|
||||
В таблице приняты сокращения: ПВД — походы выходного дня, Н/К — многодневные некатегорийные походы и путешествия, Р — руководство, У — участие, НТП, СТП — соответственно начальная и средняя туристская подготовка. Считается, что перед велопутешествиями низших категорий сложности в тренировочных походах выходного дня надо наездить в сумме столько же километров, сколько их в самом путешествии. Школьные группы должны на тренировках наездить полуторную, а лучше двойную протяженность категорийного маршрута, т. е. перед походом I категории сложности надо накатать примерно 500 км. Обычно школьники в путешествие отправляются в июле, стало быть, с начала велосезона, т. е. примерно с середины апреля, вполне можно набрать этот километраж с учетом того, что на майские праздники кружковцы отправятся в трех-четырехдневный поход. В туризме в отличие от спорта важна не скорость, а выносливость, умение подолгу сидеть в седле, не утомляясь. Одна из основных целей тренировочных походов — научить ребят ехать в ровном, умеренном темпе, компактной группой. В тренировочные поездки старайтесь выезжать в том составе, в каком собираетесь в многодневное путешествие. Так ребята лучше приобретут навыки совместного движения, сдружатся при устройстве бивака. Каждая тренировка должна начинаться в медленном темпе и только через 30 — 50 мин, когда организм привыкнет к езде, можно плавно повысить скорость. Общая тенденция всех методик предпоходных тренировок, разработанных в стране, — увеличение протяженности поездок, утяжеление перевозимого груза, усложнение дорог. Первую поездку (открытие велосезона) лучше совершить по гладкой ровной дороге (асфальт) без груза, протяженность — не более 15 км, скорость — 7 — 8 км/ч, обязательна 15 — 20-минутная остановка, кроме того — две пешие паузы по 2 — 3 мин. Вторая поездка — 30 — 40 км по ровной дороге, скорость 8 — 10 км/ч, ежечасно — остановки по 15 мин, примерно посередине — привал с перекусом, груз — несколько килограммов (еда, фляга с напитком, накидка от дождя, запасные носки и джемпер, запасная камера). Третья поездка — однодневный поход 40 — 50 км с привалом 1,5 — 2 ч, на котором готовится чай на костре. В середине пути — участок песчано-гравийной дороги, на маршруте — небольшие подъемы и спуски, скорость 10 — 12 км/ч, груз — 8 — 10 кг у мальчиков и 6 — 7 кг у девочек. Четвертый поход, двух-трехдневный, у вас придется на майские праздники. Протяженность маршрута — 100 — 150 км из расчета по 40 — 50 км в день. Скорость — до 14 км/ч, вес груза 10 — 15 кг у мальчиков и 7 — 10 кг |
у девочек. В начале и конце маршрута — спокойные участки, в середине — грунтовые дороги, подъемы и спуски, полезны даже труднопроезжие участки. В середине трех-четырехдневного похода целесообразно устроить соревнования по технике велоезды с простейшими упражнениями: «разворот в круге», «коридор», «ворота», «восьмерка», «змейка» и т. д. На остановках походов делайте гимнастические упражнения для рук, шеи, плечевого пояса и туловища. Между остановками по-прежнему устраивайте пешие паузы, в первую очередь на крутых подъемах. Особенно полезно велотуризм сочетать с волейболом, а на больших привалах можно устроить интересные состязания в волейбол с сеткой. После майского похода устраивайте одно-двухдневные походы, в которых отрабатывайте различные навыки велотуризма и техники движения по разным дорогам: ориентирование на открытой и закрытой местности, доврачебная помощь, перенос велосипеда через препятствия, преодоление оврагов и маленьких речек, езда под дождем, по песчаной и скользкой дороге и т. д. Нормы дневного перехода доведите до 60 — 70 км, скорость — на гладкой ровной дороге — 16 — 18 км/ч, вес рюкзаков мальчиков — до 15 — 18 кг (до 10 — 12 — у девочек). Уже в ходе классных занятий и первых тренировочных выездов будут видны наклонности ребят, интересы, особенности поведения именно в велопоходах. Месяца через два после медосмотра распределите обязанности между членами вашей будущей походной группы. В любом случае этот ответственный момент должен произойти перед майской «трехдневкой», чтобы в ней ребята уже выполняли свои обязанности. Прежде всего, кроме руководителя в школьной туристской группе обязательно должен быть помощник, в роли которого может быть другой учитель, родитель кого-либо из ребят, старший брат, студент, которому исполнилось 18 лет и которому дирекция школы или Дома пионеров доверяет ребят. Деятельность туристских коллективов школьников строится на принципах самоуправления. Его воспитательное значение очень высоко, так как в этом случае намного легче создать в кружке (а потом — в группе) позитивное общественное мнение. Поэтому в группе должен быть командир — наиболее опытный, надежный, авторитетный школьник. Он помогает руководителю подготовить поход, а на маршруте следит за правильным и своевременным выполнением ребятами своих обязанностей. Кроме этой, в группе могут быть и такие должности: заместитель командира (он же может быть штурманом, ответственным за разработку маршрута), завхоз по снаряжению, завхоз по питанию, казначей, механик по ремонту техники и снаряжения (или ремонтный мастер), санинструк- |
|||
63 |
|
||||
тор (или санитар), летописец (ответственный за дневник), фотограф, спортивный организатор (а если шире — культорг), костровой, ответственный за охрану велосипедов. Если решили выпускать походную газету, то должен быть главный редактор газеты. Кроме общетуристских должностей могут быть обязанности краеведческие: старший краевед, географ, историк, ботаник, зоолог, этнограф и т. д. Обладатели этих должностей выясняют каждый по своей профессии как можно больше о районе, по которому пройдет маршрут, делятся своими знаниями с другими ребятами, намечают вместе со старшим краеведом экскурсионные объекты для осмотра, на месте рассказывают о достопримечательностях. Кроме того, все краеведы во время похода в музеях, у местных жителей, непосредственно у памятников и объектов собирают новые сведения. После похода каждый по своей части составляет отчет. В некоторых туристских кружках практикуется двойное управление группой. Например, кроме того что на весь поход избираются старший механик, главный редактор, старший краевед и т. д., на каждый день назначаются дежурный механик, дежурный редактор, дежурный комендант лагеря... Общая продолжительность первого категорийного путешествия может быть примерно две недели, но не больше двадцати дней, продолжительность второго похода (II категории сложности) может длиться до месяца (к тому времени ваши питомцы будут уже девятиклассниками). Практика показывает, что подростки с некоторым туристским опытом спокойно переносят месяц в седле. Примерный график движения в походе I категории сложности (по дням) может быть таким: 40 — 50 — 55 км; 50 — 60 — 65 — 55; 55 — 60 — 65 — 60 км. В походе II категории сложности ежедневные нормы могут быть соответственно увеличены на несколько километров. Некоторые, правда, считают, что полные дневки действуют на туристов расслабляюще. Можно каждую из них заменять двумя полудневками: с обеда до обеда. Во время дневок обычно устраивают пешие радиальные походы к достопримечательностям или интересным природным объектам, собирают грибы, ягоды, орехи, занимаются профилактическим осмотром велосипедов, ремонтом, организуют спортивные игры, состязания и т. д. Приведенный график рассчитан на хорошую погоду, сухую ровную дорогу. Попутный ветер прохождение намеченного участка ускорит. На грунтовой дороге, лесных тропах, на крутых подъемах и спусках, при сильном встречном ветре эти нормы, наоборот, уменьшаются до 20 — 30%, а на грунтовых дорогах после дождя — еще больше. Ощутимые коррективы вносит осмотр достопримечательностей. В любом случае на каждый день нужно ос- |
тавлять не менее чем по часу ходового времени в резерве. А вообще надо всегда стараться проходить маршрут с некоторым опережением графика — это благотворно влияет на настроение группы. В течение дня темп тоже не одинаков. Он должен плавно нарастать, достигать максимума через полтора-два часа после начала движения, к обеду понижаться. Во второй половине дня обычно наблюдается второй пик наибольшей отдачи — примерно в 17 — 18 часов (в жару — позже). Прежде чем выйти в поход, все должны усвоить основные сигналы направляющего: поднятие руки вверх и два свистка — остановка, вытягивание руки в сторону — поворот, один свисток и сигнал «Внимание, опасность!» — начало движения. Каждый день должен назначаться дежурный штурман, который под руководством главного штурмана ведет за собой группу, задает нужный темп (в первый, самый ответственный день похода группу ведет сам руководитель). По шоссе велотуристы едут цепочкой по одному не далее 1 м от края покрытия или по обочине, если по ней хорошо ехать и там нет пешеходов. Интервал на ровной дороге 3 м, на лесной дороге, на тропах — 5 — 6 м, на спусках — до 10 — 15 м, на спусках по мокрой и скользкой дороге — до 20 — 30 м. Во время остановок вся группа немедленно сходит с полотна на полосу отчуждения. Остановки надо стараться устраивать там, где есть съезды с шоссе, и располагаться у леса или обсадки. Особенно внимательны будьте при проезде через город, где очень легко растерять группу. Темп здесь должен быть медленным. Обычно режим дня в походе таков: подъем — в 7.00, движение по маршруту — с 9 до 12.30 и с 15 до 18.30, привал — с 12.30 до 15 ч, отбой — в 22 ч. В летние длинные дни вечером на ночлег можно вставать позже, соответственно отбой может быть в 22.30. В жару обеденный перерыв увеличивается за счет сдвига времени движения. Ежедневно вечером (обычно перед ужином, пока не стемнело) каждый участник похода осматривает свой велосипед, чистит его, смазывает, устраняет неполадки и неисправности. Если нужно, ему помогает в ремонте механик группы (или дежурный механик). Позже последний осматривает все велосипеды. По вечерам после ужина полезно устраивать общие собрания группы, на которых командир подводит итоги дня, дает оценку деятельности всех участников похода, ставит задачи на следующий день. На этом собрании каждый может высказаться по поводу всего, что произошло днем, внести свои предложения, а то и навести критику. Такой разбор дня полезен для снятия напряжения между кем-то из членов группы, устранения недоразумений. а главное — помогает выработать пра- |
|||
64 |
|
||||
вильные нормы взаимоотношений в группе, утвердить дух доверия между всеми. Здесь же у вечернего костра можно спеть любимые песни, а кто-то расскажет интересную историю. По возвращении домой наступает последний, завершающий этап: подведение итогов по- |
хода, изготовление фотографий (или кинофильма), написание отчета, получение в маршрутно-квалификационной комиссии зачетной справки... А тем временем начинается новый цикл — подготовка к следующему путешествию... |
|||
|
||||
В. И. Глазков, спортивный врач |
||||
В последнее время все более популярными становятся занятия велосипедным спортом в нашей стране. Этому способствовали и успешные выступления советских спортсменов на международных соревнованиях, особенно на XXII Олимпиаде в Москве, ставшей действительно золотой для нашей сборной; это и повседневная пропагандистская работа огромного отряда тренеров-общественников, привлекающих в секции ребят; это и организованные по инициативе ЦК ВЛКСМ и газеты «Комсомольская правда» массовые старты «Весенние километры», когда в мае сотни тысяч людей выходят на улицы и шоссе с велосипедами, чтобы попробовать свои силы в соревнованиях. Интересен опыт некоторых городов, таких как Дубна, Шяуляй, где жители уже давно отдали предпочтение велосипеду перед городским транспортом. Словом, отряд велосипедистов-любителей все растет. Многие выезжают с рюкзаками за город всем семейством, на прогулку в парк или в лес в выходной день или даже в отпуск. Поэтому мне, врачу, хотелось бы дать некоторые практические советы начинающим велосипедистам. Начнем с экипировки. Велосипедная езда — привилегия в основном теплого времени года, хотя для достижения высокого спортивного мастерства велосипедисты уже давно тренируются круглый год. Итак, велоодежда должна быть легкой, удобного покроя, не должна стеснять движений, мешать дыханию и кровообращению, раздражать кожу. В летний зной лучшая одежда — трикотажная или хлопчатобумажная веломайка с короткими рукавами, на голове — велошапочка. Нельзя в это время года забывать и о солнечных лучах. Лучшим профилактическим средством, предохраняющим вашу кожу от солнечных ожогов, могут стать кремы «Луч», «Щит», «Нивея» и т. д. В весенне-осенний период лучше использовать трикотажную и шерстяную майки с длинными рукавами. На случай дождя необходимо иметь легкую ветрозащитную куртку. Очень важно помнить о профилактике заболеваний коленного сустава. Переохлаждение плюс физическая нагрузка могут привести к возникновению тендовагинита. миоэнтезита, |
артрита и других заболеваний связочного аппарата коленного сустава. Поэтому надо надевать поверх велотрусов шерстяные рейтузы, а на колени перед тренировкой или туристской поездкой наклеивать полоску простого или лучше перцового пластыря. Особо хотелось поговорить о велотрусах. Спортсмены-велосипедисты на тренировках и соревнованиях надевают специальные шерстяные или эластичные велотрусы. Шерстяная ткань по сравнению с эластичной обладает большей гигроскопичностью, малой теплопроводностью, гораздо лучшей воздухопроницаемостью, что способствует удалению вредных веществ, которые выделяются кожей. Вследствие трения о седло, а также в результате несоблюдения правил личной гигиены могут возникать потертости промежности. Во избежание этих неудобств после каждой тренировки необходимо стирать велотрусы желательно детским или другим нейтральным мылом (для профилактики аллергических кожных высыпаний). Перед тренировкой надо тщательно размять замшевую или поролоновую прокладку на велотрусах и смазать ее детским кремом. Если вы все же не избежали потертостей, то после гигиенического душа необходимо посидеть 10 — 15 мин в ванночке со слабым раствором марганцовокислого калия, после чего смазать растертое место детским кремом или кремом «Чебурашка». Подобные процедуры можно повторить 2 — 3 раза. Могут возникать и гнойничковые заболевания промежности и бедер. И здесь самое главное — не заниматься самолечением. Своевременное и раннее обращение к врачу — залог быстрого выздоровления. Велотуфли спортсмена должны прежде всего соответствовать размеру ноги, обладать достаточной пористостью, быть мягкими и эластичными. Уход за обувью со щеткой, мылом и кремом должен быть постоянным. Настала очередь поговорить и о питании. Я не буду здесь касаться вопросов калорийности питания. Коротко хотелось бы остановиться на некоторых принципах его организации. Питаться лучше дробно: 3 — 4 раза в день. Тренировку или первый свой выезд необходимо начинать через 1 — 1,5 ч после принятия |
|||
65 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |