|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица Антропометрические и функциональные показатели велосипедистов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
исходящей из начала координат и имеющей угол наклона для группы спортсменов tga = 21, с экспериментальной кривой VЕ + f (VO2). Зависимость VO2ПАНО от силы мышц-разгибателей ноги с поправкой на К может быть представлена следующим уравнением: VO2ПАНО = 1,5(р0 / К) + в (в мл O2 ), где в — показатель относительных возможностей мышц, работающих при педалировании на велоэргометре. Для гонщиков-шоссейников в = 800 мл O2, для спринтеров — в = 100 мл O2- При делении ро на К получим показатель, характеризующий косвенно силу медленных мышечных волокон. Поэтому у однородной
Рис. 3. Определение ПАНО по данным Goldberg и др. (1975) и собственным результатам |
группы спортсменов была получена тесная корреляционная связь (r = 0,9) между силой мышц спортсменов и VO2ПАНО, Заметим, что между максимальной изометрической си- лой разгибания ноги и VO2ПАНО связи обнаружено не было. Велосипедист-спринтер хоть и обладает значительными потенциальными возможностями к увеличению потребления кислорода, однако способность его мышц к окислительному фосфорилированию недостаточная. Таким образом, потребление кислорода на уровне порога анаэробного обмена (результаты в гонках преследования и индивидуальных гонках на шоссе) зависит от силы мышц ног спортсмена, количественного соотношения быстрых и медленных двигательных единиц и окислительных возможностей работающих в упражнении мышц (в). Полученные результаты имеют принципиальное значение для правильной организации тренировочного процесса, так как при участии в соревнованиях с раздельным стартом (дистанции 10 — 50 км) гонщики развивают среднюю мощность, которая требует потребления кислорода на уровне VO2ПАНО или незначительно (до 5%) его превышает. Поэтому уровень VO2ПАНО является основным лимитирующим фактором в достижении высоких спортивных результатов. Для его повышения необходимы не только тренировки, способствующие увеличению окислительных возможностей мышц (наиболее эффективной, видимо, является тренировка на силовую выносливость — езда в подъем с ЧСС 160 — 175 уд/мни и частотой педалирования 40 — 60 об/мин), но и спринтерские тренировки (ускорения с места и с хода по 5 — 10 с с максимальной или околомаксимальной интенсивностью), способствующие увеличению силовых возможностей мышц ног. Рациональное сочетание спринтерских тренировок (1 — 2 раза в неделю) и упражнений, направленных на развитие силовой выносливости (2 — 4 раза в неделю), должно способствовать увеличению потребления кислорода на уровне ПАНО, что создает фундамент для достижения высоких спортивных результатов в шоссейных гонках. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |