Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

а закончить в День Конституции СССР, 7 октября, общая протяженность марафона составит примерно 7600 км. Кольцевая трасса марафона протянется из Москвы в Ленинград, затем в Минск, Брест, Киев, далее на юг в Одессу, оттуда повернет в Крым — в Севастополь и Керчь, через Керченский пролив велотуристы попадут в Новороссийск, оттуда через Кавказские горы в Волгоград, потом поедут в Тулу и замкнут кольцо в Москве. Начинать кольцо можно в любом городе, находящемся на кольце или вблизи него, стало быть, провести марафон могут москвичи, ленинградцы, одесситы, жители Волгограда... Всю нитку марафона можно разделить на 14 — 15 этапов — походов от I до IV категории сложности. Маршруты целесообразно прокладывать по местным дорогам, посещать места боев Великой Отечественной войны, действий партизан и подпольщиков, предусмотреть посещение музеев боевой славы и мемориалов. Нужно постараться включить в маршруты и такие священные для нашего народа места, как Хатынь, Краснодон. Участники марафона везут памятные вымпелы, медали, в местах передачи эстафеты и в городах-героях организуют встречи с ветеранами войны, местными туристами. Эстафета получится еще интереснее, если

 

велотуристы городов-героев договорятся между собой и проведут ее совместно.

Мы, конечно, рассказали не обо всех массовых мероприятиях в велотуризме, выбрав, на наш взгляд, наиболее перспективные, интересные. Вообще же видов и форм мероприятий может быть много. Каждая комиссия велотуризма, каждый велоклуб может изобрести что-то свое. Но не менее важно четко и организованно претворить задуманное в жизнь. Как этого достигнуть? Во-первых, за организацию каждого из них должен взяться энтузиаст или инициативная группа, которые отнесутся к делу с большой личной заинтересованностью. Вместе с тем к подготовке и проведению каждого такого мероприятия надо подключать побольше людей. Во-вторых, подготовку к подобным мероприятиям надо начинать заблаговременно. От этих двух, условий в первую очередь зависит успех дела. А главное — в туристской деятельности велоклуба или комиссии велотуризма не должно быть застывших форм, раз и навсегда установленных программ. Каждый новый звездный поход или ралли должны отличаться от предыдущих. Тогда всем будет интересно, в том числе самим организаторам. А от желающих участвовать в туриадах, марафонах и пробегах отбоя не будет.

 

 

ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИЗМА

   
В. Я. Лопухин, кандидат педагогических наук, Москва
 

Езда на велосипеде вызывает положительные эмоции, связанные с ощущением скорости, удовлетворением от преодоленного расстояния и возможностью находиться на природе. Благотворное воздействие езды на велосипеде на человека в настоящее время в связи с проблемой гипокинезии дало преимущество перед другими видами транспорта.

Кататься на велосипеде умеют многие, но вот отправиться в путешествие на велосипеде — это дело и хлопотное, и на него отважится не каждый.

Во время путешествий на велосипеде приходится преодолевать подъемы, встречный ветер, бездорожье и выдерживать многочасовые нагрузки, т. е. езда на велосипеде требует определенного физического развития и тренированности. Несмотря на это, велопутешествия доступны каждому здоровому человеку при условии: соответствия длительности и скорости переездов подготовленности велотуриста, постепенности наращивания нагрузки и разумного чередования ее с отдыхом и другими видами физической культуры.

Выбор велосипеда для дальних путешествий определяется характером предстоящих дорог,

 

длительностью отдельных переездов и особенностями стоянок.

Велосипед прост по конструкции, дешев и надежен. Он обеспечивает нагрузку различной интенсивности и позволяет хорошо тренировать основные системы организма (рис. 1).

Наиболее универсальны спортивно-туристские велосипеды (В-39 и В-301 «Спутник», В-542 «Спорт»). Они позволяют развивать достаточно высокую скорость по шоссе и пригодны для езды по проселочным дорогам. Наличие перемены передач облегчает преодоление подъемов.

Для любителей дальних поездок по шоссе с остановками в домах и кемпингах, т. е. не везущих с собой много груза, лучше всего подойдут спортивно-шоссейные велосипеды (В-555 «Старт-шоссе»).

Туристам, путешествующим по проселочным дорогам (и везущим все необходимое для стоянки снаряжение), лучше воспользоваться дорожным велосипедом (В-130 и 111-411 «Украина», В-140 «Десна», В-143). При этом надо иметь в виду, что езда в гору на загруженном велосипеде, не имеющем перемены передач, будет представлять определенную трудность.

Library   62   Up


Contents

 

Home
  9491-31.jpg

Рис. 1. Энерготраты при различных способах и скорости передвижения (по А. Н. Крестовникову и др.)

 

Пригодны, особенно для путешествий по плохим дорогам, складные дорожные велосипеды (В-849 «Десна», В-818 «Кама»). Правда, в связи с большим весом (15 — 16 кг) и малым диаметром колес скорость передвижения на них невысока, но зато они позволяют сочетать дальние переезды на пассажирском транспорте с местными поездками на велосипеде.

Требования к велосипеду, предназначенному для туризма, весьма противоречивы. Велосипед должен обладать легким ходом и в то же время обеспечивать необходимую грузоподъемность и высокую проходимость на плохих дорогах. Важны также его надежность и удобство пользования им в сложных условиях похода. Нельзя забывать, что туризм — это все-таки отдых.

Серьезным препятствием велотуризму является отсутствие компактного туристского снаряжения и оборудования велосипедов для дальних путешествий. Чтобы спортивно-туристский велосипед в большей степени соответствовал требованиям туристских путешествий, можно рекомендовать следующие его усовершенствования.

Езда по пересеченной местности и плохой дороге, необходимость частых остановок, переноска и проводка велосипеда — все это вынуждает велотуриста часто слезать с велосипеда и садиться на него; поэтому не только женщинам, но и мужчинам можно рекомендовать раму открытого типа со спаренными верхними трубами малого диаметра (20 мм), идущими от верха рулевой колонки до наконечников цепной вилки.

 

Рационально, когда переднее и заднее колеса туристского велосипеда одинаковые — оба задние. Это позволяет брать меньше запчастей и при ряде поломок колеса ограничиться до полного ремонта простой переменой колес местами. То же можно делать и при большем износе задней покрышки по сравнению с передней.

При длительной езде в однообразной посадке устает поясница и немеют кисти рук. Чтобы избежать этого, надо иметь возможность во время езды в достаточно больших пределах менять наклон туловища и расположение рук на руле. Это может быть достигнуто, если к гоночному рулю в концах его прямой части привинтить два выноса гоночного руля так, чтобы выносы были направлены вверх, а их стержни — назад-в стороны. На эти стержни надевают ручки, и таким путем получается третья высота руля (рис. 2, а).

Можно изготовить руль специальной формы — тройной высоты с замкнутой рулевой трубкой (рис. 2, б). Этот руль удобнее, так как не имеет выступающих ручек.

Главной проблемой является размещение на велосипеде необходимого туристского снаряжения. Чаще всего вещи укладывают в рюкзак, а рюкзак надевают на спину или закрепляют на заднем открытом велобагажнике. В дождливую погоду на рюкзак приходится надевать полиэтиленовый пакет. При таком размещении багажа помимо целого ряда неудобств, связанных с его упаковкой и закреплением, центр тяжести велосипеда повышается, что приводит к существенному ухудшению его устойчивости и маневренности. Особенно неудобно и опасно ездить на велосипеде с большим рюкзаком за плечами.

В некоторых руководствах рекомендуются самодельные плоские (9 см шириной) коробки из фанеры или картона, размещаемые на раме

9491-32.jpg

Рис. 2. Рули тройной высоты:

а: 1 — выносы от руля гоночного велосипеда; 2 — скоба-крюк для зацепления за горизонтальную трубу рамы второго велосипеда; б: замкнутая рулевая трубка

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
  9491-33.jpg

Рис. 3. Задний багажник:
1 — замок; 2 — крышка; 3 — отражатель

 

9491-34.jpg

Рис. 4. Передний багажник:
1
— замок; 2 — крышка

 

велосипеда. Такой багажник имеет большую поверхность и малую вместимость, т. е. неоправданно тяжел. Кроме того, доставать веши из него неудобно, и он мешает переноске велосипеда. Рекомендуются и самодельные парные сумки, размещаемые по бокам заднего колеса и прикрепляемые вверху к велобагажнику. Такое размещение багажа достаточно рационально и удобно, так как центр тяжести не повышается и вещи из сумок можно доставать, не отвязывая весь багаж. Однако вместимость таких сумок невелика, и они при дожде намокают.

Наиболее прочные и герметичные багажники можно сделать из стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем. Такие багажники позволяют полностью использовать все имеющиеся у

 

колес и рамы свободное пространство, не выходят за габариты велосипеда и не повышают его центр тяжести. Твердые стенки такого багажника позволяют плотно укладывать в него вещи, добиваясь большой компактности их упаковки. Чтобы распределить вес багажа равномерно на велосипеде, лучше делать два багажника: большой — около заднего колеса и малый — над передним колесом. При достаточно продуманном подборе всего туристского снаряжения для заднего багажника достаточен объем 30 л, а для переднего 15 л. При этом вес пустых багажников из стеклоткани будет соответственно 2,5 и 1,4 кг.

Технология изготовления багажников из стеклоткани проста. Из замазки или пластилина изготовляют необходимую форму, которую хорошо подгоняют к велосипеду. Форму надо покрыть кусочками полиэтиленовой пленки или алюминиевой фольги, иначе форму будет трудно отделить от изготовленного багажника. После этого форма оклеивается 2 — 4 слоями стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем. Ткань лучше наклеивать небольшими кусочками. После затвердевания клея у багажника отпиливают крышку и форму по частям вынимают.

Эпоксидный клей ядовит, поэтому надо строго соблюдать инструкцию по его применению.

9491-35.jpg

Рис. 5. Багажник для котелков:
1
— крышка; 2 — сковородка; 35 — кружки, ложки, котелки

 
Library   64   Up


Contents

 

Home
 

Конструкция заднего багажника (рис. 3) представляет собой две емкости, располагаемые по бокам заднего колеса и объединенные над ним. Сверху предусмотрена крышка, открывающаяся на петлях и имеющая замочек. Форма багажника делается обтекаемой. При конструировании важно учесть, чтобы ноги при педалировании не задевали багажник. Багажник крепится на велосипеде к подседельному болту или надевается на подседельный палец. Кроме того, багажник закрепляют винтами в тех же местах, где и обычный велобагажник и щиток.

Передний багажник (рис. 4) изготовляется по аналогии с задним, но делать две емкости по бокам поворачивающегося колеса нерационально, поэтому он должен представлять собой одну емкость обтекаемой формы, размещаемую между ручками руля над колесом. Этот багажник снабжается дюралюминиевой вилкой, оклеенной стеклотканью, и крепится винтами в тех же местах, что и щиток, а также за руль у основания ручных тормозов.

Котелки и посуду для еды лучше размещать отдельно от других вещей, поэтому на одном из велосипедов рационально сделать для них специальный багажник для посуды (рис. 5). Проще всего сделать такой багажник из двух круглых пластмассовых канистр (вес 1 кг). У одной использовать верх — отпилив дно, а у другой низ — отпилив горловину. Верхнюю канистру надо нагреть и растянуть так, чтобы она могла надеваться на нижнюю. Нижняя часть снабжается специальной вилкой и крепится неподвижно над колесом тремя винтами в местах крепления щитка. К рулю с помощью 2 хомутиков крепится треугольный кронштейн с резьбовой пробкой от канистры, Пробка на заклепке должна свободно вращаться в отверстии кронштейна, а сам кронштейн должен поворачиваться на руле (подниматься и опускаться). Два или три котелка (жестяные) надо подобрать по размеру так, чтобы они входили один в другой. Во внутренний кладутся пластмассовые кружки, деревянные ложки, нож и т. п. Сверху котелки накрываются алюминиевой сковородкой. Чтобы котелки не пачкали друг друга и не стучали, каждый надо вложить в полотняный мешочек. Передний багажник для котелков закрывается следующим образом. Все котелки с посудой опускают в нижнюю неподвижную часть багажника (нижняя часть канистры). Затем на нижнюю часть надевают свободную верхнюю часть (верхняя часть канистры с горловиной). Далее кронштейн опускают и прикрепленную к нему пробку надевают на горловину. Багажник закрывают завинчиванием пробки, находящейся на горловине канистры.

Для еще большего удобства можно дополнительно рекомендовать следующие несложные приспособления. Скобу-крюк для установки двух велосипедов (см. рис. 2, а), которая поз-

 

воляет проще решить проблему установки велосипедов, поскольку имеющиеся в продаже откидные подставки не рассчитаны на груженый велосипед и мягкий грунт. Велосипед, снабженный скобой-крюком, зацепляется ею за горизонтальную трубу рамы другого велосипеда, при этом оба велосипеда несколько наклоняются друг к другу, а свободный руль разворачивается в сторону. Таким путем велосипеды устойчиво стоят.

Ручки для переноски велосипеда (рис. 6, а) облегчают подъем и переноску груженого велосипеда при преодолении различных преград.

Маленькое зеркало заднего обзора (рис. 6, б), надеваемое на дужку очков, удобнее обычного велосипедного зеркала, которое при тряске сгибается и мешает, когда надо перевернуть велосипед для ремонта или регулировки.

Винтовое крепление насоса (рис. 6, в) исключает его потерю. Насос, как обычно, вставляют между насосодержателями, а затем немного вращают вокруг своей оси, навинчивая на винт, которым снабжен один насосодержатель.

Отдельное крепление топорика (рис. 6, г) удобно, так как топориком обычно пользуются независимо от остального багажа. В транспортном положении топорик надежно закреплен на опорном винте в жестком чехле на раме. Чтобы им воспользоваться, его поворачивают на 90°, тогда он проходит мимо опорного винта и может быть легко вынут вниз.

 

9491-36.jpg

 

Рис. 6. Крепление предметов к велосипеду:
а — ручки-переноски: 1 — ручка; 2 — ремень для переноски на плече; 3 — ручка; б — зеркало заднего видения: 4 — зубоврачебное зеркало: 5 — зажимы; 6 — резинка для очков; в — крепление насоса: 7 — резьбовое отверстие для шланга; 8 — винт; 9 — насосодержатель; г — крепление топорика: 10 — жесткий чехол; 11 — опорный винт; 12 — зажим

 
Library   65   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало