Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Известно, что не все выдающиеся спортсмены достигают вершин в спорте, применяя максимальные или близкие к ним параметры тренировочных нагрузок. Как правило, это обусловлено рациональным использованием природных задатков, значительным сокращением работы той направленности, которая у конкретного спортсмена не влияла на ощутимый прирост функциональных возможностей.

Примером, подтверждающим правильность индивидуализации тренировки, может служить организационно-методическое решение подготовки сильнейших спринтеров. Сущность его сводится к тому, что ведущие спринтеры (С. Копылов Э. Гелашвили, Н. Ковш) проходят подготовку в разных группах с учетом индивидуальных черт, с соответствующим подбором спарринг-партнеров. При этом сильнейшие спринтеры имеют возможность тренироваться по индивидуальной программе, сохраняют положение лидеров, а на всесоюзных соревнованиях демонстрируют не только возросший уровень физической подготовленности, но и технико-тактические новинки. Это трудно обеспечить при объединении в одну тренировочную группу всех сильнейших спринтеров. Как следствие такой работы — укрепление позиций наших спринтеров на международной арене. В этом случае возникает достаточно

 

сложная и противоречивая проблема — реализовать в подготовке такого гонщика все закономерности спортивной тренировки, использовать наиболее эффективные средства и методы, но в таких соотношениях и сочетаниях, которые позволили бы ему максимально развить свои природные задатки. К сожалению, лишь немногие тренеры владеют в должной мере мастерством профессиональной подготовки, большинство же пытается добиться успеха наиболее простым путем — максимальной интенсификацией процесса подготовки.

Поистине неисчерпаемые резервы в достижении высших спортивных результатов заключены также в системе психической мобилизации спортсменов. Применение этого фактора как в тренировочном процессе, так и при острой конкуренции в условиях соревновательной деятельности позволяет велосипедистам максимально использовать имеющиеся функциональные возможности.

Чтобы обеспечить высокий авторитет велосипедному спорту, у нас имеются все возможности. Долг каждого специалиста, причастного к велосипедному спорту, сделать все для того, чтобы повысить эффективность и качество всей системы подготовки — от начального обучения до подготовки спортсменов международного класса.

 

 

ПРОГРЕССИВНЫЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

   
В. М. Максимова, мастер спорта СССР,
В. А. Орлов, кандидат педагогических наук, ВНИИФК
 

Среди многочисленных методов спортивной тренировки есть один, весьма действенный, но недостаточно широко известный, а потому мало применяемый на практике. Речь идет о так называемом прогрессивном методе тренировки. Суть его заключается в следующем.

При подготовке спортсмена к достижению определенного результата длину гоночной дистанции разбивают на определенное число отрезков. Соответственно делится время прохождения всей дистанции. На одной из тренировок спортсмен должен преодолеть отрезок, показав установленное время. На последующих тренировках длину тренировочной дистанции постепенно увеличивают. При этом время прохождения отдельных ее частей должно строго выдерживаться.

Такое положение можно проиллюстрировать конкретным примером. В велосипедном спорте при подготовке гонщика к выполнению временного норматива, дающего право на присвоение звания мастера спорта СССР в индивидуальной гонке на 50 км на шоссе (1 ч 12 мин), тренировочная программа с

 

применением прогрессивного метода может выглядеть следующим образом:

Таблица

Тренировочная программа

Тренировки

Длина отрезков дистанции (км)

Время прохождения отрезков

1-я

5

7.12

2-я

10

14.24

3-я

15

21.36

4-я

20

28.48

5-я

25

36.00

6-я

30

43.12

7-я

35

50.24

8-я

40

57.36

9-я

45

1:04.48

10-я

50

1:12.00

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

При построении тренировки с применением прогрессивного метода возможны и некоторые модификации. Так, в случае, если спортсмен готов к тому, чтобы показать определенный результат на значительной части дистанции, разбивать на отдельные отрезки следует уже не всю дистанцию, а оставшуюся часть. В дальнейшем к освоенной пасти дистанции прибавляют освоенные отрезки. В результате спортсмен добивается выполнения норматива.

Например, на контрольных соревнованиях гонщик прошел первые 25 км с результатом выше 36 мин, а затем скорость его стала падать, и норматив не был выполнен. В данных обстоятельствах длина тренировочной дистанции будет складываться из длины отрезка в 25 км и небольшого дополнительного отрезка (1 — 5 км). При условии выполнения соответствующего норматива тренировочную дистанцию увеличивают еще на один отрезок и т. д. Причем отрезки могут быть как одинаковой, так и разной длины, в зависимости от сте-

 

пени роста спортивно-технических показателей.

Необходимо иметь в виду, что прогрессивный метод тренировки предъявляет высокие требования к организму спортсмена, поэтому применять его следует в конце подготовительного или в соревновательном периоде при работе с достаточно подготовленными гонщиками, соблюдая известную осторожность. При планировании подготовки спортсмена следует исходить из его реальных возможностей и в соответствии с этим строить график его тренировок для достижения определенного результата.

При использовании данного метода достигается высокая степень функциональной и психологической готовности. Он способствует развитию чувства времени, повышает тактическую подготовленность гонщика. Все это позволяет рекомендовать прогрессивный метод тренировки как действенный путь для достижения высоких спортивных результатов в велосипедном спорте.

 

 

СООТНОШЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ

   
Г. Р. Сайдхужин, заслуженный мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

В спортивной практике тренировочная нагрузка находится в определенном соотношении с соревновательной. В связи с этим, например, качество тренировочного процесса оценивается по «коэффициенту специализированной нагрузки», величина которого зависит от того, насколько биомеханические, физиологические, биохимические и другие показатели тренировочных упражнений соответствуют аналогичным показателям соревновательного упражнения.

Особенно важно это положение применительно к совершенствованию тактического мастерства велосипедистов, эффективность которого зависит от следующих показателей.

1)   критерия оценки технического мастерства;

2)   характера тактических приемов, используемых в соревновательном упражнении — многодневной велосипедной гонке (какие тактические приемы используются в начале, середине и конце каждого этапа; зависимость применения тактических действий от состояния каждого велосипедиста и команды в целом; влияние рельефа дорог, типа покрытий, метеоусловий на частоту использования тактических приемов);

3)   разнообразия тактических действий, применяемых в тренировочных занятиях;

 

4) количества тактических действий, применяемых в тренировочном занятии.

По этим показателям тренеры имеют возможность объективно оценить степень тактического мастерства своих воспитанников. А это, в свою очередь, позволит тренерам более рационально подбирать нагрузки в тренировочных занятиях для упражнений, включающих разнообразные тактические действия, встречающиеся в соревновательных условиях.

Для определения уровня тактического мастерства спортсменов ведется регистрация конкретных показателей (в основном, связанных с изменением скорости езды в гонке или положения велосипедистов) либо выставляются оценки за применение того или иного тактического действия.

В нашем исследовании мы пользовались анкетированием. Были сформированы 4 группы экспертов:

В первую группу вошли заслуженные тренеры СССР и союзных республик — 16 человек; во вторую — заслуженные мастера спорта СССР и мастера спорта СССР международного класса — 35 человек; в третью — мастера спорта СССР — 15 человек; в четвертую — научные работники — 9 человек.

Такое широкое представительство специалистов различной квалификации и опыта поз-

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало