Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Дальнейшее исследование тактики прохождения дистанции в индивидуальной гонке преследования на 4 км выявило, что на динамику скорости не всегда оказывают влияние действия соперника в заезде. Так, в различных по типу заездах было отмечено, что сильнейшие спортсмены мира стремятся придерживаться одного тактического варианта (рис. 3). Например, спортсмен из команды ГДР X. Вольф, занявший 4-е место на XXII Олимпийских играх, в предварительном, четвертьфинальном и полуфинальном заездах (см. рис. 3, а) преодолевал дистанцию, используя по предложенной нами классификации VIII тактический вариант. При этом в предварительном заезде, когда спортсмены стартовали по одному, X. Вольф установил новый мировой рекорд (4.39,96) для закрытых велотреков. В финальном заезде X. Вольф использовал VI тактический вариант, начав гонку медленнее, чем обычно на –2,25%. Относительно равномерно прошел 2-й и 3-й км дистанции и увеличил скорость на финише на +1,66% относительно среднедистанционной. В этом заезде гонщик из ГДР показал один из лучших своих результатов (4.37,38), однако этого было недостаточно для победы над Х.-Х. Орстедом, занявшим 3-е место, — 4.36,54.

Чемпион Олимпийских игр 1980 года Р. Дилл-Бунди использовал в своих заездах VI тактический вариант (см. рис. 3, б). Учитывая свои скоростные возможности, швейцарский велосипедист начал гонку с высокой скоростью, превышая среднедистанционную более чем на 2 — 3%. Затем, после падения скорости на 1 — 2% ниже среднедистанционной, удерживал ее до девятого круга. В заключительной части дистанции, как правило, значительно увеличивал скорость (финишное ускорение), что позволило ему в финальном заезде на 8% превысить среднедистанционную скорость. Следует отметить, что при таком варианте распределения сил в гонке Р. Дилл-Бунди по-

 

казал абсолютно лучшее время прохождения 4-километровой дистанции (4.32,29).

Таким образом, высокий спортивный результат в индивидуальной гонке преследования на 4 км может быть показан практически при любом варианте распределения усилий в гонке. Это еще раз подтвердило наше экспериментальное исследование в лабораторных условиях (М. А. Андрюнин с соавт., 1981), показавшее целесообразность использования понятия индивидуально-оптимального варианта распределения сил в гонке, позволяющего полностью исчерпать энергетический потенциал, зависящий от специальной подготовленности спортсменов. Поэтому мы считаем, что для каждого спортсмена существует свой индивидуально-оптимальный тактический вариант.

Отметим, что проводимое нами наблюдение за использованием вариантов распределения усилий в гонке сильнейшими велосипедистами СССР, выявило сохранение индивидуальных особенностей показателей тактики. Так, например, у неоднократного чемпиона СССР змс А. Краснова характер распределения усилий в гонках на протяжении 1980 — 1981 гг. (рис. 4) носил идентичный характер. Спортсмен использовал III тактический вариант. После превышения среднедистанционной скорости на 6 — 8% во время стартового ускорения следовало снижение скорости до 5-го круга. Затем спортсмен удерживал скорость, близкую к среднедистанционной. Лучше всего А. Краснову удалось это сделать на зимнем первенстве СССР (27.01,81), где он показал высокий спортивный результат — 4.36,10.

Таким образом, мы пришли к выводу, что у велосипедистов высокой квалификации характер распределения усилий в гонке (динамика скорости) индивидуально-оптимален и сохраняется не только в зависимости от типа заезда, но и практически не изменяется на протяжении длительного времени участия в соревнованиях.

 

 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-СПРИНТЕРОВ

   


М. Т. Лукиных, Н. А. Масальгин, ГЦОЛИФК.
 

Перед нами была поставлена задача разработать методику тренировки отстающих факторов скоростно-силовой подготовленности велосипедистов-спринтеров на основе использо-

 

вания специального велотренажера с меняющейся величиной сопротивления и длиной шатунов.

Исследование проведено на 34 велосипед

Library   46   Up


Contents

 

Home
 

диетах 1 разряда и кандидатах в мастера спорта, специализирующихся в спринтерских гонках и гите с места на 1 км на треке. Эксперимент проводился в течение 24 дней на велотреке в Крылатском. До начала эксперимента у всех испытуемых были зарегистрированы результаты на дистанциях 200 м с ходу и 1000 м с места (табл. 1). Спортсмены про-

 

Таблица 1

 

Статистические характеристики роста, веса
испытуемых и времени прохождения дистанций 200 м с ходу и 1000 м с места до начала эксперимента

 

Показатель

Рост, см

Вес, кг

200 м с ходу, с

1000 м с места с

_
X

S

V


176,1

5,5

3,1%


69,6

4,7

6,8%


12,06

0,5

4,1%


73,79

1,43

1,9%

 

шли также специальное тестирование для оценки уровня развития ведущих факторов скоростно-силовой подготовленности.

При специальном тестировании испытуемые выполняли стартовое ускорение на велоэргометре, снабженном порошковым тормозом, дающим возможность менять сопротивление в широком диапазоне. Метод измерения ведущих факторов скоростно-силовой подготовленности описан ранее (Велосипедный спорт: Ежегодник, 1981, с. 47). В результате тестирования для каждого испытуемого были получены оценки уровня развития трех факторов (качеств): I — способность к достижению высокого темпа движений; II — динамическая сила мышц нижних конечностей, III — скорость одиночного ненагруженного движения (скорость сокращения мышц).

По результатам тестирования испытуемые были разделены на три экспериментальные и одну контрольную группы. В первую группу

 

вошли спортсмены (n = 10), у которых способность к достижению высокого темпа движений была на относительно более низком уровне. Во второй группе (n = 8) отстающим фактором была динамическая сила мышц нижних конечностей, а в третьей (n = 6) скорость одиночного ненагруженного движения. Остальные десять человек составили контрольную группу. Средние арифметические значения по факторам в нормированных отклонениях от общего среднего и стандартные отклонения для каждой из групп представлены в табл. 2.

За 24 дня контрольная группа провела на треке 37 тренировок, а экспериментальные — по 35, затратив в общей сложности соответственно по 61 и 59 ч. По 18 ч в каждой группе было отведено на ОФП, из которых контрольная группа затратила 7 ч на тренировку со штангой. Спортсмены из экспериментальной группы тренировались на велотренажере по 1 часу в течение 10 дней. Первая группа использовала укороченную длину шатунов (155 мм).

Педалирование осуществлялось с высокой и максимальной интенсивностью при минимальнойинтенсивностьюпримини­мальном (1,5 кг) и малом (5 кг) сопротивлениях велотренажера. Предполагалось, что в условиях, когда достигается повышенная частота педалирования, происходит быстрая смена процессов возбуждения и торможения в ЦНС, что положительно влияет на способность к достижению высокого темпа движений. На тренировках спортсмены выполняли ускорение от 8 до 130 оборотов, сериями, с регистрацией времени. При выполнении 8 оборотов с места и с ходу регистрировалось время первого, третьего и шестого оборотов. При 130 оборотах — время первых и последних 26 оборотов и общее время, при ускорении в 26 оборотов — общее время. Срочная информация, позволяющая судить о результатах педалирования, вызывала у спортсменов повышенный интерес к проведению подобных тренировок.

Вторая группа, у которой отстающим фактором (качеством) была динамическая сила мышц нижних конечностей, проводила трени-

 

 

Таблица 2

 

Статистические характеристики факторов скоростно-силовой подготовленности до начала эксперимента

 

Фактор

Экспериментальная группа

Контрольная
группа

1-я

2-я

3-я

I

II

III

0,04±0,31

0,45±0,54

0,24±0,38

0,20±0,11

–0,17±0,71

0,08±0,57

0,39±0,35

–0,38±0,72

–0,52±0,35

–0,13±0,53

0,52±0,64

0,37±0,46

 

ровки на велотренажере с длиной шатунов 170 мм. Выполнялись ускорения от 1 до 26 оборотов. Для проявления значительной динамической силы использовались сопротивления, где требовалось применить усилия 30 — 70 кг.

Третья экспериментальная группа тренировалась на велотренажере с длиной шатунов 185 см. Величина сопротивления и характер построения тренировки здесь были такими же, как и в первой эксперименталь-

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

ной группе. Предполагалось, что повышенная амплитуда движений при максимальной их скорости должна способствовать повышению скорости одиночного ненагруженного движения.

По окончании эксперимента все испытуемые вновь прошли тестирование для оценки факторов скоростно-силовой подготовленности, и у них было также зарегистрировано время прохождения на треке дистанций 200 м с ходу и 1000 м с места (табл. 3). В табл. 3 приводятся данные изменения скоростно-силовых показателей за экспериментальный период (показаны в скобках) и их значения в конце этого периода.

 

Таблица 3

Статистические характеристики оценок факторов скоростно-силовой подготовленности и спортивных результатов в конце эксперимента
(в скобках даны измерения за экспериментальный период)

Показатель

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1-я

2-я

3-я

I фактор

 

II фактор

 

III фактор

 

200 м с ходу

1000 м с места

0,38±0,25

(0,34)

0,72±0,2

(0,27)

0,12±0,28

(–0,12)

11,66+0,33

(–0,25)

71,66±0,7

(–0,75)

0±0,34

(–0,20)

0,67±0,74

(0,84)

0,53±0,29

(0,45)

11,81±0,62

(–0,42)

71,71±1,20

(–1,20)

0,23±0,43

(–0,16)

0,57±0,38

(0,95)

0,22±0,21

(0,74)

11,78±0,26

(–0,58)

72,02±0,67

(–1,75)

0,01±0,27

(0,12)

0,60±0,43

(0,08)

0,38±0,46

(0,01)

11,87±0,36

(–0,05)

71,91±1,16

(–0,28)

 

Анализ данных табл. 3 показывает, что в экспериментальных группах получен высокий прирост в оценках тех факторов, которые характеризовали отстающие качества и на тренировку которых было направлено основное внимание. Так, в первой группе наибольший прирост (0,34) получен по первому фактору (способности к достижению высокого темпа движений), во второй — по второму фактору (динамической силе мышц нижних конечностей — 0,84), в третьей — по третьему фактору (скорости сокращения мышц). Одновременно в третьей группе был зафиксирован высокий показатель, характеризующий прирост динамической силы мышц нижних конечностей (0,95). Видимо, тренировка на велотренажере с удлиненными шатунами положительно сказывается и на этом факторе.

 

 

Таблица 4

Дисперсионный анализ влияния характера тренировки на оценки факторов скоростно-силовой подготовленности и времени прохождения дистанций 200 м с ходу и 1000 м с места на треке

Исследуемый показатель

Источник вариации

Факторная доля вариации, %

Критерий

Уровень значимости

I фактор

 

II фактор

 

III фактор

 

200 м с ходу

1000 м с места

А

Е

А

Е

А

Е

А

Е

А

Е

34,8

65,1

29,7

70,3

35,7

64,3

24,4

75,6

24,3

75,7

5,39

 

4,25

 

5,56

 

3,28

 

 3,22

0,01

 

0,05

 

0,01

 

0,05

 

0,05

Анализ изменения времени прохождения дистанций на треке показывает, что в экспериментальных группах спортивный результат улучшился в большей степени, чем в контрольной. Так, в этих группах время прохождения 200 м с ходу снизилось на 0,25 — 0,58 с, а в контрольной только на 0,05 с. Результат в гите с места на 1 км в экспериментальных группах улучшился на 0,75 — 1,75 с, а в контрольной на 0,28 с.

Достоверность влияния характера тренировки на приросты оценок факторов скоростно-силовой подготовленности и улучшение спортивных результатов в гонке на треке проверялась с помощью однофакторного дисперсионного анализа, результаты которого представлены в табл. 4.

 

 

В табл. 4 через источник вариации А обозначен характер тренировки, а через показатель Е — индивидуальные различия испытуемых в группах. Граничное значение критерия при пятипроцентном уровне значимости равно 2,93, а при однопроцентном — 4,51. Из таблицы видно, что характер тренировки достоверно влияет на величину изменения оценок всех показателей. Степень влияния целенаправленных тренировок на развитие отстающих качеств подтверждается факторной долей вариабильности (24,3 — 35,7%). Таким образом, велотренажер с изменяющейся в широком диапазоне величиной сопротивления и длиной ша-

Library   48   Up


Contents

 

Home
 

тунов может быть использован для тренировки отстающих качеств скоростно-силовой подготовленности велосипедистов, уровень развития которых оценивается по показателям стартового ускорения на велоэргометре с различной величиной сопротивления.

Спортсменам, у которых отстающим качеством является способность к достижению высокого темпа движений, рекомендуется педалировать на велотренажере с укороченной длиной шатунов (155 мм) при минимальном (1,5 кг) или малом (5 кг) сопротивлении. В этом случае выполняются ускорения от 8 до 130 оборотов. Темп педалирования максимальный и субмаксимальный. Спортсмены, у которых на пониженном уровне находится динамическая сила мышц нижних конечностей, используют для тренировки этого качества педалирование на велотренажере с обычной

 

длиной шатунов (170 мм) при повышенной величине сопротивления (30 — 70 кг). Ускорения выполняются от 1 до 26 оборотов. Темп движений максимальный или близкий к нему. Велосипедистам, имеющим низкие показатели скорости сокращения мышц, рекомендуется при педалировании на велотренажере использовать длину шатунов до 185 мм при небольшой величине сопротивления (1,5 — 5 кг). Характер тренировки примерно такой же, как и у спортсменов, тренирующихся для повышения способности к достижению высокого темпа движений.

Тренировку на велотренажере в микроцикле рекомендуется проводить два-три раза в дополнительных занятиях. Продолжительность тренировки в одном занятии до одного часа.

 

 

КОМПЛЕКСНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

   
А. М. Козлов, кандидат педагогических наук, мастер спорта СССР, Тамбов
 

На современном уровне развития велосипедного спорта для совершенствования планирования и проведения учебно-тренировочного процесса необходимы не только этапное тестирование функционального состояния спортсменов, но и биомеханический анализ техники педалирования.

В практике велоспорта тестирование и тренировка обычно производятся на велоэргометрах или на велостанках различной модификации. Основное требование, предъявляемое к такому виду технических устройств, — высокая точность регистрации динамических и кинематических характеристик педалирования в сочетании с экспресс-информацией о создаваемой спортсменом структуре соревновательного упражнения и приближенность режимов тренировочной деятельности в искусственных условиях к естественным. Для этого кинетическая энергия движения велосипедиста на треке или шоссе должна равняться кинетической энергии вращающихся частей на велотренажере, а сила торможения — силе сопротивления воздуха, возникающей вследствие движения велосипедиста. Для выполнения этих условий масса маховика на велотренажере подбирается равной 70 — 120 кг (Ю. Я. Прокопенко, С. С. Богдасанов, 1969; А. Л. Кузнецов, 1978), а тренажер снабжают специальным тормозным устройством (М. Д. Азатян, 1960; М. Л. Пальцев, 1974). С целью имитации движения велосипедиста по трассе или треку велотренажеры могут комплектоваться лиди-

 

рующими устройствами (Ю. К. Дравниек, И. В. Аулик, 1977) или проекционным экраном, воспроизводящим визуальную картину трассы (В. А. Коваленко, 1976). Однако недостатком подобного рода тренажеров остается значительное отличие условий тренировки на них от естественных.

С целью проведения исследования биомеханической модели спортивного педалирования, критериев технического мастерства и создания средств и методов управления движениями велосипедистов совместно с лабораторией биомеханики Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры выполнен специальный комплексный стенд для тестирования и тренировки велосипедистов.

Стенд сконструирован на базе велостанка, задние ролики которого имеют массу 115 кг, что при скорости 40 — 50 км/ч создает такой же момент количества движения, который наблюдается у системы спортсмен — велосипед с массой 70 — 80 кг в условиях трека.

Тормозящий момент, моделирующий сопротивление воздуха, создается специальным прижимным резиновым роликом, степень давления которого подбиралась экспериментально с учетом равенства мощности при педалировании с одинаковой скоростью на треке и велостенде. Для этого за основу взято положение о том, что мощность (N), развиваемая велосипедистом в условиях движения на треке, идет на преодоление сопротивления воздуха (Nв), трения качения о полотно трека

Library   49   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало