|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При отработке аэродинамической посадки гонщику не всегда будет удобно и легко педалировать, особенно первое время. Придется потерпеть и привыкнуть к временным неудобствам. Полезную работу по совершенствованию посадки велосипедистов проделала группа специалистов во главе с Р. Варгашкиным, чем во многом способствовала успешному выступлению советских велосипедистов на треке во время XXII Олимпийских игр, проводимых в Москве. Однако при работе над совершенствованием аэродинамической посадки нельзя обойтись без знания законов аэродинамики, без привлечения специалистов в этой области. К сожалению, в программе обучения велосипедному спорту мало внимания уделяется аэродннамичности посадки, а в ней заложен один из резервов скорости. Недостаточно грамотно ведется |
подобная работа в детско-спортивных школах, где закладывается основа спортивного, мастерства будущего гонщика. Тренер должен всегда помнить, что молодой организм наиболее пластичен и в данный период сравнительно легко можно обучить эффективной посадке. Однако следует оговориться, что в силу индивидуальных особенностей конституции человека, по-видимому, не каждый пожелавший заниматься велоспортом может достигнуть совершенной аэродинамической посадки. Одни садятся на велосипед сразу хорошо, другим надо упорно подыскивать аэродинамическую посадку, ибо даже комбинезон и обтекаемая каска не спасут. Перечислим наиболее грубые ошибки, мешающие принять аэродинамическую посадку: расставленные локти, развернутые колени, горбатая спина, торчащая голова, легкие покачивания головой и плечами вправо-влево или |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 |
|
||||||||||||
вверх-вниз, неправильное положение рук на руле и др. От всех этих ошибок сразу не избавишься, так как они могли быть уже заложены на начальных этапах обучения. Увлекшись большими тренировочными нагрузками, некоторые тренеры не включают в подготовку упражнения из корригирующей и пластической гимнастики. На наш взгляд, эти упражнения как нельзя лучше способствуют аэродинамичности посадки и соответственно росту скоростей. Еще несколько десятков лет назад выдающийся итальянский тренер Гвидо Коста писал, что «в современном велоспорте чаще побеждают не сильные, а ловкие, пластичные спортсмены». Один из старейших советских тренеров В. А. Бахвалов очень много внимания уделял совершенствованию посадки членов сборной команды. Не случайно команда, возглавляемая им в 1963 г., впервые в Льеже стала чемпионом мира и в дальнейшем повторяла свой успех. Постоянно в пределах правил Международного союза велосипедистов происходят изменения в конструкциях отдельных узлов и деталей современного велосипеда, совершенствуется геометрия его рамы. В этих условиях каждый раз спортсмен и его тренер обязаны найти наиболее рациональную посадку. Посадка каждого гонщика должна отвечать пропорциям его тела. Однако тренер не должен забывать, что специфика избранной гонщиком дистанции накладывает отпечаток на его посадку. Первое условие для правильного выбора посадки — это подбор велосипеда нужного размера и его отдельных деталей: руль — его глубина и ширина, вынос руля и его длина, длина шатунов, седло с подседельным штырем. Следует помнить, что даже спортсмены одного роста часто не могут использовать один и тот же велосипед, так как у них разная длина ног по отношению к туловищу, разная длина бедра, длина бедра по отношению к голени или туловищу, да и пропорции отдельных час- |
тей тела у них разные. Поэтому не следует слепо копировать посадку других велосипедистов. Однако, исходя из опыта многих гонщиков, можно дать некоторые общие рекомендации по «конструированию» посадки. Для гонщика, сложенного пропорционально, при росте 170 — 175 см размеры рамы должны быть: 570 мм — высота подседельной трубы, 570 см — длина горизонтальной трубы. Прежде всего следует установить седло горизонтально и на нужной высоте. После установки седла спортсмену необходимо проехать по прямой линии, поставив ноги пятками на педали и держась за верх руля. Высота седла будет выбрана правильно, если ноги не смогут выпрямиться до конца, а позвоночник в нижней его части останется неподвижным. При установке руля учитывается длина рук и туловища. По высоте руль ставят так, чтобы его верхняя часть находилась несколько ниже седла, а глубина баранки руля и длина выноса должны в большей степени способствовать выравниванию линии спины. Положение ступни на педали характеризуется положением оси педали под основанием большого пальца. В качестве примера приведем таблицу, в которой указаны размеры для правильной приклепки велошипов. Расстояние выдержано от носка велотуфель до задней пластины педали.
Таблица
|
|||||||||||
|
||||||||||||
В. В. Тимошенков, кандидат педагогических наук, Минск |
||||||||||||
В нашей стране за последние годы все большее количество людей приобщается к езде на велосипеде. Многие из них приобретают велосипеды спортивной конструкции для туристских путешествий, поездок на работу и в спортивных целях. В настоящее время в ДЮСШ и отделениях по велосипедному спорту занимаются десятки тысяч юных велосипедистов. Перед их тренерами особенно остро стоит |
проблема установки рациональной посадки. Известно, что в возрасте от 13 до 15 лет у детей происходит интенсивный рост тела, верхних и нижних конечностей. Так, с 13 до 14 лет тело увеличивается в длину на 9 — 10 см, а с 14 до 15 лет — на 7 — 8 см. Поэтому юным велосипедистам тренер в течение года неоднократно изменяет установку руля и седла. Определенную трудность представляет установка руля. |
|||||||||||
42 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |