Разборка и сборка велосипеда необходимы для профилактики, ремонта и консервации. Разборка может быть частичной или полной. Однако не всякий ремонт при наличии определенных навыков и инструментов может производиться в домашних или дорожных условиях.
Отечественная промышленность выпускает первоклассные дорожные велосипеды различных марок и типов. Применение унифицированных узлов и деталей позволяет производить единый порядок разборки и сборки велосипедов.
Разобрать велосипед «по-винтикам» не трудно. Но собрать его так, чтобы ничего не поломать, ничего не повредить и чтобы не осталось «лишних» детален, — сложнее. Правильная сборка велосипеда и регулировка его узлов требуют известного мастерства и навыков.
При необходимости серьезного ремонта велосипеда, а также если вы не уверены в собственных силах рекомендуем обратиться в специализированную мастерскую.
Инструменты. Дополнительно к инструментам, входящим в комплект велосипеда, можно приобрести второй комбинированный ключ. Он понадобится в тех случаях, когда на одной оси расположены две гайки. Одну из них легче отвернуть, придерживая ключом другую. Хорошо придерживать ключом и головку болта. Удобно работать с обычными гаечными ключами, шаровыми ключами, разводными ключами, пассатижами. При разборке колеси шатунов нужны молоток, напильник, прокладка из твердого дерева и деревянная подставка длиной от шатуна до пола. Среди инструментов должны быть ниппельный ключ для спиц, конусный ключ с выступами для конусов каретки, отвертка.
В основном все узлы велосипеда разбираются с помощью гаечного ключа и отвертки. Для контргайки рулевой колонки и контргайки каретки используется комбинированный ключ, выступ которого вставляется в паз контргайки. Для конусов каретки применяется конусный ключ, выступ которого вставляется в шлицы конусов.
Рабочее место. Для разборки и сборки велосипеда надо подготовить специальное рабочее место. Все необходимые инструменты, ветошь, смазка и т. п. должны быть под рукой. Детали велосипеда надо складывать на отдельное место в последовательности разборки.
ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ ЗА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ РАЗБОРКИ.
ЗАПОМИНАЙТЕ ПОРЯДОК УСТАНОВКИ ДЕТАЛЕЙ!
|
|
При снятии и установке колес, щитков, при работе с педальной кареткой следует перевернуть велосипед и поставить на руль и седло. Работу с рулевой колонкой и седлом производят, поставив велосипед на колеса и прислонив его к стене или дереву. При снятых колесах и звездочке каретки можно поставить велосипед на переднюю и заднюю (цепную) вилки.
Разборка отдельных узлов (колес, седла, руля, втулок и др.) производится на отдельном рабочем месте так, чтобы не растерять детали.
НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ УСИЛИЙ И УДАРОВ молотком при разборке и сборке велосипеда!
Затруднения при разборке — следствие неумения и отсутствия навыков, плохого ухода, коррозии, загрязнения отдельных частей, неправильной установки или поломки деталей. Затруднения при сборке — следствие неумения и отсутствия навыков, неправильной установки деталей, отсутствия смазки, наличия непригодных деталей.
Исправные, правильно подобранные, чистые и смазанные детали должны устанавливаться свободно, без чрезмерных усилий. В случае затруднения при разборке рекомендуется смочить место соединения детали керосином или жидкой смазкой, при сборке — проверить правильность установки и исправность деталей, удалить грязь и ржавчину, нанести на места соединений смазку.
ПРАВИЛЬНО УСТАНАВЛИВАЙТЕ КЛЮЧ И ОТВЕРТКУ, чтобы не повредить грани гаек и шлицы головок болтов и конусов.
Резьба во всех резьбовых соединениях на велосипеде — правая. Исключение составляют левый шатун и правая часть каретки. Затягивать гайки и болты следует туго, но без чрезмерного усилия. Люфты, ощущаемые рукой, во всех креплениях и во вращающихся соединениях не допускаются. Вращение должно быть свободным, без стуков, скрипов и заеданий. В ходе эксплуатации велосипеда надо регулярно проверять затяжку гаек и болтов и состояние регулировки узлов.
Смазка всех подшипников качения на велосипеде производится универсальной тугоплавкой или среднеплавкой смазкой (литол, солидол, тавот). Внутренняя полость задней втулки, трущиеся поверхности и шарниры смазываются жидким индустриальным маслом. Смазка должна быть достаточно обильной, но не выходить наружу. Излишнюю смазку следует удалить. Перед смазкой детали очищают, промывают в керосине или жидкой смазке и протирают досуха. Цепь также снима-
|