|
ва — С.-Петербург, в организации одного из клубов московских велосипедистов, в котором исполнял обязанности и члена совета, и распорядителя.
Что касается Федора Жемлички, то, не умаляя его дарования и достижений, которых он в конце XIX века добился на велосипедных дорожках России, напомню, что писал о нем один старый спортсмен: это был «гонщик с задатками первоклассными, но он их не развил, весь уйдя в торговлю велосипедами».
Возвращаясь к состязаниям велосипедистов в Москве 24 июля 1883 г., следует, на наш взгляд, отметить еще одну их особенность: фактически они носили международный характер. Ведь вместе с русскими в состязании участвовали и американский, и австрийский, и английские спортсмены. Не беда, что победил в нем более опытный англичанин: наука пошла впрок, и в считанные годы после соревнований на Ходынке на мировых аренах во весь голос заявили о себе талантливые сыны нашего парода: М. Дьяков, С. Уточкин и многие, многие другие.
Вторыми по значению для развития отечественного велоспорта были соревнования, состоявшиеся 23 сентября 1884 г. на Царском лугу (Марсовом поле) в С.-Петербурге. К сожалению, и о них в нашей литературе (в том числе и специальной) либо просто нет никакого упоминания, либо им уделяется очень мало внимания, не раскрывается их содержание.
Между тем имеются довольно полные данные о характере состоявшихся в том году первых в столице соревнований велосипедистов. Они были достаточно представительными, с весьма разнообразной программой. Так, иллюстрированный журнал техники и спорта «Велосипед», издававшийся в С.-Петербурге, сообщал, что на соревнование прибыли не только спортсмены из Москвы и Бологого, но и «даже из-за границы гамбурский велосипедист г. Лахмунт».
В первой гонке — на полторы версты — участвовали 12 человек. Они стартовали двумя группами, в первой лучший результат (3 мин 22 с) показал Мансуров, его повторил Игумнов из другой группы. Устроители соревнований спор между ними решили жребием. Более счастливым оказался А. Игумнов, которого и провозгласили победителем, а Д. Мансурову присудили 2-е место, 3-е же (с результатом на 2 с худшим) досталось петербуржцу Аверьянову.
Старт гонки на 3 версты приняли 11 велосипедистов. На этой дистанции сильнейшим оказался Аверьянов (7 мин 26 с), вторым был Игумнов (отставший от первого призера на
2/5 с, как указано в журнале), третьим призером стал Марков (его время 7 мин 32 с).
|
|
На дистанции 7,5 версты соревновались 12 человек. И вновь победил Аверьянов (19 мин. 59
2/3 с), вслед за ним был Марков (19 мин. 59 4/5 с), Мансуров стал третьим (20 мин ровно).
Затем семеро любителей стартовали на трехколесных машинах. Первым дистанцию в 1,5 версты закончил Пето (4 мин 25
1/2 с), вторым — Кетли (4 мин 26 с).
В завершение соревнований состоялась гонка на 15 верст. Она собрала наибольшее количество участников — 14, но до финиша добрались лишь двое: Гали, преодолевший дистанцию в 40 мин 32
1/2 с, и Игумнов (его результат — 40 мин 33 3/5 с).
Полагаю, что нам очень важно знать любые подробности соревнований велосипедистов в Москве и Петербурге не только потому, что они были первыми. Это так, но следует иметь в виду и другое: ведь они свидетельствовали о начале сплочения и объединения как любителей этого нового для России вида отдыха с изрядной долей физических нагрузок, так и спортсменов, горевших желанием проявить себя, проверить свои силы в состязаниях с другими. Их выступления на Ходынке и Царском лугу и ускорили создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов-любителей.
Истории возникновения" и последующей деятельности первой в столице организации велосипедистов — Петербургского общества велосипедистов-любителей — посвящен ряд статей, опубликованных в 1892 г. журналом «Велосипед» (начиная с № 6). Устав общества был утвержден в принятом тогда порядке лишь 5 декабря 1884 г. Следовательно, с этого времени и начинается его история (существование) как общества. Об этом же можно прочитать и в журнале «Велосипедист и речной яхт-клуб» (также за 1892 г.), и в самом раннем по времени издании еженедельном иллюстрированном журнале, посвященном всем отраслям спорта, «Охотник» (1881, № 1, 10).
Сейчас мы не можем сказать что-либо определенное об инициаторах создания этого общества. В Центральном государственном историческом архиве Ленинграда соответствующих документов не обнаружено. Но нам стали известны те 11 человек, которые еще 14 февраля 1884 г. подписали обращенное к московскому генерал-губернатору прошение об оказании содействия в основании Московского общества велосипедистов-любителей (МОВЛ) и утверждении его устава.
В Центральном государственном историческом архиве Москвы переписка о создании названного общества сосредоточена в фонде № 6 (опись 27, док. 82597). Из нее видно, что 2 марта того же года прошение и проект устава МОВЛ были направлены министру внутренних дел с письмом генерал-губернатора В. А. Долгорукова, в котором он сооб- |
|