Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

филь и покрытие. Поэтому необходимо уделять постоянное внимание совершенствованию умения финишировать в разных условиях, в группах по 2 — 3 и 10 — 100 человек. Это позволит гонщикам в соревнованиях реализовывать приобретенные в тренировочных занятиях умения.

 

Велосипедистам, не умеющим финишировать в группе, рекомендуется совершенствовать такой тактический прием, как «уход в одиночку за 2 — 5 км до финиша». Перед такими спортсменами на занятиях ставится задача постоянно уходить от основной группы на финише.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

   
В. П. Осадчий,
Д. А. Полищук, кандидаты педагогических наук, Киев
 

Общий подход к процессу тренировки высококвалифицированных спортсменов, как свидетельствует практика, неприемлем, так как физические качества не могут быть развиты на одном уровне. Одни физические качества развиты у спортсмена лучше, другие хуже (Д. Кретти Брайент, 1978; В. Н. Платонов, 1980). Это обусловило поиск индивидуальных форм управления подготовкой спортсменов (Н. Г. Озолин, 1978; В. Н. Платонов, 1980).

В нашу задачу входило индивидуализировать процесс управления развитием физических качеств в условиях тренировок велосипедистов-преследователей высокого класса. Педагогический эксперимент проводился в соревновательный период и был разбит на две части. В первой части эксперимента (май — август 1978 г.) изучались особенности развития физических качеств у отдельных спортсменов, тренирующихся по общему плану подготовки. Задача второй части эксперимента (май — август 1979 г.) состояла в определении эффективности индивидуализации тренировочного процесса с учетом последовательного преимущественного воздействия на отстающие и высокоразвитые физические качества спортсменов.

Эффективность построения тренировочного процесса в соревновательном периоде оценивалась по показателям достигнутого уровня развития физических качеств, а также по результатам выступления спортсменов в главных соревнованиях года — чемпионатах мира 1978 и 1979 гг.

Тренировочный процесс в соревновательном периоде (1978 г.) строился с учетом комплексного воздействия на физические качества спортсменов. Для этого использовались средства шоссейной и трековой подготовки с целью поддержания уровня, достигнутого в подготовительном периоде тренировки и дальнейшего И развития с учетом специфики гонки преследования на треке.

Программа тренировки на первом этапе со-

 

ревновательного периода была составлена с учетом использования календарей шоссейных и трековых соревнований и предусматривала участие спортсменов в однодневных стартах на шоссе, а также в серии трековых гонок, носящих подготовительный характер. Общий месячный объем нагрузок в этом периоде по сравнению с подготовительным снижался на 30 — 40% за счет сокращения объема шоссейной подготовки, которая предусматривала поддержание достигнутого уровня выносливости и создание благоприятного фона для проведения интенсивных трековых тренировок. Средства и методы подготовки гонщиков на треке были направлены на решение задач комплексного развития скоростно-силовых возможностей, скоростной и специальной выносливости спортсменов.

На втором этапе соревновательного периода объем шоссейной подготовки оставался на том же уровне. Однако интенсивность ее снижалась за счет увеличения доли восстановительного километража и отсутствия соревнований на шоссе. Уменьшилось количество стартов в дополнительных гонках на треке, и прогрессивно возросла частота выступлений в соревнованиях на основной дистанции. Круг задач, направленных на развитие физических качеств в занятиях. на треке, остался без изменений. Из всей совокупности средств, применяемых на втором этапе подготовки, на долю упражнений скоростной и скоростно-силовой направленности приходится 15%, скоростной и специальной выносливости — 30%; остальные нагрузки носят умеренный и восстановительный характер.

В результате анализа динамики показателей развития физических качеств спортсменов установлено, что работа, характерная для соревновательного периода, на протяжении первого этапа подготовки (май — июнь) вызвала рост скоростных и скоростно-силовых качеств (показатель быстроты 102,1 ± 0,72%, скоростного компонента скоростной силы 102,4 ± 0,66%,

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

силового компонента скоростной силы 101,1 ± 0,57%). Вместе с тем отмечалось некоторое снижение выносливости к аэробной работе (98,4 ± 1,22%) и стабилизация показателей развития специальной выносливости.

В течение второго этапа подготовки (июль — август) наблюдалась обратная динамика скоростно-силовых качеств. В то время как показатели быстроты и скоростного компонента качества скоростной силы остались на уровне превышающем и исходное состояние (снижение статистически недостоверно), силовой компонент этого качества снизился в среднем до исходного уровня. Показатели развития специальной выносливости и выносливости спортсменов к аэробной работе продолжали снижаться и достигли к концу исследования соответственно 97,1 ± 1,12% и 95,6 ± 0,99% (по сравнению с исходными).

Приведенные экспериментальные данные позволили предположить, что, во-первых, предложенные нагрузки оказались малоэффективными для развития качеств выносливости. Угасание этих качеств в наибольшей степени отмечалось у спортсменов с низкими генетическими способностями к их развитию. Во-вторых, оптимальная длительность воздействия на скоростные и скоростно-силовые возможности средствами трековой подготовки не должна превышать 2 месяцев, так как в дальнейшем наблюдалась тенденция к их некоторому снижению.

В результате проведенного исследования было предложено несколько иное планирование тренировочного процесса в следующем соревновательном периоде (май — август 1979 г.). В его основу был положен принцип индивидуализации подготовки с последовательным преимущественным воздействием на отстающие и доминирующие физические качества спортсменов.

В связи с этим все велосипедисты были условно разделены на две группы с учетом преимущественного развития физических качеств: в группу А входили спортсмены с высокими исходными показателями качеств выносливости; в группу Б — спортсмены с преимущественным развитием скоростных и скоростно-силовых качеств.

Результаты исследования показаны на примере двух выдающихся велосипедистов, наиболее типичных представителей указанных групп: Н. Макарова — чемпиона мира 1979 г. в индивидуальной гонке преследования (группа А) и В. Петракова — чемпиона Олимпийских игр 1980 г., (группа Б).

На первом этапе соревновательного периода тренировочная программа была построена с учетом преимущественного воздействия на отстающие физические качества с целью опережающего их развития на этом этапе подготовки. Длительность первого этапа составила 50 дней (8 недельных микроциклов).

 

Для спортсменов группы А план тренировки предусматривал преимущественное развитие скоростных и скоростно-силовых возможностей средствами трековой подготовки, на долю которых было отведено 25% общего времени работы. Остальной объем нагрузки был направлен на развитие скоростной и специальной выносливости (30%), выносливости к аэробной работе (30%) с использованием средств шоссейной и трековой подготовки; восстановительный километраж составил 15%. План подготовки спортсменов группы Б предусматривал преобладающее развитие качеств скоростной и специальной выносливости (45%) и выносливости к умеренной работе (40%). Объем средств скоростной и скоростно-силовой направленности составил 10%; на долю восстановительного километража отводилось 5% общего объема подготовки.

Характер динамики физических качеств спортсменов отражал специфические особенности методики подготовки на этом этапе. Программа тренировки Н. Макарова, направленная на преимущественное развитие скоростных и скоростно-силовых возможностей, вызвала существенный рост компонентов скоростной силы (105,1 и 106,1%) и показателей быстроты спортсмена (102,6%); при этом на фоне снижения уровня выносливости к аэробной работе (98,5%) специальная выносливость осталась без изменения (100,3%). По сравнению с 1978 г. уровень скоростных и скоростно-силовых качеств у этого спортсмена составил: показатель быстроты — 58,5 оборота шатуна (в предыдущем году — 57,5); скоростного и силового компонентов — соответственно 52 и 41 оборот шатуна (в 1978 г. — 48 и 38).

Несколько иные показатели наблюдались у В. Петракова, который выполнял работу с акцентом на развитии качеств выносливости. Реализация этой программы подготовки позволила ему сохранить достигнутый уровень выносливости и повысить показатели развития специальной выносливости (101,1%).

Проделанная работа положительно отразилась также на скоростно-силовых возможностях спортсмена: в тестах для оценки скоростного и силового компонентов скоростной силы он показал результат 52 и 43 оборота шатуна за 15 с (101 и 102,4% по сравнению с исходным уровнем).

Анализ результатов исследования позволил установить, что работа, направленная на преимущественное развитие отстающих физических качеств, в течение 2 месяцев подготовки, с одной стороны, вызвала опережающее развитие этих качеств, с другой — не привела к значительному снижению доминирующих физических способностей спортсменов и тем самым создала благоприятный фон для их дальнейшего развития.

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

Наряду с положительным ростом физических качеств в этом периоде отмечался также рост спортивных результатов по сравнению с 1978 г. На протяжении ряда лет в конце первого этапа соревновательного периода спортсмены принимали участие в международных соревнованиях на «Большой приз Таллина». Анализ динамики спортивных результатов показал некоторое их улучшение в 1979 г. по сравнению с предыдущим годом. В индивидуальной гонке преследования в 1978    г. Н. Макаров занял 3-е место — 5.00,26; в 1979 г. он добился победы в этих соревнованиях с результатом 4.53,76. Сборная команда СССР в командной гонке преследования в 1978 и в 1979 гг. выиграла соревнования, показав в 1978 г. 4.33,68, а в 1979   г. — 4.32,48. Приведенные результаты позволяют констатировать эффективность выбранного направления подготовки спортсменов.

В последние годы в соревновательном периоде подготовки спортсменов высокого класса выделяют этап непосредственной предсоревновательной подготовки (Н. Г. Озолин, 1979; В. Н. Платонов, 1980). В данном эксперименте этот этап решал задачу: с одной стороны, повысить доминирующие физические качества спортсменов; с другой — трансформировать достигнутый уровень развития качеств в максимально возможный спортивный результат. Этап непосредственной подготовки к основным соревнованиям (общей продолжительностью 7 недель) состоял из двух мезоциклов; один из них (5 недель) был направлен на развитие доминирующих качеств спорт-

 

сменов, обусловливающих их спортивный результат, другой — способствовал накоплению соревновательного потенциала и созданию условий для полной его реализации в главных соревнованиях.

На протяжении первого мезоцикла (6 июня — 9 августа 1979 г.) тренировочная программа спортсменов группы А предусматривала частичное использование средств скоростно-силовой направленности (15%), скоростной и специальной выносливости (40%); нагрузки аэробной направленности и восстановительный километраж составили 45%. Спортсмены группы Б в этом мезоцикле выполнили значительный объем работы скоростного и скоростно-силового характера (30%); средства скоростной и специальной выносливости (40%) и умеренные нагрузки (30%) были направлены на поддержание достигнутого уровня развития этих качеств.

Предсоревновательный мезоцикл длительностью 2 недели предусматривал значительнее снижение объема и интенсивности тренировки и включал отдельные тренировки с большой нагрузкой.

Этапное тестирование, завершившее двухгодичный цикл исследований, выявило характер изменения показателей специальной физической подготовленности и послужило основанием для определения эффективности применения тренировочных программ с преимущественным воздействием на отдельные физические качества спортсменов.

В табл. 1 приведены данные об изменении показателей исследуемых качеств под воздейстием экспериментальной тренировки.

 

Таблица 1

Динамика показателей физических качеств в соревновательном периоде 1979 г.
(в % к исходному уровню)

Показатели

Н. Макаров

В. Петраков

Конец первого этапа

Конец соревновательного периода

Конец

первого этапа

Конец соревновательного периода

Быстрота

102,6

101,8

100,0

103,3

Скоростно-силовые возможности:

скоростной компонент

106,1

103,1

101,0

103,9

силовой компонент

105,1

102,6

102,4

103,6

Специальная выносливость

100,3

101,1

101,1

101,4

Выносливость к аэробной работе

98,5

98,5

100,0

98,7

 

Несмотря на значительный объем работы, направленной на развитие качеств выносливости, на втором этапе подготовки Н. Макаров сохранил высокие скоростно-силовые и скоростные возможности. Проделанная тренировочная работа вызвала некоторое повышение показателей специальной выносливости и позво-

 

лила удержать достигнутым уровень выносливости.

Для В. Петракова второй этап подготовки был эффективным для развития качеств быстроты и скоростной силы, а также основных способностей гонщика, от которых зависит уровень его спортивных достижений.

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Степень повышения показателей развития физических качеств велосипедистов под воздействием экспериментальной тренировки

Показатели

Год

1978-й

1979-й

1978-й

1979-й

Н. Макаров

В. Петраков

Быстрота

57

58

62

63

Скоростно-силовые возможности:

скоростной компонент

47,5

50,5

52

53,5

силовой компонент

37,5

40

42

43,5

Специальная выносливость

640

673,5

590

626,5

Выносливость к аэробной работе

10,71

11,20

9,62

10,00

 

 

В целом при сравнении результатов, показанных спортсменами в последнем тестировании, с результатами тестирования, проведенного в августе 1978 г., можно отметить их существенное улучшение (табл. 2).

Об эффективности выполненной работы можно судить по результатам чемпионатов мира 1978 и 1979 гг. В индивидуальной гонке преследования Н. Макаров в 1978 г., показав высокий результат в 1/8 финала (4.39,54), в следующем заезде ухудшил результат на 5,7% (4.56,47) и выбыл из дальнейшей борьбы. На чемпионате мира 1979 г. гонщик трижды улучшал рекорд трека и в финаль-ном заезде показал лучшее время чемпионата (4.49,54). завоевав золотую медаль.

В командной гонке преследования в 1978 и 1979 гг. советские спортсмены проиграли

 

гонщикам ГДР. Однако если в 1978 г. в финальном заезде сборная команда СССР значительно уступила спортсменам ГДР (соответственно 4.20,64 и 4.17,39), то в 1979 г. команды на равных боролись за звание чемпионов мира: в финальной гонке команда ГДР показала результат 4.29,02, а советская команда — 4.29,43.

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что индивидуализация тренировочного процесса спортсменов высокого класса, с учетом контроля за динамикой физических качеств с целью направленного их развития на этапах соревновательного периода тренировки, является действенным фактором достижения высоких спортивных результатов.

 

«ЭЛЕКТРОЭКЗАМЕНАТОР» ДЛЯ ПРИЕМА ЭКЗАМЕНОВ ПО ПРАВИЛАМ СОРЕВНОВАНИЙ

   
X. А. Аисов (Великолукский филиал Московского областного института физической культуры)
 

В настоящее время в учебных заведениях применяются разнообразные обучающие машины типа «Пионер», «Минчанка», «Ласточка» и др. Текущий контроль, проводимый во время лекций, практических и лабораторных занятий при помощи обучающих машин, позволяет преподавателю получать непрерывную информацию об эффективности его педагогической работы, а также помогает в значительной степени упростить и ускорить его работу на уроках физического воспитания в спортивных школах, на практических занятиях и семинарах в институтах физкультуры.

 

В этих же целях применяются и контролирующие машины.

Контролирующую машину «Экзаменатор» можно использовать для приемов зачетов по правилам соревнований по велоспорту. В контрольную программу входит 7 разделов:

1. Виды и характер соревнований. 2. Участники соревнований. 3. Организационные вопросы. 4. Машины (велосипеды и мотоциклы). 5. Судейская коллегия. 6. Правила проведения соревнований по шоссе и пересеченной местности (кросс). 7. Правила проведения соревнований по треку.

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало