. С методической точки зрения при такой форме проведения соревнований гонщики в каждом заезде вынуждены бороться в полную силу. В финале побеждает тот, у кого лучшее время среди 4 лучших финалистов. Велосипедист, показавший слабый результат в предварительных заездах, выбывает из соревнований.

Репортаж на треке ведут два комментатора. Каждый из них комментирует один из заездов. Он образно, со знанием дела рассказывает о перипетиях борьбы и создает определенный эмоциональный накал у зрителей, которые с огромным интересом следят за ходом соревнований, подбадривая гонщиков. Обычно после очередного заезда обессиленный комментатор передает микрофон своему коллеге, который, словно соревнуясь с ним, еще больше держит зрителей в напряжении.

Очень своеобразно проходят соревнования в групповой гонке по очкам с выбыванием. После проведения полуфинальных заездов остается 8 или более гонщиков, которые попадают в финал. В финальной гонке после каждого круга велосипедист, занявший 1-е место на финише, получает очко, а спортсмен, занявший последнее место, выбывает из соревнований. Когда останется 5 сильнейших, гонщики разыгрывают последний финиш, на котором победитель получает 5 очков, занявший 2-е место — 4 очка и т. д. Победителем гонки объявляется спортсмен, набравший наибольшую сумму очков.

В техническом отношении велосипедисты Американского континента уступают лучшим европейским гонщикам. Во время старта с ме-

Library   68   Up


Contents

 

Home
 

ста многие велосипедисты сильно сдвигались вперед, в результате чего при первом движении они не могли использовать вес тела и как следствие не успевали своевременно сдвигать таз назад, чтобы начать следующий цикл оборота. Первые обороты шатуна выполнялись с максимальным напряжением и чрезмерной тратой сил, что отрицательно сказывалось на спортивном результате. Эта ошибка характерна и для некоторых наших велосипедистов.

Много ошибок участники соревнований допускали при смене в командной гонке преследования на 4 км. Так, лидирующий гонщик отходил в сторону на прямой перед входом в вираж за 20 — 25 м, после чего поднимался на верх виража и занимал 4-ю позицию. Это приводило к тому, что двое спортсменов лидировали в течение 4 — 5 с. Кроме того, отходя в сторону на прямой, лидирующий гонщик создавал условия, при которых отраженный от него воздушный поток увеличивал лобовое сопротивление гонщику, ведущему команду.

Многие участники соревнований неточно занимали 4-ю позицию после смены. Чаще всего они рано начинали спускаться с виража, в результате чего им приходилось ехать рядом с командой, вынужденно снижая скорость, чтобы занять 4-ю позицию. Затем после смены велосипедист должен был вновь развить скорость, равную скорости команды. Это дополнительно отнимало много сил и не позволяло восстановиться перед следующей сменой. Поэтому часто спортивный результат команды был значительно хуже, чем мог бы быть.

Наиболее грубой ошибкой, присущей большинству команд, была неравномерная скорость гонщиков после смены лидировавшего. В результате скорость команды резко возрастала на вираже и постепенно снижалась на прямой. Таким образом, на каждом круге дважды следовали ускорения, что изматывало команду, так как спортсмены не имели возможности расслабиться на 2-й и 4-й позициях. Эта ошибка характерна для многих командных гонщиков.

В индивидуальной гонке преследования большинство спортсменов начинали заезд с большой скоростью и в дальнейшем постепенно снижали ее. Редко кто из участников гонки обладал способностью к микропереключениям на более «быстрых» участках трека. Здесь гонщики могли бы выполнить 1 — 2 оборота «бессилового» педалирования с мягким последующим включением и экономичным приложением усилий к педалям, т. е. применять круговое педалирование с нарастанием силовых, но не грубо выполняемых усилий. Только очень квалифицированные спортсмены, например, такие, как С. Хегг (США) и Б. Карамиди, обладали способностью манипулировать скоростью на любом отрезке дистанции. Эти спортсмены

 

дважды в течение одного круга после микро-переключения, постепенно сдвигаясь вперед, могли увеличить скорость, а в момент «бессилового» педалирования быстро сдвигались назад. Многие участники соревнований сильно напрягали мышцы лица, сковывали мышцы шеи и верхнего плечевого пояса, что приводило к излишней затрате энергии и как следствие к снижению уровня спортивного результата.

Тренирует колумбийских велосипедистов К. Коста — брат известного итальянского гонщика Гвидо Коста.

Соревнования в Колумбии в 1984 г. проходили в трех городах: Кали, Перейре, Медельине — в три этапа. В гонках выступали сильнейшие спортсмены из 12 стран Европы и Америки. Первый этап проходил в Кали. В гонках на время на 500 м с ходу и в спринте уверенную победу одержал С. Копылов. В финальном заезде он дважды встретился с серебряным призером Лос-Анджелесской олимпиады Нельсоном Вэлсом (США) и не оставил ему никаких надежд на выигрыш. В каждом заезде С. Копылов опережал своего соперника на 5 — 10 м.

В индивидуальной гонке преследования на 4 км советский спортсмен Ю. Луполенко обогнал на 0,5 круга олимпийского чемпиона 1984 г. американца Хегга и победил с результатом 4.35,6.

Групповую гонку с выбыванием также выиграл советский спортсмен Э. Песецкис из Литвы.

Второй этап соревнований проводился в Перейре. Гонку на время на 500 м с места вновь выиграл С. Копылов — 27,85. В индивидуальной гонке преследования на 4 км победа снова досталась Ю. Луполенко — разрыв между ним и олимпийским чемпионом Хеггом составил 6,5 с. Второй раз выиграл групповую гонку и Э. Песецкис.

На заключительном, 3-м этапе соревнований в Медельине С. Копылов подтвердил звание сильнейшего гонщика турнира, выиграв гонку на время на 500 м с ходу и спринт, и стал победителем в личном зачете по 3 турам соревнований. Ю. Луполенко в квалификационном заезде установил новый мировой рекорд в индивидуальной гонке преследования на 4 км — 4.39,12. Советский гонщик Э. Песецкис третий раз подтвердил звание сильнейшего в групповой гонке.

Таким образом, в командном зачете сборная СССР заняла 1-е место, 2-е — у команды ПНР, 3-е — у сборной команды европейских профессионалов.

Газеты Колумбии писали после матча: «Суперзвезды С. Копылов и Ю. Луполенко подтвердили большой авторитет советских спортсменов!».

 
Library   69   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало