|
вание. Эти различия при педалировании с преимущественным акцентом на подтягивании педали, где более равномерно распределяются усилия при воздействии на шатун, обусловлены в передней зоне за счет веса ноги, а в задней — за счет подтягивания педали.
При сравнении энерготрат и усилий, затрачиваемых в круговом и импульсном способах педалирования, было выявлено преимущество кругового способа (В. В. Михайлов, Н. А. Левенко, Р. М. Рагимов, 1973). При одинаковой мощности работы (1695 кгм/мин) кислородный запрос при импульсном способе педалирования был равен 46,98 мл (кг) мин, при круговом — 42,38 мл(кг)мин, величина усилий (сумма 4 моментов) соответственно 106,3 и 79,6 кг. Кроме того, рациональное распределение усилий в сумме оборотов педали сопровождается меньшим вовлечением в работу мышц рук и туловища и менее напряженной работой мышц ног.
Таким образом, чем рациональнее техника педалирования, тем ближе к синусоиде приближается тангенциальная кривая, минимальные значения которой находятся в зонах 0 и 180°, а максимальные — 90 и 270°.
Техника езды в индивидуальной гонке преследования складывается из 4 компонентов: старта с места, стартового разгона, прохождения дистанции и финиширования.
Старт с места наиболее трудный из технических элементов этого вида соревнований, поэтому от степени его совершенства во многом зависят разгон и общий результат. На старте велосипедист, сидя на седле, должен поставить педали в такое положение, чтобы левый шатун (желательно) был расположен на 60° от вертикали, проведенной через каретку велосипеда. После команды стартера «Внимание!» спортсмен должен встать с седла и по выстрелу из пистолета или команде «Марш!» начать движение вперед. В этот момент очень важно сделать правильно первые обороты педалями. Спортсмен сильно тянет на себя руль и; используя силу мышц спины, давит левой ногой вниз, одновременно подтягивая педаль правой ногой вверх. Происходит некоторое смещение тела велосипедиста вперед с последующим смещением назад в крайне заднее положение, с тем чтобы в момент, когда правый шатун находится в верхней зоне, изменить угол приложения усилий правой ногой и приблизить его к 90°. Следующий за этим нажим правой ногой вниз приводит вновь к смещению тела вперед, а затем назад. При первых 2 — 3 нажимах происходит небольшое смещение спортсмена вперед-назад, и ограничивается оно длиной шатунов. При последующих нажимах амплитуда смещения спортсмена в передне-заднем направлении уменьшается и через 6 — 8 оборотов практически прекращается. С этого момента начинается стартовый разгон. Особенность стартового разгона заключается в том, что спортсмен, стоя на педалях, должен
|
|
до посадки в седло развить дистанционную скорость или даже превысить ее. Педалируя стоя на педалях, велосипедист делает акцент на одновременном нажиме одной педали вниз и подтягивании другой вверх. Причем руки должны быть несколько согнуты в локтевых суставах, а тяга их на себя значительно меньше, чем при первых метрах езды со старта. В этот момент не следует смещаться сильно вперед, что приводит к пробуксовыванию заднего колеса. Необходимо следить за тем, чтобы тело находилось над седлом.
Очень важно правильно освоить посадку в седло после разгона, не вызывая торможения из-за опаздывания подтягивания ноги в задней зоне. Садиться в седло нужно под «удобную» ногу, занимающую положения в передней зоне, в то время как вторая нога, находящаяся в задней зоне, подтягивает педаль с опережением усилий. Это делается для того, чтобы не вызвать толчка педали в подошву ступни, что приводит к торможению велосипеда. Как правило, спортсмены садятся в седло через 160 — 180 м после старта. Если учесть, что дистанционную скорость спортсмены развивают примерно к первым 140 м дистанции, то, стоя на педалях над седлом, они или поддерживают набранную скорость, или даже несколько ее увеличивают.
Прохождение дистанции. Сев в седло, велосипедист принимает наиболее удобную для себя «боевую» посадку. Для этого он сгибает руки в локтевых суставах, наклоняя туловище как можно ниже к рулю. Локти нельзя разводить в стороны, так как это увеличивает сопротивление воздуха. Принятая спортсменом посадка на велосипеде сохраняется до конца дистанции. Скорость на дистанции регулируется спортсменом в зависимости от поставленных перед ним задач. В заезде спортсмен применяет все способы педалирования, регулируя моменты напряжения и расслабления различных мышечных групп.
В конце дистанции спортсмен начинает финишировать. В зависимости от заезда к финишированию приступают за 1 — 3, а в некоторых случаях даже более кругов. К этому моменту спортсмен должен при помощи различных способов педалирования так подготовить основные мышечные группы, участвующие" в круговом педалировании, чтобы они справились с нагрузкой и скорость движения на финише возросла.
Во многих случаях судьба заезда решается на последнем круге и даже на последней прямой. Поэтому для выигрыша в заезде необходимо сохранить запас скорости на финише. Достигнуть этого можно в тех случаях, когда велосипедист научится хорошо брать старт с места, правильно и оптимально разгоняться со старта, относительно равномерно проходить дистанцию, используя различные способы педалирования. |
|