Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

лосипедисты Мечислав Поремба, отставший от победителя на 6 с, и Збигнев Врона, показавший результат 55 мин 56 с. Спортсмены соревновались в течение 9 дней. На всех этапах лидерство удерживал чемпион VIII летней Спартакиады народов СССР Владимир Баранов-

 

ский. Он и стал победителем соревнований. Его время — 25:03.25.

Гонка-мемориал, посвященная Герою Советского Союза полковнику В. Ф. Скопенко, навсегда останется символом вечной дружбы между народами СССР и ПНР.

 

 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ


ПОДГОТОВКА ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ В ОЛИМПИЙСКОМ ЦИКЛЕ

   
В. А. Капитонов, заслуженный тренер СССР, Н. П. Кириенко, кандидат педагогических наук, Москва — Киев
 

Выступление советских велосипедистов-шоссейников на олимпийских играх и чемпионатах мира подвергается тщательному анализу в целях поиска новых путей совершенствования спортивного мастерства. Основным в этом направлении является изучение тенденций развития мирового велосипедного спорта, его направленности в сравнении с состоянием у нас в стране.

В последние годы стало очевидным, что объем и интенсивность тренировочных нагрузок ведущих зарубежных спортсменов и велосипедистов сборной команды страны в основном идентичны. Однако в отдельных качественных показателях, например в соревновательном объеме, количестве стартов в различных шоссейных и трековых гонках, мы еще отстаем от некоторых ведущих зарубежных команд.

В связи с этим возникает необходимость поиска оптимальных вариантов сбалансированного соотношения показателей тренировочных к соревновательных нагрузок. В качестве примера приведем характерную структуру одного из годичных циклов олимпийской подготовки велосипедистов.

Этапы специальной подготовки

В велосипедном спорте при общей традиционной периодизации круглогодичной тренировки в олимпийском цикле сформировались этапы подготовки, зависящие от направленности тренировочного процесса.

Переходный период (ноябрь). Основные задачи — восстановление организма спортсмена после больших физических и психологических напряжений в течение всего сезона и дальнейшее совершенствование техники. Определение состояния здоровья и функционального состояния организма велосипедистов. На основании объективных медико-биологических данных разрабатываются индивидуальные

 

планы подготовки велосипедистов на новый спортивный сезон.

Проводятся преимущественно восстановительные тренировки с использованием средств специальной подготовки (40 — 50%) при ЧСС в пределах 130 — 150 уд/мин, занятия по ОФП, ходьба в горы, спортивные игры, плавание, различные восстановительные физиотерапевтические мероприятия, углубленные комплексные медико-биологические обследования.

Подготовительный период (декабрь — март). Основные задачи — создание общей специальной базовой подготовки, на фоне которой достигается повышение функциональных возможностей организма велосипедистов-шоссейников и дальнейшее совершенствование специальных физических качеств.

На первом этапе (декабрь — январь) проводится основная базовая подготовка. Специальные тренировочные нагрузки чередуются с тренировками по ОФП. В основном проводятся двухразовые тренировки.

На этапе базовой подготовки используется специальная тренировочная нагрузка преимущественно умеренной интенсивности (ЧСС — 130 — 150 уд/мин).

Этап накопления тренировочного потенциала приходится на февраль — март. Основные задачи этапа — развитие специальных физических качеств велосипедистов-шоссейников, повышение аэробной, анаэробной и аэробно-анаэробной производительности, совершенствование тактического и технического мастерства.

На этом этапе происходит снижение умеренной тренировочной нагрузки (ЧСС — 130 — 150 уд/мин) до 50% и увеличение соревновательного объема до 20%- Интенсивный объем нагрузки находится в пределах 10%, а восстановительный — в пределах 20%.

На этом этапе двухразовые тренировки проводятся преимущественно только в феврале.

Соревновательный период (ап-

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Схема соревновательной подготовки в годичном цикле

Направленность соревнований

Месяцы подготовки

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Подготовительные:
отборочные
контрольные
подводящие

Основные

 

+

+

 

 

+

+

 

+

+

 

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

+

+

 

 

+

Всего стартов:

12 — 16

12 — 18

13 — 17

8 — 12

10 — 14

10-14

6-8

 

 

рель — октябрь). Основные задачи этого периода — достижение высокого уровня работоспособности организма, повышение тактического и технического мастерства. Основное средство — соревновательная подготовка.

В этом периоде соревнования (старты) подразделяются на подготовительные (контрольные, отборочные, подводящие) и основные. Причем основные соревнования не являются едиными для всех спортсменов. Соревнования проводятся отдельно для каждой категории спортсменов с учетом уровня их подготовленности. Так, для членов сборной команды СССР (командная и групповая гонки) основными соревнованиями являются олимпийские игры и чемпионаты мира. Для молодежного резерва сборной команды к основным соревнованиям относятся чемпионаты СССР и международные гонки (табл. 1).

Соревновательная подготовка, конечно, влияет не только на повышение спортивного и тактического мастерства, но и на формирование психологической устойчивости. Кроме того, она способствует росту функциональных возможностей организма велосипедистов.

Апрель в соревновательном периоде характерен серией отборочных и контрольных соревнований, которые позволяют определить соста-

 

вы команд для последующей целенаправленной подготовки к олимпийским видам программы (командные и групповые гонки).

В мае проводится серия однодневных гонок — 2 — 3 гонки в недельном цикле. Наряду с групповыми гонками в тренировки включаются и командные гонки (на 75 — 100 км). Тренировочная работа преимущественно направлена на совершенствование технического мастерства в командных и групповых гонках. Проводятся целенаправленные тренировки на развитие качеств скорости (быстроты), скоростной выносливости и силы.

Примерный тренировочный мезоцикл
соревновательного периода (за 17 — 18 дней
до основных соревнований)

1-й день — настраивающая тренировка: езда на 60 — 70 км при средней ЧСС 130 — 150 уд/мин. Разминка: езда в группе на 5 км при ЧСС до 130 уд/мин; езда на 10 км при ЧСС 130 — 150 уд/мин; езда в команде на 5 км при ЧСС 150 — 170 уд/мин; езда командой — 2X10 км (табл. 2).

Тренировочное упражнение: езда в группе на 15 — 20 км при ЧСС 130 — 150 уд/мин; езда в группе на 5 км при ЧСС до 130 уд/мин.

Таблица 2

Среднее значение ЧСС у спортсменов (командная гонка)

Отрезок дистанции, км

Позиция

1 2

3

4

10

169

163

164

169

Восстановление: езда на 5 км при ЧСС до 130 уд/мин

10

175

166

167

175

 

Library   34   Up


Contents

 

Home
 

Всего за тренировку: 10 км, ЧСС до 130 уд/мин; 15 км, ЧСС до 130 — 250 уд/мин; 45 км, ЧСС до 150 — 180 уд/мин.

2-й день — контрольные соревнования, Командная гонка на 75 км (табл. 3).

 

Таблица 3

Среднее значение ЧСС у спортсменов (командная гонка на 75 км)

Отрезок дистанции, км

Позиция

1

2

3

4

18,75

37,5

56,25

75

177

178

181

186

167

173

176

182

172

176

178

183

177

179

180

185

 

Разминка: езда на 5 км при ЧСС 130 — 150 уд/мин; езда на 5 км при ЧСС 130 — 180 уд/мин.

3-й день — контрольные соревнования (гонка-критериум) на 60 — 70 км с 10 — 12 промежуточными финишами, ЧСС на финише — 180 уд/мин и более.

4-й день — контрольные соревнования (групповая гонка) на 120 — 140 км.

5-й день — контрольные соревнования (групповая гонка) на 150 — 170 км.

6-й день — восстановительная тренировка: езда на 70 — 80 км при ЧСС до 130 уд/мин.

7-й день — отдых.

8-й день — развитие качеств скоростной выносливости. Езда на 110 — 120 км при ЧСС в среднем 150 — 160 уд/мин. Разминка: езда в группе на 5 км при ЧСС до 130 уд/мин; езда в команде по 4 человека: 2x10 км, 2x15 км, 2x10 км, через каждые 3 — 5 км восстановление, ЧСС — 130 уд/мин (табл. 4).

 

Таблица 4

Среднее значение ЧСС у спортсменов (командная гонка)

Отрезок дистанции, км

Позиция

1

2

3

4

1-й — 10

2-й — 10

3-й — 15

4-й — 15

5-й — 10

6-й — 10

169

175

173

175

180

184

163

166

171

166

173

178

164

167

172

171

175

180

168

175

173

174

177

186

 

Езда в группе на 10 км при ЧСС до 130 уд/мин.

Всего за тренировку: 25 км, ЧСС до 130 уд/мин; 20 км, ЧСС до 130 — 150 уд/мин; 65 — 75 км, ЧСС до 150 — 180 уд/мин.

9-й день — совершенствование техники: командная гонка на 100 — 110 км при ЧСС в среднем 150 — 160 уд/мин.

Разминка: езда в группе на 5 км при ЧСС до 130 уд/мин; езда в группе на 5 км при ЧСС 130 — 150 уд/мин; езда в команде, ЧСС 150 — 160 уд/мин.

Езда в команде по 4 человека: 3x10 км, через каждые 5 км восстановление, ЧСС до 130 уд/мин (табл. 5).

Всего за тренировку: езда 10 км при ЧСС до 130 уд/мин; 60 — 65 км при ЧСС до 130 — 150 уд/мин; 30 — 35 км при ЧСС до 150 — 180 уд/мин.

10-й день — настраивающая тренировка: индивидуальная езда — 45 — 50 км.

Из них: 10 км при ЧСС до 130 — 150 уд/мин; 30 км, ЧСС до 130 — 150 уд/мин; 15 — 20 км, ЧСС до 150 — 180 уд/мин.

 

Таблица 5

Среднее значение ЧСС у спортсменов (командная гонка 3х10 км)

Отрезок дистанции, км

Позиция

1

2

3

4

1-й — 10

163,5

147

153

157

Восстановление: 5 км, ЧСС до 130 уд/мин

2-й — 10

165

166

161

160

Восстановление: 5 км, ЧСС до 130 уд/мин

3-й — 10

172

164

166

168

Езда командами на 45 — 50 км при ЧСС 130 — 150 уд/мин

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

Таким образом, приведенная схема одного из годичных циклов олимпийской подготовки велосипедистов-шоссейников способствует стабильному повышению мастерства спортсменов. Подводящий мезоцикл к основным соревнова-

 

ниям сезона создает предпосылки для максимальной мобилизации функционального потенциала, технических и тактических возможностей спортсменов.

 

 

ТЕХНИКА ГОНЩИКА-ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ

   
Ю. Г. Крылатых, кандидат педагогических наук
 

Посадка спортсменов на велосипеде. Правильная посадка — это такое положение спортсмена на велосипеде, которое позволяет гонщику при оптимальной частоте педалирования развить максимальную мощность работы на определенной дистанции. Посадка велосипедистов-преследователей не меняется в зависимости от выступлений в индивидуальной или командной гонках преследования. Гонщики должны стремиться к предельному уменьшению лобового сопротивления, к хорошей аэродинамике, но вместе с тем и к тому, чтобы положение всех частей тела было непринужденным, позволяющим с минимальной затратой энергии добиться максимального эффекта в работе.

Техника педалирования во многом зависит от установки шипов на велотуфлях спортсмена. Наиболее рациональное положение ноги на педали у гонщиков-преследователей будет, когда основание большого пальца совпадает с осью педали. В некоторых случаях (при очень большом размере ноги или слабых мышцах голени) стопу на педали можно сдвинуть на 3 — 10 мм вперед, а при маленьком размере ноги или сильно развитых мышцах — сдвинуть на 3 — 5 мм назад.

На установку шипов на велотуфли оказывает влияние и анатомическое строение ног у спортсмена. У гонщиков с прямыми ногами стопы распологаются на педалях параллельно шатунам, с О-образными — пятки отводятся от шатунов во внешние стороны на 2 — 4°, с Х-образными — пятки приближаются к шатунам на 3 — 5°. Такие поправки, связанные с установкой шипов на велотуфли, позволяют гонщику педалировать в строго вертикальной плоскости (не разводя колени в стороны и не касаясь ими рамы велосипеда), что увеличивает эффект приложения усилий к педалям.

Удобство посадки зависит от качества седла и его установки. Для гонок преследования хорошо подходят пластиковые седла, выпускаемые харьковским велозаводом. Можно применять также кожаные седла, но они требуют определенной доводки. Чтобы седло не было слишком жестким, его необходимо размять, затем на 1 — 1,5 см сузить крылья каркаса. Потом нужно сделать дырки в середине нижней части седла и стянуть его снизу проволокой,

 

после чего натянуть кожу седла при помощи гайки, расположенной в передней части каркаса. Ширина седла должна соответствовать седалищным буграм таза спортсмена, в противном случае нарушается кровоснабжение таза и нижних конечностей.

Седло на велосипеде устанавливается на такую высоту, при которой угол между бедром и голенью ноги, находящейся в нижнем положении при педалировании в посадке, был бы равен 120 — 140°. При этом размер рамы велосипеда должен соответствовать росту спортсмена, т. е. нижний край седла должен быть приподнят над горизонтальной трубой велосипеда на 10 — 15 см.

По горизонтали седло устанавливается по центру или сдвигается назад на 1 — 1,5 см (по Л. В. Чхаидзе). Правильность установки седла по горизонтали определяет тренер. Спортсмен, сидя на седле велосипеда, устанавливает шатуны в горизонтальное положение, а тренер, приставив отвес к центру внутреннего мыщелка большеберцовой кости ноги спортсмена, находящейся в переднем положении, отмечает, как пройдет отвес по отношению к оси педали. Если отвес проходит через центр оси педали и основание большого пальца, значит, седло установлено правильно.

Седло может быть установлено в горизонтальной плоскости или его носок приподнят на 5 — 6 мм. Такое положение седла препятствует сползанию спортсмена вперед и способствует большему расслаблению мышц рук и туловища, делает посадку непринужденной. Ширина руля должна соответствовать ширине плеч или быть уже на 3 — 5 см. Руль устанавливается, на такую высоту, чтобы руки спортсмена не напрягались и были несколько согнуты в локтевых суставах. При этом необходимо, чтобы при хвате за нижнюю часть руля у спортсмена не напрягались межреберные мышцы и он мог бы свободно дышать. Длина выноса и высота его подъема определяются следующим образом: спортсмен садится на седло стоящего велосипеда, принимает обтекаемую посадку и опускает руки вниз, затем, не меняя положения предплечья, сгибает руки в локтевом суставе до угла 110 — 120°. При этом кисти должны находиться на нижней части руля на месте хвата. Если при такой

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало