Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

вращение было плавным, без резких толчков;

приложение усилий было плавным, без резких толчков;

приложение усилий было приближено к касательной окружности;

на протяжении всего оборота шатунов носок ступни был бы немного опущен вниз.

Педали дорожного велосипеда желательно оборудовать туклипсами и ремешками.

 

Обладателям велосипедов, оборудованных устройством для переключения скоростей, необходимо знать, что оно используется для поддержания постоянного темпа вращения педалей. Если вы подъехали к подъему или развернулись против ветра и уже не можете поддерживать прежний темп, переключайте цепь на заднюю шестерню с большим числом зубьев.

Счастливой вам дороги!

 

 

МАССОВОЕ РАЗВИТИЕ ВЕЛОСИПЕДНОГО СПОРТА В ЛИТОВСКОЙ ССР

   
А. Миналга, Вильнюс
 

Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров Литовской ССР и Федерация велосипедного спорта проделали огромную работу по развитию массового велосипедного спорта в республике. С 22 по 29 мая 1983 г. в 11 городах и 44 районах Литвы были проведены массовые старты, спортивные соревнования, праздники велосипедного спорта, посвященные XXXVI велогонке Мира. В этом мероприятии приняли участие свыше 50 тыс. человек. Праздники велосипедного спорта проводились торжественно. Перед массовыми стартами были организованы митинги, на которых выступали ветераны — участники Великой Отечественной войны, представители местных комитетов защиты мира, ветераны спорта, знатные спортсмены республики, руководители советских, комсомольских и общественных организаций. Проводились сборы подписей под Обращением в защиту мира.

Большой популярностью в Литве пользуются традиционные массовые мероприятия по велосипедному спорту, которые проводятся вот уже 28 лет. В них принимают участие подростки 10 — 13 лет. Массовые старты «Орленок» и «Ласточка» на призы велозавода г. Шяуляй и газеты «Комьяунимо тиеса» — органа ЦК ЛКСМ Литвы охватывают все города и районы республики. Эти велосипедные соревнования проводятся во всех школах, затем в районах и городах с последующим финалом в Шяуляе. В них ежегодно участвует свыше 17 тыс. детей.

Каждый год в Шяуляе проводится День велосипедиста. При заводе «Вайрас» создан клуб юного велосипедиста, где детей рабочих и служащих обучают езде на велосипеде и знакомят с правилами уличного движения. Затем юный велосипедист сдает экзамены и получает права с талоном предупреждения.

 

Шяуляйцы издавна использовали велосипед как средство транспорта для деловых поездок, отдыха и туризма. Начали с того, что на городских магистралях были размечены специальные полосы, огораживающие место для езды велосипедистов. Затем закрыли несколько улиц для автотранспорта, оборудовали стоянки для велосипедов. Но самым замечательным подарком для любителей велосипедной езды была специально построенная асфальтовая велодорожка, которая ведет в зону отдыха и на пляж. Это особенно пришлось по вкусу детям и подросткам, а затем на этой дорожке стали кататься и взрослые. На сегодня каждый третий житель города имеет велосипед. Многие предпочитают велосипед автомобилю. В результате в городе стал чище воздух, уменьшилось количество дорожных происшествий.

Врачи, в том числе и шяуляйские, считают, что велосипедная езда оказывает положительное влияние на здоровье. Она позволяет точно дозировать нагрузку, подбирать такой режим работы, который потребует энергозатрат в несколько раз меньше, чем бег и даже ходьба.

Велосипедные тренировки необходимы больным, страдавшим хронической пневмонией, для реабилитации, а также тем, у кого избыточный вес, гипертония первой и второй степени, возрастной атеросклероз.

При шяуляйском врачебно-физкультурном диспансере созданы группы занимающихся велосипедным спортом. Езда на велосипеде в оздоровительных целях рекомендуется всем. Тех, кто не умеет ездить на велосипеде, вначале обучают правилам езды на тренажерах. Человек, который позанимался в группе, уже не мыслит своей жизни без физкультуры. Теперь для него здоровье — это прежде всего движение.

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

Велосипедная дорожка, проложенная вдоль магистрали города

 

Перенимая опыт Шяуляя, в ряде городов и районов республики проводятся спортивные праздники «Родители и дети», в программу которых входят соревнования семей, а также старты ребят дошкольного возраста на трехколесных велосипедах.

В свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» это мероприятие приобрело особую актуальность и вносит большой вклад в решение задач, поставленных перед нами партией и правительством.

Значительная работа проведена в республике по строительству сооружений, предназна-

 

ченных для развития массового велосипедного спорта и оздоровительных мероприятий среди населения.

Министерство коммунального хозяйства Литовской ССР, сотрудничая со Спорткомитетом Литвы, уделяет большое внимание улучшению условий безопасности движения велосипедистов.

За истекшую пятилетку организации коммунального хозяйства республики построили 67 км специализированных велосипедных дорожек. Рядом уживаются и автомашина и велосипед. По решению горисполкома отдельные улицы города по праздничным и выходным дням закрываются для движения автотранспорта и предоставляются лишь велосипедистам. В городе сооружены четыре площадки для игр детей, катающихся на велосипедах. Эти площадки оборудованы знаками дорожного движения в целях обучения ребят правилам уличного движения.

В Вильнюсе от восточной части города параллельно Неменчинскому шоссе 15 лет тому назад проложена велосипедная дорожка длиной 14 км. Это была первая велодорожка в республике. Теперь рядом с дорогами для общественного транспорта в городах республики организациями коммунального хозяйства И Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Литовской ССР проложено около 400 км велосипедных дорожек. Это позволило лучше организовать пешеходное и велосипедное движение, сократить число дорожных происшествий.

Большое внимание массовому велосипедному спорту уделяется на курортах Литвы. На турбазе курортного города Бирштонас в 1983 г. впервые в стране открыт туристический маршрут на велосипедах. Туристы приезжают в Бирштонас, выбирают себе велосипед и в течение двух дней тренируются, а затем преодолевают путь протяженностью 150 км. В 1983 г. этот маршрут опробовали сотни отдыхающих из многих городов нашей страны. Отзывы — самые хорошие.

Жители и отдыхающие курортного города Друскининкай могут пользоваться проложенными в зеленом массиве курорта велосипедными дорожками общей протяженностью 42 км.

В другом курортном городе — Паланге имеется прокатный пункт велосипедов для всех желающих. В 1984 г. закончится строительство велодорожки протяженностью 8,5 км, от Паланги до Швентои.

В 1983 г. Министерство коммунального хозяйства Литовской ССР представило для обсуждения Госплану республики комплексную программу по обеспечению безопасности движения велосипедистов в период до 1990 г. В этой программе предусмотрено проектирование и строительство велодорожек в республике. В городах и районных центрах в боль-

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

шинстве случаев они протянутся до зон отдыха, стоянок автотранспорта, кооперативных гаражей и др.

Популярность велосипеда среди населения с каждым годом растет. Многих ученых интересует вопрос, как лучше организовать безопасное движение на велосипедах по улицам городов. На эту тему написано несколько кандидатских диссертаций.

В ближайшем будущем в Вильнюсе после реконструкции правого берега реки Нерис велосипедисты получат 4-километровую велодорожку от Жверинского моста до микрорайона Жирмунай. В Каунасе предусмотрено строительство велодорожки параллельно шоссе Каунас — Ионана до населенного пункта Курмалава, протяженностью 7 км. До конца пятилетки в Каунасе планируется построить велодорожки протяженностью 20, в Шяуляе — 15, в Бирштонасе — 5, в Алитусе и Паневежисе около 2 км.

В период с 1986 по 1990 г. планируется проложить свыше 90 км таких дорожек. При росте числа катающихся на велосипедах и сети велодорожек возникает проблема стоянок

 

для велосипедов. В подготовленной комплексной программе уделяется внимание строительству этих сооружений.

Вильнюсским инженерно-строительным институтом в 1983 г. были подготовлены технические документы по организации велосипедного движения, которые разосланы в городские управления коммунального хозяйства. Безусловно, это поможет развитию массового велосипедного спорта в республике.

Пропаганде велосипедного спорта большое внимание уделяют средства массовой информации. На страницах республиканской партийной газеты «Тиеса» уже более двух лет продолжается разговор под рубрикой «Человек — движение — велоеипед». В этом разговоре принимают участие люди самых разных профессий.

Федерация велосипедного спорта Литовской ССР планирует организовать массовый марафон-пробег на велосипедах из разных уголков Литвы в столицу — г. Вильнюс. Колонны марафонцев будут возглавлять лучшие велосипедисты республики.

 

 

В ВЕЛОПОХОД — СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

   
А. Булгаков, инструктор велотуризма
 

У нас в стране подавляющее большинство школьников, занимающихся туризмом, совершают пешие походы. И несмотря на то что теперь у многих ребят есть свои велосипеды, редко можно увидеть цепочку школьников-велотуристов с объемистыми рюкзаками или баулами на багажниках. Видимо, влияет взрослый туризм, в котором число путешественников пешком, на байдарках, на лыжах пока значительно превышает количество велотуристов. Сказывается и то, что ездить на велосипедах по дорогам страны Правила дорожного движения разрешают лишь с 14 лет, когда некоторые ребята уже пристрастились к какому-то другому виду туризма. Третья причина, по-видимому, кроется в боязни родителей и учителей, что в путешествии на велосипедах непременно случится авария, несчастный случай. Однако велогонки подростков по улицам и дорогам намного опаснее, нежели организованное неспешное передвижение в группе под присмотром руководителя.

Но поговорите с подростками, которые уже бывали в велопутешествиях. Подавляющее большинство из них — энтузиасты велотуризма, и они не променяют своего двухколесного друга ни на что другое. А некоторые вам даже приведут убедительные аргументы в пользу турпоходов именно на велосипедах (большая скорость передвижения и в то же время высокая проходимость; не надо та-

 

щить вещи на себе; наконец, сама по себе велоезда, особенно по сухим лесным дорогам и тропам, доставляет большое удовольствие).

Организовать кружок велотуризма можно с ребятами 12 — 13 лет. В окрестностях своего города всегда можно проложить веломаршруты по местным дорогам с очень малым автомобильным движением, по проселочным и лесным дорогам, тропам. К тому моменту, когда подросткам исполнится по 14 лет, они уже будут готовы отправиться в серьезное путешествие. И велосипеды будут к тому времени оборудованы как следует, и снаряжение основательно подготовлено. А кроме того, совсем ни к чему замыкаться на одном виде туризма.

Помимо походов, туристу необходима общефизическая подготовка: ежедневная утренняя гимнастика, лучше на свежем воздухе, бег, плавание, различные подвижные игры. Во все времена года должны быть походы выходного дня — пешие, лыжные, велосипедные, — которые нужно рассматривать как тренировки к многодневным велопоходам.

Хорошо, если в велокружке у всех машины одной модели. Лучше ориентироваться на спортивно-туристские велосипеды. Для равнинной местности больше подходят велосипеды с одной ведущей звездочкой, если же предполагаются походы по пересеченной местности, нужны машины с двумя ведущими

Library   60   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало