Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таким образом, приведенная схема одного из годичных циклов олимпийской подготовки велосипедистов-шоссейников способствует стабильному повышению мастерства спортсменов. Подводящий мезоцикл к основным соревнова-

 

ниям сезона создает предпосылки для максимальной мобилизации функционального потенциала, технических и тактических возможностей спортсменов.

 

 

ТЕХНИКА ГОНЩИКА-ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ

   
Ю. Г. Крылатых, кандидат педагогических наук
 

Посадка спортсменов на велосипеде. Правильная посадка — это такое положение спортсмена на велосипеде, которое позволяет гонщику при оптимальной частоте педалирования развить максимальную мощность работы на определенной дистанции. Посадка велосипедистов-преследователей не меняется в зависимости от выступлений в индивидуальной или командной гонках преследования. Гонщики должны стремиться к предельному уменьшению лобового сопротивления, к хорошей аэродинамике, но вместе с тем и к тому, чтобы положение всех частей тела было непринужденным, позволяющим с минимальной затратой энергии добиться максимального эффекта в работе.

Техника педалирования во многом зависит от установки шипов на велотуфлях спортсмена. Наиболее рациональное положение ноги на педали у гонщиков-преследователей будет, когда основание большого пальца совпадает с осью педали. В некоторых случаях (при очень большом размере ноги или слабых мышцах голени) стопу на педали можно сдвинуть на 3 — 10 мм вперед, а при маленьком размере ноги или сильно развитых мышцах — сдвинуть на 3 — 5 мм назад.

На установку шипов на велотуфли оказывает влияние и анатомическое строение ног у спортсмена. У гонщиков с прямыми ногами стопы распологаются на педалях параллельно шатунам, с О-образными — пятки отводятся от шатунов во внешние стороны на 2 — 4°, с Х-образными — пятки приближаются к шатунам на 3 — 5°. Такие поправки, связанные с установкой шипов на велотуфли, позволяют гонщику педалировать в строго вертикальной плоскости (не разводя колени в стороны и не касаясь ими рамы велосипеда), что увеличивает эффект приложения усилий к педалям.

Удобство посадки зависит от качества седла и его установки. Для гонок преследования хорошо подходят пластиковые седла, выпускаемые харьковским велозаводом. Можно применять также кожаные седла, но они требуют определенной доводки. Чтобы седло не было слишком жестким, его необходимо размять, затем на 1 — 1,5 см сузить крылья каркаса. Потом нужно сделать дырки в середине нижней части седла и стянуть его снизу проволокой,

 

после чего натянуть кожу седла при помощи гайки, расположенной в передней части каркаса. Ширина седла должна соответствовать седалищным буграм таза спортсмена, в противном случае нарушается кровоснабжение таза и нижних конечностей.

Седло на велосипеде устанавливается на такую высоту, при которой угол между бедром и голенью ноги, находящейся в нижнем положении при педалировании в посадке, был бы равен 120 — 140°. При этом размер рамы велосипеда должен соответствовать росту спортсмена, т. е. нижний край седла должен быть приподнят над горизонтальной трубой велосипеда на 10 — 15 см.

По горизонтали седло устанавливается по центру или сдвигается назад на 1 — 1,5 см (по Л. В. Чхаидзе). Правильность установки седла по горизонтали определяет тренер. Спортсмен, сидя на седле велосипеда, устанавливает шатуны в горизонтальное положение, а тренер, приставив отвес к центру внутреннего мыщелка большеберцовой кости ноги спортсмена, находящейся в переднем положении, отмечает, как пройдет отвес по отношению к оси педали. Если отвес проходит через центр оси педали и основание большого пальца, значит, седло установлено правильно.

Седло может быть установлено в горизонтальной плоскости или его носок приподнят на 5 — 6 мм. Такое положение седла препятствует сползанию спортсмена вперед и способствует большему расслаблению мышц рук и туловища, делает посадку непринужденной. Ширина руля должна соответствовать ширине плеч или быть уже на 3 — 5 см. Руль устанавливается, на такую высоту, чтобы руки спортсмена не напрягались и были несколько согнуты в локтевых суставах. При этом необходимо, чтобы при хвате за нижнюю часть руля у спортсмена не напрягались межреберные мышцы и он мог бы свободно дышать. Длина выноса и высота его подъема определяются следующим образом: спортсмен садится на седло стоящего велосипеда, принимает обтекаемую посадку и опускает руки вниз, затем, не меняя положения предплечья, сгибает руки в локтевом суставе до угла 110 — 120°. При этом кисти должны находиться на нижней части руля на месте хвата. Если при такой

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

установке руля спортсмен испытывает неудобство, нужно изменить или длину выноса, или его высоту. В некоторых случаях можно даже заменить баранку руля.

Подобрав «классическую» посадку на велосипеде, спортсмен старается на тренировках и соревнованиях довести ее до совершенной аэродинамической посадки, создающей минимальное сопротивление и обеспечивающей возможность эффективно педалировать на всей дистанции.

При поиске наиболее рациональной посадки тренеру и спортсмену в этом может помочь видеомагнитофон. Спортсмен сможет подобрать для себя оптимальную посадку в тех случаях, когда он будет сознательно ее контролировать и вносить необходимые изменения, учитывая свои ощущения.

Техника педалирования гонщиков-преследователей является одним из критериев их мастерства. Из исследований (Л. В. Чхаидзе, 1961; Г. М. Мартынов, 1971) известно, что результаты в соревнованиях зависят на 6 — 8% от эффективности техники педалирования. Однако в настоящее время оценка техники педалирования в большинстве случаев делается по внешнему впечатлению. Оперативный контроль за эффективностью техники педалирования практически отсутствует. Поэтому очень важно изучить двигательную деятельность велосипедистов и определить наиболее рациональные способы педалирования.

Эффективность техники гонщиков-преследователей зависит от умения спортсмена при помощи переключений работы разных мышечных групп поддерживать скорость движения. В условиях ограниченных движений ноги велосипедиста (стопа движется по окружности, ограниченной длиной шатуна) важно знать направление и величину прилагаемых к педалям усилий в различных точках описываемой окружности. В цикле педалирования определены четыре основные и четыре промежуточные зоны переключения работы мышц. Если учесть, что основной способ педалирования — круговой, при котором спортсмен старается прилагать усилия по всей окружности, то приложение усилий при этом способе педалирования имеет четыре основных направления: вниз, назад, вверх, вперед.

На границе перехода педали из одной зоны в другую происходит смена работающих мышц, что вызывает изменения направления приложения усилий и движения в суставах ног. В результате происходит чередование напряжения и расслабления работающих мышц (С. М. Минаков, 1964).

Таким образом, при круговом педалировании поступательные усилия, создающие крутящий момент на оси каретки велосипеда, прилагаются к шатуну во всех точках вращения по касательной линии к окружности.

Помимо кругового способа педалирования

 

гонщики-преследователи применяют импульсный и инерционный (бессиловой) способы педалирования.

Инерционный способ педалирования, или, как его еще называют, бессиловой, определяется уже самим названием. Используя этот способ педалирования, спортсмены практически не прикладывают усилий к педалям, а используют вес ноги для продвижения педали вперед по инерции.

Гонщик, владеющий всеми способами педалирования, вовремя переключает нагрузку на менее усталые в данный момент мышцы, стараясь не доводить до сильного утомления основные мышечные группы, участвующие в педалировании. Умение переключать усилия в цикле педалирования помогает спортсмену рационально распределять свои силы на всей дистанции. Причем умение спортсмена выполнять переключения подсознательно, автоматически, в нужный момент гонки говорит о высоком классе его специальной технической подготовленности к гонкам преследования.

Использование тензодинамометра для регистрации тангенциальных усилий с шатунов (В. Г. Половцев, В. В. Тимошенков, 1977) позволило установить, что усилия, прилагаемые к педалям за один оборот шатуна, распределяются неравномерно по окружности и могут быть представлены в виде кривой.

Усилия, прилагаемые к педали, начинают увеличиваться в зоне 0° и достигают своего максимума приблизительно к 90е, после чего отмечается снижение давления на педаль. Во время подтягивания педали наблюдается увеличение тяговых усилий, доходящих до максимума в зоне 270°, а затем происходит постепенное снижение их до минимума в зоне 360°. При каждом цикле педалирования происходит чередование работы мышц нижних конечностей, связанное с одновременным давлением и подтягиванием разноименных педалей. Тангенциальная суммарная кривая этих усилий представляет собой синусоиду, где симметричность верхних и нижних гребней отражает степень адекватности усилий, прилагаемых к шатуну. Чем выше квалификация спортсменов-велосипедистов, тем большей величины достигают показатели минимальных усилий в цикле кругового педалирования и тем больше усилий затрачивают они на проводку и проталкивание педалей. Максимальные и средние усилия, прилагаемые к педалям, характерны для более квалифицированных спортсменов. Это можно объяснить тем, что технически плохо подготовленные спортсмены пытаются компенсировать недостаток усилий, прилагаемых к педалям, более интенсивным давлением на них.

При импульсном педалировании с акцентом на давлении на педали наблюдается увеличение усилий в точках 90 и 225° оборота шатуна, а при педалировании с преимущественным акцентом на подтягивании педалей — их сглажи-

 
Library   37   Up


Contents

 

Home
 

вание. Эти различия при педалировании с преимущественным акцентом на подтягивании педали, где более равномерно распределяются усилия при воздействии на шатун, обусловлены в передней зоне за счет веса ноги, а в задней — за счет подтягивания педали.

При сравнении энерготрат и усилий, затрачиваемых в круговом и импульсном способах педалирования, было выявлено преимущество кругового способа (В. В. Михайлов, Н. А. Левенко, Р. М. Рагимов, 1973). При одинаковой мощности работы (1695 кгм/мин) кислородный запрос при импульсном способе педалирования был равен 46,98 мл (кг) мин, при круговом — 42,38 мл(кг)мин, величина усилий (сумма 4 моментов) соответственно 106,3 и 79,6 кг. Кроме того, рациональное распределение усилий в сумме оборотов педали сопровождается меньшим вовлечением в работу мышц рук и туловища и менее напряженной работой мышц ног.

Таким образом, чем рациональнее техника педалирования, тем ближе к синусоиде приближается тангенциальная кривая, минимальные значения которой находятся в зонах 0 и 180°, а максимальные — 90 и 270°.

Техника езды в индивидуальной гонке преследования складывается из 4 компонентов: старта с места, стартового разгона, прохождения дистанции и финиширования.

Старт с места наиболее трудный из технических элементов этого вида соревнований, поэтому от степени его совершенства во многом зависят разгон и общий результат. На старте велосипедист, сидя на седле, должен поставить педали в такое положение, чтобы левый шатун (желательно) был расположен на 60° от вертикали, проведенной через каретку велосипеда. После команды стартера «Внимание!» спортсмен должен встать с седла и по выстрелу из пистолета или команде «Марш!» начать движение вперед. В этот момент очень важно сделать правильно первые обороты педалями. Спортсмен сильно тянет на себя руль и; используя силу мышц спины, давит левой ногой вниз, одновременно подтягивая педаль правой ногой вверх. Происходит некоторое смещение тела велосипедиста вперед с последующим смещением назад в крайне заднее положение, с тем чтобы в момент, когда правый шатун находится в верхней зоне, изменить угол приложения усилий правой ногой и приблизить его к 90°. Следующий за этим нажим правой ногой вниз приводит вновь к смещению тела вперед, а затем назад. При первых 2 — 3 нажимах происходит небольшое смещение спортсмена вперед-назад, и ограничивается оно длиной шатунов. При последующих нажимах амплитуда смещения спортсмена в передне-заднем направлении уменьшается и через 6 — 8 оборотов практически прекращается. С этого момента начинается стартовый разгон. Особенность стартового разгона заключается в том, что спортсмен, стоя на педалях, должен

 

до посадки в седло развить дистанционную скорость или даже превысить ее. Педалируя стоя на педалях, велосипедист делает акцент на одновременном нажиме одной педали вниз и подтягивании другой вверх. Причем руки должны быть несколько согнуты в локтевых суставах, а тяга их на себя значительно меньше, чем при первых метрах езды со старта. В этот момент не следует смещаться сильно вперед, что приводит к пробуксовыванию заднего колеса. Необходимо следить за тем, чтобы тело находилось над седлом.

Очень важно правильно освоить посадку в седло после разгона, не вызывая торможения из-за опаздывания подтягивания ноги в задней зоне. Садиться в седло нужно под «удобную» ногу, занимающую положения в передней зоне, в то время как вторая нога, находящаяся в задней зоне, подтягивает педаль с опережением усилий. Это делается для того, чтобы не вызвать толчка педали в подошву ступни, что приводит к торможению велосипеда. Как правило, спортсмены садятся в седло через 160 — 180 м после старта. Если учесть, что дистанционную скорость спортсмены развивают примерно к первым 140 м дистанции, то, стоя на педалях над седлом, они или поддерживают набранную скорость, или даже несколько ее увеличивают.

Прохождение дистанции. Сев в седло, велосипедист принимает наиболее удобную для себя «боевую» посадку. Для этого он сгибает руки в локтевых суставах, наклоняя туловище как можно ниже к рулю. Локти нельзя разводить в стороны, так как это увеличивает сопротивление воздуха. Принятая спортсменом посадка на велосипеде сохраняется до конца дистанции. Скорость на дистанции регулируется спортсменом в зависимости от поставленных перед ним задач. В заезде спортсмен применяет все способы педалирования, регулируя моменты напряжения и расслабления различных мышечных групп.

В конце дистанции спортсмен начинает финишировать. В зависимости от заезда к финишированию приступают за 1 — 3, а в некоторых случаях даже более кругов. К этому моменту спортсмен должен при помощи различных способов педалирования так подготовить основные мышечные группы, участвующие" в круговом педалировании, чтобы они справились с нагрузкой и скорость движения на финише возросла.

Во многих случаях судьба заезда решается на последнем круге и даже на последней прямой. Поэтому для выигрыша в заезде необходимо сохранить запас скорости на финише. Достигнуть этого можно в тех случаях, когда велосипедист научится хорошо брать старт с места, правильно и оптимально разгоняться со старта, относительно равномерно проходить дистанцию, используя различные способы педалирования.

 
Library   38   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало