Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОТПУСК НА КОЛЕСАХ

   
А. А. Булгаков, инструктор велотуризма
 

Те, кто не первый отпуск проводит в седле велосипеда, не променяют этот способ отдыха ни на какой другой. Гораздо большая часть владельцев двухколесных экипажей просто не догадываются, сколько удовольствия может доставить путешествие на велосипедах, либо не решаются собраться в дальний путь, иначе вслотуристское «братство» страны возросло бы во много раз. Потому что велопутешественник обладает целым рядом преимуществ и перед своим моторизованным «коллегой», и перед любителем пеших походов. Об этих преимуществах неоднократно писали, и мы даже их не будем перечислять.

Увлекателен просто поход на велосипедах. Но его можно сделать гораздо интереснее, если соединить несколько походов и организовать большую игру, например велотуристское ралли, туриаду, веломарафон-эстафету. Как же их организовать?

Каждому большому многодневному походу непременно предшествует серия маленьких однодневных и двухдневных поездок по выходным дням, играющих роль тренировок. И здесь тоже можно просто проехать от пункта А до пункта Б, выпив где-то посередине по паре кружек чаю с бутербродами. А можно поход разнообразить всевозможными соревнованиями, конкурсами и т. п.

Об интересном опыте велотуристов разных городов, о том, как сделать велопоходы заманчивой игрой, увлекательным развлечением, и пойдет речь в этой статье. Мы коснемся велопоходов выходного дня, звездных походов, массовых велозаездов, ралли, туриад, веломарафонов-эстафет.

В ряде крупных городов страны, в частности в Москве, Ленинграде, Киеве, Риге, Свердловске, Одессе и других, проводятся велопоходы выходного дня, в которых может принять участие любой желающий. Объявления о походах печатаются в местных газетах. Кроме того, издаются афиши, которые извещают о походах. Они вывешиваются в туристских клубах и секциях, раздаются туристам. Километраж походов различен — от 40 до 160 км в день. Поэтому движение может быть в медленном, среднем и быстром темпах. В однодневные походы приезжают прямо к объявленному пункту, как правило на вокзалах, а в двухдневные или «двухсуточные» (с выездом в пятницу вечером) собираются по предварительной записи в туристском клубе.

Некоторые походы посвящают каким-либо темам, например, «Архитектурные памятники Подмосковья», «Осень в лесу» (маршрут большей частью проходит по лесным дорожкам и тропам), «По местам сказов П. Бажова», «По

 

историческим местам Киевщины» и т. п.

Однако нет пределов для изобретателей в туризме. Две велосипедные группы могут устраивать всевозможные комбинации походов: встречные, походы-«паучки», в которых группы начинают маршруты из разных пунктов, а в середине дня встречаются и устраивают общий привал. А можно разработать серию маршрутов, составляющих большое кольцо вокруг своего города, цикл походов специально для получения значка «Турист СССР» и другие.

Интересными могут быть походы-экспедиции, например по разведке новых мест, по обследованию памятников деревянного зодчества. Для молодежи полезны и интересны тренировочные походы с соревнованиями, отработкой туристской техники на привалах: преодоление ручьев и оврагов, переправа с велосипедом по бревну, транспортировка пострадавшего, соревнования по фигурному вождению, велоориентированию. А на привале могут быть состязания по волейболу, ручному мячу, регби, городкам, бадминтону.

Очень интересными могут быть походы, посвященные истории велотуризма в городе. Сначала следует разыскать в старых газетах и журналах, архивах сведения о деятельности энтузиастов двухколесного транспорта в прошедшие десятилетия, встретиться с ветеранами велоспорта, разузнать, по каким местам они ездили в выходные дни, найти описания маршрутов прошлых времен. Сегодняшние маршруты можно проложить частично по старым, и участникам походов рассказать о развитии велотуризма в стране вообще и в городе в частности.

Желательно приобщить к походам в качестве вторых руководителей специалистов разных областей знаний (биологов, историков, архитекторов, литературоведов, музыковедов и т.п.), умеющих ездить на велосипеде. С их помощью можно организовать циклы тематических велопоходов с беседами на высоком профессиональном уровне о природе области, ее истории, с осмотром памятников культуры и архитектуры, встречами с интересными людьми и т. п.

У москвичей сложилась хорошая традиция открывать (в середине апреля) и закрывать (в середине октября) велосипедные сезоны звездными походами, в которых участвует добрых полтора десятка групп. У каждой — свой маршрут, километраж, темп, но все участники звездного похода с разных сторон съезжаются на одной поляне, где устраивают общий привал. На открытие велосезона-84 на берегу Вори у деревни Каблуково собралось более 350 человек. Такой велопраздник — радостное

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

событие для многих. То и дело на поляне слышатся приветствия, шутки, смех. В центре поляны на траве — длинный-длинный стол, напоминающий свадебный. На большом костре на одном тросе — целая гирлянда котелков. В стороне натянута волейбольная сетка — идет турнир между командами-группами. Поодаль — выставка самоделок: усовершенствования велосипедов, оригинальные конструкции багажников, велорюкзаков, флягодержателей. После обеда — торжественное открытие велосезона, ознакомление с планами Московской городской комиссии велотуризма на предстоящее лето, вручение значков, призов и подарков. Затем кто-то непременно демонстрирует свои творческие способности: читает собственные «велостихи», поет песни. После привала группы продолжают поход по своим маршрутам.

Традиционным стал двухдневный звездный поход «Самая короткая ночь», который проводится, как говорит само за себя название, во второй половине июня. Эти походы велотуристы организуют совместно с любителями пеших, водных походов. И здесь у групп разные маршруты, разные способы передвижения, а в субботу вечером все они встречаются на одной поляне у реки, организуют веселые конкурсы, викторины, соревнования, показывают друг другу шуточные сценки, у костра чуть ли не до утра поют песни. Приходится даже вводить ограничения — так много желающих попасть в эту двухдневную «звездочку».

В последние годы и за рубежом, и у нас в стране стали популярными массовые велопарады, велопробеги, велошествия, велозаезды — назовите как хотите. В июне 1980 г. велозаезд по улицам города совершили жители Фрунзе. Возрастной диапазон участников — 70 лет. Колонна пестрела самодельными плакатами. В августе 1981 г. в коллективный пробег по только что открывшейся 15-километровой велосипедной трассе, ведущей из города Шяуляй к зонам отдыха, отправились велосипедисты всех поколений. Парад открывали велосипедные реликвии: «паук», деревянный самокат прошлого века, самодельные тандемы, всевозможные подростковые велосипеды местного завода. А в 1983 г. массовое велошествие организовали московские энтузиасты двухколесного экипажа. Поводом к тому послужило пятилетие со дня зарождения в столице велотуристского общества: в июне 1978 г. Московский городской туристский клуб организовал велопоход с открытым свободным сбором. И вот спустя пять лет велотуристы Москвы в точности повторили тот маршрут, а на 45-километровом участке от начала его состоялся парад столичных велотуристов. Впереди ехали три девушки в нарядных спортивных костюмах с голубыми вымпелами на рулях. Привал устроили почти на том же месте, где и пять лет назад. По традиции организовали общий стол для коллективного

 

чаепития, только группа на этот раз была в 17 раз больше: 120 человек против семи. Такие велошествия привлекают много обладателей двухколесных машин, и чем их будет больше, тем лучше. Подобные заезды можно приурочить к открытию велосезона, юбилею клуба или другой дате. О шествии надо широко оповещать жителей своего города. Обязательно заблаговременно следует поставить в известность Управление госавтоинспекции. По согласованию с представителями ГАИ велотуристов лучше построить в колонну по два человека: тогда она не так растянется. Вести колонну следует в умеренном темпе, скорость должна увеличиваться постепенно. Через 30 — 40 мин нужно делать 10-минутные остановки, после подъемов — замедление темпа, чтобы колонна собралась. Перед остановкой должен быть подан сигнал, скорость надо уменьшать тоже постепенно.

Кроссы велотуристы в последние годы устраивают редко, поскольку это — детище спорта, трассу проходят на время. А для туризма важна не столько скорость, сколько умение держать ровный темп езды. Поэтому среди велопутешественников все популярнее становятся ралли, в которых от участников требуется точность соблюдения заданного графика. Чаще всего организуют одно- или двухдневное ралли.

Например, велоралли у одесских велотуристов проводятся весной. Называются они «100 километров за 10 часов по поясу Славы». Полукольцевой маршрут начинается и заканчивается в Одессе, а основная трасса пролегает по зеленому поясу Славы, где в 1941 г. проходил главный оборонительный рубеж города против фашистских захватчиков. Участвовать в ралли могут все желающие, кому исполнилось

18 лет, — и в личном зачете, и в командном. Состав групп — 4 — 7 человек, на трассе — 4 контрольных пункта через 25 км, на которых судьи фиксируют время их прохождения в маршрутных листах. Участники ралли должны соблюдать установленный график движения, а последние 25 км они проходят на время (кроссовый участок). Вся программа ралли рассчитана на два дня: в субботу — заезд по 100-километровой трассе, в воскресенье — в Центральном парке культуры и отдыха Одессы соревнования по фигурному вождению велосипеда, Правилам дорожного движения, устранению неисправности.

А вот участники шяуляйского ралли оба выходных дня — на трассе. Ее протяженность около 130 км, а поскольку велосипедисты не всегда находят кратчайший путь, то проезжают до 150 км. Для ралли выбран живописный озерно-лесной район в окрестностях поселка Куртувенай. Программа ралли чрезвычайно насыщенная и интересная, соревнования командные, в каждой команде — 4 человека, причем поощряется участие женщин. Все бу-

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

дущие участники ралли выстраиваются в колонну и торжественным велосипедным строем едут в центр города. После короткого митинга — первый этап соревнований: фигурная езда. Далее команды устремляются по городским улицам к началу велодорожки, расстояние в 5 км нужно проехать за 50 мин. Короткая остановка, во время которой участники ралли должны продемонстрировать перед строгими судьями безукоризненное знание Правил дорожного движения. А затем в путь на лоно природы. Всем командам вручаются маршрутные листы с разъяснением заданий на этапах, контрольные карточки, а также легенды, по которым велотуристы отыскивают правильный путь. На них указаны расстояния от одного поворота или перекрестка дорог до другого и маленькими стрелками — направления дальнейшего движения.

Прежде чем участники ралли попадают на место общего лагеря на берегу живописного лесного озера, им приходится проехать по велодорожке, шоссейным, местным гравийным и грунтовым дорогам, лесным тропам почти 80 км. Только-только успеть до темноты. Вся эта дистанция разделена на десять этапов, разных по длине, дорожным условиям. И задачи приходится на участках решать различные. На одних надо уложиться в определенное время, на других проехать с постоянной заданной скоростью. А она везде разная. То велосипедистам приходится весьма резво крутить педали, а то «ползти» в пешеходном темпе. Последний этап по лесной дороге — кроссовый, проходится в максимально быстром темпе. В начале и конце каждого этапа — пункты контроля времени (KB), на которых судьи делают отметки в контрольных карточках, вписывают количество штрафных очков. Кроме того, на некоторых этапах есть пункты внезапного контроля времени (ВКВ), местоположение которых участникам ралли неизвестно; в них беспристрастные судьи следят, чтобы команды не отставали от расчетного времени и не опережали его. Каждая секунда отклонения от графика прибавляет команде штрафное очко.

Уже в лагере — дополнительное соревнование на четкость действий команды по разбивке бивака. Надо как можно быстрее снять багаж с велосипедов, поставить палатку, положить в нее все четыре спальных мешка, составить вместе велосипеды.

На следующий день программа еще интереснее: езда по крупномасштабной карте по заданному маршруту, велоориентирование (надо отыскать в лесу 6 пунктов), последний этап — полоса препятствий на участке лесной дороги. На дистанции около 1 км надо, например, пролезть с велосипедом под поваленным деревом, преодолеть завал из бревен и сучьев, взобраться на крутой склон, переправиться по бревну с веревочной страховкой.

В 1984 г. энтузиасты Шяуляйского город-

 

ского туристского клуба одновременно со «взрослым» устроили и «детское» ралли, в котором стартовали семейные экипажи. Здесь почти все как и в большом ралли: контрольная карта, легенда, полоса препятствий, только трасса покороче — около 30 км.

Ралли, о которых мы рассказали, проводятся в выходные дни. А вот в 1983 г. московские энтузиасты организовали ралли, для участия в котором нужно было взять отпуск, поскольку длилось оно четыре недели. Его участники оставили за спиной почти 1800 км. И здесь мы перейдем к многодневным массовым велотуристским мероприятиям.

Активисты Московской городской комиссии велотуризма решили, что маршрут многодневного ралли должен быть прежде всего интересным в познавательном отношении. За исходный пункт выбрали Таллин — город с достойными туристскими традициями. Из Таллина трасса протянулась вдоль берега Балтийского моря в Пярну, затем в Тарту, в древнерусские города Изборск, Псков, Новгород, далее через «дремучие» леса к истоку Волги, мимо озера Селигер, вдоль Верхней Волги и далее до Москвы. В ралли участвовало около 60 человек, из которых составили восемь групп. Всем объявили основную нитку ралли, места контрольных пунктов, даты и время их прохождения. На трассе от Таллина до Москвы таких контрольных пунктов было десять, между ними каждая группа сама выбирала себе путь. Можно было ехать побыстрее, но дальним путем или напрямик не спеша, но в места встреч все должны были приехать точно в указанное время. Средний общий темп движения нарастал от 55 км в день в начале ралли до 75 км в Подмосковье. У руководителя каждой группы была контрольная карта, в которой начислялись штрафные очки. Опоздал на 5 мин — получай 5 очков штрафа, за опоздание более чем на 30 мин или отсутствие отметки в контрольной карте — штраф 50 очков. Контролером в каждом пункте становится руководитель группы, приехавшей в место встречи раньше других (заблаговременное прибытие в контрольные пункты не штрафовалось).

Трасса ралли — типичная для такого рода соревнований: асфальтовое шоссе, плотные песчаные дороги, гравий, лесные тропы, заболоченные леса и поляны, а на участке между деревнями Молтовицы в Новгородской и Волго-Верховье в Калининской областях несколько километров пришлось преодолеть пешком, ведя велосипед. В самых интересных местах, в частности в Тарту, Пскове, Новгороде, на озере Селигер, были устроены дневки.

Это ралли ,носило экспериментальный характер, но все его участники единодушно проголосовали за подобные совместные отпуска. Однако некоторые высказались за то, чтобы в программе ралли было больше соревновательных элементов.

 
Library   60   Up


Contents

 

Home
 

Целесообразно в многодневные ралли добавить количество контрольных пунктов. Пребывание в местах, где много достопримечательностей и организуются дневки, исключить из общего учета времени, осуществляя контроль времени при въезде в интересный город и выезде из него. А на некоторых участках, наоборот, ввести строгий контроль за скоростью движения на них велогрупп, причем средний темп движения может быть различным. Полезно, если один из этих скоростных участков целиком проходит по грунтовым дорогам. На берегу живописной реки или озера целесообразно устроить общую дневку, во время которой организовать соревнования по фигурному вождению, на полосе препятствий. Небольшой участок на трассе ралли можно сделать кроссовым. И еще полезно устроить конкурс на лучшее описание маршрута ралли.

Многодневное ралли может быть проведено по линейному или кольцевому маршруту.

Практикуется велотуристами (правда, пока, к сожалению, явно недостаточно) и другая интересная форма многодневных мероприятий — туриада. Первую массовую велотуриаду организовали в 1979 г. рижские энтузиасты. В ней участвовали владельцы велосипедов всевозможных конструкций, и возрастной диапазон участников был очень широким — от 12 до 66 лет. Всего в двухнедельное путешествие по островам Эстонии отправились 200 человек. Весной сформировали 26 групп, которые «скатывались» в субботних и воскресных поездках, готовили снаряжение. Этими же группами потом поехали и по эстонским островам. У каждой — свой график движения, своя скорость. Разной была и протяженность путешествия: у одних чуть больше 500, у других около 800 км. Одни группы начинали свой маршрут с острова Сааремаа, другие — с Хийумаа, кто-то объезжал острова по часовой стрелке, а кто-то — против. Тем интереснее были встречи друг с другом, большей частью неожиданные.

Первый опыт удался. В 1981 г. состоялась такая же туриада в Карпатах, а в 1983 г. — в Карелии. Выбрали для лагеря подходящее место недалеко от Петрозаводска. Здесь начинались и заканчивались все маршруты. Сформировали десять групп, которые совершали по озерному краю путешествия от I до III категорий сложности. Для участия в туриаде Рижское бюро путешествий и экскурсий выпустило путевки, в их стоимость входил проезд на поезде и экскурсии.

В 1984 г. велотуриаду в Карпатах организовали московские туристы. Определились основные принципы массовых туриад. В начале или в конце (либо и в начале, и в конце) устраивают общий сбор всех групп-участниц на одной поляне в привлекательном месте. Маршруты могут быть кольцевыми, а иногда и в середине похода в общем лагере предусматривается ночлег или дневка, в этом случае

 

маршрут принимает форму восьмерки. Если общая встреча только в конце туриады, то она принимает форму большого звездного похода, а маршруты — линейные, сходящиеся в одной точке. Так или иначе, но маршрут каждая группа разрабатывает самостоятельно. В начале туриады общий сбор имеет скорее тренировочно-методическую направленность (на нем с целью проверки готовности групп к большому походу полезно провести соревнования по технике вождения велосипеда, велоориентированию, устроить небольшой кросс с препятствиями, проверить знания велотуристов по технике безопасности, доврачебной помощи), а в конце он носит уже развлекательный характер, во время которого участники туриады обмениваются впечатлениями, устраивают концерт самодеятельности, конкурсы. В рамках туриады чаще проводят походы низших категорий сложности, но если позволяет местность и набираются участники с достаточным туристским опытом, то могут быть походы и высоких категорий сложности (или только таких). Для новичков целесообразно провести предварительно семинар начальной туристской подготовки.

Велотуриадой называют и слет, участники которого совершают перед ним категорийные многодневные походы, заканчивающиеся в месте слета.

Последнее массовое мероприятие велотуризма, которое мы рассмотрим в этой статье — веломарафон-эстафета, т. е. несколько маршрутов, посвященных общей теме, соединенных между собой. По каждому маршруту путешествует отдельная группа, в местах встреч групп организуется передача эстафеты.

В 1982 г. велотуристы Москвы и столичной области провели веломарафон-эстафету по всем столицам союзных республик, посвященную 60-летию образования СССР. Трасса длиной более 12 тыс. км была разделена на 19 этапов, каждый этап — самостоятельный поход. Эстафету символизировали вымпел и большая маршрутная книжка, заполненная разнообразными записями и самих участников марафона, и тех, с кем они встречались. В местах передачи эстафеты — торжественные митинги, шествия по улицам городов. 1-я группа выехала из Москвы 22 апреля, в день рождения В. И. Ленина, 19-я — закончила свой этап в Алма-Ате ровно через двести дней, 7 ноября. Такую протяженную туристскую эстафету, в которой участвовали около 150 человек, в нашей стране провели впервые.

Вообще сама идея веломарафона-эстафеты как нельзя больше отвечает патриотической направленности туристских походов. Предлагаем читателям ежегодника еще один вариант веломарафона-эстафеты, который следует посвятить Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, — по городам-героям СССР. Начать его лучше всего в День Победы, 9 Мая,

 
Library   61   Up


Contents

 

Home
 

а закончить в День Конституции СССР, 7 октября, общая протяженность марафона составит примерно 7600 км. Кольцевая трасса марафона протянется из Москвы в Ленинград, затем в Минск, Брест, Киев, далее на юг в Одессу, оттуда повернет в Крым — в Севастополь и Керчь, через Керченский пролив велотуристы попадут в Новороссийск, оттуда через Кавказские горы в Волгоград, потом поедут в Тулу и замкнут кольцо в Москве. Начинать кольцо можно в любом городе, находящемся на кольце или вблизи него, стало быть, провести марафон могут москвичи, ленинградцы, одесситы, жители Волгограда... Всю нитку марафона можно разделить на 14 — 15 этапов — походов от I до IV категории сложности. Маршруты целесообразно прокладывать по местным дорогам, посещать места боев Великой Отечественной войны, действий партизан и подпольщиков, предусмотреть посещение музеев боевой славы и мемориалов. Нужно постараться включить в маршруты и такие священные для нашего народа места, как Хатынь, Краснодон. Участники марафона везут памятные вымпелы, медали, в местах передачи эстафеты и в городах-героях организуют встречи с ветеранами войны, местными туристами. Эстафета получится еще интереснее, если

 

велотуристы городов-героев договорятся между собой и проведут ее совместно.

Мы, конечно, рассказали не обо всех массовых мероприятиях в велотуризме, выбрав, на наш взгляд, наиболее перспективные, интересные. Вообще же видов и форм мероприятий может быть много. Каждая комиссия велотуризма, каждый велоклуб может изобрести что-то свое. Но не менее важно четко и организованно претворить задуманное в жизнь. Как этого достигнуть? Во-первых, за организацию каждого из них должен взяться энтузиаст или инициативная группа, которые отнесутся к делу с большой личной заинтересованностью. Вместе с тем к подготовке и проведению каждого такого мероприятия надо подключать побольше людей. Во-вторых, подготовку к подобным мероприятиям надо начинать заблаговременно. От этих двух, условий в первую очередь зависит успех дела. А главное — в туристской деятельности велоклуба или комиссии велотуризма не должно быть застывших форм, раз и навсегда установленных программ. Каждый новый звездный поход или ралли должны отличаться от предыдущих. Тогда всем будет интересно, в том числе самим организаторам. А от желающих участвовать в туриадах, марафонах и пробегах отбоя не будет.

 

 

ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИЗМА

   
В. Я. Лопухин, кандидат педагогических наук, Москва
 

Езда на велосипеде вызывает положительные эмоции, связанные с ощущением скорости, удовлетворением от преодоленного расстояния и возможностью находиться на природе. Благотворное воздействие езды на велосипеде на человека в настоящее время в связи с проблемой гипокинезии дало преимущество перед другими видами транспорта.

Кататься на велосипеде умеют многие, но вот отправиться в путешествие на велосипеде — это дело и хлопотное, и на него отважится не каждый.

Во время путешествий на велосипеде приходится преодолевать подъемы, встречный ветер, бездорожье и выдерживать многочасовые нагрузки, т. е. езда на велосипеде требует определенного физического развития и тренированности. Несмотря на это, велопутешествия доступны каждому здоровому человеку при условии: соответствия длительности и скорости переездов подготовленности велотуриста, постепенности наращивания нагрузки и разумного чередования ее с отдыхом и другими видами физической культуры.

Выбор велосипеда для дальних путешествий определяется характером предстоящих дорог,

 

длительностью отдельных переездов и особенностями стоянок.

Велосипед прост по конструкции, дешев и надежен. Он обеспечивает нагрузку различной интенсивности и позволяет хорошо тренировать основные системы организма (рис. 1).

Наиболее универсальны спортивно-туристские велосипеды (В-39 и В-301 «Спутник», В-542 «Спорт»). Они позволяют развивать достаточно высокую скорость по шоссе и пригодны для езды по проселочным дорогам. Наличие перемены передач облегчает преодоление подъемов.

Для любителей дальних поездок по шоссе с остановками в домах и кемпингах, т. е. не везущих с собой много груза, лучше всего подойдут спортивно-шоссейные велосипеды (В-555 «Старт-шоссе»).

Туристам, путешествующим по проселочным дорогам (и везущим все необходимое для стоянки снаряжение), лучше воспользоваться дорожным велосипедом (В-130 и 111-411 «Украина», В-140 «Десна», В-143). При этом надо иметь в виду, что езда в гору на загруженном велосипеде, не имеющем перемены передач, будет представлять определенную трудность.

Library   62   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало