Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

На Олимпиаде в Риме Тэве привел наш квартет к серебряной медали. Нет, мне за ним не угнаться.

—   Что вы думаете о Велогонке мира?

—   Это прекрасное соревнование сильнейших велосипедистов мира, которых сплачивает дружба, взаимовыручка и бескорыстная помощь.

—   На трех последних Велогонках мира вы выиграли по три розовые, белые и фиолетовые майки. А сколько у вас всего призовых маек с Велогонки мира?

—   Если не ошибаюсь, то шестнадцать.

—   На сколько килограммов вы худеете на этапе?

 

—   От одного до двух.

За успехами сына в спорте всегда ревниво наблюдает мать Людвига, большой кулинар. После очередного удачного финиша Олаф получает большой лимонный торт, с которым ему помогают расправиться друзья по команде.

—   А когда же будет следующий? — говорят они обычно с явным сожалением через шесть минут — ровно столько у них уходит на то, чтобы съесть торт.

—   После следующей победы, — смеется довольная мать, и сыну ничего не остается, как вновь и вновь наращивать скорость.

 

 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

   
В. Н. Платонов, проректор по научной работе
Киевского института физкультуры,
Д. А. Полищук, кандидат педагогических
наук
 

Победы наших велосипедистов в крупнейших международных соревнованиях можно рассматривать как свидетельство того, что применяемые на практике теоретические положения построения спортивной тренировки правильны. Однако поражения и неудачи служат показателями недостаточно точно разработанной теории, а вследствие этого и порочной практики подготовки. С этих позиций и следует рассматривать нынешнее положение дел в отечественном велосипедном спорте.

Итоги основных соревнований сезона — чемпионатов мира, проходивших после XXII Олимпийских игр, — к сожалению, не могут в полной мере удовлетворить наших специалистов и поклонников велосипедного спорта.

Не будем останавливаться на достижениях наших велосипедистов: они общеизвестны и широко освещались в печати. Рассмотрим проблемы, количество которых в связи с бурным развитием велосипедного спорта в мире отнюдь не уменьшилось.

Наиболее острой проблемой является слабое пополнение сборных команд велосипедистами, способными в относительно короткий срок достичь результатов мирового уровня.

Систематические победы наших спортсменов на чемпионатах мира среди юношей, с одной стороны, радуют. С другой — опыт убеждает, что в большинстве видов спорта успехи юных спортсменов не всегда положительно сказываются на их дальнейшей спортивной карь-

 

ере. Ведь ни для кого не секрет, что наши сильнейшие юные спортсмены тренируются так же, как взрослые спортсмены, достигшие оптимального возраста и сформировавшиеся в морфологическом отношении. Отражением этой тенденции является успешное выступление наших юношей в различных крупных соревнованиях уже на протяжении ряда лет. Однако далеко не все из них в дальнейшем попадают во взрослые сборные команды.

Многие тренеры, работающие в ДЮСШ, задают один и тот же вопрос: «Куда исчезают наши чемпионы среди юношей?»

Следует помнить, что достижение максимально возможных для данного спортсмена результатов в значительной мере обусловлено ходом естественного возрастного развития. Опасность форсирования подготовки состоит прежде всего в том, что тренировка юных по образцам сильнейших спортсменов мира практически отрезает им путь к дальнейшему росту спортивных результатов. Причин здесь много. Отметим лишь две основные. Во-первых, опыт последних лет показывает, что даже одаренные спортсмены не в состоянии более 2 — 4 лет переносить исключительно напряженные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для спортсменов международного класса. И сегодня мы становимся свидетелями весьма печального факта: с каждым годом сокращается продолжительность «спортивной жизни» призеров в видах спор-

Library   12   Up


Contents

 

Home
 

та, связанных с проявлением выносливости. Во-вторых, применение в тренировке юных спортсменов исключительно напряженных, мощных тренирующих средств приводит к быстрой адаптации организма к этим средствам и к исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен слабее реагирует на такие же воздействия. Но главное — он перестает реагировать и на более легкие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых жестких режимов. Разумеется, отказ от форсированной подготовки снизит результаты, показываемые подростками в детских и юношеских соревнованиях. Однако, если тренер поставил перед своими воспитанниками задачу достижения результатов мирового уровня, необходимо отказаться от такой подготовки.

Анализ подготовки выдающихся спортсменов современности в подавляющем большинстве случаев свидетельствует о том, что у них на протяжении многих лет создавалась разносторонняя функциональная база и лишь с достижением возраста, оптимального для демонстрации высших достижений, реализовывались наиболее мощные резервы подготовки.

К организму таких спортсменов предъявляются исключительно высокие требования; об этом свидетельствуют максимальные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок. Но подводить велосипедистов к этим максимальным параметрам тренировочной работы, характерным для этапа подготовки к высшим достижениям, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. Это правило часто игнорируется на практике. Попросту говоря, задолго до достижения оптимальной возрастной зоны, характерной для демонстрации наивысших результатов юные велосипедисты начинают копировать методику тренировки сильнейших спортсменов мира. Чаще всего это выражается в том, что в подготовке юных велосипедистов, морфологически и функционально не готовых к достижению результатов мирового уровня, применяются узкая специализация и большие объемы тренировочной работы. Юные спортсмены по нескольку раз в году выступают в соревнованиях, к которым должна быть организована специальная подготовка.

Итогом такой форсированной подготовки является бурный рост достижений в юношеском спорте. А высоких спортивных достижений среди взрослых добиваются обычно те спортсмены, которые по каким-либо причинам начали заниматься значительно позже велосипедным спортом и в силу небольшого стажа и недостаточной квалификации в своей возрастной группе сумели миновать напряженную подготовку в подростковом возрасте. При недостаточно морфологически и функционально

 

сформированном организме они не переносили чрезмерных нагрузок, а планомерно готовились к напряженной работе в более старшем возрасте. К сожалению, именно с этой относительно небольшой частью велосипедистов связаны основные успехи советского велосипедного спорта в последнем десятилетии. Это положение в полной мере относится и к большинству других видов спорта. Так, специальный анализ (В. М. Зациорский, 1977) свидетельствует: половина (47,4 %) членов сборных команд страны по многим видам спорта никогда не входила в число сильнейших юношей и юниоров, а многие вообще миновали сферу организованного детского и юношеского спорта (В. И. Чудинов, 1978).

Принципиально важным и самым мощным резервом повышения эффективности системы подготовки велосипедистов является совершенствование организационной структуры многолетней подготовки на всех ее этапах. Прежде всего необходимо обеспечить ориентацию подготовки на конечную цель — достижение максимально доступных результатов в той возрастной зоне, в которой спортсмен будет предрасположен к этому в наибольшей степени. Это возможно при коренном пересмотре критериев оценки эффективности работы тренеров ДЮСШ, тесном сотрудничестве тренеров, работающих на различных этапах многолетнего совершенствования спортсменов. А до тех пор, пока основным критерием качества их работы будет служить спортивный результат и достижения в школьных и юношеских соревнованиях, а не качество отбора и предварительной подготовки с позиций интересов спорта высших достижений, будет неизбежен исключительно низкий коэффициент полезного действия детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов спортивного профиля. Многочисленные детские спортивные школы, как свидетельствует практика, к сожалению, не стали поставщиками резерва олимпийских сборных команд страны.

Известно, что путь к высшим достижениям в велосипедном спорте составляет у мужчин 7 — 10 лет. Такая продолжительность подготовки характерна для подавляющего большинства велосипедистов высшей квалификации и должна являться основой для построения многолетнего тренировочного процесса. При рациональном планировании тренировочный процесс в этот период должен быть разделен на четыре этапа: начальной подготовки, предварительной базовой подготовки, специализированной базовой подготовки, подготовки к высшим достижениям.

Тренировка на каждом из этих этапов имеет существенные особенности в постановке задач, средствах и методах, системе планирования, особенностях соревновательной практики.

Огромное значение в процессе планирования многолетней тренировки имеет строгое соб-

 
Library   13   Up


Contents

 

Home
 

людение принципа постепенности повышения тренировочных нагрузок. В современной спортивной тренировке чаще всего имеет место плавный рост нагрузок от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе. В этом случае тренировочные нагрузки на всех этапах подготовки полностью соответствуют функциональным возможностям спортсмена, что способствует планомерному повышению их мастерства.

При построении многолетней подготовки должна быть обеспечена такая организация тренировочного процесса, которая позволила бы заметно усложнять тренировочную программу от одного этапа многолетней тренировки или от одного макроцикла к другому. Лишь в этом случае можно добиться планомерного развития физических и технических способностей спортсмена, повышения функциональных возможностей основных систем его организма. При этом необходимо учитывать, что, приспособившись к определенному характеру тренировочного процесса, составу средств и методов, динамике нагрузок и т. п. в одном тренировочном макроцикле, организм спортсмена отвечает на такие же раздражители значительно меньшей реакцией, если они применяются в следующем макроцикле. Это неизбежно приводит к снижению интенсивности протекания адаптационных процессов, замедлению темпов роста или даже стабилизации спортивных результатов.

Пути повышения тренировочных нагрузок от года к году и от этапа к этапу могут быть различны: параллельное увеличение объема и интенсивности работы, процента интенсивной работы в ее общем объеме; преимущественное увеличение отдельных из указанных пара метров при стабилизации или даже уменьшении других.

Обычно первый, второй и третий этапы многолетнего планирования характеризуются преимущественным увеличением объема тренировочной работы, который часто в конце третьего этапа достигает 70 — 80% от максимальных величин. В дальнейшем при более медленном увеличении общего объема тренировочной работы резко возрастают ее интенсивность и процент интенсивной работы. При этом ежегодное увеличение объема работы может колебаться в широких пределах, обычно в диапазоне 15 — 30%, а увеличение процента интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10 — 15%.

Скачкообразная динамика тренировочных нагрузок все чаще находит применение в практике подготовки выдающихся спортсменов. Наиболее эффективным является вариант, при котором на протяжении первых трех этапов многолетней подготовки нагрузки возрастают постепенно. Затем при наступлении этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей происходит резкое увеличение на-

 

грузок. Принципиально важным при таком планировании динамики нагрузок является то, чтобы скачок в нагрузках совпал с переходом спортсмена в возрастную зону, оптимальную для демонстрации наивысших достижений. В этом случае спортсменам в течение одного года нередко удается добиться выдающихся результатов. При такой динамике нагрузок резервы роста достижений в последующие годы в основном относятся к сфере качественных характеристик тренировочного процесса.

Поэтому прогресс спортсмена в дальнейшем преимущественно связан с повышением подвижности, устойчивости и экономичности в работе функциональных систем, совершенствованием технико-тактического мастерства, психических возможностей и т. п. Что же касается показателей, отражающих мощность функциональных систем, то здесь существенного прогресса достичь не удается.

Ориентация подготовки сильнейших велосипедистов мира на участие в олимпийских играх обусловила организационно-методическое выделение олимпийских (четырехлетних) циклов подготовки, что косвенно отражается на динамике национальных спортивных достижений. К числу основных проблем построения тренировки в условиях этих циклов относится оптимальное распределение нагрузок по годам цикла. В общей принципиальной схеме построения подготовки спортсменов в олимпийском цикле логически оправданны следующие четыре этапа.

1-й и 2-й этапы функциональной подготовки направлены прежде всего на: существенное повышение общего уровня функциональных возможностей организма, всестороннее развитие физических и духовных способностей, прямо или косвенно определяющих спортивные достижения, и т. д.;

3-й этап предусматривает моделирование построения тренировки и апробацию системы соревнований завершающего олимпийского года;

4-й этап предусматривает обеспечение максимальной реализации приобретенных возможностей в главных соревнованиях.

В таком полном виде эта схема подходит главным образом к подготовке молодых спортсменов — претендентов на включение в олимпийские команды. При построении же очередного олимпийского цикла подготовки спортсменов, уже испытавших напряженность аналогичного цикла, первый год нередко отводят для относительной разгрузки, и основная тренировочная нагрузка имеет реабилитационную (активно-восстановительную) направленность.

Распределение приростов объема нагрузок по годам олимпийского цикла имеет следующий вид (в долях условной единицы):

I   вариант: 0,25;, 0,35; 0,20: 0,20.

II  вариант: 0,45; 0,35; 0,20; 0.

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

III вариант: 0; 0,5; 0; 0,5.

(0 означает, что в этот год объем нагрузки стабилизируется или уменьшается).

Объем тренировочных нагрузок и его структура в процессе многолетней тренировки велосипедистов высокой квалификации претерпевают существенные изменения. По мере увеличения тренировочного километража тенденция прямолинейного нарастания его от года к году должна сменяться волнообразной динамикой. Здесь могут быть различные особенности. Например, для преследователей, уменьшая в отдельные годы общий тренировочный объем, важно не допустить чрезмерного сокращения объема тренировки на шоссе, так как он тесно связан с прогрессом достижений на треке.

Многие специалисты связывают дальнейший прогресс спортивных результатов с увеличением объема и интенсивности выполненной работы. Это положение механически переносится на все этапы спортивного совершенствования и виды гонок без специального анализа взаимосвязи результата с параметрами тренировочной нагрузки.

Тренировка велосипедистов 12 — 16 лет на этапах подготовки в ДЮСШ строится однотипно, практически без учета будущей специализации. Принято считать, что большой объем работы в аэробном и аэробно-анаэробном режимах энергообеспечения создает необходимый функциональный фундамент для последующей специальной тренировки. Это вполне правомерно по отношению к тем спортсменам, которые в дальнейшем изберут в качестве специализации шоссейные гонки или гонки преследования. Для будущих же спринтеров подобное содержание подготовки становится непреодолимым барьером на пути их спортивного совершенствования, прежде всего вследствие изменений в структуре мышечной ткани, которая перестраивается на выполнение длительной малоинтенсивной работы при одновременном угнетении скоростных способностей. Большинство тренеров владеют методикой подготовки велосипедистов, специализирующихся, в шоссейных гонках и гонках преследования на треке. Спринтеров же готовят единицы. Для решения этой проблемы необходимо проводить ориентацию в спринте на ранних этапах, а базовая подготовка велосипедистов-спринтеров должна строиться в строгом соответствии со спецификой вида гонок и включать разнообразные средства, способствующие дальнейшему развитию скоростных качеств.

Для построения многолетней тренировки очень важно рациональное сочетание на ее этапах работы различной преимущественной направленности. Так, например, при определении динамики изменения объема работы аэробной направленности в общем объеме тренировочных средств следует учитывать, что у

 

юных спортсменов наблюдается высокая приспособляемость к такой работе. При значительно более низком уровне спортивного мастерства они по относительным показателям аэробной производительности почти не уступают взрослым. В ходе многолетней тренировки границы аэробных возможностей достигаются значительно раньше, чем анаэробных, а дальнейшее повышение работоспособности должно преимущественно связываться с совершенствованием иных составляющих спортивного мастерства. Имеет место существенное различие в предрасположенности спортсменов различного возраста к работе той или иной преимущественной направленности. Подростки (13 — 14 лет) в наибольшей мере предрасположены к работе аэробной направленности. Скоростно-силовые упражнения, а также упражнения, обеспечиваемые преимущественно анаэробными источниками энергии, даются им с большим трудом. С увеличением возраста повышается способность успешно переносить работу, требующую проявления максимальной силы, выносливости при работе анаэробного характера, скоростно-силовых качеств. Что же касается работы аэробной направленности, то предрасположенность к ее выполнению возрастает в значительно меньшей мере, а у многих спортсменов вообще стабилизируется.

Рассматривая соотношение работы скоростно-силовой направленности на различных этапах подготовки, следует указать, что специальные скоростно-силовые возможности в наибольшей мере могут быть развиты в возрасте 17 — 20 лет. Включение в подготовку юных спортсменов напряженной силовой работы нецелесообразно, так как она предъявляет к их организму непосильные требования: кости, связки и нервная система еще не готовы к такой работе, и это может стать причиной травм, перегрузок опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Говоря о задачах, связанных с подготовкой к стартам на олимпийских играх, нельзя забывать о том, что их решение требует строгого научного подхода к комплектованию контингента спортсменов, способных через год-два достичь вершин спортивного мастерства и успешно бороться за победу. При этом нужно учитывать следующие соображения. Во-первых, необходима четкая ориентация на ограниченный круг кандидатов, что позволит сконцентрировать усилия специалистов на использовании всех резервов совершенствования велосипедистов. Во-вторых, следует помнить, что темпы восхождения к вершинам спортивного мастерства существенно зависят от специализации. Так, например, если в индивидуальной гонке преследования, командной гонке на шоссе можно ожидать появления новых имен почти ежегодно, то в спринтерской гонке надежд на это практически нет. Спринтеры проходят более, длительный путь подготовки к высшим

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

достижениям по сравнению с гонщиками других специализаций.

При планировании многолетней подготовки следует учитывать время, необходимое для достижения вершин спортивных результатов. Первые большие успехи приходят к велосипедистам, как правило, через 4 — 6 лет после начала занятий, высшие достижения, как уже отмечалось, — через 7 — 10 лет. У женщин путь к достижению высокого спортивного мастерства обычно короче, чем у мужчин. Это соответствует и естественной разнице в темпах биологического созревания мужского и женского организмов.

Таким образом, при нынешнем положении дел, когда работа в ДЮСШ проводится в основном со спортсменами от 11 до 17 лет, лишь немногие из них могут достигнуть больших успехов, а тем более оптимальных возможностей в процессе обучения в детских спортивных школах. Несмотря на то что в большинстве случаев выдающиеся спортсмены достигают наивысших результатов в возрастной зоне оптимальных возможностей, примерно 15 — 20% от общего числа одаренных велосипедистов оказываются в зоне оптимальных возможностей несколько ранее указанной границы (обычно на 1 — 2 года).

Следует указать на то, что мнение об омоложении спорта, которое бытует среди некоторых тренеров, недостаточно правильно понимающих закономерности многолетней тренировки, является необоснованным. Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы. Что же касается некоторого омоложения участников менее крупных соревнований, показывающих более низкие результаты, то это, как правило, обусловлено организационными, социальными и методическими причинами (в том числе и форсированием подготовки), а не предрасположенностью спортсменов к достижению высоких результатов в раннем возрасте. Имеются примеры и среди участников крупнейших соревнований. Так, например, на XXI Олимпийских играх в спринтерской гонке на треке доминировали спортсмены более старшего возраста. Золотую медаль завоевал А. Ткач — ЧССР (25 лет), вместе с ним за победу боролись Д. Морелон — Франция (32 года), Ю. Гешке — ГДР (34 года), Д. Беркман — ФРГ (26 лет), С. Кравцов — СССР (28 лет). Так, решение МОК о сокращении числа участников спринтерской гонки, представляющих страну на Олимпиаде, до одного спортсмена привело к тому, что преимущество тренеры отдали велосипедистам, имеющим большой соревновательный опыт и тактическую зрелость.

В последние годы оптимальный возраст для

 

достижения максимальных результатов в спринте снизился. Достаточно отметить, что на Играх XXII Олимпиады за победу в спринте боролись Л. Хеслиг (21,5 года), Я. Каар (22 года), С. Копылов (20 лет), а чемпион XXI Олимпийских игр А. Ткач (29 лет) завоевал 4-е место, уступив более молодым соперникам. Таким образом, велосипедисты, специализирующиеся в различных дисциплинах велосипедного спорта на уровне максимальных достижений, к настоящему времени не столь заметно отличаются по возрасту, как прежде. Например, средний возраст победителей XXII Олимпиады в командной гонке на шоссе составлял 22 года — О. Логвин, А. Яркин, Ю. Каширин, С. Шелпаков; средний возраст призеров в гите на 1000 м с места — Л. Томса (ГДР), А. Панфилова (СССР), Д. Уэллера (Ямайка) — 22,5 года.

Проведенный анализ возрастных данных финалистов XXI и XXII Олимпийских игр по велоспорту (см. таблицу) позволил выявить некоторые изменения показателей среднего возраста чемпионов 1980 г. по сравнению с Монреальской олимпиадой. Так, средний возраст чемпионов по велоспорту составлял в 1976 г. 23,8 года, а в 1980 г. — 22,9. Однако возраст спортсменов, вошедших в число первых восьми, почти не изменился, что согласуется с результатами анализа возрастных данных всех олимпийцев, свидетельствующими о том, что возраст финалистов крупнейших соревнований — величина постоянная (В. И. Чудинов, 1978).

Возраст победителей крупнейших соревнований в велосипедном спорте становится более однородным, о чем свидетельствует уменьшение показателей внутригрупповых различий. При этом интересно отметить, что возраст более 80% финалистов XXI и XXII Олимпийских игр варьирует в весьма узком диапазоне. Это позволяет рекомендовать для включения в целенаправленную подготовку к будущим олимпийским играм велосипедистов, чей возраст к моменту главного старта будет находиться в пределах 20 — 25 лет.

При планировании тренировки на этапе подготовки к высшим достижениям следует помнить, что стремительный рост результатов и последующее успешное выступление многих выдающихся велосипедистов были обусловлены тем, что интенсификация тренировочного процесса у них совпала с благоприятным для этого возрастом.

В этой связи особое значение в качестве критерия управления многолетней тренировкой приобретает возраст, оптимальный для начала специализированной тренировки. Своеобразным критерием начала целенаправленной, напряженной тренировки является выполнение норматива мастера спорта СССР. На основе усредненных данных выполнения норматива мастера спорта сильнейшими велосипедистами

 
Library   16   Up


Contents

 

Home
 

Таблица

Возрастные показатели участников XXI и XXII Олимпийских игр в велосипедном спорте

Вид соревновательной деятельности

XXI Олимпийские игры
(1976 г.)

XXII Олимпийские игры
(1980 г.)

Финалисты
±т

Победитель

Финалисты
±т

Победитель

Спринт

28,5±1,2

25,0

22,7±0,8

21,5

Гит 1000 м с места

23,6±1,3

24,6

22,9±0,9

24,0

Индивидуальная гонка преследования 4 км

23,2±1,1

20,9

23,0±1,5

21,5

Командная гонка 4 км

23,8±0,8

25,8

22,8±0,5

23,2

Командная гонка 100 км

23,3±0,8

23,7

23,4±0,6

22,1

Индивидуальная гонка на шоссе

22,8±0,9

23,0

22,6±0,8

24,0

 

 

СССР последнего десятилетия установлены оптимальные границы благоприятного возраста для специализированной тренировки. У шоссейников он составляет 17 — 19 лет, у трековиков — 17 — 20 лет; период оптимальных возможностей охватывает возраст 20 — 23 года; поддержание высокого результата у шоссейников наблюдается в возрасте 24 — 27 лет, у трековиков — 24 — 29 лет.

Анализ показывает, что возраст выполнения норматива мастера спорта СССР у наших сильнейших велосипедистов весьма однородный. Так, например, в возрастном диапазоне 18 — 20 лет выполнили норматив мастера спорта СССР известные гонщики: С. Сухорученков, Ю. Каширин, В. Каминский, С. Журавлев, В. Петраков, А. Пикуус, А. Яркин, О. Логвин, Н. Горелов. Естественно, что возрастные границы выполнения норматива мастера спорта СССР не могут служить единственным критерием для начала специализированной тренировки на этапе подготовки к высшим достижениям. Опираясь на приведенные данные, можно повысить эффективность заблаговременного отбора велосипедистов для целенаправленной подготовки к предстоящим Олимпийским играм. Спортсмены, которые имеют оптимальный возраст, должны быть ориентированы на чемпионаты мира в середине олимпийского цикла. Так появляется возможность оценить перспективность спортсмена с учетом показателей оптимального возраста.

Однако следует отметить, что ориентация на оптимальные для достижения наивысших результатов возрастные границы, в целом верная для подавляющего большинства, часто не может быть применена к отдельным выдающимся спортсменам с яркими индивидуальными особенностями. Возрастное развитие таких спортсменов, адаптационные процессы, развивающиеся в их организме под влиянием специальной тренировки, требуют индивидуального планирования многолетней тренировки, зна-

 

чительного сокращения пути подготовки к достижению наивысших результатов. Двигательная одаренность, исключительная лабильность основных функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим спортсменам, не нарушая основных закономерностей многолетнего планирования, быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся результатов часто на 1 — 3 года раньше оптимальных возрастных границ. Личные особенности спортсменов, время начала занятий спортом, темпы биологического созревания могут в существенной мере повлиять на отклонения индивидуальных показателей от среднегрупповых. Достаточно в качестве примера отметить, что двукратный чемпион мира в гите на 1000 м с места Э. Рапп выполнил мастерский норматив в 15-летнем возрасте, Р. Шарафуллин, Д. Лиепиньш и В. Манаков стали мастерами спорта СССР международного класса уже в 17 лет. Имеются примеры и другого порядка: В. Чаплыгин выполнил норматив мастера спорта в 24 года, А. Чуканов — в 27 лет. Олимпийскими чемпионами они стали позже.

Цикл исследований научных основ построения спортивной тренировки, проведенных на материале многих видов спорта, показал, что между указанными этапами многолетней подготовки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьироваться, прежде всего в силу индивидуальных возможностей, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Планирование продолжительности этапов следует начинать исходя из оптимальной возрастной зоны, в которой спортсмен может максимально реализовать свои индивидуальные возможности. В среднем продолжительность каждого этапа будет составлять 2 — 2,5 года.

Не существует четких различий и в методике подготовки на смежных этапах многолетней подготовки. Например, методика тре-

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

нировки во второй половине этапа предварительной базовой подготовки и в первой половине этапа специализированной базовой подготовки имеет много общего как в постановке задач, так и в составе, объеме и соотношении тренировочных средств.

Воспитание спортсменов в ДЮСШ обычно охватывает период первых трех этапов многолетней подготовки. Что же касается тренировки на последующем этапе, то она осуществляется в центрах спортивной подготовки, школах высшего спортивного мастерства.

Основы построения многолетней подготовки фундаментальным образом разработаны специалистами по теории спорта, правильность их подтверждена всей практикой мирового спорта. В спорте высших достижений требуется безоговорочное соблюдение этих основ, но, несмотря на это, объективные закономерности подготовки грубо нарушаются в системе детского и юношеского спорта. Причиной, порождающей такую аномалию, является погоня за выполнением планов подготовки спортсменов-разрядников и мастеров спорта с учетом узковедомственных интересов.

Прогресс велосипедному спорту в прошедшем олимпийском цикле у нас в стране обеспечили хорошо известные факторы: централизация подготовки сильнейших велосипедистов, увеличение соревновательной практики, возрастание суммарного объема работы, освоение современных объемов силовой подготовки, двухцикловое планирование подготовки, эффективные формы идейно-политической подготовки. Но возможности большинства этих факторов практически исчерпаны, и обеспечить нашим велосипедистам необходимый прогресс может лишь творческий поиск и совершенствование методики подготовки. И в дальнейшем на успех могут претендовать лишь те тренерские коллективы, которые окажутся способными к комплексному использованию передового опыта и достижений науки.

Самым большим резервом в организации подготовки наших сильнейших велосипедистов является объединение усилий тренеров, работающих в юношеских командах и основных сборных командах страны, с тем чтобы строить их работу на единой организационно-методической основе. Следует скоординировать подготовку юношеских команд таким образом, чтобы основной целью было не достижение любыми путями максимальных результатов в международных юношеских соревнованиях, а планомерная подготовка кандидатов для взрослых сборных команд. При этом подготовка кандидатов во взрослые сборные команды страны должна основываться на щадящем режиме работы и разностороннем совершенствовании различных составляющих спортивного мастерства. Так, например, в ГДР тренировку в юношеских командах строят очень разнообразно, много работают над созданием

 

разносторонней технико-тактической базы. Такая ориентация приводит к менее яркому выступлению велосипедистов в юношеских соревнованиях, однако является мощной основой для последующей резкой интенсификации процесса подготовки в оптимальной возрастной зоне и стремительного роста результатов. Максимальные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок, наиболее мощные средства подготовки следует реализовывать лишь при включении спортсменов кандидатами в основной состав.

Методика подготовки велосипедистов, специализирующихся на различных дистанциях, требует строгой дифференциации. Этому не способствует объединение в одной группе велосипедистов на первый взгляд близких специализации — спринтеров и гитовиков, гонщиков, выступающих в индивидуальной и командной гонках преследования, не говоря уже о других дисциплинах, которые имеют еще большее различие. Однако такая практика объединения спортсменов широко распространена и встречается даже на уровне сборных команд страны. Например, перед чемпионатом мира 1982 г. по треку процесс подготовки в сборной команде был ориентирован преимущественно на два вида — спринтерскую гонку и командную гонку преследования. Гитовики проходили подготовку в группе спринта, а гонщики, специализирующиеся в индивидуальной гонке преследования и групповой, — совместно с командниками. Как нам известно, такая организация подготовки не привела к успеху в этих видах гонок исключительно способных велогонщиков-гитовиков, групповиков и индивидуальных преследователей, которые оказались в одной тренировочной группе с такими выдающимися спринтерами, как С. Копылов, или командниками, как В. Мовчан, А. Краснов, С. Никитенко, К. Храбцов. Такое объединение не позволяло в должной степени специализировать тренировочный процесс.

Управление прикладных видов спорта и тренерский состав сборной команды немало сделали для того, чтобы организовать начиная с 1983 г. подготовку тренировочных групп сборной команды по количеству олимпийских видов с дальнейшим углублением специализации.

Однако одной дифференциацией сегодня уже не обойтись, необходима строгая индивидуализация, основанная на глубоком изучении резервов дальнейшего совершенствования каждого выдающегося спортсмена, изыскании наиболее эффективных, свойственных только ему средств и методов подготовки. Каждый выдающийся спортсмен исключительно яркая индивидуальность. К высшим достижениям такие спортсмены приходят различными путями, имея своеобразную структуру подготовленности.

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

Известно, что не все выдающиеся спортсмены достигают вершин в спорте, применяя максимальные или близкие к ним параметры тренировочных нагрузок. Как правило, это обусловлено рациональным использованием природных задатков, значительным сокращением работы той направленности, которая у конкретного спортсмена не влияла на ощутимый прирост функциональных возможностей.

Примером, подтверждающим правильность индивидуализации тренировки, может служить организационно-методическое решение подготовки сильнейших спринтеров. Сущность его сводится к тому, что ведущие спринтеры (С. Копылов Э. Гелашвили, Н. Ковш) проходят подготовку в разных группах с учетом индивидуальных черт, с соответствующим подбором спарринг-партнеров. При этом сильнейшие спринтеры имеют возможность тренироваться по индивидуальной программе, сохраняют положение лидеров, а на всесоюзных соревнованиях демонстрируют не только возросший уровень физической подготовленности, но и технико-тактические новинки. Это трудно обеспечить при объединении в одну тренировочную группу всех сильнейших спринтеров. Как следствие такой работы — укрепление позиций наших спринтеров на международной арене. В этом случае возникает достаточно

 

сложная и противоречивая проблема — реализовать в подготовке такого гонщика все закономерности спортивной тренировки, использовать наиболее эффективные средства и методы, но в таких соотношениях и сочетаниях, которые позволили бы ему максимально развить свои природные задатки. К сожалению, лишь немногие тренеры владеют в должной мере мастерством профессиональной подготовки, большинство же пытается добиться успеха наиболее простым путем — максимальной интенсификацией процесса подготовки.

Поистине неисчерпаемые резервы в достижении высших спортивных результатов заключены также в системе психической мобилизации спортсменов. Применение этого фактора как в тренировочном процессе, так и при острой конкуренции в условиях соревновательной деятельности позволяет велосипедистам максимально использовать имеющиеся функциональные возможности.

Чтобы обеспечить высокий авторитет велосипедному спорту, у нас имеются все возможности. Долг каждого специалиста, причастного к велосипедному спорту, сделать все для того, чтобы повысить эффективность и качество всей системы подготовки — от начального обучения до подготовки спортсменов международного класса.

 

 

ПРОГРЕССИВНЫЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

   
В. М. Максимова, мастер спорта СССР,
В. А. Орлов, кандидат педагогических наук, ВНИИФК
 

Среди многочисленных методов спортивной тренировки есть один, весьма действенный, но недостаточно широко известный, а потому мало применяемый на практике. Речь идет о так называемом прогрессивном методе тренировки. Суть его заключается в следующем.

При подготовке спортсмена к достижению определенного результата длину гоночной дистанции разбивают на определенное число отрезков. Соответственно делится время прохождения всей дистанции. На одной из тренировок спортсмен должен преодолеть отрезок, показав установленное время. На последующих тренировках длину тренировочной дистанции постепенно увеличивают. При этом время прохождения отдельных ее частей должно строго выдерживаться.

Такое положение можно проиллюстрировать конкретным примером. В велосипедном спорте при подготовке гонщика к выполнению временного норматива, дающего право на присвоение звания мастера спорта СССР в индивидуальной гонке на 50 км на шоссе (1 ч 12 мин), тренировочная программа с

 

применением прогрессивного метода может выглядеть следующим образом:

Таблица

Тренировочная программа

Тренировки

Длина отрезков дистанции (км)

Время прохождения отрезков

1-я

5

7.12

2-я

10

14.24

3-я

15

21.36

4-я

20

28.48

5-я

25

36.00

6-я

30

43.12

7-я

35

50.24

8-я

40

57.36

9-я

45

1:04.48

10-я

50

1:12.00

Library   19   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало