Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

роге. Их места на этапе 14-е и 23-е. Третий зачетник приехал спустя 5 мин после Рааба — победителя этапа. Лидером стал Боден. Далее — Чужда (+32 с), а за ним седьмым Угрюмов ( +2.43). Проиграв на этапе 7 мин 48 с, наша команда была оттеснена на 4-е место. Впереди команды ГДР, ПНР, ЧССР. Наше отставание — 12 мин 20 с.

Такое положение сохранилось до последнего, двенадцатого этапа, на котором Петерманн (ГДР) оторвался от каравана на 6 мин 47 с.

Приводим итоги XXXVI велогонки Мира:

В личном зачете

Место

Фамилия

Результат

1 - е

2 - е

3 - е

4 - е

23 - е

30 - е

70 - е

Ф. Боден

О. Чужда

О. Людвиг

П. Угрюмов

А. Куликов

Р. Суун

И. Фелс

46:02.57

+0,32

+0,42

+2.49

+14.06

+19.01

+1:04.58

 

В командном зачете

Место

Страна

Результат

1 - е

2 - е

3 - е

4 - е

ГДР

ПНР

ЧССР

СССР

137:59.24

+13.25

+14.32

+18.57

 

Закончили гонку 82 велосипедиста из 16 команд.

Майку активнейшего гонщика получил М. Ромашкану (Румыния), а три майки — горного, стабильного и универсального гонщика — О. Людвиг (ГДР). Он выиграл пролог и победил на четырех этапах. Еще на четырех этапах победили У. Рааб и А. Петерманн. Любопытно, что ни одного этапа не выиграл Ф. Боден, только в личном зачете он занял 1-е место. Наш О. Чужда был на 2-м месте. Советские гонщики впервые за многие годы не одержали ни одной победы на этапах. Зачет давали команде: О. Чужда — 13 раз, П. Угрюмов — 9, Р. Суун — 8, А. Куликов — 7, Ю. Каширин — 2 раза.

 

 

ВЕЛОСИПЕДНОМУ СПОРТУ В РОССИИ 100 ЛЕТ (1883 — 1983)

   
М. Тылкин, Тула
 

Знаменательной была в 1983 г. VIII летняя Спартакиада народов РСФСР по велоспорту: по времени она совпала с празднованием 100-летия велосипедного спорта в России.

Создание первого велосипеда в России связано с именем крепостного мастерового Уральского завода - — Петра Артамонова. В 1801 г. он приехал на своем «самокате» в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тыс. км и показал свое детище во время коронации царя на Сокольническом поле.

Но изобретение талантливого самоучки не нашло применения в отсталой крепостнической России — о Петре Артамонове забыли. И потому первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х гг. прошлого века, были продукцией заводов Англии и Германии.

Росло число любителей этой нехитрой, но чудесной машины. В 1880 г. Петербургская городская управа зарегистрировала около ста велосипедистов. В это время было создано и общество велосипедистов, ставившее цель «развивать употребление велосипеда как удобного, приятного и полезного средства быстрого передвижения». У тогдашнего велосипеда (его называли бициклом, а в просторечии — «пауком») переднее колесо было значительно боль-

 

ше заднего и шатуны с педалями прикреплялись к оси переднего колеса. Машины были неуклюжими и небезопасными для седока.

Первое официальное состязание на таких велосипедах было проведено в Москве в июле 1883 г. на ипподроме, а в 1884 г. — в Петербурге на Марсовом поле. Успех первых гонок превзошел все ожидания: собралось свыше 60 тыс. зрителей, плотным кольцом окруживших беговой круг 810-метровой длины. Такого громадного скопления людей на Марсовом поле старожилы не помнили даже в дни высочайших смотров войск. В состязаниях приняли участие велосипедисты из других городов России. 1883 г. и отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России.

В 1886 г. появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Эта веломашина вытеснила «паука», и увлечение велоспортом начало быстро расти. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса. В Одессе в 1894 г. был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360 м. На этом треке начал свою спортивную деятельность знаменитый велосипедист, а потом авиатор Сергей Уточкин.

Library   70   Up


Contents

 

Home
 

Важнейшим событием в спортивной жизни России, повлиявшим на дальнейшее развитие велоспорта, явился розыгрыш в 1891 г. звания «Первый ездок России». Его назвали первым «Всероссийским чемпионатом». В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы, Варшавы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Состязались на только что построенном цементном треке Московского общества велосипедистов-любителей на Ходынском поле. Длина этого крупнейшего в то время в России трека составляла 500 м. Первым гонщиком России стал москвич Г. Девис, сумевший преодолеть 7,5 версты за 15 мин 31 с.

Подобные соревнования были проведены потом в 1892 — 1894 гг. в Москве, Петербурге. Велосипед становился массовым увлечением. Начали сооружаться новые треки (их называли тогда циклодромами) в различных городах России.

3 сентября 1896 г. газета «Тульские губернские ведомости» объявляла о том, что «в воскресенье, 1 сентября, состоялось открытие циклодрома Тульского общества велосипедистов». Губернатор «перерезал ленту, перетянутую через циклодром. Играла музыка». А потом начались гонки с участием велосипедистов из Калуги, Орла. Это были первые соревнования на одном из первых в России треков. В 1898 г. в Туле было разыграно первенство трех губерний — Тульской, Орловской и Курской. Туляк А. Каменов был третьим в спринте.

То обстоятельство, что столетний юбилей велоспорта в нашей республике был торжественно отмечен на тульском треке, говорит о той важной роли, которую сыграл он на протяжении своего 87-летнего существования для развития отечественного велоспорта.

В 1907 г. в Туле, когда в других городах велоспорт переживал упадок, был проведен первый чемпионат Центральной России, а в 1909 г. здесь прошел Всероссийский чемпионат. Победителями в гонке с лидером стали туляки Ф. Федоров и М. Золотарев.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции тульский трек широко открыл двери спортсменам из рабочей среды. Он оставался единственным в стране действующим «велосипедным островком». В 1918 г. Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России. Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР.

В 20-е годы славу отечественному велоспорту создавали такие выдающиеся гонщики, как москвичи — чемпионы России Михаил Бойтлер, Григорий Козлов; Василий Ипполитов — победитель первого чемпионата СССР; Павел Миронов и Алексей Куприянов — чемпионы первой Всесоюзной спартакиады 1928 г. в

 

гите на 1 км и спринте; туляки — чемпионы России Александр Тарновский, Константин Суханов; Дмитрий Соловьев, завоевавший звание чемпиона СССР в спринте в 1924 г., удерживавший его до 1938 г. и ставший за свою долгую спортивную жизнь 12-кратным чемпионом России и СССР.

В 30-е и последующие годы в дело дальнейшего развития и укрепления велоспорта в стране внесли неоценимый вклад тульские велосипедисты неоднократные чемпионы страны — Зоя Дьяконова, Михаил Пушкин, Георгий Соловьев, ленинградец Эдуард Черношварц, москвичи — семикратный чемпион СССР в спринте Игорь Ипполитов, трехкратный чемпион страны в спринте Вениамин Батаен, а в дальнейшем его ученик Ростислав Варгашкин — четырехкратный чемпион СССР и призер Олимпийских игр в Риме в гите на 1 км.

В 50 — 60 годы славу тульской велосипедной школы (трек) продолжили ученики Дмитрия Александровича Соловьева — Борис Романов, Валентина Максимова и Нина Коптева. Именно Б. Романов стал первым советским велосипедистом, кто вошел в четверку мировой элиты спринтеров на чемпионате мира 1957 г. в Льеже. За двадцать лет бескорыстного служения велосипедному спорту Борис Романов 16 раз становился чемпионом России и 8 раз чемпионом СССР в различных видах велосипедных гонок.

Валентина Максимова — обладательница 25 золотых медалей чемпионки России и СССР и четырех серебряных медалей, завоеванных на чемпионатах мира.

Популярность велоспорта в Российской Федерации росла с каждым годом. Большой вклад в развитие отечественного велоспорта и завоевание его признания на мировых форумах велосипедистов внесли российские гонщики-туляки — первая чемпионка мира в индивидуальной гонке преследования Любовь Кочетова, рекордсменка мира Любовь Разуваева, неоднократные чемпионы мира Сергей Терещенков, Валентина Савина, Тамара Гаркушина, Тамара Пильщикова, бронзовый призер Олимпиады в Риме Владимир Леонов, десятикратные чемпионки страны и шестикратные чемпионки мира в спринте москвичка Галина Ермолаева и ленинградка Галина Царева, гонщик из Омска Эдуард Рапп — первый наш чемпион мира в гите на 1 км, олимпийские чемпионы в командной гонке преследования ленинградцы Владимир Осокин, Виктор Манаков, Александр Краснов, чемпион мира в командной гонке преследования москвич Константин Храбцов, неоднократный чемпион страны и призер чемпионатов мира в гонках на тандемах туляк Виктор Копылов и его земляк олимпийский чемпион в командной гонке преследования Виталий Петраков.

 
Library   71   Up


Contents

 

Home
 

Нынешнее поколение российских велосипедистов достойно продолжает дело своих предшественников. Здесь в первую очередь хочется назвать имя выдающегося тульского гонщика Сергея Копылова. Он первый из отечественных спортсменов, кто дважды завоевывал титул чемпиона мира в спринте и раз в гите на 1 км. В свои 23 года Сергей Копылов стал обладателем уникальной коллекции из 19 золотых медалей чемпиона СССР в различных видах гонок по треку, бронзовым медалистом Московской олимпиады в спринте и владельцем мировых рекордов в гите на 200, 500 и 1 км для крытых треков!

Открытием VIII летней Спартакиады народов СССР явился гонщик из Ростова-на-Дону Виктор Куповец. Он стал чемпионом этих соревнований в индивидуальной гонке преследования на 4 км, а через месяц на чемпионате мира в Швейцарии завоевал титул чемпиона мира. Такого стремительного взлета не знал еще ни один гонщик. Хорошие перспективы в овладении высотами спортивного мастерства имеют такие гонщики, как москвич Николай Ковш — победитель юношеского чемпионата мира в спринте, как Марат Ганеев из Куйбышева — чемпион мира среди юниоров в командной гонке преследования, туляки Рудольф Пруглов — мастер спорта международного класса и его земляк Валерий Гриньковский — чемпион мира в гонке преследования среди молодежи, Игорь Пелипенко — призер чемпионатов мира и СССР в командной гонке преследования.

 

Из всех треков Российской Федерации за тульским остается авторитет и слава чудесной кузницы высококлассных гонщиков. За время своего существования он дал стране около 260 чемпионов России и СССР. А сами туляки на этом треке (ведь почти все они становились чемпионами по два, три и более раз) завоевали 775 наград. Тула — единственный город в нашей стране, в котором прописаны 20 одних только золотых медалей чемпионов мира, завоеванных советскими велосипедистами.

Из года в год растет численность и мастерство велосипедистов РСФСР, все популярнее становится велосипед среди населения. Прошедшая в Туле Спартакиада народов РСФСР по велоспорту выявила новых лидеров — гонщиков Куйбышевской области, занявших 1-е место в общекомандном зачете. Тульским велосипедистам пришлось уступить свои позиции. Подтянулись к передовым коллективам команды Московской, Омской и Ростовской областей. Это обстоятельство будет в дальнейшем определять напряженную борьбу за первенство как на отдельных дистанциях, так и в общекомандном зачете и, естественно, способствовать росту велоспорта в республике.

Во многих городах РСФСР строятся новые, более совершенные по технической оснащенности и скоростным качествам крытые и открытые треки, что позволяет вести круглогодичную тренировку с тем, чтобы успешнее выступать на турнирах самого высокого ранга.

 

 

ВЕЛОТУР ПАМЯТИ ГЕРОЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ СЕРГЕЯ ЛАЗО

   
М. П. Чикин, ст. тренер Приморского края по велоспорту, Владивосток
 

Многодневные велосипедные гонки в Приморском крае проводятся с 1949 г., но в то время они носили эпизодический характер. Протяженность трассы в разные годы менялась от 800 до 1500 км. Гонщики соревновались в основном на тяжелых велосипедах дорожного типа. Иногда длина этапов достигала 200 км. Трасса проходила в основном по грунтовым дорогам, и это было суровым испытанием для участников гонки. В соревнованиях принимали участие велосипедисты приморских городов — Владивостока, Уссурийска, Артема, Партизанска, Спасска-Дальнего, а также спортсмены Тихоокеанского флота и велосипедисты из Хабаровского края и Амурской области, а с 1958 г. — велосипедисты Читинской и Амурской областей, а также Бурятской АССР.

 

Уже в те годы гонка стала популярной среди дальневосточных спортсменов, так как в основном проводилась в конце апреля и начале мая, что позволяло велосипедистам получать хорошую соревновательную подготовку на старте сезона. Гонка проходила по звездному маршруту, через весь Приморский край. Климатические условия Приморья позволяли в этот период года вести целенаправленную подготовку, хотя иногда погода преподносила участникам велотура неожиданные сюрпризы. Победителями гонки в разные годы были приморские гонщики: Леонид Ситник из Артема. Станислав Бонашкевич и Борис Бережной из Уссурийска, Виктор Яшков, Виктор Игнатенко, Николай Кравченко; Михаил Лапшин и Евгений Овчинников из Владивостока, Иван

Library   72   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало