|
||||
нировки во второй половине этапа предварительной базовой подготовки и в первой половине этапа специализированной базовой подготовки имеет много общего как в постановке задач, так и в составе, объеме и соотношении тренировочных средств. Воспитание спортсменов в ДЮСШ обычно охватывает период первых трех этапов многолетней подготовки. Что же касается тренировки на последующем этапе, то она осуществляется в центрах спортивной подготовки, школах высшего спортивного мастерства. Основы построения многолетней подготовки фундаментальным образом разработаны специалистами по теории спорта, правильность их подтверждена всей практикой мирового спорта. В спорте высших достижений требуется безоговорочное соблюдение этих основ, но, несмотря на это, объективные закономерности подготовки грубо нарушаются в системе детского и юношеского спорта. Причиной, порождающей такую аномалию, является погоня за выполнением планов подготовки спортсменов-разрядников и мастеров спорта с учетом узковедомственных интересов. Прогресс велосипедному спорту в прошедшем олимпийском цикле у нас в стране обеспечили хорошо известные факторы: централизация подготовки сильнейших велосипедистов, увеличение соревновательной практики, возрастание суммарного объема работы, освоение современных объемов силовой подготовки, двухцикловое планирование подготовки, эффективные формы идейно-политической подготовки. Но возможности большинства этих факторов практически исчерпаны, и обеспечить нашим велосипедистам необходимый прогресс может лишь творческий поиск и совершенствование методики подготовки. И в дальнейшем на успех могут претендовать лишь те тренерские коллективы, которые окажутся способными к комплексному использованию передового опыта и достижений науки. Самым большим резервом в организации подготовки наших сильнейших велосипедистов является объединение усилий тренеров, работающих в юношеских командах и основных сборных командах страны, с тем чтобы строить их работу на единой организационно-методической основе. Следует скоординировать подготовку юношеских команд таким образом, чтобы основной целью было не достижение любыми путями максимальных результатов в международных юношеских соревнованиях, а планомерная подготовка кандидатов для взрослых сборных команд. При этом подготовка кандидатов во взрослые сборные команды страны должна основываться на щадящем режиме работы и разностороннем совершенствовании различных составляющих спортивного мастерства. Так, например, в ГДР тренировку в юношеских командах строят очень разнообразно, много работают над созданием |
разносторонней технико-тактической базы. Такая ориентация приводит к менее яркому выступлению велосипедистов в юношеских соревнованиях, однако является мощной основой для последующей резкой интенсификации процесса подготовки в оптимальной возрастной зоне и стремительного роста результатов. Максимальные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок, наиболее мощные средства подготовки следует реализовывать лишь при включении спортсменов кандидатами в основной состав. Методика подготовки велосипедистов, специализирующихся на различных дистанциях, требует строгой дифференциации. Этому не способствует объединение в одной группе велосипедистов на первый взгляд близких специализации — спринтеров и гитовиков, гонщиков, выступающих в индивидуальной и командной гонках преследования, не говоря уже о других дисциплинах, которые имеют еще большее различие. Однако такая практика объединения спортсменов широко распространена и встречается даже на уровне сборных команд страны. Например, перед чемпионатом мира 1982 г. по треку процесс подготовки в сборной команде был ориентирован преимущественно на два вида — спринтерскую гонку и командную гонку преследования. Гитовики проходили подготовку в группе спринта, а гонщики, специализирующиеся в индивидуальной гонке преследования и групповой, — совместно с командниками. Как нам известно, такая организация подготовки не привела к успеху в этих видах гонок исключительно способных велогонщиков-гитовиков, групповиков и индивидуальных преследователей, которые оказались в одной тренировочной группе с такими выдающимися спринтерами, как С. Копылов, или командниками, как В. Мовчан, А. Краснов, С. Никитенко, К. Храбцов. Такое объединение не позволяло в должной степени специализировать тренировочный процесс. Управление прикладных видов спорта и тренерский состав сборной команды немало сделали для того, чтобы организовать начиная с 1983 г. подготовку тренировочных групп сборной команды по количеству олимпийских видов с дальнейшим углублением специализации. Однако одной дифференциацией сегодня уже не обойтись, необходима строгая индивидуализация, основанная на глубоком изучении резервов дальнейшего совершенствования каждого выдающегося спортсмена, изыскании наиболее эффективных, свойственных только ему средств и методов подготовки. Каждый выдающийся спортсмен исключительно яркая индивидуальность. К высшим достижениям такие спортсмены приходят различными путями, имея своеобразную структуру подготовленности. |
|||
18 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Известно, что не все выдающиеся спортсмены достигают вершин в спорте, применяя максимальные или близкие к ним параметры тренировочных нагрузок. Как правило, это обусловлено рациональным использованием природных задатков, значительным сокращением работы той направленности, которая у конкретного спортсмена не влияла на ощутимый прирост функциональных возможностей. Примером, подтверждающим правильность индивидуализации тренировки, может служить организационно-методическое решение подготовки сильнейших спринтеров. Сущность его сводится к тому, что ведущие спринтеры (С. Копылов Э. Гелашвили, Н. Ковш) проходят подготовку в разных группах с учетом индивидуальных черт, с соответствующим подбором спарринг-партнеров. При этом сильнейшие спринтеры имеют возможность тренироваться по индивидуальной программе, сохраняют положение лидеров, а на всесоюзных соревнованиях демонстрируют не только возросший уровень физической подготовленности, но и технико-тактические новинки. Это трудно обеспечить при объединении в одну тренировочную группу всех сильнейших спринтеров. Как следствие такой работы — укрепление позиций наших спринтеров на международной арене. В этом случае возникает достаточно |
сложная и противоречивая проблема — реализовать в подготовке такого гонщика все закономерности спортивной тренировки, использовать наиболее эффективные средства и методы, но в таких соотношениях и сочетаниях, которые позволили бы ему максимально развить свои природные задатки. К сожалению, лишь немногие тренеры владеют в должной мере мастерством профессиональной подготовки, большинство же пытается добиться успеха наиболее простым путем — максимальной интенсификацией процесса подготовки. Поистине неисчерпаемые резервы в достижении высших спортивных результатов заключены также в системе психической мобилизации спортсменов. Применение этого фактора как в тренировочном процессе, так и при острой конкуренции в условиях соревновательной деятельности позволяет велосипедистам максимально использовать имеющиеся функциональные возможности. Чтобы обеспечить высокий авторитет велосипедному спорту, у нас имеются все возможности. Долг каждого специалиста, причастного к велосипедному спорту, сделать все для того, чтобы повысить эффективность и качество всей системы подготовки — от начального обучения до подготовки спортсменов международного класса. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
В. М. Максимова, мастер спорта СССР, В. А. Орлов, кандидат педагогических наук, ВНИИФК |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среди многочисленных методов спортивной тренировки есть один, весьма действенный, но недостаточно широко известный, а потому мало применяемый на практике. Речь идет о так называемом прогрессивном методе тренировки. Суть его заключается в следующем. При подготовке спортсмена к достижению определенного результата длину гоночной дистанции разбивают на определенное число отрезков. Соответственно делится время прохождения всей дистанции. На одной из тренировок спортсмен должен преодолеть отрезок, показав установленное время. На последующих тренировках длину тренировочной дистанции постепенно увеличивают. При этом время прохождения отдельных ее частей должно строго выдерживаться. Такое положение можно проиллюстрировать конкретным примером. В велосипедном спорте при подготовке гонщика к выполнению временного норматива, дающего право на присвоение звания мастера спорта СССР в индивидуальной гонке на 50 км на шоссе (1 ч 12 мин), тренировочная программа с |
применением прогрессивного метода может выглядеть следующим образом: Таблица Тренировочная программа
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |