Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

погоду (над треком делают перекрытие) смогут тренироваться гонщики из числа 5-тысячной армии велосипедистов, имеющих лицензии. Более 500 из них — профессионалы. Тренеры ищут гонщиков для трека во время шоссей-

 

ных гонок, поскольку этот вид соревнований в Австралии наиболее популярен. Молодежи есть с кого брать пример. До сих пор в строю знаменитые спринтеры прошлых лет — Д.-М. Никольсон и Д. Кларк

 

 

«НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ»

   
А. Ю. Гринштейн
 

С этим необычайно скромным человеком судьба свела меня в Братиславе осенью 1983 г. в издательстве «Спорт». Друзья представили:

— Властимир Ружичка, заслуженный мастер спорта ЧССР, один из лучших велосипедистов-шоссейников страны.

Ружичка смутился, сослался на занятость, но все же согласился уделить мне несколько минут.

В 50-е годы имя его было хорошо известно не только чехословацким, но и зарубежным любителям велоспорта. Вместе с Яном Веселы он возглавлял чехословацкую сборную на велогонках Мира. Гонщики ЧССР добились тогда немалых успехов. И большой вклад в эти успехи внес Ружичка.

Он родился на окраине Братиславы в рабочем районе Раче, где почти каждый знал толк в велосипеде. С 17 лет Власто выступает в соревнованиях и вскоре становится одним из сильнейших гонщиков Словакии. Однако развязанная фашизмом вторая мировая война надолго прервала занятия спортом.

В первые послевоенные годы Ружичка снова садится на велосипед. Талантливого спортсмена заметили тренеры. Его включают в основной состав сборной страны.

 

В. Ружичка с теплотой вспоминает своих постоянных соперников — советских гонщиков Виктора Капитонова, олимпийского чемпиона в Риме, Гайнана Сайдхужина, Алексея Петрова... Уже тогда зародилась крепкая дружба спортсменов братских социалистических стран.

Завершив в 1957 г. карьеру велосипедиста, Ружичка не ушел сразу из спорта. Он увлекся спидвеем и три года выступал в этом виде спорта за национальную сборную.

20 лет активных занятий спортом... В его квартире на видном месте медали и кубки за победы на 12 этапах велогонки Мира, на международной гонке «Вокруг Словакии».

В 1984 г. Властимиру Ружичке исполняется 60 лет. И сейчас, спустя почти четверть века, Ружичка считается самым лучшим гонщиком Словакии. Он, как и прежде, подвижен, бодр, полон юношеской энергии. Ежегодно вместе с другими энтузиастами велоспорта Ружичка организует международные соревнования «Вокруг Словакии».

Как работник издательства «Спорт» Ружичка нередко встречается со спортивными журналистами и редакторами из разных стран. И все отдают дань уважения замечательному в прошлом спортсмену — гордости чехословацкого велоспорта.

 

ИНФОРМАЦИЯ, ХРОНИКА, СТАТИСТИКА


XXXVI ВЕЛОГОНКА МИРА

   
В. Семенов, комментатор Гостелерадио, член президиума Федерации велосипедного спорта СССР
 

В 1983 г. велогонка Мира проходила 8 — 22 мая. Велосипедисты должны были проехать 1899 км в 12 этапов с прологом. Стартовало 94 спортсмена из 16 стран.

 

Сборная СССР принимала участие в этом соревновании уже в 36-й раз. За прошедшие годы на трассе между Варшавой, Берлином и Прагой выступали 74 наших спортсмена. Их

Library   68   Up


Contents

 

Home
 

На трассе 8-го этапа XXXVI велогонки Мира. Под номером 25 капитан советской команды мастер спорта международного класса Рихо Суун. Телефото АДН — ТАСС

 

успехи значительны: 16 командных побед, 8 личных. Самыми успешными за последнее десятилетие были для нас годы с 1977-го по 1981-й, когда сборная регулярно делала дубль, т. е. побеждала и в личном и в командном зачете.

Однако в 1982 г. произошел сбой. Двойную победу одержали гонщики ГДР.

К велогонке Мира-83 наши спортсмены, как всегда, готовились на Черноморском побережье Кавказа. В апреле в сочинской гонке были отобраны две группы кандидатов, из которых после выступлений во Франции и Чехословакии была сформирована сборная СССР. В нее вошли: Ю. Каширин (Ростов-на-Дону) и Р. Суун (Тарту), участвовавшие в велогонке Мира-82, где они заняли соответственно 8-е и 7-е места, а также дебютанты:

 

И. Фелс (Рига), А. Куликов (Ленинград), О. Чужда (Ровно), П. Угрюмов (Рига).

Велогонка Мира-83, как и все предыдущие, началась с пролога. Трассу 6,7 км по улицам Варшавы наши спортсмены прошли неплохо, проиграв лишь 11 с команде ГДР. Зачет для команды дали: Чужда (3-е место), Угрюмов (4-е), Фелс (6-е). Победил О. Людвиг (ГДР), но на первом этапе лидерскую майку у него отнял его товарищ по команде У. Рааб, на 2-м месте стал Чужда ( +12 с), на 3-м — Угрюмов (+17 с). В командном зачете, по-прежнему, сборные ГДР и СССР разделяли 11 с.

На втором этапе в нашей команде случилось несчастье. Попал в завал наш капитан Каширин. Помогать ему остались Суун и Фелс. Превозмогая боль, Каширин доехал до финиша, но все трое отстали на 8 мин 17 с. Лидером гонки стал Чужда, на 2-м месте, с отставанием в 5 с, был Угрюмов.

На старт третьего этапа Каширин не вышел. Диагноз врачей — перелом ключицы. Не стартовал также Барт (ГДР). На этапе победил Людвиг. Чужда был третьим. Фелс упал незадолго до финиша, и на него наехал мотоцикл сопровождения.

Фелс выступил на четвертом этапе, но финишировал последним — 87-м. Оставалась надежда, что спустя несколько дней он еще сможет чем-нибудь помочь команде.

Финиш пятого этапа в Берлине мог выиграть Суун, но его на мгновение опередил Людвиг. Суун вместе с Чуждой яростно финишировал и на шестом этапе. Но они смогли занять только 4-е и 5-е места. В личном и командном зачетах — без перемен: впереди Чужда, Угрюмов, сборные ГДР и СССР (11 с отделяет сборную СССР от сборной ГДР. Те самые секунды, что проиграны в прологе). Такая ситуация вполне устраивала наших главных соперников — спортсменов ГДР. Они ждали седьмого этапа, где проводилась гонка с раздельного старта — 35 км. Их расчет оправдался. Они заняли 1-е, 2-е и 4-е места. Лучший из наших — Чужда — был пятым, проиграв Людвигу полторы минуты. А команда наша (без лучших «раздельщиков» Каширина и больного Фелса) заняла лишь 4-е место. Зачет команде, кроме Чужды, дали также Угрюмов ( + 2.24) и Суун (+3.05). К И с проигрыша в прологе команде прибавили еще 4 мин 21 с отставания на этапе. Лидером остался Чужда, но вторым был Боден (ГДР), проигрывая лидеру секунду (!).

На восьмом этапе среди лидеров — без перемен. Следующий этап был первым горным. Еще перед началом всей гонки было решено добиться в горах решающего преимущества. Но тогда в команде было шестеро... За 20 км до финиша этапа заклинило цепь у Чужды, у Угрюмова — прокол и долгое ожидание технической помощи на извилистой узкой горной до-

 
Library   69   Up


Contents

 

Home
 

роге. Их места на этапе 14-е и 23-е. Третий зачетник приехал спустя 5 мин после Рааба — победителя этапа. Лидером стал Боден. Далее — Чужда (+32 с), а за ним седьмым Угрюмов ( +2.43). Проиграв на этапе 7 мин 48 с, наша команда была оттеснена на 4-е место. Впереди команды ГДР, ПНР, ЧССР. Наше отставание — 12 мин 20 с.

Такое положение сохранилось до последнего, двенадцатого этапа, на котором Петерманн (ГДР) оторвался от каравана на 6 мин 47 с.

Приводим итоги XXXVI велогонки Мира:

В личном зачете

Место

Фамилия

Результат

1 - е

2 - е

3 - е

4 - е

23 - е

30 - е

70 - е

Ф. Боден

О. Чужда

О. Людвиг

П. Угрюмов

А. Куликов

Р. Суун

И. Фелс

46:02.57

+0,32

+0,42

+2.49

+14.06

+19.01

+1:04.58

 

В командном зачете

Место

Страна

Результат

1 - е

2 - е

3 - е

4 - е

ГДР

ПНР

ЧССР

СССР

137:59.24

+13.25

+14.32

+18.57

 

Закончили гонку 82 велосипедиста из 16 команд.

Майку активнейшего гонщика получил М. Ромашкану (Румыния), а три майки — горного, стабильного и универсального гонщика — О. Людвиг (ГДР). Он выиграл пролог и победил на четырех этапах. Еще на четырех этапах победили У. Рааб и А. Петерманн. Любопытно, что ни одного этапа не выиграл Ф. Боден, только в личном зачете он занял 1-е место. Наш О. Чужда был на 2-м месте. Советские гонщики впервые за многие годы не одержали ни одной победы на этапах. Зачет давали команде: О. Чужда — 13 раз, П. Угрюмов — 9, Р. Суун — 8, А. Куликов — 7, Ю. Каширин — 2 раза.

 

 

ВЕЛОСИПЕДНОМУ СПОРТУ В РОССИИ 100 ЛЕТ (1883 — 1983)

   
М. Тылкин, Тула
 

Знаменательной была в 1983 г. VIII летняя Спартакиада народов РСФСР по велоспорту: по времени она совпала с празднованием 100-летия велосипедного спорта в России.

Создание первого велосипеда в России связано с именем крепостного мастерового Уральского завода - — Петра Артамонова. В 1801 г. он приехал на своем «самокате» в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тыс. км и показал свое детище во время коронации царя на Сокольническом поле.

Но изобретение талантливого самоучки не нашло применения в отсталой крепостнической России — о Петре Артамонове забыли. И потому первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х гг. прошлого века, были продукцией заводов Англии и Германии.

Росло число любителей этой нехитрой, но чудесной машины. В 1880 г. Петербургская городская управа зарегистрировала около ста велосипедистов. В это время было создано и общество велосипедистов, ставившее цель «развивать употребление велосипеда как удобного, приятного и полезного средства быстрого передвижения». У тогдашнего велосипеда (его называли бициклом, а в просторечии — «пауком») переднее колесо было значительно боль-

 

ше заднего и шатуны с педалями прикреплялись к оси переднего колеса. Машины были неуклюжими и небезопасными для седока.

Первое официальное состязание на таких велосипедах было проведено в Москве в июле 1883 г. на ипподроме, а в 1884 г. — в Петербурге на Марсовом поле. Успех первых гонок превзошел все ожидания: собралось свыше 60 тыс. зрителей, плотным кольцом окруживших беговой круг 810-метровой длины. Такого громадного скопления людей на Марсовом поле старожилы не помнили даже в дни высочайших смотров войск. В состязаниях приняли участие велосипедисты из других городов России. 1883 г. и отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России.

В 1886 г. появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Эта веломашина вытеснила «паука», и увлечение велоспортом начало быстро расти. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса. В Одессе в 1894 г. был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360 м. На этом треке начал свою спортивную деятельность знаменитый велосипедист, а потом авиатор Сергей Уточкин.

Library   70   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало