Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

 

ИТОГИ СЕЗОНА-82


   
С. В. Ердаков, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер СССР
 

Спортивный сезон 1982 г. отличался большими успехами советского велосипедного спорта на всесоюзной и международной арене и определенными неудачами.

На чемпионате мира в Великобритании советские велосипедисты в гонках на треке завоевали две золотые медали и заняли 2-е место, уступив 1-е место и три очка команде ГДР, в гонках на шоссе — одну бронзовую медаль и 7-е место в командном зачете.

Хороших результатов добились велосипедисты-трековики в спринте, где С. Копылов второй год подряд выиграл звание чемпиона мира в командной гонке на 4 км. После 15-летнего перерыва наши спортсмены вернули себе звание чемпионов мира, однако явно не реализовали имеющихся возможностей в индивидуальной и групповой гонках.

Неудовлетворительно выступили велосипедисты-шоссейники. Причиной проигрыша послужили не только неудачи, которые преследовали команду в ходе 100-километровой командной гонки, но и ряд организационно-методических и тактических просчетов, допущенных тренерами сборной команды страны в ходе подготовки к чемпионату мира.

Вот что по этому поводу говорит главный тренер сборной команды СССР Виктор Капитонов: «После Олимпиады в Москве мировой велоспорт бурно прогрессирует. Небывало обострилась конкуренция на шоссейных трассах. Миновали те времена, когда борьбу за медали вели лишь избранные команды. Круг- претендентов значительно расширился. Кроме традиционных лидеров — гонщиков ГДР, Чехословакии, Италии, Франции на передовые позиции выходят гонщики Голландии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии. Это со всей очевидностью подтвердил чемпионат мира в Англии. Для нас это, впрочем, не было неожиданностью. Чтобы идти в ногу со временем, надо было вести поиск новых форм работы. Один из экспериментов мы провели накануне сезона — значительно увеличили интенсивность тренировок и соревнований в подготовительный период. Вышли на шоссе уже в ноябре, а в декабре провели серию гонок на треке в Крылатском. Надеялись, что спортсмены быстрее

 

обретут скоростные качества. Но теперь надо признать: эксперимент не принес желаемого результата.

Определенную роль в поражении нашей команды сыграла гудвудская трасса. За кулисами гонку называли чемпионатом мира среди механиков. На трассе было зафиксировано 48 проколов! Два из них случились у пашей четверки. Для устранения каждого потребовалось но 40 с. Если учесть, что чемпионам мира, голландцам, которые дефектов избежали, мы проиграли чуть более 40 с, то нетрудно предположить, что исход борьбы мог быть иным.

Однако мы далеки от мысли объяснять неудачу лишь коварством трассы и превратностями судьбы. Есть причины и более существенные. В сезоне-82 спортивные организации не выполнили намеченных планов по подготовке мастеров спорта международного класса. В результате круг претендентов на место в команде оказался ограниченным. Мы просмотрели в деле немало молодых гонщиков, но все они, как правило, не были готовы сохранить высокий темп на протяжении всей дистанции.

Были допущены просчеты и нами, тренерами сборной. Нам не удалось добиться того, чтобы ведущие мастера вышли на запланированный уровень результатов. Мы считали, что наиболее твердым ориентиром должно быть время 2 часа 1 мин. Но, например, на чемпионате страны в Москве победители не могли даже преодолеть рубеж 2 часа 7 мин. А ведь выйди лидеры на этот уровень, они бы имели дополнительный запас прочности в Гудвуде и даже несмотря на случайности, могли добиться там большего.

Что же касается групповой гонки, то мы не можем упрекнуть ни одного подопечного в безволии, нежелании бороться. В Англии у нас выступала в основном молодежь, и она добилась этого права в борьбе с ведущими мастерами страны. И молодежь, невзирая на острое соперничество, провела гонку чемпионата весьма активно, контролировала ее треть дистанции. Это говорит о том, что у нас есть хороший резерв, на который можно положить-

Library   3   Up


Contents

 

Home
 

ся в будущем. Однако в Гудвуде молодая команда допустила серьезные тактические просчеты. Первый из них состоял в том, что А. Ведерников и Н. Косяков вложили слишком много сил в создание отрыва, но не приняли в расчет, что их попутчики, в том числе Б. Дроган (ГДР), не будут предпринимать активных действий, оставаясь до поры до времени в тени. Так и случилось. В решающий момент, когда силы обоих были на исходе, Дроган легко ушел вперед в одиночку. Другой просчет был допущен в основной группе, где пятеро остальных наших спортсменов начали финишный рывок слишком рано, — у них не хватило сил в решающий момент. С учетом се-зона-82 тренерский совет планирует внести коррективы в подготовку команды.

Сборная вступает в решающую стадию подготовки к олимпийскому турниру. Главная задача — учтя ошибки, выйти на высший уровень результатов, создать сплоченную, боеспособную команду. Команду не избранных, а составленную из тех гонщиков, кто на деле докажет право нести высокое звание олимпийца».

Групповую гонку среди женщин на 61 км выиграла 19-летняя спортсменка из Великобритании. Лучшая из наших спортсменок, Т. Полякова, заняла лишь 14-е место. Сказалась функциональная неподготовленность наших девушек к данной трассе.

Залогом успехов на международной арене является подготовка резерва внутри страны. План подготовки мастеров спорта международного класса по шоссе и треку спортивными организациями страны в 1982 г. в целом выполнен. Однако тот факт, что пока не удается выйти на запланированный в гонке на 100 км норматив (отставание составляет почти 5 мин), заставляет пересмотреть план подготовки велосипедистов к Олимпийским играм.

В 1982 г. состоялись III Всесоюзные спортивные игры молодежи. В них приняло участие около 400 велосипедистов (на II Играх — 200 велосипедистов). Отчетливо была видна тенденция снижения возраста участников. Так, если на II Играх самый молодой спортсмен в соревнованиях по шоссе имел возраст 18 лет, то на III Играх было уже 24 участника в возрасте 17 — 18 лет. А среди девушек в соревнованиях принимали участие 14 — 15-летние спортсменки. Самая молодая гонщица — 14-летняя спортсменка из Казахстана С. Шалгинбаева — заняла 9-е место, а чемпионкой Игр стала 15-летняя Л. Зилпорите из Литвы, 2-е и 3-е места завоевали 17-летние Е. Морозова (РСФСР) и И. Путниня (Латв. ССР).

Игры показали значительный рост достижений спортсменов. Результат команды-чемпиона в гонке на 100 км по сравнению с высшим результатом команды-чемпиона на II Играх был превышен на 2 мин 44 с. Кроме того, 11 команд улучшили свои результаты от 14 с

 

Заслуженный тренер СССР Владимир Петров готовит к старту заслуженного мастера спорта международного класса Константина Храбцова

до 8 мин. Особенно выражен прирост результативности у команд Казахской, Украинской и Белорусской ССР — до 8 мин. Результат Игр в командной гонке на 100 км превышает показатели чемпионата СССР 1982 г. более чем на 1,5 мин.

Значительно снизили результаты в командной гонке на 100 км сборные Ленинграда и отдельных республик: Грузинской, Узбекской и Киргизской.

В гонках на треке на III Всесоюзных играх молодежи были превышены все результаты, показанные гонщиками на И Играх. Успешно выступили велосипедисты РСФСР, Латвийской и Литовской ССР. Однако значительно сдали

 
Library   4   Up


Contents

 

Home
 

Один из сложных тактических моментов — «сюрпляс». В первой позиции — мастер спорта СССР Андрис Лейньш, во второй — победитель первенства мира среди юниоров в спринтерской гонке Николай Ковш

свои позиции спортивные организации Украинской и Казахской ССР, которые заняли соответственно 11-е и 12-е места. Особенно удручает то, что именно эти республики имеют два новых деревянных велотрека.

Два года прошло со дня опубликования постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», определившего очередной этап развития советской системы физического воспитания, ставшего программой внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь широких слоев населения, и особенно молодежи.

В целях успешной реализации постановления физкультурными организациями страны разработаны планы мероприятий, в соответствии с которыми:

— определены дороги и кольцевые трассы в черте городов и за их пределами для проведения массовых соревнований по велосипедному спорту с временным и частичным пере-

 

крытием автомобильного движения в определенные дни и часы;

—   по выходным дням некоторые улицы городов и крупных населенных пунктов, ведущие к стадионам, паркам, садам, загородным местам отдыха, предоставляются в распоряжение только велосипедистов;

—   строятся и оборудуются велосипедные дорожки и велосипедные стоянки.

Исполкомы и управления Госавтоинспекции на местах совместно с физкультурными организациями создают условия для реализации целевых программ массового внедрения велоспорта среди жителей города и села. Активную помощь в создании условий для велосипедной езды в городах и поселках страны оказывают комиссии по безопасности дорожного движения при советах министров союзных, автономных республик и крайоблисполкомов.

Широкое распространение получил опыт Шяуляя Литовской ССР по организации и проведению работ, касающихся развития велосипедного спорта и использования его в целях оздоровления и активного отдыха трудящихся.

Вопросы массового развития велосипедного спорта были предметом обсуждения на коллегиях спорткомитетов РСФСР и Казахской ССР. Разрабатываются целевые программы Латвийской, Эстонской и Армянской ССР.

Мастер спорта СССР А. Пругалов

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

Мастер спорта международного класса Эмзар Гелашвили и его тренер заслуженный тренер СССР Омара Пхакадзе

Активно внедряется велосипед как средство транспорта в Бурятской, Удмуртской и Чувашской автономных республиках, Белгородской, Волгоградской, Владимирской, Ивановской, Куйбышевской, Кемеровской, Калининградской, Ленинградской, Тульской областях РСФСР.

Внедрение велосипеда в быт городского населения занимают спортивные организации Ровно, Тернополя, Луцка, Черновцов, Винницы Украинской ССР, а также Бухары и Ферганы Узбекской ССР. В Туркменской ССР определены дороги и кольцевые трассы для проведения тренировок и соревнований, а также велосипедных прогулок.

Особого внимания заслуживает опыт создания велоклубов по месту жительства в Харькове. Велоклуб «Золотые колеса» при ЖЭКе № 120 Московского района за десять лет работы приобщил к занятиям спортом около 1000 подростков. В их числе были олимпийский чемпион Валерий Мовчан, член сборной команды СССР Валерий Буц. Шефствует над клубом Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского. Интересную работу ведет также велоэкспедиция клуба «Кон-Тики» средней школы № 1 Новосибирска.

 

Эффективной формой привлечения к занятиям велосипедным спортом является проведение массовых велокроссов, туристских велотуров по дорогам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, велосипедных соревнований на стадионах в перерывах между футбольными таймами. Так, более 300 тысяч участников собрал Всероссийский массовый заочный велокросс, посвященный 60-летию образования СССР.

Большой популярностью пользуются еженедельные массовые соревнования по велокроссу в Туле, которые привлекают к стартам до 200 человек.

В работе по пропаганде велосипедного спорта принимают участие органы печати и телевидения. Следует отметить содержательные статьи в газетах «Правда» — «Верный друг — велосипед», «Социалистическая индустрия» — «Велоралли для всех», «Велобум в Шяуляе» и др.

Однако в ряде районов страны с благоприятными климатическими условиями, рельефом местности велосипед пока еще не вошел в повседневный быт. Не отвечают современным требованиям масштабы и уровень подготовки значкистов ГТО и спортсменов массовых разрядов по велосипедному спорту на шоссе. Определенным тормозом в развитии массовости является и отсутствие в Единой всесоюзной спортивной классификации раздела, посвященного спортсменам массовых разрядов, занимающихся на дорожных велосипедах.

Следует отметить, что ряд спортивных организаций страны не принимают должных мер по внедрению велосипеда в повседневный быт советских людей, не эффективно используют велосипедные треки, кольцевые трассы, не проявляют должной настойчивости в решении вопросов по выделению велосипедных дорожек в черте городов, парков, строительства велостоянок, не организуют массовых соревнований по велоспорту для различных возрастных групп. В ряде случаев хорошо составленные планы остаются на бумаге, а повседневная работа подменяется разовыми мероприятиями.

Большинство кафедр велосипедного спорта институтов физической культуры не проявляют должной инициативы в развитии велосипедного спорта.

В стране выпускается ежегодно около 5 млн. велосипедов. По статистическим данным, каждый второй житель имеет велосипед. Однако в среднем по стране из числа тех, кто имеет велосипед, только 29,2% используют их для поездок на работу, учебу и хозяйственные нужды, 60,7% — для отдыха и занятий спортом.

Ежегодно ассамблея Международной ассоциации организаторов любительских гонок (АЙОК) по согласованию с ФИАК определяет лучшего гонщика сезона путем подсчета очков, набранных за победы на официальных

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

соревнованиях УСИ — ФИАК. Победителю вручается приз «Золотая каретка с велотуфлей», учрежденный фирмой «Адидас». Этот приз является переходящим и вручается ежегодно представителю национальной федерации на ноябрьском конгрессе УСИ.

Согласно решению ассамблеи АЙОК, лучшим гонщиком сезона 1982 г. признан Сергей Копылов (СССР). Два года подряд этим призом владел Сергей Сухорученков (СССР).

Приз «Золотая пальмовая ветвь Мэрлен-Пляж», учрежденный фирмой «Мэрлен-Пляж» совместно со спортивной газетой «Экип» (Франция), вручен советскому велосипедисту Ивану Мищенко за лучший результат, показанный по итогам года в шоссейных гонках.

В период с 21 по 24 августа 1982 г. в Великобритании состоялись заседания Руководящего комитета Международной федерации любительского велоспорта и конгресса ФИАК, в работе которого приняли участие представители 56 стран. От советской делегации присутствовали члены Всесоюзной федерации велосипедного спорта С. Ердаков, А. Куприянов, М. Барамия.

Главным вопросом в повестке дня были выборы нового президента ФИАК. Это место осталось вакантным после того, как бывший

 

президент, испанец Луис Путч, возглавил УСИ — орган, объединяющий любительскую и профессиональную федерации.

На выборах в Лестере были выдвинуты две кандидатуры: вице-президента ФИАК В. Сысоева (СССР) и члена Руководящего комитета В. Штамфли (Швейцария). Было проведено тайное голосование. Большинство голосов (42 против 14) было отдано В. Сысоеву. Впервые кандидат от СССР занял столь высокий пост — президента Международной федерации велоспорта. Новому президенту 40 лет. С 1977 г. он возглавляет Федерацию велоспорта СССР.

— То, что выбор пал на представителя вашей страны, явление вполне закономерное, — прокомментировал итоги голосования вице-президент ФИАК М. Екель (Польша). — Это признание заслуг советских гонщиков, которые вносят большой вклад в развитие велоспорта в мире и снискали себе всеобщее уважение и признание.

Сказался и авторитет советской федерации, всегда занимающей последовательную и принципиальную позицию. Этот авторитет еще более возрос после блестящей организации олимпийского турнира в Москве.

 

 

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЕМПИОНОВ


ПРИЗВАНИЕ — СПРИНТЕР

   
М. Н. Тылкин, Тула
 

Гонщик из Тулы Сергей Копылов признан Международным союзом велосипедистов лучшим велосипедистом мира среди любителей. На зимнем чемпионате страны 1983 г. в Крылатском он доказал, что в спринте ему нет равных. Его финиш на 200 метрах был самым быстрым в мире.

Сергей Копылов — коренастый, дружелюбно настроенный парень, по глазам видно — весельчак и заводила. Мне всегда приятно встречаться с ним. Но это бывает не так часто, хоть и живем мы в одном городе — Туле. Но одна из встреч особенно запомнилась. Это было в январе 1981 года на олимпийском велотреке в Крылатском. Сергей только что приехал из ГДР, где участвовал в международных соревнованиях на берлинском треке. Смотрю: не тот Сережа — помрачнел, прихрамывающая походка, рука забинтована.

— Да, упал вот, бедро содрал. Непривычен берлинский трек, — смущенно говорил Сергей.

«Жаль, что это помешает тренировкам», — подумал я. Оставалось несколько дней до зим-

 

него чемпионата СССР, открывавшегося здесь, в Крылатском...

И все же Копылов вышел на старт, обыграл всех своих соперников и во второй раз стал победителем этого чемпионата в спринте. «Вот характер», — подумалось мне.

Тот год, начавшийся, казалось бы, так незадачливо, засверкал золотой медалью чемпиона мира, завоеванной Сергеем на треке в Чехословацком городе Брно в упорной и красивой борьбе с чемпионом мира и олимпийских игр Лутцом Хесслихом из ГДР. Две медали принес тогда нашей команде Сергей: бронзовую в гите на один километр и золотую, такую долгожданную (последний раз ее добыл Омари Пхакадзе в 1965 году) в самом престижном виде трековых гонок, — в спринте. «Королем спринта» нарекли тогда Сергея спортивные журналисты. «Потрясающий успех. Ему не было равных», — сказал о нем старший тренер сборной команды страны. Семикратный чемпион мира в спринте француз Д. Морелон заметил: «Сергей спринтер по призванию. Он сумел подобрать тактический ключ к каж-

Library   7   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало