|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего за тренировку: 10 км, ЧСС до 130 уд/мин; 15 км, ЧСС до 130 — 250 уд/мин; 45 км, ЧСС до 150 — 180 уд/мин. 2-й день — контрольные соревнования, Командная гонка на 75 км (табл. 3).
Таблица 3 Среднее значение ЧСС у спортсменов (командная гонка на 75 км)
Разминка: езда на 5 км при ЧСС 130 — 150 уд/мин; езда на 5 км при ЧСС 130 — 180 уд/мин. 3-й день — контрольные соревнования (гонка-критериум) на 60 — 70 км с 10 — 12 промежуточными финишами, ЧСС на финише — 180 уд/мин и более. 4-й день — контрольные соревнования (групповая гонка) на 120 — 140 км. 5-й день — контрольные соревнования (групповая гонка) на 150 — 170 км. 6-й день — восстановительная тренировка: езда на 70 — 80 км при ЧСС до 130 уд/мин. 7-й день — отдых. 8-й день — развитие качеств скоростной выносливости. Езда на 110 — 120 км при ЧСС в среднем 150 — 160 уд/мин. Разминка: езда в группе на 5 км при ЧСС до 130 уд/мин; езда в команде по 4 человека: 2x10 км, 2x15 км, 2x10 км, через каждые 3 — 5 км восстановление, ЧСС — 130 уд/мин (табл. 4). |
Таблица 4 Среднее значение ЧСС у спортсменов (командная гонка)
Езда в группе на 10 км при ЧСС до 130 уд/мин. Всего за тренировку: 25 км, ЧСС до 130 уд/мин; 20 км, ЧСС до 130 — 150 уд/мин; 65 — 75 км, ЧСС до 150 — 180 уд/мин. 9-й день — совершенствование техники: командная гонка на 100 — 110 км при ЧСС в среднем 150 — 160 уд/мин. Разминка: езда в группе на 5 км при ЧСС до 130 уд/мин; езда в группе на 5 км при ЧСС 130 — 150 уд/мин; езда в команде, ЧСС 150 — 160 уд/мин. Езда в команде по 4 человека: 3x10 км, через каждые 5 км восстановление, ЧСС до 130 уд/мин (табл. 5). Всего за тренировку: езда 10 км при ЧСС до 130 уд/мин; 60 — 65 км при ЧСС до 130 — 150 уд/мин; 30 — 35 км при ЧСС до 150 — 180 уд/мин. 10-й день — настраивающая тренировка: индивидуальная езда — 45 — 50 км. Из них: 10 км при ЧСС до 130 — 150 уд/мин; 30 км, ЧСС до 130 — 150 уд/мин; 15 — 20 км, ЧСС до 150 — 180 уд/мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5 Среднее значение ЧСС у спортсменов (командная гонка 3х10 км)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
|
||||
Таким образом, приведенная схема одного из годичных циклов олимпийской подготовки велосипедистов-шоссейников способствует стабильному повышению мастерства спортсменов. Подводящий мезоцикл к основным соревнова- |
ниям сезона создает предпосылки для максимальной мобилизации функционального потенциала, технических и тактических возможностей спортсменов. |
|||
|
||||
Ю. Г. Крылатых, кандидат педагогических наук |
||||
Посадка спортсменов на велосипеде. Правильная посадка — это такое положение спортсмена на велосипеде, которое позволяет гонщику при оптимальной частоте педалирования развить максимальную мощность работы на определенной дистанции. Посадка велосипедистов-преследователей не меняется в зависимости от выступлений в индивидуальной или командной гонках преследования. Гонщики должны стремиться к предельному уменьшению лобового сопротивления, к хорошей аэродинамике, но вместе с тем и к тому, чтобы положение всех частей тела было непринужденным, позволяющим с минимальной затратой энергии добиться максимального эффекта в работе. Техника педалирования во многом зависит от установки шипов на велотуфлях спортсмена. Наиболее рациональное положение ноги на педали у гонщиков-преследователей будет, когда основание большого пальца совпадает с осью педали. В некоторых случаях (при очень большом размере ноги или слабых мышцах голени) стопу на педали можно сдвинуть на 3 — 10 мм вперед, а при маленьком размере ноги или сильно развитых мышцах — сдвинуть на 3 — 5 мм назад. На установку шипов на велотуфли оказывает влияние и анатомическое строение ног у спортсмена. У гонщиков с прямыми ногами стопы распологаются на педалях параллельно шатунам, с О-образными — пятки отводятся от шатунов во внешние стороны на 2 — 4°, с Х-образными — пятки приближаются к шатунам на 3 — 5°. Такие поправки, связанные с установкой шипов на велотуфли, позволяют гонщику педалировать в строго вертикальной плоскости (не разводя колени в стороны и не касаясь ими рамы велосипеда), что увеличивает эффект приложения усилий к педалям. Удобство посадки зависит от качества седла и его установки. Для гонок преследования хорошо подходят пластиковые седла, выпускаемые харьковским велозаводом. Можно применять также кожаные седла, но они требуют определенной доводки. Чтобы седло не было слишком жестким, его необходимо размять, затем на 1 — 1,5 см сузить крылья каркаса. Потом нужно сделать дырки в середине нижней части седла и стянуть его снизу проволокой, |
после чего натянуть кожу седла при помощи гайки, расположенной в передней части каркаса. Ширина седла должна соответствовать седалищным буграм таза спортсмена, в противном случае нарушается кровоснабжение таза и нижних конечностей. Седло на велосипеде устанавливается на такую высоту, при которой угол между бедром и голенью ноги, находящейся в нижнем положении при педалировании в посадке, был бы равен 120 — 140°. При этом размер рамы велосипеда должен соответствовать росту спортсмена, т. е. нижний край седла должен быть приподнят над горизонтальной трубой велосипеда на 10 — 15 см. По горизонтали седло устанавливается по центру или сдвигается назад на 1 — 1,5 см (по Л. В. Чхаидзе). Правильность установки седла по горизонтали определяет тренер. Спортсмен, сидя на седле велосипеда, устанавливает шатуны в горизонтальное положение, а тренер, приставив отвес к центру внутреннего мыщелка большеберцовой кости ноги спортсмена, находящейся в переднем положении, отмечает, как пройдет отвес по отношению к оси педали. Если отвес проходит через центр оси педали и основание большого пальца, значит, седло установлено правильно. Седло может быть установлено в горизонтальной плоскости или его носок приподнят на 5 — 6 мм. Такое положение седла препятствует сползанию спортсмена вперед и способствует большему расслаблению мышц рук и туловища, делает посадку непринужденной. Ширина руля должна соответствовать ширине плеч или быть уже на 3 — 5 см. Руль устанавливается, на такую высоту, чтобы руки спортсмена не напрягались и были несколько согнуты в локтевых суставах. При этом необходимо, чтобы при хвате за нижнюю часть руля у спортсмена не напрягались межреберные мышцы и он мог бы свободно дышать. Длина выноса и высота его подъема определяются следующим образом: спортсмен садится на седло стоящего велосипеда, принимает обтекаемую посадку и опускает руки вниз, затем, не меняя положения предплечья, сгибает руки в локтевом суставе до угла 110 — 120°. При этом кисти должны находиться на нижней части руля на месте хвата. Если при такой |
|||
36 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |