Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

чие функциональной «избыточности» в учебно-тренировочном процессе (В. Б. Коренберг), т. е. способность использовать функциональные возможности организма, превышающие по уровню те, которые требуются велосипедисту для выполнения поставленной тренировочной задачи в обычной ситуации. Если подобный функциональный резерв отсутствует, то любое нарушение хода тренировочного процесса грозит возникновением «аварийной» ситуации, часто «травмоопасной».

Одним из важных критериев на втором этапе отбора является состояние неспецифической сопротивляемости организма велосипедиста. У ряда спортсменов в период наиболее напряженных учебно-тренировочных занятий и в ходе выступлений в соревнованиях нередко возникают простудные заболевания, фурункулез. В последнее время спортивных медиков все больше привлекает изучение иммунологической реактивности спортсменов.

При отборе в команду желательно учитывать избирательность воздействия различных медико-биологических средств восстановления на каждого конкретного велосипедиста. Обычно применяется комплекс, в который входят: рациональное питание, различные виды массажа, физиотерапевтические и водные процедуры, витаминизация, использование белковых препаратов и спортивных напитков, применение локального отрицательного давления, рефлексотерапия, электростимуляция, электросон,

 

аэроионизация и другие средства. Привыкание к действию всех восстановительных средств сугубо индивидуально. Тренер совместно с врачом, массажистом должны стремиться подобрать наиболее действенное сочетание и периодически его обновлять.

На 3-й ступени отбора известны условия и программа соревнований. За основу медико-биологических аспектов отбора берется комплексная оценка функционального состояния на период выступлений с учетом условий конкретных гонок. Поэтому желательно провести врачебные наблюдения на учебно-тренировочных занятиях или контрольных соревнованиях. Очень важно до начала соревнований выяснить надежность механизмов, обеспечивающих высокий уровень функционального состояния. Жесткая конкуренция при отборе в команду на фоне высокой степени уровня функциональной компенсации хронической патологии (вне степени обострения) и остаточных явлений травм нередко затрудняет диагноз. Высокая психологическая устойчивость и самоуверенность спортсмена могут привести к непреднамеренной диссимуляции при решении вопроса о включении велосипедиста в состав команды.

Спортивные медики, научные работники постоянно стремятся совершенствовать методы оказания помощи тренерам при отборе перспективных спортсменов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ

   
В. Г. Минченко, Краснодар,
В. В. Михайлов, доктор биологических наук,
ГЦОЛИФК
 

В настоящее время в тренировочном процессе велосипедистов средней квалификации (I разряд — кандидат в мастера спорта), преодолевающих за год 17 000 — 21 000 км тренировочных- и соревновательных нагрузок и имеющих максимальное потребление кислорода (МПК) — 4,7 — 4,9 л/мин, сложилось следующее распределение нагрузок в годичном цикле подготовки:

— практически полное отсутствие интенсивных тренировочных нагрузок, а также соревнований на первом этапе подготовительного периода (декабрь — январь);

— незначительный объем интенсивных нагрузок в феврале (2 — 5% от общего километража, преодолеваемого в этот период);

— значительное увеличение интенсивных нагрузок с марта по октябрь с волнообразной динамикой и с разными вариантами соотно-

 

шений упражнений различной мощности.

Указанное распределение тренировочных нагрузок высокой и низкой интенсивности, характерное для велосипедного спорта, совпадает с общетеоретическими установками. Как правило, во всех циклических видах спорта на первом этапе подготовительного периода рекомендуются нагрузки аэробного характера и подчеркивается бесперспективность выполнения упражнений с интенсивностью, относимой к зонам анаэробного энергетического обеспечения (Н. Г. Озолин, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов).

Исходя из некоторых предпосылок, можно усомниться в существующей практике исключения анаэробных нагрузок в подготовительном периоде в течение 2 — 2,5 месяца. Не ясно, какие факторы и аргументы обусловливают «оберегание» велосипедистов от тех воз-

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

действий, которые организм спортсмена испытывает при выполнении мышечной работы со значительной активацией анаэробного обмена. Эти сомнения подкрепляются опытом отдельных гонщиков, которые использовали на начальном этапе подготовительного периода в небольшом объеме интенсивные анаэробные нагрузки и показывали в годичном цикле неплохие результаты.

Указанные факты предопределили необходимость постановки специального исследования.

В течение двух лет (сезоны 1981/82 г. и 1982/83 г.) мы проводили педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 велосипедиста. На начальном этапе исследования испытуемые были представлены двумя мастерами спорта СССР, 14 кандидатами в мастера и 8 спортсменами 1 разряда. По методу сопряженных пар спортсмены были распределены на экспериментальную (опытную) и контрольную группы. Обе группы тренировал один тренер. Ежегодно испытуемые тестировались по три раза: первый раз в начале сезона, второй — в середине сезона и третий — за 2 недели перед окончанием сезона.

В каждом сеансе обследования определялись следующие показатели.

В условиях лаборатории при работе на велостанке определялось время трех оборотов шатуна при достижении максимального темпа, при этом использовалось специальное устройство с электронным секундомером. Измерялось максимальное потребление кислорода при работе на велоэргометре, в тесте со ступенчатой нагрузкой и определением состава выдыхаемого воздуха на газоанализаторе Холдена.

В тренировочной обстановке определялось время преодоления с места 200-метрового отрезка горной трассы с перепадом высоты от старта до финиша 80 м, и время, показанное в гите на 200 м с ходу на. ровном участке шоссе. Кроме того, фиксировались результаты индивидуальной гонки на 25 км в условиях преодоления стандартной трассы.

На протяжении всего педагогического эксперимента ежемесячно сопоставлялись запланированные и выполняемые тренировочные и соревновательные нагрузки, параметры которых представлены в табл. 1.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа. На первом из них обе группы тренировались по общепринятой методике. Результаты всех гонщиков улучшились. При этом увеличились также показатели функционального состояния и физической подготовленности спортсменов, а именно: время трех оборотов шатуна в среднем сократилось на 0,03 с; результат в гите на 200 м с ходу улучшился на 0,48 с; время преодоления горного участка 200-метровой дистанции сократилось на 0,84 с; уровень МПК повысился на 3,1 мл/кг/мин. Улучшился также на 31 с ре-

 

зультат в индивидуальной гонке с раздельным стартом на 25 км. При этом средние результаты опытной и контрольной групп существенно не отличались. Это логично, ибо обе группы тренировались по одной методике и практически с одинаковой тренировочной нагрузкой.

В течение следующего годичного цикла подготовки был проведен основной эксперимент. В этом случае отдельные параметры тренировочной нагрузки существенно различались у испытуемых опытной и контрольной групп (соответствующая тренировочная программа представлена в табл. 1).

Как видно из табл. 1, общий объем специальной нагрузки в двух группах был относительно одинаковым (в контрольной группе — 20 010 км, в экспериментальной группе — 20 060 км). Этот объем был большим, чем в предыдущем году, соответственно на 2133 км и 2183 км. Распределение нагрузок у спортсменов контрольной группы дублировало предыдущий годичный цикл. Количество тренировочных дней, а также число тренировочных занятий, соревнований и стартов были одинаковыми у испытуемых опытной и контрольной групп. Основное различие тренировочных программ было в том, что интенсивная нагрузка в годичном цикле распределялась более равномерно в опытной группе по сравнению с контрольной. При этом объем интенсивных упражнений в ноябре — январе у спортсменов опытной группы составлял соответственно 80 км, 100 и 200 км, а велосипедисты контрольной группы такой нагрузки не выполняли вообще, им задавались нагрузки аэробного характера (см. табл. 1).

Сопоставление результатов обследования свидетельствует о том, что велосипедисты опытной группы по окончании годичного цикла тренировки достигли более высокого уровня специальной подготовленности по сравнению со спортсменами контрольной группы (табл. 2).

Гонщики опытной группы продемонстрировали более высокие спортивные результаты главным образом на ответственных соревнованиях в течение соревновательного периода экспериментального годичного цикла подготовки.

Наши исследования позволяют сделать следующие методические заключения.

Постепенное увеличение тренировочных нагрузок на первом этапе подготовительного периода методически оправдано. При этом не менее 75 — 85% специфических упражнений должны выполняться в аэробном режиме (см. объемы умеренной и восстановительной нагрузки в табл. 1). Однако при этом нет достаточных оснований в этот период исключать нагрузки анаэробного характера (в табл. 1 они представлены как силовой, интенсивный и соревновательный режимы). В исследования

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Основные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок у велосипедистов-шоссейников
в годичном экспериментальном цикле

 

Параметра нагрузок

Месяцы

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX X

Всего за гол

Число тренировочных дней

20*

20

21

21

20

20

18

18

11

18

7

7

15

15

20

20

20

20

23

23

12

12

16

16

203

203

Число тренировочных занятий

20

30

42

42

40

40

36

36

15

15

14

14

30

30

40

40

40

40

40

40

12

12

16

16

355

355

Количество соревнований

1

1

16

1

20

20

10

10

5

5

6

6

3

3

8

8

4

73

73

Количество стартов

2

2

18

18

20

20

11

11

5

5

12

12

5

5

10

10

4

87

87

Объем соревновательной нагрузки, км

26

26

1400

1400

1500

1500

1050 1050

315

315

310

310

254

254

900

900

165

5920

5920

Объем интенсивной нагрузки, км

80

100

200

250

80

300

250

350

400

400

500

500

500

500

500

400

300

350

100

150

50

3580

2680

Объем силовой нагрузки, км

100

100

200

200

400

400

300

300

350

350

350

350

300

300

250

250

100

100

50

50

2400

2400

Объем умеренной нагрузки, км

450

450

400

400

500

600

610

700

30

250

300

50

100

250

250

250

300

400

500

3160

3600

Объем восстановительной нагрузки, км

400

450

300

400

500

600

500

550

450

510

400

300

500

450

400

400

450

350

300

400

400

600

400

400

5000

5410

Объем ОФП, ч

20

20

30

30

30

30

18

18

10

10

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

10

10

148

148

Общий объем, км ч

900

900

53,4

53,4

800

 800

57,8

59,3

1300

1300

74,7

77,0

1586

1556

71,4

72,9

2580

2560

89,4

90,1

2800

2800

90,0

91,9

2350

2350

74,6

73,4

1565

1565

51,4

51,3

1560

 1560

51,7

51,1

1454

 1454

49,2

 50,7

2000

 2000

65,4

68,8

1165

1165

48,6

 55,2

20060

 20010

777,4

 789,2

* В верхнем ряду представлены параметры экспериментальной группы, в нижнем ряду — контрольной группы.

 

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Показатели специальной подготовленности велосипедистов опытной и контрольной групп после окончания педагогического эксперимента (М ± m)

Критерии физической подготовленности

Опытная группа

Контрольная группа

Время трех оборотов шатунов, с

Гит 200 м с ходу, с

Гит 200 м с места, в подъем, с

Гонка с раздельным стартом на 25 км, мин

МПК л/мин
мл/мин/кг

0,73±0,02

12,1±0,41

14,4±0,80

35,54±0,62

4,95±0,21

73,9±0,22

0,78±0,03

12,6±0,52

14,7±0,62

36,36±0,90

4,75±0,30

67,9±0,31

 

использовались интенсивные нагрузки, однако силовая работа и соревнования не проводились. Объем интенсивной работы на рассматриваемом этапе может достигать 15 — 25% от общей нагрузки.

Не исключено, что на первом этапе подготовительного периода перспективно выполнение не только интенсивной, но и силовой ра-

 

боты, а также участие в соревнованиях. Об этом, в частности, свидетельствует опыт некоторых велосипедистов-шоссейников высокой квалификации, тренирующихся с интенсивными нагрузками на треке, выступающих на соревнованиях и выполняющих интенсивную силовую работу на тренажерах.

 

ЗА ЗДОРОВЬЕМ НА ВЕЛОСИПЕДЕ


ВЕЛОСИПЕДИСТАМ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

     

Если средством для передвижения вы избрали велосипед, то становитесь полноправным участником дорожного движения, как и водители. Езда на велосипеде не должна приносить вам неприятности, для этого необходимо придерживаться Правил дорожного движения.

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, имеющим при себе документ, подтверждающий знание Правил дорожного движения. Движение по проезжей части полотна дороги на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 м от правого края.

Для пользования велосипедом в темное время суток или в условиях недостаточной видимости он должен быть оборудован спереди фонарем с белым светом или белым светоотражателем, сзади — красным светоотражателем или фонарем с красным светом. Велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал.

Водителю велосипеда категорически запрещается:

— пользоваться велосипедом, приняв перед ездой или накануне алкогольные напитки, или в утомленном состоянии;

 

— ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам;

— ездить не держась за руль;

— перевозить пассажиров, за исключением ребенка, на дополнительном сиденьи, оборудованном подножками;

— перевозить предметы или груз, которые выступают более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда и могут помешать управлению;

— двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки, обозначенной дорожным знаком «Велосипедная дорожка»;

— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Возьмите за правило: садясь за руль, тщательно осмотрите велосипед, подтяните гайки, проверьте состояние шин, если необходимо, подкачайте их.

Уважаемые товарищи! Будьте примером строгого соблюдения Правил дорожного движения, требуйте этого и от других.

Счастливого вам пути!

Library   57   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало