Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

При построении тренировки с применением прогрессивного метода возможны и некоторые модификации. Так, в случае, если спортсмен готов к тому, чтобы показать определенный результат на значительной части дистанции, разбивать на отдельные отрезки следует уже не всю дистанцию, а оставшуюся часть. В дальнейшем к освоенной пасти дистанции прибавляют освоенные отрезки. В результате спортсмен добивается выполнения норматива.

Например, на контрольных соревнованиях гонщик прошел первые 25 км с результатом выше 36 мин, а затем скорость его стала падать, и норматив не был выполнен. В данных обстоятельствах длина тренировочной дистанции будет складываться из длины отрезка в 25 км и небольшого дополнительного отрезка (1 — 5 км). При условии выполнения соответствующего норматива тренировочную дистанцию увеличивают еще на один отрезок и т. д. Причем отрезки могут быть как одинаковой, так и разной длины, в зависимости от сте-

 

пени роста спортивно-технических показателей.

Необходимо иметь в виду, что прогрессивный метод тренировки предъявляет высокие требования к организму спортсмена, поэтому применять его следует в конце подготовительного или в соревновательном периоде при работе с достаточно подготовленными гонщиками, соблюдая известную осторожность. При планировании подготовки спортсмена следует исходить из его реальных возможностей и в соответствии с этим строить график его тренировок для достижения определенного результата.

При использовании данного метода достигается высокая степень функциональной и психологической готовности. Он способствует развитию чувства времени, повышает тактическую подготовленность гонщика. Все это позволяет рекомендовать прогрессивный метод тренировки как действенный путь для достижения высоких спортивных результатов в велосипедном спорте.

 

 

СООТНОШЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ

   
Г. Р. Сайдхужин, заслуженный мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

В спортивной практике тренировочная нагрузка находится в определенном соотношении с соревновательной. В связи с этим, например, качество тренировочного процесса оценивается по «коэффициенту специализированной нагрузки», величина которого зависит от того, насколько биомеханические, физиологические, биохимические и другие показатели тренировочных упражнений соответствуют аналогичным показателям соревновательного упражнения.

Особенно важно это положение применительно к совершенствованию тактического мастерства велосипедистов, эффективность которого зависит от следующих показателей.

1)   критерия оценки технического мастерства;

2)   характера тактических приемов, используемых в соревновательном упражнении — многодневной велосипедной гонке (какие тактические приемы используются в начале, середине и конце каждого этапа; зависимость применения тактических действий от состояния каждого велосипедиста и команды в целом; влияние рельефа дорог, типа покрытий, метеоусловий на частоту использования тактических приемов);

3)   разнообразия тактических действий, применяемых в тренировочных занятиях;

 

4) количества тактических действий, применяемых в тренировочном занятии.

По этим показателям тренеры имеют возможность объективно оценить степень тактического мастерства своих воспитанников. А это, в свою очередь, позволит тренерам более рационально подбирать нагрузки в тренировочных занятиях для упражнений, включающих разнообразные тактические действия, встречающиеся в соревновательных условиях.

Для определения уровня тактического мастерства спортсменов ведется регистрация конкретных показателей (в основном, связанных с изменением скорости езды в гонке или положения велосипедистов) либо выставляются оценки за применение того или иного тактического действия.

В нашем исследовании мы пользовались анкетированием. Были сформированы 4 группы экспертов:

В первую группу вошли заслуженные тренеры СССР и союзных республик — 16 человек; во вторую — заслуженные мастера спорта СССР и мастера спорта СССР международного класса — 35 человек; в третью — мастера спорта СССР — 15 человек; в четвертую — научные работники — 9 человек.

Такое широкое представительство специалистов различной квалификации и опыта поз-

Library   20   Up


Contents

 

Home
 

волило проанализировать выставленные ими оценки за степень тактического мастерства гонщиков. Предполагалось, что оценка будет складываться из выбора гонщиком оптимальной тактики. В одном случае — с позиций тренирующегося и выступающего спортсмена, а в другом — через призму тренерского опыта. Причем тренеры сборных команд должны были оценивать степень тактического мастерства гонщиков не только с учетом своего прошлого опыта (большинство экспертов этой группы ранее были выдающимися спортсменами), но и с учетом опыта подготовки гонщиков сборной команды СССР в настоящее время. При отборе наиболее компетентных экспертов во внимание принимались показатели достоверности и точности их оценок. В связи с этим эксперта рассматривали как своеобразное «устройство», которое выдает информацию с той или иной степенью надежности. Под степенью надежности подразумевалась относительная частота случаев, когда оценка экспертом степени тактического мастерства гонщика соответствовала оценке применения тактических действий гонщиками в соревновательных условиях. Расчет проводили по формуле: К = Ni / N , где Ni — число случаев, с наибольшей вероятностью предсказанных большинством экспертов; N — общее число случаев, из которых эксперт производил отбор (табл. 1).

Таблица 1

Классификация экспертов в зависимости от их компетентности

Эксперт

Коэффициент надежности

Мастер спорта СССР

1

Мастер спорта СССР международного класса

3

Заслуженный мастер спорта СССР

4

Тренер

3

Заслуженный тренер СССР

5

 

Точность ответов экспертов оценивалась по критериям согласованности, объективности и надежности. Математическая обработка результатов исследований проводилась на ЭВМ.

При решении вопросов о выборе оптимальной тактики гонок возникала сложность в определении использования того или иного тактического приема. Степень эффективности любого из них (или набора последовательно при-

 

меняемых приемов) влияла как на развитие тактики, так и на выбор тренировочных средств, обеспечивающих достижение поставленных целей. Представляется, что тактические приемы в гонке имеют вероятностный характер и не могут быть точно установлены на основе статистических или каких-либо других экспериментальных данных. Это заставило прибегнуть к использованию понятия субъективной вероятности. Информация, которой располагают специалисты (гонщики, тренеры, научные работники), позволяет устанавливать вероятностные оценки эффективности того или иного тактического приема в многодневной гонке в целом, на конкретных ее этапах или эффективности средств и методов тренировки.

Эксперты оценивали 21 Соревновательное и 46 тренировочных тактических действий (определяли, каким тактическим действиям отдать предпочтение).

Выявлено, что подбор наиболее предпочтительных тактических действий на тренировочных занятиях не совпадал с тактическими действиями, применяемыми на соревнованиях (табл. 2 и 3). Рассмотрим содержание некоторых из них.

Таблица 2

Тактические действия, признанные экспертами как наиболее эффективные

Соревнования

Тактические приемы

Начальная часть

1. Ускорения и рывки

2. Ускорения и рывки с партнерами

3. Ускорения и рывки с противниками

Основная часть

1. Ускорения и рывки

2. Ускорения и рывки с партнерами

3. Ускорения и рывки с противниками

Заключительная часть

1. Работа в группе с экономией сил для решающей атаки

2. Опекание противников

3. Определение дистанции финиширования.

4. Уход от противников за
2 — 5 км до финиша

 

Ускорения и рывки в начале гонки (табл. 2) изматывают соперников, и один из рывков, проведенный гонщиком в благоприятный момент, может позволить ему уйти от группы и получить преимущество на старте очередного этапа. Например, на XIV Велогонке мира

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

(1961 г.) подобные тактические действия применялись на 12-м этапе протяженностью 182 км между городами Табор-Брно. Гонщики нашей команды предприняли ускорения и рывки сразу после старта. В результате основная группа гонщиков разбилась на несколько мелких групп. Первую из них возглавил и увел вперед советский гонщик Ю. Мелихов. Победив на этапе, он упрочил лидирующее положение нашей команды и получил личный зачет в гонке.

Столь же эффективны ускорения и рывки, предпринятые с партнерами. Такие тактические приемы не только приводят к значительному физическому утомлению соперников, но и дают возможность уйти в отрыв нескольким спортсменам из одной команды. В этом случае совместная работа группы гонщиков в отрыве, подкрепленная таким тактическим приемом, как торможение пелетона членами команды, не ушедшими в отрыв, весьма эффективна.

Для примера рассмотрим действия велосипедистов сборной команды СССР на X этапе протяженностью 153 км между городами Дрезден — Младо — Болеслав на XXX Велогонке мира (1977 г.). На 15-м км от старта вперед ушли четыре гонщика (велосипедисты из Болгарии, Голландии, Румынии и советский гонщик А. Пиккуус). Тактику торможения основной группы на этом этапе осуществили команды, имевшие в лидирующей четверке своих представителей. Победу на промежуточных финишах и этапе одержал А. Пиккуус и сборная команда СССР.

Ускорения и рывки, осуществляемые гонщиками совместно с противниками, проводятся с целью ухода от основных соперников. Эффективность данного тактического приема обеспечивается велосипедистами одной из команд совместно со спортсменами других команд, не являющихся на данный момент основными конкурентами. Такая тактика позволила сборной команде СССР обеспечить решающее преимущество на XII этапе, между городами Вроцлав — Познань, протяженностью 178 км на XV Велогонке мира (1962 г.). После серии рывков и ускорений на 15-м км от старта вперед ушла группа из 20 человек, в которой были пятеро советских гонщиков. В итоге они выиграли у основной группы почти 10 мин. Победил А. Петров, вторым был Г. Сайдхужин, и в результате — командная победа сборной СССР на этапе.

Или другой пример. На V этапе Велогонки мира между городами Вроцлав — Герлиц после первых 10 км вперед ушла группа велосипедистов, среди которых были 3 советских гонщика. Спустя некоторое время лидирующую группу догнали еще 16 гонщиков. И все же тактика ухода в отрыв в начале этапа обеспечила успех команде СССР. Этап выиграл В. Капитонов, третьим был А. Колумбет,

 

а команда упрочила свое лидирующее положение.

Таким образом, ускорения и рывки, предпринимаемые гонщиками в начале этапа, позволяют им уйти от основной массы соперников и обезопасить себя от падений в завалах, улучшить время прохождения этапа и положение команды в гонке.

Приведенные три тактических приема были признаны экспертами в качестве наиболее эффективных и для основной части гонки. Однако особенность приведенных выше тактических действий заключалась в том, что эти действия применялись в условиях утомления, во время прохождения промежуточных финишей и могли принести успех лишь команде, имеющей высокую функциональную подготовленность.

Тактический прием «торможение группы» проводится:

а)   для завоевания дистанционного преимущества командой, гонщики которой ушли вперед;

б)   для отставших вследствие падения, поломки велосипеда, чтобы они могли догнать основную группу.

Прием «торможение группы» был предпринят на V этапе протяженностью 168 км между городами Дрезден — Прага на XVIII Велогонке мира (1965 г.). Перед горным финишем вперед ушла группа из 11 человек, среди которых были и советские гонщики А. Петров и Г. Лебедев. Оставшуюся главную группу тормозили Ю. Мелихов, А. Дохляков и Г. Сайдхужин. Они сбивали темп гонки, садясь на «колесо» противника, разрывая группу гонщиков, пытавшихся догнать лидеров. В результате предпринятых тактических действий сборная СССР на данном этапе закрепила свое лидирующее положение в командном зачете, а А. Петров стал лидером в личном зачете.

В заключительной части гонки наиболее эффективным был признан тактический прием «работа в группе с экономией сил для решающей атаки». Как было показано выше, на протяжении всей соревновательной дистанции происходят непрерывные атаки в виде рывков и ускорений, что приводит гонщиков к значительному эмоциональному и физическому утомлению. В этом случае перед отдельными членами команды ставятся задачи создания таких условий в гонке, чтобы лидеры смогли на финише обеспечить себе реальное преимущество.

В качестве примера рассмотрим действия гонщиков на XIII этапе XXVIII Велогонки мира (1975 г.). Этап имел протяженность 146 км. Гонка проходила в непрерывных атаках, так как это был последний, решающий этап. За 2 км до въезда на стадион вперед для завершающей атаки вышла вся советская команда. Велосипедисты попеременно лидиро-

 
Library   22   Up


Contents

 

Home
 

вали. Мощно проведя свою смену, В. Осокин раскатил В. Лихачева, который выиграл свой третий этап в гонке, приведя сборную СССР к победе в командном зачете.

Опыт показывает, что «опекание противников» является весьма эффективным тактическим приемом заключительной части гонки. Персональная опека сильнейших гонщиков-конкурентов или команд позволяет команде, применившей этот тактический прием, выбрать удобный момент для отрыва и победы на этапе.

Тактические приемы «определение дистанции финиширования» и «уход в одиночку за 2 — 5 км до финиша» взаимосвязаны.

Победителем или призером этапа гонки может стать лишь тот велосипедист, кто хорошо знает свои возможности и возможности конкурентов. Это позволит ему точно определить дистанцию финиширования и не проиграть в решающий момент.

Для спортсменов, не обладающих быстрым финишем, наиболее эффективен уход от основной группы за 2 — 5 км до финиша. Рассмотрим следующий пример. На X этапе протяженностью 160 км на XXXI Велогонке мира (1978 г.) за несколько километров до финиша вперед ушел итальянец Касати. Никто из гонщиков не мог его догнать, и Касати выиграл этап. Или другой пример: на I этапе протяженностью 220 км на XIII Велогонке мира (1960 г.) за 2 км до финиша на подъеме гонщик из ГДР Густав Шур и бельгиец Ван дер Берген стремительно спуртуют. Победил Г. Шур. Не исключено, что в момент отрыва Ван дер Берген не видел Г. Шура. Немецкий же гонщик, обладая хорошим финишем, точно определив дистанцию, обеспечил себе победу на этапе, став лидером гонки, и вывел свою команду в лидеры.

Таблица 3

Наиболее эффективные тактические действия, применяемые в тренировочных занятиях

Тренировочные занятия

Тактический прием

Начальная часть

1. Активные действия

2. Правильный подбор передачи

3. Умение стартовать

Основная часть

1. Атака в гору, на спуске, на равнине

2. Включение в необходимый режим работы

3. Преследование противника

Заключительная часть

1. Финиширование на равнине

2. Финиширование с различных позиций

3. Уход в одиночку за 2 — 5 км до финиша

 

В табл. 3 приводятся тактические действия, признанные экспертами как наиболее эффективные.

Тактический прием «активные действия» в начальной части тренировочных занятий особенно эффективен для атакующих гонщиков. Он позволяет неоднократно «проигрывать» различные соревновательные ситуации, обеспечивающие дистанционное, временное и численное преимущество.

Эффективным тактическим приемом является «правильный подбор передачи». Наиболее выгодный энергетический режим работы позволяет уменьшить энерготраты и сохранить силы для активной борьбы на дистанции как в основной, так и в заключительной части занятий.

Целесообразно также чаще использовать в тренировочных занятиях тактические действия, совершенствующие «умение стартовать». Активные действия и уход с небольшой группой от основной группы после старта позволяют велосипедистам контролировать ход гонки и обезопасить себя от падений и травм.

В основной части тренировочных занятий наиболее эффективно тактическое действие «атака в гору, на спуске, на равнине». Многократное его применение в условиях соревнований требует специализации гонщиков, так как одни спортсмены лучше атакуют на равнине, другие — в горах, третьи — на спуске. Применяемый на занятиях тактический прием «включение в необходимый режим работы» позволяет осуществить избирательную направленность занятий и тем самым повысить величину нагрузки для развития двигательных качеств.

Использование в тренировочных занятиях такого тактического приема, как «преследование противника», совершенствует умения велосипедистов догнать соперников при помощи рывка, ускорения, в одиночку, с партнером и т. п.

Сравнительный анализ тактических приемов, применяемых на занятиях и соревнованиях, показал, что на тренировках количество тактических действий меньше, чем в соревнованиях. Такое положение надо изменить, так как с каждым годом роль тактики в соревнованиях возрастает. На тренировочных занятиях необходимо увеличить процент таких упражнений, как рывки с партнерами и со специально подобранными спарринг-партнерами; систематически использовать специальные трассы с рельефом и покрытием, позволяющим осуществлять широкий подбор тактических действий, значительно чаще использовать тактические приемы при финишировании.

Совершенствование тактических приемов финиширования в гонках на шоссе с различных позиций весьма важно. Известно, что многие этапы многодневных гонок завершаются финишем на дорогах, имеющих разный про-

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

филь и покрытие. Поэтому необходимо уделять постоянное внимание совершенствованию умения финишировать в разных условиях, в группах по 2 — 3 и 10 — 100 человек. Это позволит гонщикам в соревнованиях реализовывать приобретенные в тренировочных занятиях умения.

 

Велосипедистам, не умеющим финишировать в группе, рекомендуется совершенствовать такой тактический прием, как «уход в одиночку за 2 — 5 км до финиша». Перед такими спортсменами на занятиях ставится задача постоянно уходить от основной группы на финише.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

   
В. П. Осадчий,
Д. А. Полищук, кандидаты педагогических наук, Киев
 

Общий подход к процессу тренировки высококвалифицированных спортсменов, как свидетельствует практика, неприемлем, так как физические качества не могут быть развиты на одном уровне. Одни физические качества развиты у спортсмена лучше, другие хуже (Д. Кретти Брайент, 1978; В. Н. Платонов, 1980). Это обусловило поиск индивидуальных форм управления подготовкой спортсменов (Н. Г. Озолин, 1978; В. Н. Платонов, 1980).

В нашу задачу входило индивидуализировать процесс управления развитием физических качеств в условиях тренировок велосипедистов-преследователей высокого класса. Педагогический эксперимент проводился в соревновательный период и был разбит на две части. В первой части эксперимента (май — август 1978 г.) изучались особенности развития физических качеств у отдельных спортсменов, тренирующихся по общему плану подготовки. Задача второй части эксперимента (май — август 1979 г.) состояла в определении эффективности индивидуализации тренировочного процесса с учетом последовательного преимущественного воздействия на отстающие и высокоразвитые физические качества спортсменов.

Эффективность построения тренировочного процесса в соревновательном периоде оценивалась по показателям достигнутого уровня развития физических качеств, а также по результатам выступления спортсменов в главных соревнованиях года — чемпионатах мира 1978 и 1979 гг.

Тренировочный процесс в соревновательном периоде (1978 г.) строился с учетом комплексного воздействия на физические качества спортсменов. Для этого использовались средства шоссейной и трековой подготовки с целью поддержания уровня, достигнутого в подготовительном периоде тренировки и дальнейшего И развития с учетом специфики гонки преследования на треке.

Программа тренировки на первом этапе со-

 

ревновательного периода была составлена с учетом использования календарей шоссейных и трековых соревнований и предусматривала участие спортсменов в однодневных стартах на шоссе, а также в серии трековых гонок, носящих подготовительный характер. Общий месячный объем нагрузок в этом периоде по сравнению с подготовительным снижался на 30 — 40% за счет сокращения объема шоссейной подготовки, которая предусматривала поддержание достигнутого уровня выносливости и создание благоприятного фона для проведения интенсивных трековых тренировок. Средства и методы подготовки гонщиков на треке были направлены на решение задач комплексного развития скоростно-силовых возможностей, скоростной и специальной выносливости спортсменов.

На втором этапе соревновательного периода объем шоссейной подготовки оставался на том же уровне. Однако интенсивность ее снижалась за счет увеличения доли восстановительного километража и отсутствия соревнований на шоссе. Уменьшилось количество стартов в дополнительных гонках на треке, и прогрессивно возросла частота выступлений в соревнованиях на основной дистанции. Круг задач, направленных на развитие физических качеств в занятиях. на треке, остался без изменений. Из всей совокупности средств, применяемых на втором этапе подготовки, на долю упражнений скоростной и скоростно-силовой направленности приходится 15%, скоростной и специальной выносливости — 30%; остальные нагрузки носят умеренный и восстановительный характер.

В результате анализа динамики показателей развития физических качеств спортсменов установлено, что работа, характерная для соревновательного периода, на протяжении первого этапа подготовки (май — июнь) вызвала рост скоростных и скоростно-силовых качеств (показатель быстроты 102,1 ± 0,72%, скоростного компонента скоростной силы 102,4 ± 0,66%,

Library   24   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало