Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

возникает вопрос, можно ли сравнивать качество педалирования одного и того же гонщика, например, при изменении скорости движения или при изменении передаточного отношения? Это уже является предметом специального анализа, однако можно утверждать, что критерий К1, оставаясь постоянным в сравнительно небольшом диапазоне изменения

 

передаточного отношения, является наиболее надежным фактором контроля качества педалирования.

Предлагаемая методика оценки качества педалирования может быть использована для оптимального управления тренировочным процессом.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К РЕКОРДНЫМ ЗАЕЗДАМ НА СВЕРХДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ

   

                                 
| Л. Ф. Колумбет |, заслуженный мастер спорта, Киев, Л. Б. Котвицкий, мастер спорта, Житомир
 

Цель статьи — ознакомить тренеров и спортсменов с опытом подготовки спортсменов на сверхдлинные дистанции на треке. Хотя многие трековые виды программы не являются составной частью программ чемпионатов мира и олимпийских игр, но мировые рекорды на этих дистанциях регистрируются и, на наш взгляд, являются престижными для спортсменов международного класса.

Непосредственную подготовку Ольги Сидоренко к установлению мирового рекорда на дистанции 100 км мы начали с 1 июля 1982 г., т. е. за 4 месяца до рекордного заезда. К этому времени Ольга должна была принять 14 — 15 стартов на шоссе, в том числе: на чемпионате СССР по многодневной гонке в г. Рыбачьем (Киргизской ССР) и чемпионате СССР в командной гонке в Ереване. Подготовка предусматривала резкое повышение скоростно-силовых качеств и интенсивности педалирования, а также выполнение заданных контрольных нормативов в индивидуальных и командных гонках на время.

Первая задача решалась выполнением больших тренировочных нагрузок (езда на длинные дистанции по пересеченной местности) и участием в многодневной гонке; вторая — соревнованиями на равнинных трассах, в индивидуальных и командных гонках на время, включая турнир в Ереване.

У спортсменки нужно было постоянно поддерживать чувство соревнования, проводить силовую подготовку, а главное — добиваться психологической устойчивости в соревнованиях на длинных дистанциях в условиях среднегорья.

Так, в индивидуальной гонке на время О. Сидоренко показала на дистанции 20 км результат 28 мин 49 с, 25 км — 36 мин 30 с, 50 км — 1 ч 16 мин. В командных гонках на 50 км ее время 1 ч 08 мин и I ч 09 мин.

 

При подготовке к предстоящему 100-километровому заезду О. Сидоренко приняла старт на олимпийском треке в Крылатском в часовой гонке и установила мировой рекорд для закрытых треков — 41 км 087 м.

Через 12 дней состоялся заезд на 100 км, где был показан результат — 2 ч 40 мин 52,171 с, что более чем на 40 с выше мирового рекорда, установленного в 1974 г. на треке в Милане замечательной спортсменкой Мари Крессари.

Если проанализировать график рекордного заезда Ольги Сидоренко, то следует отметить, что спортсменка обладает удивительным чувством равномерного темпа, завидным запасом скоростной выносливости, о чем говорит равномерное прохождение по времени кругов и удержании (и даже повышении) весьма высокой скорости на последнем 25-километровом отрезке.

Приводим график рекордного заезда О. Сидоренко:

Первые 25 км — 38.06;

Вторые 25 км — 40.47, т. е. 50 км — 1:18.53;

Третьи 25 км — 41.13;

Четвертые 25 км — 40.46, т. е. 50 км — 1:21.59.

Общее время — 2:40.52,171. В заключение хотелось бы сказать несколько слов о треке в Крылатском. На наш взгляд, основные параметры, геометрия и покрытие трека позволяют показывать очень высокие результаты в коротких видах программы. Вместе с тем крутые и длинные виражи, короткая и наклонная (до 11°) прямая не дают возможности спортсмену расслабиться во время длительного заезда, принять питание. Здесь же следует учесть и сравнительно долгое привыкание спортсмена к полотну трека, что заставляет тренеров эксперименти-

Library   40   Up


Contents

 

Home
 

ровать с экипировкой спортсмена, с соотношением передач и длиной шатунов на велосипеде.

И последнее. Установленный абсолютный мировой рекорд в индивидуальной гонке на

 

100 км Ольгой Сидоренко, конечно, не является пределом. Есть еще много неиспользованных резервов в улучшении этого результата. Надо только дерзать!

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


АНАЛИЗ ТАКТИКИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГОНКЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НА 4 КМ

   
А. И. Головачев, ВНИИФК,
Ю. Г. Крылатых, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Тактика прохождения дистанции в индивидуальной гонке преследования на 4 км заключается в умении спортсмена рационально распределить усилия на дистанции в зависимости от типа заезда, когда необходимо либо показать высокий результат, либо добиться победы над соперником (Красников А. А., 1966, Бахвалов В. А., 1979). При этом спортсмены должны учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на спортивный результат: качество- экипировки, инвентаря и полотна трека, метеоусловия (если трек открытый) и др. Из внутренних факторов наибольшее значение имеют уровень специальной подготовленности спортсменов на данном этапе и индивидуальные особенности механизмов энергообеспечения, влияющие на тактические варианты прохождения дистанции.

В результате типологии раскладок соревновательной скорости в индивидуальной гонке преследования на 4 км было предложено несколько различных вариантов динамики дистанционной скорости. Так, В. А. Бахвалов (1966) выделил пять различных вариантов раскладки, а А. А. Красников (1968) рекомендовал рассматривать только три варианта. Ю. К. Дравниек (1981), проанализировав более 1000 заездов на этой дистанции, выделил четыре варианта. Практически все авторы, изучающие типологию раскладок, как правило, выделяют четыре основных типа распределения усилий на дистанции:

1. Относительно равномерное прохождение дистанции.

2. Преодоление первой половины дистанции быстрее, чем второй.

3. Преодоление второй части дистанции быстрее, чем первой.

4. Преодоление дистанция с резко переменной скоростью.

Большинство авторов считают, что наиболее рациональным вариантом распределения

 

усилий в индивидуальной гонке преследования на 4 км является относительно равномерное поддержание скорости на всей дистанции (1-й тип). Критерием оптимальности тактики при этом, как правило, выбирается сам спортивный результат (Т — —> min) и реже среднее линейное отклонение скорости на отдельных участках дистанции от среднедистанционной

скорости в гонке

 (

V

 %

)

.

————

V

Некоторые авторы, например Ю. К. Дравниек (1977 — 1981) и М. А. Андрюнин с соавт. (1981) основным критерием оптимальности тактики считают показатель энергетической стоимости выполненной работы. Ими было определено, что тактические варианты распределения сил индивидуально-оптимальны и зависят от энергетического потенциала спортсмена.

Итак, на сегодняшний день у специалистов по велосипедному спорту нет единого мнения по вопросу выбора оптимальной тактики в индивидуальной гонке преследования на 4 км. В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение закономерностей тактики в условиях соревновательной деятельности гонщиков-преследователей.

Для этого в работе были поставлены следующие задачи:

1. Определить тактические варианты прохождения дистанции индивидуальной гонки преследования на 4 км спортсменами высокой квалификации.

2. Выявить особенности тактики прохождения дистанции 4 км в зависимости от типа заезда.

Методика и организация исследования. Вся работа была проведена на олимпийском велотреке в Крылатском, позволяющем более качественно изучить тактическую деятельность велосипедистов, поскольку на варианты рас-

Library   41   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало