|
||||
различной специализации (97 стайеров и 78 спринтеров) с квалификацией от И спортивного разряда до мс. Тестирование проводилось по комплексу тестов на велоэргометре продолжительностью 15 с при 4 отягощениях 1 — 5 кп. Оценивалась частота педалирования при каждой нагрузке. Количество оборотов педалей, выполненное за указанное время, регистрировалось с помощью счетчика электрических импульсов МЭС-54, сигнал на который подавался через магнитный размыкатель (геркон), установленный на раме велоэргометра. Для изучения структуры скоростно-силовых возможностей велосипедистов были предложены две гипотезы. В первой предполагалось, что гиперболическая зависимость, выявленная А. Хиллом (1938), между скоростью сокращения отдельного мышечного волокна и нагрузкой будет также наблюдаться между частотой педалирования на велоэргометре и относительной нагрузкой. Здесь предполагалось, что частота оборотов педалей может определяться как сумма сокращений отдельных мышц и мышечных групп. Во второй гипотезе предполагалось, что в соответствии с рядом работ по исследованию сокращений мышечных волокон (Ф. Катц, 1974; Д. Р. Вилки, 1949, 1956, 1960; X. Ралстон, 1949, и др.) скорость их сокращения, а также отдельных мышечных групп может рассматриваться как показательная функция экспоненциального типа по отношению к нагрузке. В данном случае имелось в виду, что число оборотов при работе на велоэргеметре должно снижаться экспоненциально при увеличении отягощения. В связи с предложенными гипотезами наши экспериментальные данные о зависимости частоты педалирования и мощности от относительной нагрузки были подвергнуты обработке применительно к обоим случаям. В табл. 1 приводятся результаты статистической обработки экспериментальных данных. Можно отметить, что в обоих случаях наши данные хорошо аппроксимируются рассмотренными видами соотношений. Коэффициенты корреляции, выражающие в данном случае степень аппроксимации зависимости «частота педалирования — относительная нагрузка» и прямой, очень высоки (0,99 и 0,96). Обращает на себя внимание тенденция к снижению корреляционной связи в зависимости от специализации спортсменов. Спринтеры имеют более высокие коэффициенты корреляции, независимо от вида соотношения. Коэффициенты уравнений регрессии различны для общей группы, группы спринтеров и стайеров. Поскольку экспоненциальная функция более точно аппроксимирует исследуемые соотношения и лучше поддается интерпретации, приведем сравнительную оценку полученных коэффициентов. Коэффициент в может рассматриваться как |
показатель, характеризующий скорость снижения темпа педалирования с увеличением относительной нагрузки. Наибольшая скорости снижения наблюдается в группе спринтеров, хотя максимальные значения частоты педалирования у них значительно выше, особенно в тестах с минимальной и максимальной нагрузкой. Велосипедисты-стайеры обладают меньшей по сравнению со спринтерами частотой педалирования и соответственно меньшей скоростью снижения темпа с увеличением нагрузки. При рассмотрении результатов, показанных велосипедистами различной специализации и квалификации в тестах продолжительностью 15 с с различными отягощениями (табл. 2), можно отметить, что наибольшие различия в количестве оборотов, выполненных за указанное время, у велосипедистов — спринтеров и стайеров наблюдаются при минимальной нагрузке. Очевидно, что именно этот тест должен быть решающим при определении спортивной специализации велосипедистов. Результаты тестирования по комплексу тестов продолжительностью 15 с для велосипедистов различной квалификации, представленные в табл. 2, можно принять за нормативные при оценке скоростно-силовой подготовленности спортсменов отмеченных разрядов. Для полноты оценки скоростно-силовой подготовленности велосипедистов были рассчитаны коэффициенты корреляции между количеством оборотов, выполненных в тестах с различным отягощением, и спортивными результатами на дистанциях 200, 1000, 4009 м на треке и 25 км на шоссе. Оказалось, что наиболее тесные корреляционные связи спортивных результатов с тестом на протяжении всей дистанции у спринтеров наблюдались с нагрузкой 5 кп, а у стайеров — с нагрузкой 4 кп. Несомненно, что данное явление необходимо учитывать при тестировании велосипедистов различной специализации. Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: 1. Тестирование скоростно-силовой подготовленности следует проводить с учетом спортивной специализации велосипедистов. Для велосипедистов-спринтеров целесообразно использовать отягощение 5 кп, а для стайеров — 4 кп в тесте продолжительностью 15 с. 2. Поскольку соотношение «темп педалирования — нагрузка» описывается определенной математической функцией (экспотенциальной), то по имеющимся результатам в любом аналогичном тесте могут быть рассчитаны индивидуальные уравнения, используя которые можно определить частоту педалирования при любой нагрузке на всем диапазоне измерений. 3. Предложенная нормативная таблица может быть использована в спортивной практике для оценки скоростно-силовой подготовленности велосипедистов различной квалификации. |
|||
41 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1
Коэффициенты зависимости «частота педалирования — нагрузка»
1. т = то l -вр / Pº
b (p0 ‒ p) 2m = ————— (р + а)
т — частота оборотов; р — предлагаемая нагрузка на велоэргометре; р0 — предельная нагрузка 10 кп; а = 0,5 р0
Таблица 2
Количество оборотов педалей в тестах продолжительностью 15 с
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |