Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Полученные уравнения III и IV позволяют Не только прогнозировать результат в гонке, но и проводить анализ «степени реализации» функциональных возможностей организма (на основании показателя ЧСС) в зависимости от показанного результата. Под «степенью реализации» функциональных возможностей понимается отношение скорости, показанной в гонке (Vист ) к прогнозируемой скорости по выбранному тесту V170 и V180. Рассмотрим это на примере: гонщик А (Л-ов) в тесте V180 развил скорость 11,645 м/с (см. рис. 3). На основании уравнения III скорость в гонке должна быть 12,33 м/с (Vдолжн = 1,471 · 11,645 4,796). Реально же спортсмен А показал в гонке скорость 12,49 м/с. Отсюда «степень реализации» функциональных возможностей равна:

Vист

СР =  ———— 100%,

Vдолжн

где Vист — реальная скорость в гонке (м/с), Vдолжн — прогнозируемая скорость в гонке (м/с).

Так, для гонщика А (Л-ов) «степень реализации» функциональных возможностей

(   12,49 )  
СР = ——— 100% = 101,3,           превышает
  12,33  

средний уровень по группе. А для гонщика В (Ш-ов,), показавшего в тесте V180 скорость

 

передвижения равную 11,634 м/с, скорость в гонке по уравнению (IV) должна быть 12,32 м/с, а реально спортсмен показал 12,16 м/с. Следовательно, «степень реализации» его функциональных возможностей

( 12,16 )  
СР = ——— 100% равна 98,7%, т. е. спорт-
12,32  

смен В (Ш-ов) не реализовал свои потенциальные функциональные возможности, уровень которых (100%) определяется на линии регрессии (см. рис. 3).

Однако надо отметить, что прогнозируемый результат в гонке по уравнению (IV) на основании теста V180 отражает лишь вклад функциональной подготовленности велосипедистов и не учитывает влияния:

—   морально-волевых качеств и психических свойств личности (А. Ц. Пуни, 1959; Ф. Генов, 1964, и др.);

—   уровня тактической подготовленности (А. А. Красников, 1966; М. А. Андрюнин с соавт., 1981; А. И. Головачев, Ю. Г. Крылатых, 1962, и др.).

В заключение следует отметить, что полученные результаты исследований в лабораторных и соревновательных условиях позволяют не только оценивать уровень функциональной подготовленности организма велосипедистов, но и прогнозировать результат, параллельно оценивая уровень специальной физической подготовки.

 

 

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ТЕМПОМ ПЕДАЛИРОВАНИЯ И НАГРУЗКОЙ НА ВЕЛОЭРГОМЕТРЕ

   
С. Б. Беляев,
С. М. Гордон, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Скоростно-силовые качества в велосипедном спорте имеют большое значение, особенно для спортсменов, специализирующихся в гонках на короткие дистанции. Для выявления уровня развития данных качеств исследователи прибегают к различным велоэргометрическим тестам. Время тестирования обычно не превышаем 20 с, так как работа в этот период обеспечивается за счет креатинфосфокиназного энергетического механизма, уровень развития которого и обусловливает в большей мере проявление данных качеств.

Отягощение в тестировании подбирается таким образом, чтобы спортсмены могли достичь максимальных значений анаэробной мощности, что является весьма существенным моментом при тестировании скоростно-силовой подготовленности. Однако диапазон применяемых отягощений весьма широк и находится в пределах от 3 до 7 кп (килопонд) в данных тестах, что

 

сказывается на частоте педалирования, которая, как правило, служит критерием оценки скоростно-силовой подготовленности спортсменов.

При изучении соотношения частоты педалирования и предлагаемой нагрузки на велоэргометре были поставлены следующие задачи:

1.  Установить зависимость между частотой педалирования и относительной нагрузкой при работе на велоэргометре для обоснования тестирования скоростно-силовой подготовленности велосипедистов различной специализации и квалификации.

2.  Определить показатели скоростно-силовой подготовленности велосипедистов различной квалификации, специализирующихся на короткие и длинные дистанции.

Решение поставленных задач осуществлялось путем обследования 175 велосипедистов

Library   40   Up


Contents

 

Home
 

различной специализации (97 стайеров и 78 спринтеров) с квалификацией от И спортивного разряда до мс. Тестирование проводилось по комплексу тестов на велоэргометре продолжительностью 15 с при 4 отягощениях 1 — 5 кп. Оценивалась частота педалирования при каждой нагрузке. Количество оборотов педалей, выполненное за указанное время, регистрировалось с помощью счетчика электрических импульсов МЭС-54, сигнал на который подавался через магнитный размыкатель (геркон), установленный на раме велоэргометра.

Для изучения структуры скоростно-силовых возможностей велосипедистов были предложены две гипотезы. В первой предполагалось, что гиперболическая зависимость, выявленная А. Хиллом (1938), между скоростью сокращения отдельного мышечного волокна и нагрузкой будет также наблюдаться между частотой педалирования на велоэргометре и относительной нагрузкой. Здесь предполагалось, что частота оборотов педалей может определяться как сумма сокращений отдельных мышц и мышечных групп.

Во второй гипотезе предполагалось, что в соответствии с рядом работ по исследованию сокращений мышечных волокон (Ф. Катц, 1974; Д. Р. Вилки, 1949, 1956, 1960; X. Ралстон, 1949, и др.) скорость их сокращения, а также отдельных мышечных групп может рассматриваться как показательная функция экспоненциального типа по отношению к нагрузке. В данном случае имелось в виду, что число оборотов при работе на велоэргеметре должно снижаться экспоненциально при увеличении отягощения.

В связи с предложенными гипотезами наши экспериментальные данные о зависимости частоты педалирования и мощности от относительной нагрузки были подвергнуты обработке применительно к обоим случаям. В табл. 1 приводятся результаты статистической обработки экспериментальных данных.

Можно отметить, что в обоих случаях наши данные хорошо аппроксимируются рассмотренными видами соотношений. Коэффициенты корреляции, выражающие в данном случае степень аппроксимации зависимости «частота педалирования — относительная нагрузка» и прямой, очень высоки (0,99 и 0,96).

Обращает на себя внимание тенденция к снижению корреляционной связи в зависимости от специализации спортсменов. Спринтеры имеют более высокие коэффициенты корреляции, независимо от вида соотношения.

Коэффициенты уравнений регрессии различны для общей группы, группы спринтеров и стайеров. Поскольку экспоненциальная функция более точно аппроксимирует исследуемые соотношения и лучше поддается интерпретации, приведем сравнительную оценку полученных коэффициентов.

Коэффициент в может рассматриваться как

 

показатель, характеризующий скорость снижения темпа педалирования с увеличением относительной нагрузки. Наибольшая скорости снижения наблюдается в группе спринтеров, хотя максимальные значения частоты педалирования у них значительно выше, особенно в тестах с минимальной и максимальной нагрузкой.

Велосипедисты-стайеры обладают меньшей по сравнению со спринтерами частотой педалирования и соответственно меньшей скоростью снижения темпа с увеличением нагрузки.

При рассмотрении результатов, показанных велосипедистами различной специализации и квалификации в тестах продолжительностью 15 с с различными отягощениями (табл. 2), можно отметить, что наибольшие различия в количестве оборотов, выполненных за указанное время, у велосипедистов — спринтеров и стайеров наблюдаются при минимальной нагрузке. Очевидно, что именно этот тест должен быть решающим при определении спортивной специализации велосипедистов.

Результаты тестирования по комплексу тестов продолжительностью 15 с для велосипедистов различной квалификации, представленные в табл. 2, можно принять за нормативные при оценке скоростно-силовой подготовленности спортсменов отмеченных разрядов.

Для полноты оценки скоростно-силовой подготовленности велосипедистов были рассчитаны коэффициенты корреляции между количеством оборотов, выполненных в тестах с различным отягощением, и спортивными результатами на дистанциях 200, 1000, 4009 м на треке и 25 км на шоссе. Оказалось, что наиболее тесные корреляционные связи спортивных результатов с тестом на протяжении всей дистанции у спринтеров наблюдались с нагрузкой 5 кп, а у стайеров — с нагрузкой 4 кп. Несомненно, что данное явление необходимо учитывать при тестировании велосипедистов различной специализации.

Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1.  Тестирование скоростно-силовой подготовленности следует проводить с учетом спортивной специализации велосипедистов. Для велосипедистов-спринтеров целесообразно использовать отягощение 5 кп, а для стайеров — 4 кп в тесте продолжительностью 15 с.

2.  Поскольку соотношение «темп педалирования — нагрузка» описывается определенной математической функцией (экспотенциальной), то по имеющимся результатам в любом аналогичном тесте могут быть рассчитаны индивидуальные уравнения, используя которые можно определить частоту педалирования при любой нагрузке на всем диапазоне измерений.

3.  Предложенная нормативная таблица может быть использована в спортивной практике для оценки скоростно-силовой подготовленности велосипедистов различной квалификации.

 
Library   41   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

 

Коэффициенты зависимости «частота педалирования — нагрузка»
для спортсменов различной специализации

 

1. т = то l -вр / Pº

 

Специализация

Средние данные и коэффициенты зависимости

V

r

а

b

Sbyx

t

p

Спринтеры (78)

3,25

5,2

0,999

5,47

0,082

0,084

9,76

0,001

Стайеры (97)

3,25

5,175

0,994

5,42

0,074

0,020

3,7

0,001

Общая группа (175)

3,25

5,19

0,996

5,44

0,078

0,011

7,09

0,001

 

       b (p0 p)

2m = —————

        (р + а)

 

Спринтеры

0,65

5,2

0,975

5,02

0,285

0,103

2,76

0,01

Стайеры

0,65

5,17

0,96

5,01

0,253

0,126

2,01

0,05

Общая группа

0,65

5,19

0,967

3,01

0,267

0,081

3,29

0,001

 

т — частота оборотов; р — предлагаемая нагрузка на велоэргометре; р0 — предельная нагрузка 10 кп; а = 0,5 р0

 

 

 

Таблица 2

 

Количество оборотов педалей в тестах продолжительностью 15 с
у велосипедистов различной специализации и квалификации

 

Спортивный разряд

Нагрузка (КП)

1 оборот

3 оборота

4 оборота

5 оборотов

Спринтеры

II

210 ± 7,21

178 ± 4

164 ± 2,83

148 ± 4,74

I

215,6 ± 4,88

190 ± 3,66

176,8 ± 4,9

163 ± 4,04

КМС

228,75 ± 1,98

194,75 ± 2,63

181,6 ± 3,2

166,8 ± 5,6

МС

232 ± 2,53

198 ± 3,2

184,6 ± 4,26

171,3 ± 3,59

Стайеры

II

200 ± 5,65

169 ± 3,97

152 ± 6

136 ± 5,65

I

204 ± 3,46

179 ±3,12

165 ± 1,73

149 ± 4,87

КМС

210,33 ± 5,65

188 ± 3,77

174,44 ± 2,96

1,33 ± 3,77

МС

226,86 ± 5,1

197,14 ± 2,8

182,8 ± 4,12

167,4 ± 1,4

 
Library   42   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало