Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

развита скорость 100,67 км/ч. Позже он сделал «Тричикло» для одного человека — «Вектор Сингл». На нем была показана скорость 98,72 км/ч.

Вот на это достижение и намерен посягнуть Мозер. Поговаривают, что итальянский

 

профессор Даль Монте работает над тем, чтобы велосипед, на котором поедет Франческа, был обтекаемее и легче, чем изобретение Фойгта («Вектор Сингл» весит 36 кг) («Московские новости» от 28 ноября 1984 г.).

 

 

ИНФОРМАЦИЯ, ХРОНИКА, СТАТИСТИКА


О ПЕРВЫХ ШАГАХ ВЕЛОСИПЕДНОГО СПОРТА В НАШЕЙ СТРАНЕ

   
Б. М. Ешурин, журналист
 

Как ни странно, но мы и сейчас еще до обидного мало осведомлены об истории развития велосипедного спорта в нашей стране: нет обстоятельных очерков о его первых шагах в России.

Как правило, принято вести отсчет им с тех соревнований, которые состоялись в Москве век назад — 24 июля 1883 г. Но ни в Большой Советской Энциклопедии всех изданий, ни в энциклопедических словарях Граната, Ф. Брокгауза и И. Ефрона, ни в специальной литературе (в том числе в справочниках П. Степанова (Калашникова), в сборниках «Велосипедный спорт» и «Все о спорте», в «Энциклопедическом словаре по физической культуре и спорту» и в учебниках для студентов институтов физкультуры) нет ни слова о том, как они проходили, кто в них участвовал, каковы их результаты. Хуже того, в ряде случаев в рассказах о том историческом для отечественного велоспорта дне, о возникновении первых русских велосипедных обществ содержится масса фактических ошибок. В этом мы убедились, обратившись как к подлинным документам, имеющимся в архивах, так и к периодической печати тех лет.

Изучение этих первоисточников — назовем их так — показывает, сколь нелегким было становление велосипедного спорта в России. Широкому распространению его мешало не только то, что машины стоили тогда весьма дорого (и, следовательно, были по карману относительно ограниченному кругу лиц), но и насаждавшаяся царизмом атмосфера консерватизма в общественной жизни, когда все нарождавшееся новое, прогрессивное встречалось в штыки.

Так было и с велосипедом. «Черт на дьяволе едет», — зло говорили о велосипедистах ретрограды всех мастей. Ездить на нем по улицам городов категорически запрещалось. Всяческую брань и насмешки приходилось переносить женщинам, осмелившимся заняться велоспортом.

 

Тем большее значение для утверждения велоспорта в России имело то первое состязание на этих диковинных еще для многих машинах, которое состоялось век назад. Это было первое массовое состязание поклонников нового вида спорта, давшее огромный импульс для его организованного развития в нашей стране. Происходило оно под эгидой московского управления Российского общества Красного Креста. А одними из инициаторов его проведения были, судя по всему, семейства московских купцов, торговавших заграничными велосипедами (в России их в то время еще не делали): президента одного из английских обществ велосипедистов Жана Блока, подданного Великобритании, австрийца Георга Жемлички. Один из членов торгового дома Ж. Блока — Юлий — в начале 80-х гг. прошлого столетия немало сделал для популяризации велосипеда в Москве, Риге и С.-Петербурге. В своей книге «Велосипед», впервые увидевшей свет в 1892 г., он рассказывает, что лично обучил езде на велосипеде около ста москвичей и петербуржцев.

О состоявшемся 24 июля 1883 г. состязании писалось и в столичных, и в местных газетах. В одних — лаконично, в других — пространно.

Кто же победил?

«Ф. Жемличка, преодолевший полторы версты за 4 мин и 51 с», — утверждается в справочнике П. Степанова (Калашникова), статьях доцента ГЦОЛИФКа А. Красникова и еще ряда авторов.

На самом же деле Ф. Жемличка не участвовал в соревновании. Но об этом чуть позже, а теперь отметим, что 24 июля 1883 г. велосипедисты соревновались не на одной дистанции, а на двух — 1,5 и 7,5 версты. Об этом можно прочитать и в «Русских ведомостях», и в «Русском курьере», и в «Московском листке», опубликовавшем 25 июля 1883 г. наиболее подробный и точный отчет о том, что происходило на Ходынском поле

Library   72   Up


Contents

 

Home
 

накануне выхода газеты в свет. Вот дословный (правда, с небольшими сокращениями) отчет репортера:

«На дистанции в 1 1/2 версты ехали пятеро. В первом заезде г. Андрианов (картуз синий) и г. Блок (картуз коричневый), во втором г. Леере (картуз белый), г. Блок 2-й (картуз лиловый) и г. Жемличка (картуз бледно-лиловый с пунцовым). В первом заезде г. Блок, атлетически сложенный мущина, начал обыгрывать г. Андрианова с первых поворотов колеса и, кончив дистанцию в 3 мин. 38 сек., опередил соперника сажен на пять-десять (г. Андрианов кончил дистанцию только в 4 мин. 19 сек.), а во втором заезде первым кончил дистанцию в 4 мин. 17 1/2 сек. г. Жемличка, легко объехавший на первом повороте г. Блока 2-го (петербургского), а на противоположной стороне и г. Леерса (Блок 2-й кончил дистанцию в 5 мин. 25 сек., а г. Леере — в 4 мин. 42 сек.). По этому расчету времени г. Жемличка должен был получить второй приз, но не получил его, потому что тот, кто поддерживал велосипед, когда г. Жемличка садился, усиленно подпихнул его с места, и по решению самих участвующих второй приз был отдан г. Андрианову.

На дистанции в 7 1/2 версты ехали сразу четверо: впереди г. Прусаков (петербургский) и г. Жемличка (московский), сзади г. Блок (тоже московский) и г. Столь (воронежский). Г. Прусаков сразу, что называется, повел и на шести верстах держался впереди. Г. Жемличка, проигравший г. Прусакову на трех кругах (4 1/2 версты), на четвертом быстро стал к нему подвигаться, но начиная 6-ю версту упал. После чего к г. Прусакову стал придвигаться и придвигаться г. Блок. На последнем круге эти двое долго оспаривали друг у друга победу но она все-таки осталась за г. Блоком, который проехал 7 1/2 версты в 22 мин. 34 1/4 сек. Г. Прусаков взял второй приз в 22 мин. 56 сек. Г. Столь ехал очень медленно, отстал почти на целый круг, но все-таки дистанцию кончил в 27 мин. 6 сек. У этого последнего был велосипед, имевший вышину колес 41 дюйм, тогда как у других колесо было в 56 дюймов. Оба первых приза (золотые жетоны) взял г. Блок (московский)».

Что удалось узнать об участниках соревнований? Г. Блок (московский) — это уже известный нам Юлий Иванович Блок, а Блок 2-й, как указано в газете, это другой член того же семейства, занимавшийся делами «Торгового дома Ж. Блок» в Петербурге — Людвиг, впоследствии принимавший активное участие в проведении велосипедных гонок Москва — С.-Петербург и С.-Петербург — Москва.

Столицу представлял Василий Агатонович Пруссаков (так правильно надо писать его фамилию) — архитектор (в 1885 г. удостоенный

 

звания академика архитектуры) и изобретатель, сконструировавший оригинальный буферный велосипед, на что получил соответствующий патент. Позже В. А. Пруссаков возглавлял одно из петербургских обществ велосипедистов.

Столь Вильгельм Германович — владелец одного из заводов в Воронеже. Он еще в 1869 г. привез в город двухколесный велосипед старой конструкции, а в 1882 г. — новый, изумляя сограждан своим мастерством езды на нем.

Очень скупы наши сведения о двух других гонщиках. Судя по всему, Леере (как напечатано в газете) — это, вероятно, живший тогда в Москве коммерсант из-за океана И. И. Лерс — «гражданин Северо-Американских Соединен. Штатов» (так он сам подписался под одним документом). Ничего определенного не удалось пока выяснить (несмотря на различные попытки) об Андрианове.

Теперь о последнем из участников соревнований — о Жемличке. В фондах Московского государственного исторического архива нет протокола состязаний (да и составлялся ли он вообще?), а в репортерских отчетах того времени не было принято обязательно указывать вместе с фамилиями имена участников гонок. И вот возникает вопрос: как же зовут его? Федор? Феликс? Фридрих? На каком основании и в справочниках П. Степанова (Калашникова), и в работах других авторов ему дан этот инициал — «Ф»?

Как выяснилось, у того московского купца, который представлял в России одну из английских велосипедных фирм, — Георга Жемлички было три сына: Генрих, Георг, и Федор, в конце XIX в. принявших русское подданство. Но ни Георг, ни тем более Федор (родившиеся соответственно в 1866 и 1870 гг.), как несовершеннолетние не могли участвовать в соревновании. Более того, в современных спортивных журналах, а также в иллюстрированном альманахе «Русский велосипедист», изданном в 1894 г. известным одесским гонщиком И. Когоутом, прямо указывается, что Федор Жемличка впервые стал участвовать в соревнованиях велосипедистов позже 1883 г. И в то же время во всех этих спортивных изданиях нет ни строчки об участии в каких-либо соревнованиях велосипедистов Георга: ни в 80-е, ни в 90-е годы минувшего века.

Вывод? Он напрашивается сам собой: конечно, на Ходынском поле в тот памятный день был Генрих — тогда полный сил и энергии 24-летний мужчина, старший из сыновей Георга Жемлички. Хорошо владевший велосипедом, разве мог он устраниться от участия в соревновании, которое служило дальнейшей популяризации товара, которым торговали отец и он сам — его первый наследник и помощник? Во многом этим объяснялось и его участие позже в шоссейной гонке Моск-

 
Library   73   Up


Contents

 

Home
 

ва — С.-Петербург, в организации одного из клубов московских велосипедистов, в котором исполнял обязанности и члена совета, и распорядителя.

Что касается Федора Жемлички, то, не умаляя его дарования и достижений, которых он в конце XIX века добился на велосипедных дорожках России, напомню, что писал о нем один старый спортсмен: это был «гонщик с задатками первоклассными, но он их не развил, весь уйдя в торговлю велосипедами».

Возвращаясь к состязаниям велосипедистов в Москве 24 июля 1883 г., следует, на наш взгляд, отметить еще одну их особенность: фактически они носили международный характер. Ведь вместе с русскими в состязании участвовали и американский, и австрийский, и английские спортсмены. Не беда, что победил в нем более опытный англичанин: наука пошла впрок, и в считанные годы после соревнований на Ходынке на мировых аренах во весь голос заявили о себе талантливые сыны нашего парода: М. Дьяков, С. Уточкин и многие, многие другие.

Вторыми по значению для развития отечественного велоспорта были соревнования, состоявшиеся 23 сентября 1884 г. на Царском лугу (Марсовом поле) в С.-Петербурге. К сожалению, и о них в нашей литературе (в том числе и специальной) либо просто нет никакого упоминания, либо им уделяется очень мало внимания, не раскрывается их содержание.

Между тем имеются довольно полные данные о характере состоявшихся в том году первых в столице соревнований велосипедистов. Они были достаточно представительными, с весьма разнообразной программой. Так, иллюстрированный журнал техники и спорта «Велосипед», издававшийся в С.-Петербурге, сообщал, что на соревнование прибыли не только спортсмены из Москвы и Бологого, но и «даже из-за границы гамбурский велосипедист г. Лахмунт».

В первой гонке — на полторы версты — участвовали 12 человек. Они стартовали двумя группами, в первой лучший результат (3 мин 22 с) показал Мансуров, его повторил Игумнов из другой группы. Устроители соревнований спор между ними решили жребием. Более счастливым оказался А. Игумнов, которого и провозгласили победителем, а Д. Мансурову присудили 2-е место, 3-е же (с результатом на 2 с худшим) досталось петербуржцу Аверьянову.

Старт гонки на 3 версты приняли 11 велосипедистов. На этой дистанции сильнейшим оказался Аверьянов (7 мин 26 с), вторым был Игумнов (отставший от первого призера на 2/5 с, как указано в журнале), третьим призером стал Марков (его время 7 мин 32 с).

 

На дистанции 7,5 версты соревновались 12 человек. И вновь победил Аверьянов (19 мин. 59 2/3 с), вслед за ним был Марков (19 мин. 59 4/5 с), Мансуров стал третьим (20 мин ровно).

Затем семеро любителей стартовали на трехколесных машинах. Первым дистанцию в 1,5 версты закончил Пето (4 мин 25 1/2 с), вторым — Кетли (4 мин 26 с).

В завершение соревнований состоялась гонка на 15 верст. Она собрала наибольшее количество участников — 14, но до финиша добрались лишь двое: Гали, преодолевший дистанцию в 40 мин 32 1/2 с, и Игумнов (его результат — 40 мин 33 3/5 с).

Полагаю, что нам очень важно знать любые подробности соревнований велосипедистов в Москве и Петербурге не только потому, что они были первыми. Это так, но следует иметь в виду и другое: ведь они свидетельствовали о начале сплочения и объединения как любителей этого нового для России вида отдыха с изрядной долей физических нагрузок, так и спортсменов, горевших желанием проявить себя, проверить свои силы в состязаниях с другими. Их выступления на Ходынке и Царском лугу и ускорили создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов-любителей.

Истории возникновения" и последующей деятельности первой в столице организации велосипедистов — Петербургского общества велосипедистов-любителей — посвящен ряд статей, опубликованных в 1892 г. журналом «Велосипед» (начиная с № 6). Устав общества был утвержден в принятом тогда порядке лишь 5 декабря 1884 г. Следовательно, с этого времени и начинается его история (существование) как общества. Об этом же можно прочитать и в журнале «Велосипедист и речной яхт-клуб» (также за 1892 г.), и в самом раннем по времени издании еженедельном иллюстрированном журнале, посвященном всем отраслям спорта, «Охотник» (1881, № 1, 10).

Сейчас мы не можем сказать что-либо определенное об инициаторах создания этого общества. В Центральном государственном историческом архиве Ленинграда соответствующих документов не обнаружено. Но нам стали известны те 11 человек, которые еще 14 февраля 1884 г. подписали обращенное к московскому генерал-губернатору прошение об оказании содействия в основании Московского общества велосипедистов-любителей (МОВЛ) и утверждении его устава.

В Центральном государственном историческом архиве Москвы переписка о создании названного общества сосредоточена в фонде № 6 (опись 27, док. 82597). Из нее видно, что 2 марта того же года прошение и проект устава МОВЛ были направлены министру внутренних дел с письмом генерал-губернатора В. А. Долгорукова, в котором он сооб-

 
Library   74   Up


Contents

 

Home
 

щал, что с его стороны нет «препятствий к удовлетворению ходатайства». Оно рассматривалось товарищем (заместителем) министра внутренних дел. На первой странице проекта устава МОВЛ он наложил резолюцию: «Утверждаю. 31 марта 1884 года». 21 апреля В. А. Долгоруков известил обер-полицмейстера Москвы, что устав утвержден и общество «может действовать». 4 июля 1884 г. обер-полицмейстер доложил генерал-губернатору: «Действия свои общество открыло 23 мая сего года».

Среди организаторов общества мы видим русских и иностранцев (И. Лерса, Ж. и Ю. Блока), людей различных социальных слоев России того времени: дворянства и купечества, кадрового офицерства и интеллигенции.

Теперь мы знаем, что одним из ее представителей был, как указано в приложенном к прошению «Списке учредителей» МОВЛ, В. Г. Шухов. Дорогое советскому народу имя — имя талантливейшего инженера, изобретателя и ученого, Героя Труда и почетного члена Академии наук СССР. Но круг интересов Владимира Григорьевича Шухова (1853 — 1939), как свидетельствует, например, доктор технических наук, проф. Н. С. Стрелецкий, «не ограничивался техникой. Он был широко образованным человеком, глубоко интересовавшимся проблемами медицины, истории, литературы и искусства». Шухов говорил: «В наше время инженер не может достичь большой цели, если он сам не отшлифован Пушкиным и Чайковским, Антокольским и Репиным». Из воспоминаний его соратников известно, что он был близок и к различным видам спорта: увлекался стрельбой из лука, поражая всех своей меткостью, бегал на коньках, ходил на лыжах, метал бумеранг, играл в шахматы. И любил велосипед, что подтверждают как его инициатива в создании первого в России общества велосипедистов-любителей, так и активная деятельность в его делах — от участия в коллективных прогулках на «стальных конях» по Подмосковью до стартов в официальных соревнованиях, в которых он подчас бывал и первым.

Военную администрацию среди учредителей общества представлял полковник А. П. Фирсов. Он, по свидетельству современников, был умелым ездоком и «энергичнейшим пропагандистом и распространителем велосипедной езды в русской военной среде», став первым инструктором и руководителем обучения офицеров гренадерской дивизии владению велосипедом; в то же время он в течение долгого времени являлся председателем комитета МОВЛ, проявив много заботы «над упрочением его положения».

Успехи общества в пропаганде велоспорта

 

были несомненны, и вскоре (в 1888 г.) возник еще один коллектив любителей этого вида спорта — Московский клуб велосипедистов.

Уже к концу 80-х гг. велосипедные общества были созданы и в других городах России: кроме двух названных московских и одного петербургского функционировали екатеринбургское (с 1886 г.), варшавское, рижское, севастопольское и харьковское (с 1887 г.), одесское (с 1888 г.), лодзинское и ревельское (с 1889 г.), а велосипедные кружки были во многих других губернских и уездных городах (см. М. Боголепов. Велосипед. Необходимая справочная книга для велосипедистов. М., 1900). К началу 90-х гг. прошлого века они были yжe в сорока городах России (их список приведен в № 87 журнала «Велосипед» за 1893 г.).

В связи с этим нужно сделать еще одну поправку: в самом начале нынешнего века у нас в стране было не «более 20 велосипедных клубов», как сказано в «Энциклопедическом словаре по физкультуре и спорту» (изд. 1961 г.), а вчетверо больше — 82.

Приведя список этих обществ и кружков, М. Боголепов (см. выше) оговаривается: за полноту его «мы, впрочем, ручаться не можем». В самой же Москве в 90-е гг. прошлого века было создано еще несколько объединений любителей велоспорта: в 1895 г. — кружок лыжников-велосипедистов, Кружок велосипедной езды и Общество велосипедистов «Россия», в 1897 г. — Союз велосипедистов-туристов и клуб циклистов «Москва», в 1898 г. — кружок велосипедистов «Мюр и Мерилиз».

В Петербурге в эти же годы возникли: общество велосипедной езды, «Санкт-Петербургский кружок велосипедистов-любителей», Санкт-Петербургское общество велосипедистов-туристов, Общество врачей — любителей физических упражнений (в котором культивировалась езда на велосипеде), Василеостровский кружок велосипедистов, общество велосипедистов «Унион» и Велосипедно-атлетическое общество.

Таковы факты о некоторых первых шагах велосипедного спорта в нашей стране. Огорчительно, что отдельные авторы ряда работ по истории его становления в России пренебрегли ими.

Однако ясно, что историю развития велоспорта в нашей стране надо изучать вдумчиво, а писать правдиво, что — хочется верить — и будет осуществлено при подготовке к изданию нового учебника по велоспорту.

В заключение позволю выразить искреннюю благодарность сотрудникам исторических архивов Москвы и Ленинграда, оказавшим автору свое содействие в подготовке настоящей статьи.

 
Library   75   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало