|
||||
При построении тренировки с применением прогрессивного метода возможны и некоторые модификации. Так, в случае, если спортсмен готов к тому, чтобы показать определенный результат на значительной части дистанции, разбивать на отдельные отрезки следует уже не всю дистанцию, а оставшуюся часть. В дальнейшем к освоенной пасти дистанции прибавляют освоенные отрезки. В результате спортсмен добивается выполнения норматива. Например, на контрольных соревнованиях гонщик прошел первые 25 км с результатом выше 36 мин, а затем скорость его стала падать, и норматив не был выполнен. В данных обстоятельствах длина тренировочной дистанции будет складываться из длины отрезка в 25 км и небольшого дополнительного отрезка (1 — 5 км). При условии выполнения соответствующего норматива тренировочную дистанцию увеличивают еще на один отрезок и т. д. Причем отрезки могут быть как одинаковой, так и разной длины, в зависимости от сте- |
пени роста спортивно-технических показателей. Необходимо иметь в виду, что прогрессивный метод тренировки предъявляет высокие требования к организму спортсмена, поэтому применять его следует в конце подготовительного или в соревновательном периоде при работе с достаточно подготовленными гонщиками, соблюдая известную осторожность. При планировании подготовки спортсмена следует исходить из его реальных возможностей и в соответствии с этим строить график его тренировок для достижения определенного результата. При использовании данного метода достигается высокая степень функциональной и психологической готовности. Он способствует развитию чувства времени, повышает тактическую подготовленность гонщика. Все это позволяет рекомендовать прогрессивный метод тренировки как действенный путь для достижения высоких спортивных результатов в велосипедном спорте. |
|||
|
||||
Г. Р. Сайдхужин, заслуженный мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК |
||||
В спортивной практике тренировочная нагрузка находится в определенном соотношении с соревновательной. В связи с этим, например, качество тренировочного процесса оценивается по «коэффициенту специализированной нагрузки», величина которого зависит от того, насколько биомеханические, физиологические, биохимические и другие показатели тренировочных упражнений соответствуют аналогичным показателям соревновательного упражнения. Особенно важно это положение применительно к совершенствованию тактического мастерства велосипедистов, эффективность которого зависит от следующих показателей. 1) критерия оценки технического мастерства; 2) характера тактических приемов, используемых в соревновательном упражнении — многодневной велосипедной гонке (какие тактические приемы используются в начале, середине и конце каждого этапа; зависимость применения тактических действий от состояния каждого велосипедиста и команды в целом; влияние рельефа дорог, типа покрытий, метеоусловий на частоту использования тактических приемов); 3) разнообразия тактических действий, применяемых в тренировочных занятиях; |
4) количества тактических действий, применяемых в тренировочном занятии. По этим показателям тренеры имеют возможность объективно оценить степень тактического мастерства своих воспитанников. А это, в свою очередь, позволит тренерам более рационально подбирать нагрузки в тренировочных занятиях для упражнений, включающих разнообразные тактические действия, встречающиеся в соревновательных условиях. Для определения уровня тактического мастерства спортсменов ведется регистрация конкретных показателей (в основном, связанных с изменением скорости езды в гонке или положения велосипедистов) либо выставляются оценки за применение того или иного тактического действия. В нашем исследовании мы пользовались анкетированием. Были сформированы 4 группы экспертов: В первую группу вошли заслуженные тренеры СССР и союзных республик — 16 человек; во вторую — заслуженные мастера спорта СССР и мастера спорта СССР международного класса — 35 человек; в третью — мастера спорта СССР — 15 человек; в четвертую — научные работники — 9 человек. Такое широкое представительство специалистов различной квалификации и опыта поз- |
|||
20 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |