|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ганизма, управлять процессом подготовки спортсменов невозможно (В. В. Розенблат, 1967; В. В. Михайлов, 1970; P. O. Astrand, B. Sallin, 1964, и др.). Одним из наиболее информативных показателей функционального состояния организма спортсменов, специализирующихся в видах спорта на выносливость, является уровень максимального потребления кислорода (MПK) (Л. Б. Гандельсман, 1962; В. В. Михайлов, 1972; E. M. Haymes, A. L. Dickinson, 1980; P. O. Astrand, K. Rodahl, 1977, и др.). Однако в исследованиях зарубежных авторов последних лет установлено, что наиболее информативными показателями в оценке функциональной подготовленности спортсменов высокой квалификации являются не величина МПК, а величина кислородной стоимости 1 м пути при стандартной скорости (Cohulgy, Krayhenbuhl, 1980), уровень потребления кислорода Vo2 при скорости передвижения 85 — 90% от соревновательной, а также скорость передвижения по уровню ПАНО. Кроме того, Tessel (1979) и C. Foster и др. (1982) обратили внимание на то, что при обследовании однородной группы спортсменов с помощью стандартных тестов величина максимального потребления кислорода имела низкую корреляцию со спортивным результатом. По их мнению, тестирование необходимо проводить в условиях, максимально приближенных к соревновательным не только по структуре движения, но и по длительности выполнения задания. |
Именно в таких условиях в полной мере будут проявляться факторы, лимитирующие работоспособность. Цель работы — разработать систему контроля за уровнем специальной подготовленности велосипедистов, специализирующихся в индивидуальной гонке преследования на 4 км, на основе показателей кардиореспираторной системы. Для этого необходимо было: 1. Определить взаимосвязь между максимальными возможностями кардиореспираторной системы организма велосипедистов и спортивным результатом. 2. Определить уровень функционирования сердечно-сосудистой системы организма велосипедистов в условиях соревновательной деятельности. 3. Определить зависимость скорости педалирования от интенсивности функционирования сердечно-сосудистой системы. Экспериментальная работа проводилась в лабораторных условиях и на олимпийском велотреке «Крылатское» в период подготовительного и соревновательного этапов подготовки 1979/80 г. В исследовании приняли участие 7 велосипедистов в возрасте от 18 до 22 лет, имеющих спортивную квалификацию кмс и мс, специализирующихся в индивидуальной гонке преследования на 4 км. В табл. 1 приводятся антропометрические показатели исследуемых спортсменов и их спортивные результаты вгонке на 4 км. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1 Антропометрические показатели и спортивные результаты исследуемых спортсменов
Примечание. ВРИ — весо-ростовой индекс; — среднее значение параметра; x — стандартное отклонение; т — ошибка средней. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика исследования. Для решения первой задачи исследования — определения максимальных функциональных возможностей кардиореспираторной системы организма велосипедистов — использовалась ступенчато-возрастающая нагрузка до отказа. На велоэргометре «Монарк» велосипедисты выполняли работу с частотой педалирования 90 оборотов в 1 мин при увеличении нагрузки на 2,70 кГм/мин через каждые 2 мин (Ю. Г. Крылатых, 1980). При этом на автоматическом газоанализаторе ММС фирмы «Бекман» проводился анализ выдыхаемого воздуха. Величина ЧСС определялась электрокардиографическим методом на электрокардиографе «Салют». До работы и на 3-й мин восстановления проводился забор крови для определения кислотно-щелочного равновесия (рН). |
Для решения второй задачи исследования велосипедисты участвовали в соревновании, где на протяжении всей гонки велась запись ЧСС с помощью радиотелеметрической системы «Пульс-6». Для решения третьей задачи исследования велосипедисты выполняли на треке специальную тестовую программу в 5 режимах ЧСС (130, 150, 160, 170, 180 уд/мин) на дистанции 4 км. Таким образом моделировалась работа с постоянной. величиной функционирования сердечно-сосудистой системы. При этом измерялись время прохождения каждой половины круга (166,7 м) и средняя скорость на всей дистанции. Результаты исследования. При проведении ступенчато-возрастающей нагрузки до отказа на велоэргометре получены данные (табл. 2), |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Показатели максимальных функциональных возможностей кардиореспираторной системы организма велосипедистов в ступенчато-возрастающей нагрузке до отказа
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
позволяющие судить об индивидуальных особенностях деятельности кардиореспираторной системы организма велосипедистов. Из числа спортсменов, участвующих в исследовании, наиболее низкие показатели были отмечены у Б-г, что подвергает низкий уровень аэробных возможностей данного спортсмена. Полученные данные согласуются с результатами исследований кардиореспираторной системы велосипедистов (В. М. Волков, В. Н. Мирзаев, 1977; Ю. Г. Крылатых, В. Н. Черемисинов, 1977, и др.). Величины полученных показателей свидетельствуют о максимальном напряжении функционирования исследуемых систем организма спортсменов. Для определения влияния исследуемых параметров (МПК; O2/мл/кг, ЧСС, рН) на спортивный результат |
был проведен корреляционный анализ (по Пирсону). Данные этого анализа приводятся в табл. 3. Из табл. 3 видно, что корреляционная связь исследуемых параметров с результатами, показанными спортсменами в индивидуальной гонке преследования на 4 км, за исключением показателя ЧСС, недостоверна. Поэтому использовать эти данные для прогнозирования спортивного результата нельзя. Следовательно, ступенчато-возрастающая нагрузка до отказа позволяет определить лишь максимальные функциональные возможности организма велосипедистов. Отметим, что максимальная величина ЧСС в тесте имеет отрицательное значение коэффициента корреляции и спортивного результата (rtk = ‒0,578, р<0,2). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Коэффициенты корреляции между исследуемыми параметрами кардиореспираторной системы организма спортсменов и результатом в гонке на 4 км
Примечание: р — уровень значимости коэффициента корреляции.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Это указывает на обратную зависимость между исследуемыми показателями (V — ЧСС). По-видимому, чрезмерное увеличение ЧСС при выполнении работы на велоэргометре свидетельствует о неэффективной деятельности сердечно-сосудистой системы. Полученные данные согласуются с результатом экспериментальной работы S. Jsrael, 1970. Для определения уровня функционирования сердечно-сосудистой системы велосипедистов в условиях соревновательной деятельности использовался показатель ЧСС, регистрируемый непосредственно во время индивидуальной гонки преследования на 4 км.
|
Известно, что величина ЧСС отражает не только адаптацию организма человека к нагрузке (В. В. Розенблат, 1961; В. С. Фарфель, 1964; P. J. Astrand, 1963, и др.), но является важным показателем деятельности сердечнососудистой системы, поскольку влияет на величину минутного объема крови (МОК). По данным В. С. Фарфеля (1960), K. L. Andersen, R. Shephard (1971) величина минутного объема крови в основном увеличивается за счет учащения ЧСС. Результаты исследования приводятся в табл. 4 и на рис. 1. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4 Изменение величины ЧСС у велосипедистов во время индивидуальной гонки преследования на 4 км (средние данные)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полученные данные позволили рассчитать 3 показателя, на наш взгляд характеризующие напряженность функционирования сердечно-сосудистой системы. 1. Среднедистанционная величина ЧСС равна 184,9 уд/мин и характеризует уровень функционирования сердечно-сосудистой системы велосипедистов в гонке на 4 км. Отметим, что эта величина имеет отрицательную связь с результатом, показанным в гонке. Коэффициент корреляции равен rtk = —0,440. 2. Величина ЧСС на 1-й мин работы отражает скорость врабатывания сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом, поскольку именно к 40 — 60-й с работы полностью |
включаются в действие как анаэробный, так и аэробный механизмы энергообеспечения (Н. И. Волков с соавт., 1969; В. В. Михайлов, 1970, и др.). В нашем исследовании ЧСС на 1-й мин работы была равна 172,1 ±8,7 уд/мин. 3. Максимальная величина ЧСС отражает максимальный уровень функционирования сердечно-сосудистой системы. Следует отметить, что максимальная величина ЧСС равна 192 ± 5,29 уд/мин и коррелирует (rtk = 0,78; р < 0,1) с максимальной величиной ЧСС, полученной в тестировании на велоэргометре в лаборатории. Отметим, что максимальная величина ЧСС, зарегистрированная в гонке преследования на 4 км, имеет также отрицатель- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
|
||||
ное значение коэффициента корреляции с результатом в гонке (rtk = ‒0,515; р < 0,2), как и максимальная величина ЧСС, полученная в лабораторных условиях. На основании имеющихся литературных данных (S. Jsrael, 1970) и собственных исследований, проведенных в лабораторных условиях, мы предлагаем использовать показатель эффективности функционирования сердечно-сосудистой системы (КЭссс). «Коэффициент эффективности» равен отношению среднедистанционной величины ЧСС к максимальной величине ЧСС, выраженной в процентах. Среднедистанционная величина ЧСС КЭссс = —————————————— × Максимальная величина ЧСС × 100%.
184,9 КЭссс = ——— 100% = 96,3%. 192,0 Очевидно, чем ниже величина «коэффициента эффективности», тем более эффективно работает сердечно-сосудистая система спортсменов. Однако мы считаем, что этот показатель (КЭссс) будет более информативен, если его рассчитывать с учетом средней скорости, зафиксированной в гонке. Отметим, что с помощью показателя КЭссс можно сравнивать деятельность сердечно-сосудистой системы спортсменов разной квалификации, разных воз- |
Рис. 1. Динамика скорости и ЧСС во время гонки растных групп, пола, уровня подготовленности и т. п. с целью выяснения индивидуальных особенностей. Динамика ЧСС (см. рис. 1) свидетельствует о том, что уровень функционирования сердечно-сосудистой системы велосипедистов в гонке по показателям ЧСС на 1-й мин и максимальной ЧСС близок к максимальному уровню, определенному в лабораторных условиях (см. табл. 2). Полученные нами данные подтверждаются ранее проведенной работой в лабораторных условиях по моделированию различных вариантов распределения сил спортсменов в индивидуальной гонке преследования на 4 км (М. А. Андрюнин, А. И. Головачев, Ю. Г. Крылатых и В. Л. Уткин, 1981). После периода врабатывания (60 — 90 с) кривая ЧСС практически поддерживается на одном уровне — 182,3 ÷ 189,4 уд/мин («ложное устойчивое состояние» по В. В. Михайлову, 1970) при незначительном увеличении ЧСС на финише: 192,0±5,3 уд/мин. Динамика же скорости передвижения носит более вариативный характер. После стартового ускорения на 30-й с скорость достигает 13,47 м/с, а затем постепенно снижается до 12 м/с и вновь возрастает в конце 5-й мин (11,95 м/с). Аналогичный характер динамики ЧСС и мощности |
|||
37 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5 Изменение скорости прохождения дистанции 4 км в зависимости от ЧСС
Примечание. «Пульсовая стоимость» работы рассчитывалась по формуле: ПС = ЧСС / 60.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
педалирования был получен нами ранее при моделировании скорости, характерной для индивидуальной гонки преследования на 4 км на велоэргометре, у велосипедистов различных возрастных групп (А. И. Головачев, 10. Г. Крылатых, 1982). Таким образом, высокая информативность и надежность показателя ЧСС в гонке были положены в основу разработанной методики оценки уровня специальной функциональной подготовленности велосипедистов. В работе для поддержания данного уровня ЧСС использовался автокардиолидер АК.Л-75, обеспечивающий стандартные условия тестирования для всех спортсменов. Тест предусматривал прохождение дистанции 4 км с различными уровнями ЧСС: 130, 150, 160, 170 и 180 уд/мин.
Рис. 2. Зависимость скорости передвижения от уровня ЧСС |
В результате проведенной работы с автокардиолидером были получены данные (табл.5 и рис. 2), позволяющие выявить зависимость скорости передвижения от интенсивности функционирования сердечно-сосудистой системы во время прохождения дистанции 4 км. Отметим, что кривая линия (см. рис. 2) изменения скорости передвижения велосипедистов в зависимости от уровня ЧСС может быть описана уравнением линейной регрессии типа у=а+вХ. Для нашего исследования уравнение выглядит так: V = 0,0536X + 2,354, (I) где V — скорость передвижения (м/с), X — величина программируемой ЧСС в уд/мин. Коэффициенты а и в в уравнении соответственно 2,354 и 0,0536. Полученное уравнение (I) позволяет аналитическим путем определять скорость передвижения в зависимости от выбранного уровня ЧСС. Уравнение линейной регрессии выглядит следующим образом: ЧСС = 17,883Х ‒ 35,480, (II) где X — заданная скорость передвижения (м/с); Коэффициенты а и в в уравнении соответственно 35,480 и 17,883. С помощью уравнения линейной регрессии можно предсказывать величину ЧСС при заданной скорости передвижения. Недостаток этого метода заключается в поддержании одного из выбранных параметров (ЧСС или скорость) на постоянном уровне (в условиях «устойчивого состояния»).. В данном исследовании мы определили взаимосвязь скорости передвижения на различных уровнях ЧСС (тесты V130, V150, V160, V170 и |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
|
|||||||||||||||||||||
Таблица 6 Корреляционная зависимость скорости передвижения велосипедистов в тестах и результатов, показанных ими в индивидуальной гонке преследования на 4 км
Примечание: р — уровень значимости.
|
|||||||||||||||||||||
V180) и результатов, показанных велосипедистами в индивидуальной гонке преследования на 4 км. Это было связано с тем, что режимы нагрузок (по ЧСС), задаваемые в тестах, находились в диапазоне различных механизмов энергообеспечения (В. Н. Черемисинов, С. Д. Неверкович, 1972; В. С. Фарфель, 1964, и др.). Для этого в работе был проведен корреляционный анализ, результаты которого приводятся в табл. 6. Данные, полученные в табл. 6, свидетельствуют о том, что скорость передвижения велосипедистов в тестах V130, V150 и V160 недостоверно связана с результатами, показанными в гонке преследования на 4 км. По-видимому, это можно объяснить тем, что в приведенных тестах организм спортсменов функционирует в зоне умеренной и большой мощности (по В. С. Фарфелю, 1949), т. е. приближается к уровню порога анаэробного обмена. Однако результат в гонке зависит не только от аэробной производительности, но и во многом определяется анаэробной производительностью (В. А. Бахвалов, 1977; М. А. Андрюнин с со- |
авт., 1981, и др.), что учитывается самой работой в тестах V170 и V180. Эти тесты имеют высокую достоверную связь (rtk = 0,670; р < 0,2 и rtk = 747; р < 0,1), что позволяет использовать их при оценке уровня специальной подготовленности велосипедистов. На рис. 3 показано корреляционное поле, связывающее скорость в гонке и скорость в тестах V170 и V180- Через полученные точки можно провести прямую линию, которая может быть описана уравнением линейной регрессии: V170 = 766 . X + 3,616, (III) V180 = 1,471X — 4,796, (IV) где V — прогнозируемая скорость в гонке (м/с), X — скорость передвижения в тестах V170 и V180 (м/с). Коэффициенты а и в в уравнении соответственно 4,796 и 1,471.
Рис. 3. Зависимость скорости передвижения в гонке от скорости, показанной в тесте V170 и V180 |
||||||||||||||||||||
39 |
|
|||||||||||||||||||||||
Полученные уравнения III и IV позволяют Не только прогнозировать результат в гонке, но и проводить анализ «степени реализации» функциональных возможностей организма (на основании показателя ЧСС) в зависимости от показанного результата. Под «степенью реализации» функциональных возможностей понимается отношение скорости, показанной в гонке (Vист ) к прогнозируемой скорости по выбранному тесту V170 и V180. Рассмотрим это на примере: гонщик А (Л-ов) в тесте V180 развил скорость 11,645 м/с (см. рис. 3). На основании уравнения III скорость в гонке должна быть 12,33 м/с (Vдолжн = 1,471 · 11,645 ‒ 4,796). Реально же спортсмен А показал в гонке скорость 12,49 м/с. Отсюда «степень реализации» функциональных возможностей равна: Vист СР = ———— 100%, Vдолжн где Vист — реальная скорость в гонке (м/с), Vдолжн — прогнозируемая скорость в гонке (м/с). Так, для гонщика А (Л-ов) «степень реализации» функциональных возможностей
средний уровень по группе. А для гонщика В (Ш-ов,), показавшего в тесте V180 скорость |
передвижения равную 11,634 м/с, скорость в гонке по уравнению (IV) должна быть 12,32 м/с, а реально спортсмен показал 12,16 м/с. Следовательно, «степень реализации» его функциональных возможностей
смен В (Ш-ов) не реализовал свои потенциальные функциональные возможности, уровень которых (100%) определяется на линии регрессии (см. рис. 3). Однако надо отметить, что прогнозируемый результат в гонке по уравнению (IV) на основании теста V180 отражает лишь вклад функциональной подготовленности велосипедистов и не учитывает влияния: — морально-волевых качеств и психических свойств личности (А. Ц. Пуни, 1959; Ф. Генов, 1964, и др.); — уровня тактической подготовленности (А. А. Красников, 1966; М. А. Андрюнин с соавт., 1981; А. И. Головачев, Ю. Г. Крылатых, 1962, и др.). В заключение следует отметить, что полученные результаты исследований в лабораторных и соревновательных условиях позволяют не только оценивать уровень функциональной подготовленности организма велосипедистов, но и прогнозировать результат, параллельно оценивая уровень специальной физической подготовки. |
||||||||||||||||||||||
ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ТЕМПОМ ПЕДАЛИРОВАНИЯ И НАГРУЗКОЙ НА ВЕЛОЭРГОМЕТРЕ |
|||||||||||||||||||||||
С. Б. Беляев, С. М. Гордон, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК |
|||||||||||||||||||||||
Скоростно-силовые качества в велосипедном спорте имеют большое значение, особенно для спортсменов, специализирующихся в гонках на короткие дистанции. Для выявления уровня развития данных качеств исследователи прибегают к различным велоэргометрическим тестам. Время тестирования обычно не превышаем 20 с, так как работа в этот период обеспечивается за счет креатинфосфокиназного энергетического механизма, уровень развития которого и обусловливает в большей мере проявление данных качеств. Отягощение в тестировании подбирается таким образом, чтобы спортсмены могли достичь максимальных значений анаэробной мощности, что является весьма существенным моментом при тестировании скоростно-силовой подготовленности. Однако диапазон применяемых отягощений весьма широк и находится в пределах от 3 до 7 кп (килопонд) в данных тестах, что |
сказывается на частоте педалирования, которая, как правило, служит критерием оценки скоростно-силовой подготовленности спортсменов. При изучении соотношения частоты педалирования и предлагаемой нагрузки на велоэргометре были поставлены следующие задачи: 1. Установить зависимость между частотой педалирования и относительной нагрузкой при работе на велоэргометре для обоснования тестирования скоростно-силовой подготовленности велосипедистов различной специализации и квалификации. 2. Определить показатели скоростно-силовой подготовленности велосипедистов различной квалификации, специализирующихся на короткие и длинные дистанции. Решение поставленных задач осуществлялось путем обследования 175 велосипедистов |
||||||||||||||||||||||
40 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |