|
его заднему колесу. Когда до финиша оставались считанные метры, он красивым рывком выкатился вперед. Решающий третий заезд. Сергей Копылов атакует с первой позиции и так стремительно уходит от соперника, что тот прекращает погоню. Копылов же озорно финиширует с поднятыми вверх руками. Победа полная!
Французская спортивная газета «Экип» назвала Копылова «взрывным гонщиком, обладающим великолепной техникой. Его царствование на треке может продлиться долго». Это пророчество начинает оправдываться.
Говорят, что теперь Копылову легче: он научился всех побеждать. Оценка лестная, но и неточная. Проигравшему проще определить свой путь — он знает на кого равняться. Победитель же. обязан постоянно искать новое, совершенствоваться, придираться к себе, стремиться к победе над самим собой; ему неизмеримо сложнее критиковать себя. Поэтому Сергей Копылов ехал на чемпионат мира 1982 года в английский город Лестер не отстаивать свой высокий титул, а завоевывать его вновь, как будто прежде ничего не было и все нужно начинать сначала. И в этом была своя трудность. Как и предполагалось, соперником Сергея Копылова в борьбе за титул первого спринтера мира снова стал Лутц Хесслих.
Сергей был в блестящей спортивной форме. Об этом говорили его мировые рекорды, установленные на треке в Крылатском в гитах на 200, 500 и 1000 метров с хода и с места, а также пятая золотая медаль, полученная в спринте на чемпионате СССР. И в Лестере его главным оружием была скорость. Он развивал ее и тогда, когда в этом не было особой необходимости. Так, еще в предварительном заезде с американцем Горски и англичанином Барри, он, выигрывая заезд, не удержался от искушения отвести душу — резко увеличил скорость на последних 200 метрах и прошел их за 10,32 секунды — время нового мирового рекорда для открытых треков. Обыграв в четвертьфинале В. Шустра (Чехословакия), а в полуфинале Д. Юбеля (ГДР), Копылов встретился в финале с Хесслихом.
В первом заезде с явным преимуществом победил Копылов. Но Хесслих не был сломлен. Он — настороже. Во втором заезде у Копылова получился сбой — от резкого нажима на педали велосипед пошел в верх виража, а не вниз. Пока он его выпрямлял, Хесслих уже использовал столь выгодный момент, предприняв атаку слева. Счет сравнялся — 1 : 1. В решающем третьем заезде оба гонщика по-кошачьи крались друг за другом по виражам, и вдруг Копылов бросился в атаку со всей страстью. Не рано ли? Хесслих настигает туляка. . Кажется — они одновременно «выпрыгивают» на линию финиша. Зрители замерли, уставившись на табло в ожидании ре-
|
|
зультата. Но Копылов уже ехал подняв руки. улыбаясь от счастья: шестое чувство не обмануло его — он победил. Фотофиниш зафиксировал его преимущество в четверть колеса. И тогда, к неописуемому восторгу зрителей, Сергей, совершая круг почета, кружился по полотну трека на заднем колесе, как когда-то, еще мальчишкой, на спор прокатился на заднем колесе от стадиона, а затем и по центральной улице своего родного города.
Так была завоевана вторая золотая медаль чемпиона мира. Никому из наших соотечественников за все время их участия в чемпионатах мира не удавалось достичь таких успехов. Известно всего пять гонщиков в мире, которые за все послевоенные годы становились двукратными чемпионами мира. Только Д. Морелон добивался этого титула семь раз.
Вспоминаются слова, сказанные Морелоном о Сергее Копылове: «Спринтер по призванию». Да, действительно, спринт для него азартная, веселая и рискованная игра. И в заезде он больше любит импровизировать, а не действовать заранее рассчитанными ходами. Впрочем, так и должно быть при скоротечности спринта, но не каждому это удается. Спринтерами не становятся, ими, по-видимому, рождаются. Спринт — это альфа и омега трекового гонщика. В нем проверяются все качества гонщика: скорость (и не одна чистая скорость, а скорость маневра, молниеносной реакции, мысли), умение разгадать тактический замысел противника и безошибочно выполнить свой замысел, свой маневр. Выступление двух спринтеров всегда единоборство двух личностей, характеров. Именно в этом Копылов и преуспел. Но такое умение пришло не сразу, а в результате возраставших год от года разнообразных и целенаправленных тренировок, сопровождавшихся поисками своего стиля.
Несколько слов о родителях чемпиона — коренных туляках, рабочих. Отец, Владимир Константинович, любил кататься на велосипеде, но гонщиком не стал. Он был настоящим болельщиком и не пропускал ни одного соревнования на треке. Любовь к велосипедному спорту он привил жене, Александре Николаевне, а затем сыновьям. И сказалась привычная тульская традиция: родители благословили на трек сначала старшего, Виктора, а потом и младшего, Сергея. Наверное, и дальше так будет: сын Сергея, трехлетний Виктор, уже гоняется по дому на подаренном бабушкой велосипеде.
А началось все у Сергея с 1970 года, когда десятилетним мальчишкой пришел он на трек с братом Виктором, который был уже мастером спорта международного класса. Велосипедные гонки заворожили Сергея. Он зачастил на трек уже без брата, пропадая там днями. Тренер Виктора, Сергей Сергеевич Максимов (потом он станет и его тренером), переделал обычный велосипед в «малышку», и |
|