|
||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Распределение средней скорости, показанной на всесоюзных соревнованиях сильнейшими велосипедистами СССР (1980181 г.) пределения усилий в гонке не оказывают влияния метеоусловия и другие факторы, имеющие место на открытых треках. Было проанализировано более 150 графиков прохождения дистанции индивидуальной гонки преследования на 4 км сильнейшими гонщиками СССР и мира за период с 1980 по 1983 г. На первом этапе работы было рассмотрено 80 графиков предварительных заездов, в которых спортсмены отбираются в числе 16 или 8 участников, продолжающих борьбу в соревнованиях. По мнению ряда авторов (В. А. Бахвалов, 1960; А. А. Красников, 1968, Ю. Г. Крылатых, 1980 и др.), именно в заездах на время велосипедисты стремятся пройти дистанцию с оптимальной скоростью, а вариант распределения усилий на дистанции отражает уровень их специальной подготовленности. На втором этапе работы исследовалась динамика скорости преодоления дистанции 4 км в финальных заездах. |
Результаты исследования. Анализ графиков прохождения гонщиками дистанции в индивидуальной гонке преследования на 4 км показал, что на различных участках дистанции изменяется: — стартовый набор скорости, — падение скорости до уровня ниже среднедистанционной, — поддержание скорости, — увеличение скорости на финише. Однако информация, полученная при регистрации и анализе динамики соревновательной скорости, сама по себе не позволяет решить вопрос о причинах изменения скорости на дистанции. Иными словами, не ясно, приводит ли увеличение скорости на предыдущем участке дистанции к вынужденному снижению скорости на последующем. Более ясную картину дает корреляционный анализ связей между величинами скорости на отдельных километрах дистанции гонки. Заметим, что использовать корреляционный анализ можно лишь в том случае, если результаты измерения подчиняются закону нормального распределения. Поэтому был построен график эмпирического закона распределения средней скорости в исследуемых заездах (рис. 1). В результате было установлено, что средние величины скорости велосипедистов подчиняются нормальному закону распределения. Поэтому для вычисления коэффициентов корреляции можно использовать формулу Бравэ-Пирсона (табл. 1). Из табл. 1 видно, что средняя скорость первого километра дистанции имеет незначительную связь со вторым километром и практически не оказывает влияния на третий и четвертый километры дистанции. А поддержание высокой скорости на втором километре положительно влияет на результат прохождения третьего километра дистанции (rtk = 0,766). Способность удерживать высокую |
|||||||||||||||||||||
Таблица 1 Коэффициенты корреляции между средней скоростью велосипедистов
Примечание. Уровень значимости rtk определялся по t-критерию Стьюдента. |
||||||||||||||||||||||
42 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
скорость на третьем километре дистанции положительно влияет на время преодоления четвертого километра (rtk = 0,674). Следовательно, на среднюю скорость преодоления последующего участка дистанции оказывает влияние скорость, показанная на предыдущем участке. Статистические методы исследования позволили не только выявить влияние скорости прохождения одного участка дистанции на другой, но и определить значимость времени прохождения каждого участка дистанции на конечный результат. Для этого мы определили коэффициент корреляции между средней скоростью, показанной в гонке, и скоростью, зафиксированной на отдельных участках дистанции (рис. 2). Как видно, скорость на первых трех кругах имеет невысокую корреляционную связь с результатом в гонке (rtk — 0,212 — 0,433). Средняя скорость, показанная с четвертого по одиннадцатый круги, имеет наибольшую корреляционную связь с результа- |
том (rtk = 0,613 — 0,844). Скорость на последних двух кругах имеет корреляционную связь с результатом на уровне rtk= 0,251 — 0,655. Полученные данные свидетельствуют, что на результат в индивидуальной гонке преследования на 4 км оказывает влияние в основном способность гонщиков поддерживать высокую скорость в середине дистанции. Начало дистанции и финишное ускорение не являются определяющими в общем результате, поскольку выполняются всеми гонщиками с различной скоростью. С этих позиций мы и подошли к изучению тактики в индивидуальной гонке преследования на 4 км у спортсменов высокой квалификации. В зависимости от динамики стартового ускорения, динамики скорости в середине и конце дистанции все исследуемые графики прохождения дистанции были разделены на 9 групп, представляющих различные варианты распределения усилий (табл. 2). Поскольку ранее ни одна из классифика- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Характеристика тактических вариантов распределения усилий в индивидуальной гонке преследования на 4 км сильнейшими спортсменами СССР
Примечание. V — среднедистанционная скорость в гонке, м/с
п — частота встречаемости данного тактического варианта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 |
|
||||
Рис. 2. Распределение средней скорости на отдельных участках дистанции: а — динамика средней скорости в индивидуальной гонке преследования на 4 км у сильнейших спортсменов; б — взаимосвязь результата в гонке с отдельными отрезками данной дистанции ции динамики соревновательной скорости в гонке на 4 км не имела такого количества исследуемых тактических вариантов раскладок, мы предприняли попытку описать и охарактеризовать каждый из них.
1. Динамика дистанционной скорости носит переменный характер. После выполнения
стартового ускорения и снижения скорости до уровня сред недистанционной
наблюдается увеличение скорости в середине дистанции и на финише при
максимальном повышении скорости на старте +6,019% и снижении ее до 2. Скорость в начале дистанции превышает среднедистанционную на +9,495%, затем снижается ( –1,726%) и остается практически неизменной до финиша. 3. Повышение скорости связано с выполнением сильного стартового ускорения, превышающего на 6,688% среднедистанционную скорость. В дальнейшем наблюдается снижение скорости сначала до уровня среднедистанционной, а затем и ниже среднедистанционной при максимальном снижении на –3,881% и некотором увеличении при финишном ускорении. 4. Разновидность третьего варианта при еще более сильном повышении скорости в начале дистанции (+7,624%) и характерном удержании скорости после каждого ее сниже- Рис. 3. Линейное отклонение скорости на отдельных отрезках дистанции (4 км) от средне-дистанционной скорости призеров Олимпиады-80: а — Х. Вольф (ГДР); б — Дилл-Бунди (Швейцария) |
||||
44 |
|
||||||||||||||
ния. Максимальное снижение скорости составляет –3,972% от среднедистанционной. 5. Отмечается относительно равномерное прохождение дистанции. Максимальное повышение среднедистанционной скорости на старте составило +3,278%, а максимальное снижение в конце дистанции –2,355%. 6. Повышается среднедистанционная скорость в начале и в конце дистанции и удерживается практически на одном уровне ниже среднедистанционной, в середине гонки. Максимальное повышение среднедистанционной скорости на старте составляет +5,736%. 7. Разновидность пятого варианта при значительном повышении среднедистанционной скорости на старте (+7,799%) и более раннем снижении скорости к финишу. Максимальное снижение среднедистанционной скорости составляет — 4,939%. 8. Постепенное снижение скорости до финиша после выполнения стартового ускорения. Максимальное повышение среднедистанционной скорости составляет +10,125%, а минимальное снижение –6,349%. 9. После стартового ускорения скорость в гонке постепенно снижается практически на всей дистанции, за исключением короткого финишного отрезка, где скорость увеличивается. Максимальное повышение скорости составляет +8,988%, максимальное снижение –6,047% от среднедистанционной. Рассчитанный коэффициент корреляции (rtk) между среднедистанционной скоростью в гонке (V) и величиной среднего линейного отклонения скорости на отдельных участках
при P < 0,1. Это свидетельствует, что высококвалифицированные велосипедисты стремятся к более равномерному поддержанию скорости на дистанции гонки. Явление это не случайное, а закономерное и зависит от индивидуальных возможностей организма спортсмена. Полученные данные по характеру динамики скорости в гонке согласуются с проведенными ранее лабораторными исследованиями при моделировании соревновательной деятельности на велоэргометре (А. И. Головачев, 10. Г. Крылатых, 1981). Чаще всего использовались варианты III, IV и VII, при которых среднедистанционная скорость наблюдалась в диапазоне 13,577 — 13,842 м/с (см. табл. 2). Победители соревнований в основном применяли I и III тактические варианты, а аутсайдеры — V, VI, VIII и IX варианты. Рис. 4. Техника прохождения дистанции индивидуальной гонки преследований на 4 км А. Красновым в годичном цикле |
|
|||||||||||||
45 |
|
||||
Дальнейшее исследование тактики прохождения дистанции в индивидуальной гонке преследования на 4 км выявило, что на динамику скорости не всегда оказывают влияние действия соперника в заезде. Так, в различных по типу заездах было отмечено, что сильнейшие спортсмены мира стремятся придерживаться одного тактического варианта (рис. 3). Например, спортсмен из команды ГДР X. Вольф, занявший 4-е место на XXII Олимпийских играх, в предварительном, четвертьфинальном и полуфинальном заездах (см. рис. 3, а) преодолевал дистанцию, используя по предложенной нами классификации VIII тактический вариант. При этом в предварительном заезде, когда спортсмены стартовали по одному, X. Вольф установил новый мировой рекорд (4.39,96) для закрытых велотреков. В финальном заезде X. Вольф использовал VI тактический вариант, начав гонку медленнее, чем обычно на –2,25%. Относительно равномерно прошел 2-й и 3-й км дистанции и увеличил скорость на финише на +1,66% относительно среднедистанционной. В этом заезде гонщик из ГДР показал один из лучших своих результатов (4.37,38), однако этого было недостаточно для победы над Х.-Х. Орстедом, занявшим 3-е место, — 4.36,54. Чемпион Олимпийских игр 1980 года Р. Дилл-Бунди использовал в своих заездах VI тактический вариант (см. рис. 3, б). Учитывая свои скоростные возможности, швейцарский велосипедист начал гонку с высокой скоростью, превышая среднедистанционную более чем на 2 — 3%. Затем, после падения скорости на 1 — 2% ниже среднедистанционной, удерживал ее до девятого круга. В заключительной части дистанции, как правило, значительно увеличивал скорость (финишное ускорение), что позволило ему в финальном заезде на 8% превысить среднедистанционную скорость. Следует отметить, что при таком варианте распределения сил в гонке Р. Дилл-Бунди по- |
казал абсолютно лучшее время прохождения 4-километровой дистанции (4.32,29). Таким образом, высокий спортивный результат в индивидуальной гонке преследования на 4 км может быть показан практически при любом варианте распределения усилий в гонке. Это еще раз подтвердило наше экспериментальное исследование в лабораторных условиях (М. А. Андрюнин с соавт., 1981), показавшее целесообразность использования понятия индивидуально-оптимального варианта распределения сил в гонке, позволяющего полностью исчерпать энергетический потенциал, зависящий от специальной подготовленности спортсменов. Поэтому мы считаем, что для каждого спортсмена существует свой индивидуально-оптимальный тактический вариант. Отметим, что проводимое нами наблюдение за использованием вариантов распределения усилий в гонке сильнейшими велосипедистами СССР, выявило сохранение индивидуальных особенностей показателей тактики. Так, например, у неоднократного чемпиона СССР змс А. Краснова характер распределения усилий в гонках на протяжении 1980 — 1981 гг. (рис. 4) носил идентичный характер. Спортсмен использовал III тактический вариант. После превышения среднедистанционной скорости на 6 — 8% во время стартового ускорения следовало снижение скорости до 5-го круга. Затем спортсмен удерживал скорость, близкую к среднедистанционной. Лучше всего А. Краснову удалось это сделать на зимнем первенстве СССР (27.01,81), где он показал высокий спортивный результат — 4.36,10. Таким образом, мы пришли к выводу, что у велосипедистов высокой квалификации характер распределения усилий в гонке (динамика скорости) индивидуально-оптимален и сохраняется не только в зависимости от типа заезда, но и практически не изменяется на протяжении длительного времени участия в соревнованиях. |
|||
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-СПРИНТЕРОВ |
||||
|
||||
Перед нами была поставлена задача разработать методику тренировки отстающих факторов скоростно-силовой подготовленности велосипедистов-спринтеров на основе использо- |
вания специального велотренажера с меняющейся величиной сопротивления и длиной шатунов. Исследование проведено на 34 велосипед |
|||
46 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |